Нужны опыты. Интересные и захватывающие безопасные опыты для детей в домашних условиях

  • Дата: 12.10.2019

В Монтессори-группе обучение ведётся от конкретного к абстрактному. Поэтому эксперименты в Монтессори-среде являются первым введением в науку. Отличительная черта Монтессори-опытов - дети обязательно участвуют в проведении, а не просто смотрят со стороны. Поэтому все эксперименты для детей от трёх до шести лет понятны и просты в исполнении. Их можно провести дома и в классе.

Эксперименты с детьми 3–4 лет

  • Что притягивает магнит.

На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.

Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.

Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.

  • Плавает или тонет.

На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина - плавает, миску и кувшин с водой.

Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.

Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.

Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.

Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой - оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной - оно плавает у поверхности.

Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

  • Как пьют растения.

Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

Опыты для детей 4–5 лет

  • Как поднять уровень воды.

Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.

Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.

  • Смешивание цветов.

Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.

Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой - красную краску.

Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после - с красным и синим.

Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом - это смешиваемые краски, один под ними - результат.

  • Конденсация.

Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.

Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.

  • Наблюдение за скоростью испарения.

Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну - в тепло, другую - в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.

Опыты для детей 5–6 лет

  • Огнеупорный шарик.

Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.

  • Что горит, а что - нет.

Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда - он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.

Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.

Научные открытия подарили человечеству много оригинальных идей. В дождливую погоду или когда скучно, некоторые из них станут отличным способом поразвлечься. Предлагаем к ознакомлению 10 крутых экспериментов. Они могут быть проведены в домашних условиях даже детьми, но желательно под присмотром взрослых. В этих опытах используются элементарные ингредиенты, которые всегда есть на кухне. Несложные, но интересные трюки базируются на принципах химии, физики и биологии. Ну что ж, приступим!

Что понадобится: сырое яйцо, две чаши (или тарелки), пустая бутылка от воды.

Ход эксперимента. Сожмите бутылку, чтобы из неё вышла часть воздуха. Затем приблизьте её горлышко к яйцу на тарелке, почти вплотную. Разжав пластиковую ёмкость, увидите, как желток всасывается внутрь бутылки - вместе с воздухом он спешит занять пустующий объем.

Почему это происходит? После сжатия часть воздуха «выдавилась», а это значит, что снаружи давление стало больше. Таким образом, воздух буквально «заталкивает» желток в бутылку.

Эксперимент: создайте неньютоновское вещество

Что понадобится? Вода, кукурузный крахмал, глубокая миска для смешивания, пищевой краситель. Наденьте старую одежду, чтобы не запачкаться и накройте стол клеёнкой.

Ход эксперимента. В глубокую миску влейте стакан воды, затем всыпьте туда же стакан кукурузного крахмала и хорошенько всё перемешайте. По желанию можно добавить пищевой краситель. Теперь медленно погрузите руку в смесь. Как видите, сделать это очень легко. Проделайте то же самое, но с усилием - в результате вещество будет «отталкивать» руку.

Почему это происходит? Oobleck - это неньютоновское вещество. Иногда (например, когда его наливают), оно проявляет себя как жидкость. Но! Когда вы давите на смесь - она ведёт себя, как твёрдое тело, а при ударе может подействовать даже отталкивающе.

Сода и уксус - вместо насоса!

Что нам понадобится: обычный уксус, бутылки с узким горлышком, воздушные шарики, пищевая сода.

Ход эксперимента. По подобному принципу делают мини-гейзер, но мы немного модифицируем известный эксперимент. Нальём в бутылки по 50–100 грамм уксуса. Сделав из бумаги рулончик, один его конец закладываем в воздушный шарик, который нужно надуть. Внутрь другого конца своеобразной трубки засыпаем 2–3 столовые ложки соды. Теперь нужно аккуратно надеть шарики на горловины бутылок. Следите за тем, чтобы сода не высыпалась из этих резиновых ёмкостей преждевременно. Приготовления закончены, можно приступать к самому интересному. Высыпаем содержимое шариков внутрь бутылки и наслаждаемся просмотром.

Почему это происходит? Молекулы соды и уксуса моментально соединяются, и происходит мощная реакция. В результате вырабатывается диоксид углерода (СО 2), который надувает шар настолько сильно, что может даже взорвать его.

Окрашивание цветов капиллярным методом

Что нам понадобится: свежие белые цветы (отлично подойдут маргаритки и гвоздики, за неимением цветов можно даже использовать сельдерей), стеклянная банка, пищевой краситель, ножницы. Также советуем запастись терпением, поскольку полный результат эксперимента вы увидите только через 24 часа. Но уже через некоторое время можно следить за тем, как происходит удивительное перевоплощение.

Ход эксперимента. Внутрь банки наливаем воду, туда же добавляем краситель любого цвета. Опускаем в эту жидкость цветы, и наблюдаем за тем, как нежные белые лепестки постепенно окрашиваются в другой цвет.

Почему это происходит? Вода испаряется из лепестков цветка, поэтому стебелёк впитывает в себя цветную жидкость из банки. Постепенно окрашенная жидкость достигает и его лепестков.

Определяем количество сахара в газировке

Что понадобится? Невскрытые банки диетических и сладких напитков, большой контейнер с водой (для этого опыта также подойдёт и ванна).

Ход эксперимента. Погружайте банки с газировкой в воду. Не все они опустятся на дно. Те, которые остались плавать под поверхностью, содержат в себе много сахара. «Тяжёлые» напитки смело могут пить поклонники диет.

В чём причина такого несоответствия? Плотность обычных и диетических газированных напитков разная, на её величину влияет содержание сахара. В результате одни баночки бултыхаются в воде, тогда как диетические напитки смело идут ко дну.

Волшебный мешочек

Что понадобится: Пакет с особой пластиковой застёжкой, пару заострённых карандашей, кружка воды. Рекомендуем проводить эксперимент над раковиной или ванной, поскольку искушение вытянуть карандаши после проведения опыта будет велико!

Ход эксперимента. Наполняем пакет водою и застёгиваем. Затем стремительно прокалываем его насквозь несколькими карандашами, по очереди. Как видите, пробоины даже не дали брешь - кулёк остался полностью герметичным.

Почему это происходит? Плотный пакет с застёжкой состоит из гибких полимеров. При проколах пластичная поверхность герметично уплотняется вокруг карандаша, поэтому она не протекает.

Очистка медных монет в домашних условиях

Что нам понадобится? Потемневшие монеты, 1/4 стакана белого уксуса, одна чайная ложка соли, стакан воды, две миски (неметаллические), бумажные полотенца. Советуем надеть очки, чтобы защитить глаза.

Ход эксперимента. В миску наливаем воду, уксус и добавляем соль. В готовый раствор помещаем монеты. Через некоторое время оцениваем степень их очищения.

Как это работает? Уксусная кислота входит в реакцию с солью, что помогает очистить медные гроши от оксида меди. Ополосните монеты водой после проведения опыта, иначе они приобретут зеленоватый цвет. После очистки десятка медных монет сделайте ещё один интересный опыт. Положите в старый раствор металлическую монетку. Вы увидите, как стальной цвет сменится желтоватым. Это произошло потому, что металл привлёк к себе молекулы оксида меди.

Летающие призраки

Что нам понадобится? Надутый воздушный шар, вырезанные из папиросной бумаги призраки, и что-то для генерации статического электричества (для этой цели сгодится ваша одежда или волосы!).

Ход эксперимента. Приклеиваем бумажные фигурки одним концом к столу при помощи скотча. Затем сильно натираем воздушный шар об одежду или волосы, и приближаем его к лежащим силуэтам. О нет! Призраки проснулись и пытаются взлететь!

Как это работает? Растирание резинового шарика о ткань или волосы создаёт на поверхности отрицательный заряд, который притягивает бумажные привидения к себе.

Опыт с танцующим изюмом

Что нам понадобится: изюм, бутылка минеральной воды, прозрачный стакан для питья

Ход эксперимента. Этот опыт предельно прост. Наливаем в стакан минеральную воду. Туда же добавляем горсть изюма, и наблюдаем за тем, как он «танцует» в стеклянной ёмкости.

Почему это происходит? Мельчайшие пузырьки углекислого газа (CO 2) цепляются за неровную поверхность изюминок. В результате они становятся светлее и поднимаются на поверхность, где пузырьки лопаются. Затем изюм становится тяжёлым и падает обратно вниз, где его опять настигают пузырьки СО 2 .

Цветная молочная живопись

Что нам понадобится? Два пластиковых блюда, молоко, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло. Поскольку будем иметь дело с красителями, желательно прикрыть одежду фартуком.

Ход эксперимента. Наливаем в мисочку немного молока - только чтобы покрыть дно. Затем на его поверхность капаем цветной краситель. Обмокнув ватную палочку в жидкое мыло, прикасаемся к эпицентру цветовых вкраплений на молочной поверхности. Теперь начинаем рисовать сюрреалистичные разводы.

Почему это происходит? Пищевой краситель не такой плотный, как молоко, поэтому сначала его капли держатся на поверхности. Но добавление мыла на кончике ватной палочки ломает поверхностное натяжение молока путём растворения жировых молекул. Молекулы краски плавно движутся по молочной поверхности, отталкиваясь от мыльного слоя.

Проделайте эти интересные эксперименты дома, вместе с детьми или в дружной компании. Вы и сами не заметите, насколько быстро пролетит время за этим полезным развлечением, а пытливые умы юных всезнаек будут брать на абордаж всё новые научные вершины.

Выбирая подарок для одиннадцатилетнего племянника, без книги обойтись я никак не могла))). Было принято решение искать среди книг, направленных на максимальное отвлечение парня от современных гаджетов. Так как он у нас очень сообразительный и любознательный, надеюсь, что летние каникулы он проведет нескучно без планшета, а с помощью этой книги и еще одного подарка, но это уже другая тема. Остановилась я на "Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях", Егор Белько, издательство Питер.

ISBN 978-5-496-01343-7

Домашние эксперименты. Наверное, нет ребенка, который не заинтересовался бы и не захотел соорудить извергающийся вулкан дома или «поселить» облако в банке, радугу в стакане, затолкать все-таки яйцо в бутылку или вырастить фиолетовую ромашку. А тем более, когда все, что для этих экспериментов необходимо, есть дома: на рабочем столе или у мамы на кухне, и не понадобятся никакие специальные реактивы и химикаты. Самое «опасное» средство для проведения экспериментов из этой книги, пожалуй, уксус.

На каждом развороте дано подробное описание эксперимента: необходимые материалы, описание подготовки и хода эксперимента и его научное объяснение, а также понятные и красочные иллюстрированные подсказки. Все эксперименты очень простые, а всё необходимое для их проведения можно легко найти в каждом доме. С лет 6-7, я думаю, уже можно книгу давать ребенку для самостоятельных занятий, а до этого возраста можно прекрасно провести время вместе с мамой, а лучше даже с папой (папы лучше умеют объяснять свойства предметов и материалов, у них как-то проще и понятнее получается)))











Моей дочери почти 3 года, но мы тоже любим экспериментировать. Например, мы уже делали , соорудили целую инсталляцию горной вершины и извергающегося в ней вулкана, и со льдом и просто красили "содовыми" красками, а потом "пенили" рисунок уксусом или можно раствором лимонной кислоты. Восторг ребенка обеспечен, и если даже он не уяснит причину происходящего, то уж точно запомнит впечатления от увиденного. Цель и задача подобных занятий с ребенком - просто и доступно показать, что любому явлению природы или жизни человека есть простое объяснение, и мы весте можем понять его составляющие; разбудить интерес ребенка ко всему, что имеет логичное научное объяснение, но не дает импульса любопытству с первого взгляда; научить ребенка искать истину происходящего; да и просто дать понять, что из любого предмета или материала, найденного на кухне, во дворе или ванной, можно сделать своими руками что-то интересное и увлекательное. Книгу мы уже отправили племяннику, но я сфотографировала все развороты, что повторить эксперименты с дочерью. Информации о подобных вещах сейчас в сети очень много, и если постараться, то можно составить свою собственную книгу "домашних экспериментов", но если не хочется тратить уйму времени на поиски или как раз праздник на носу у любимых ребятишек, то эта книга достойна внимания.





Мастер-класс

«Веселые научные опыты для детей и взрослых» (внеурочная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности)

В соответствии с ФГОС «значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Исследовательская проектная деятельность младших школьников может быть ориентирована на организацию самостоятельных исследований

По изучению флоры и фауны;

Полезных ископаемых и горных пород;

Проведение фенологических наблюдений;

Изучение свойств окружающей природы, веществ и материалов.

Исследовательская деятельность формирует умения работать с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Выбрана групповая форма работы, что способствует формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Целью моей работы является формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.

2. Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.

3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Особое значение для развития личности школьни­ка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практиче­ского взаимодействия с окружающей средой обеспечи­вает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выя­вить их скрытые существенные связи с явлениями при­роды. В школьном возрасте такие пробующие дей­ствия существенно изменяются и превращаются в слож­ные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как шарик проникает в 3л банку или званый ужин

Опыт показывает, как теплый воздух при охлаждении стремится уменьшиться в объеме и таким образом втягивает шарик в банку.

Суть опыта :

Материал: воздушный шарик, вода,стеклянная банка, чайник с горячей водой

Этапы эксперимента:

  • Наливаем воду в воздушный шарик на столько, что бы шарик не смог проникнуть в горлышко трехлитровой банки.
  • Кипятим в чайнике воду.
  • Наливаем горячую воду в трехлитровую банку.
  • После того, как стенки банки прогрелись выливаем воду из банки.
  • Помещаем шарик с водой на горлышко банки.
  • Наблюдаем, как шарик сам проникнет в банку.

Что тут скажешь? Опыт демонстрирует зависимость между объемом, давлением и температурой газа. Подробности - ниже.

Горячая вода, оказавшись в банке, нагревает стеклянные стенки сосуда. Когда воду выливают, стекло начинает охлаждаться, отдавая тепло воздуху, находящемуся внутри банки. То есть воздух нагревается. А это значит, что молекулы двигаются быстрее, и расстояние между ними увеличивается.

Положив шарик на горлышко банки, мы, тем самым, перекрываем вход-выход молекул и создаем постоянный объем внутри емкости. Но помним, что воздух разогретый, расстояние между молекулами больше, чем при нормальных условиях, а, следовательно, их количество на единицу объема меньше.

Вариантов развития событий тут два. При уменьшении температуры может уменьшатся объем при постоянном давлении. Или уменьшаться давление при постоянном объеме.

Если мы закроем такую банку металлической крышкой, то это будет второй вариант. И при открытии уже остывшей банки мы услышим щелчок – это разница давлений. Таким способом стерилизуют банки для разных съедобных заготовок.

В нашем случае «крышка» не жесткая, и поэтому втягивается в банку. Таким образом давление остается постоянным, а шарик оказывается в банке.

Ловкое яйцо

Опыт иллюстрирует, как при помощи огня можно протолкнуть яйцо в бутылку и достать его обратно, не повредив яйцо.

Суть опыта : Что бы протолкнуть яйцо в бутылку нужно уменьшить давление внутри нее. Из-за сжигания кислорода в бутылке давление уменьшилось, а снаружи осталось прежним. Поэтому давление сверху и вдавило яйцо внутрь. Что бы достать яйцо из бутылки, нужно уменьшить давление снаружи нее. Это очень удобно сделать, если поместить горлышко бутылки в больший сосуд, в котором и понизили давление все тем же огнем. Яйцо от разности давление не пострадало и вполне пригодно в пищу.

Материал: бутылка, трехлитровая банка, вареное куриное яйцо, пластилин, газовая зажигалка, бумажный кораблик и самолет

Этапы эксперимента:

  • Чистим вареное яйцо.
  • Поджигаем бумажный кораблик.
  • Бросаем кораблик в бутылку.
  • Накрываем горлышко бутылки яйцом. Яйцо внутри.
  • Берем трехлитровую банку.
  • Горлышка для герметизации уплотняем пластилином.
  • Поджигаем бумажный самолетик.
  • Бросаем самолетик в банку.
  • Накрываем банку бутылкой с яйцом, горлышком вниз.
  • Яйцо оказывается в банке.

Итак, для того чтобы извлечь яйцо из бутылки, надо его, для начала, туда поместить.

Сей опыт проводили много раз, и интернет кишит публикациями про это. Поджигаем бумагу, кидаем в бутылку, ставим вареное очищенное яйцо в горлышко, и оно всасывается.

А вот когда дело касается объяснения процессов, благодаря которым это происходит – тут мнения расходятся. Есть предположение, что кислород сгорает, воздух становится разреженным (или вовсе вакуум), и яйцо из-за разницы давлений внутри и вне бутылки скользит вниз. Другой подход объясняет разницу давлений из-за изменения температуры. Т.е. когда бумага горит – воздух нагревается, и, следовательно, плотность его в емкости становится меньше. Когда яйцо ограничивает поступление воздуха в бутылку, и горение прекращается, воздух начинает остывать, температура падает, а вместе с ней падает и давление.

Вернемся к первому предположению о сгоревшем кислороде и вакууме. Само собой это так. Он действительно вступает в химическую реакцию, итогом которой всегда является CO 2 + H 2 O . Ничто никуда не девается, просто меняется химический состав газа. Соответственно и вакуума быть не может.

На помощь приходит логика и смекалка. Надо поменять местами условия, в которых находится яйцо. Т.е. перевернем бутылку «вверх ногами» и создадим более низкое давление вне ее. Поджигать помещение и резко его остужать – не вариант. Можно, конечно, забраться высоко в горы, где давление пониженное, захватив с собой закупоренную бутылку, и там ее открыть. Но это тоже способ не из легких. Нужно просто ограничить пространство не помещением, а несколько меньшим объемом. Например банкой, размер которой больше бутылки, и из которой потом будет возможность достать яйцо, не повреждая его. Герметичность в этом случае обеспечит пластилин. Повторяем все действия в той же последовательности , и яйцо на свободе.

Укротитель воды или атмосферное давление

Опыт показывает, чтов ода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

Суть опыта :Вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в емкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость.

Материал: емкости с водой, краски акриловые, листы бумаги

Этапы эксперимента:

  • Наливаем в сосуды воду.
  • Для красоты добавляем акриловые краски в воду.
  • Кладем на каждый сосуд сверху по листу бумаги.
  • Придерживая лист бумаги рукой, переворачиваем сосуды.

Атмосферное давление – это давление воздуха на земную поверхность и на все находящиеся в атмосфере предметы, созданное гравитационным притяжением Земли. Оно распространяется во все стороны с равной силой. То есть и вверх тоже.

Если наклонить наполненный водой стакан, вода начнет выливаться из него, потому что на нее действует сила тяжести, и ничто не мешает жидкости устремиться вниз.

Для того, чтобы вода не вылилась из сосуда, можно пойти несколькими путями. Закрыть плотной крышкой, заморозить, не переворачивать стакан. Или, наконец, просто не наливать ее туда.

Но мы не ищем легких путей.

Попробуем создать такие условия, при которых воду в сосуде удерживает именно атмосферное давление, не смотря на силу тяжести.

Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения . Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.

Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.

Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.

Бумажные цветы на воде

Опыт демонстрирует, как распускаются бумажные цветы, попадая в воду, и как снежинку из зубочисток можно превратить в звезду.

Суть опыта : Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется .

Материал: фильтровальная бумага , бумага для принтера , два маркера разного цвета , ножницы , зубочистки , пипетка , аквариум или блюдца с водой

Этапы эксперимента:

  • Вырезаем из бумаги для принтера ромашки, раскрашиваем серединки в желтый цвет.
  • Вырезаем из фильтровальной бумаги ромашки, раскрашиваем серединки в синий цвет.
  • Лепестки ромашек складываем к серединке.
  • Кладем закрытые цветы на воду. Наблюдаем, как ромашки распускаются.
  • Ломаем пять зубочисток пополам, но не до конца.
  • Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку.
  • Капаем в центр снежинки воду. Наблюдаем, как снежинка превращается в звезду.

Поговорим о цветах. Бумажных.

С чего бы это им «распускаться» на воде? Для ответа на этот вопрос обратимся к составу, способу изготовления и свойствам бумаги.

Для изготовления бумаги используют преимущественно растительные вещества, обладающие длинным волокном и не растворимые в воде. В основном, это целлюлоза, содержащаяся в древесине. Она обладает свойством при смешивании с водой создавать однородную пластичную массу.

Волокна целлюлозы размалывают до размера 1-2 мм, смешивают с различными добавками, разбавляют водой. Затем прессуют и сушат.

В результате получается пористо-капиллярный плоский материал, волокна которого связаны между собой, в основном, водородными связями. За счет этого обычная бумага при размачивании водой теряет механическую прочность. А, например, в неполярных растворителях, таких как керосин или масло, прочность бумаги не изменится.

Бумага для фильтров содержит минимальное количество примесей, а, следовательно, в ней больше целлюлозы, чем в обычной бумаге. Поэтому она распрямляется практически моментально.

А как же зубочистки?!

Чему тут удивляться? В древесине содержится 46-56% целлюлозы, так что по всем законам сухое дерево при попадании на него воды так же разбухает и становится более упругим.

Так что вода умеет разрушать, восстанавливать, создавать, радовать, огорчать… Впрочем, как и деньги.

Воздушный шарик и хлопья и статистическое электричество

Шарик заряжается статическим электричеством когда его трут о шерстяную поверхность. После этого к нему притягиваются овсяные хлопья.

Суть опыта : Натерев воздушный шарик о шерсть, шарик приобретает отрицательный заряд. Если после этого его поднести клегких овсяным хлопьям, они начнут к нему притягиваться даже на расстоянии в несколько сантиметров.

Материал: воздушный шарик, овсяные хлопья, шерстяная ткань,тарелка

Этапы эксперимента:

  • Насыпаем овсяные хлопья в тарелку.
  • Надуваем воздушный шарик.
  • Трем шариком о шерстяную поверхность.
  • Подносим шарик над хлопьями.

Когда после долгого трудного дня, приходя домой, снимаешь с себя шерстяную одежду, можно слышать характерное потрескивание, а если в комнате достаточно темно, то можно даже увидеть проскакивающие искры. У этого явления и того, что показано на видео общая электрическая природа.

Когда шарик натирается о шерстяную ткань, то происходит перераспределение электронов в обоих веществах. При этом то вещество, которое обладает большим сродством к электронам, то есть большей способностью удерживать электроны, заряжается отрицательно, другое – положительно. В нашем случае шерсть заряжается положительно, резиновый шарик заряжается отрицательно. То есть, натирая шарик, мы буквально «вырываем», «отбираем» электроны шерсти.

Однако почему мелкие предметы, хлопья не имея прямого контакта с шаром и изначально незаряженные ни положительно, ни отрицательно, тем не менее, притягиваются к нему? Тут следует сказать, что и шар, и хлопья состоят из диэлектрика, материала, не проводящего электрический ток. Диэлектрики обладают свойством поляризации – во внешнем электрическом поле на их поверхности образуется или, как говорят «индуцируется» избыточный положительный или отрицательный заряд, в зависимости от конфигурации поля. Шарик, как мы выяснили, заряжен отрицательно, он вызывает перераспределение заряда на поверхности хлопьев, в результате чего они превращаются в электрические диполи, положительно заряженные «концы» которых обращены по направлению к шарику. И хлопья-диполи, своими положительными притягиваются к шару.

Следует сказать, что у наших предков интерес к электричеству возник именно в связи с явлением электризации тел трением. Но если человечество знакомо со статическим электричеством так давно, означает ли, что в наш компьютерный век оно абсолютно потеряло к нему интерес? Нет. Зачастую электризация тел и последующие за ним разряды несут в себе большую опасность. Микроэлектроника может запросто выйти из строя из-за проскочившей искры, поэтому материнские платы, процессоры всегда кладут в антистатические пакеты. По этой же причине к бензовозам, которые электризуются из-за непрерывного трения шин о дорожное покрытие сзади цепляют металлические цепи, которые волочатся по земле и служат заземлением.

Но вместе с тем статическое электричество может принести пользу. Когда требуется создать большой заряд, на помощь приходят генераторы высокого напряжения, например широко известный генератор Ван дер Граафа (есть даже такая рок-группа), в котором заряд получают за счет трения резиновой ленты о щетки. Подобные генераторы применяются например в ускорителях частиц или при реакторах термоядерного синтеза.

Магнитные танцы

Опыт иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью.

Суть опыта : Как известно, железо притягивается к магниту, в отличии от меди. Не зависимо от формы железа, будь то, мелкие опилки, более крупная стружка или простая канцелярская скрепка, железо одинаково хорошо притягивается к магниту.

Материал: постоянный магнит, железные и медные опилки, железная стружка, стеклянная пробирка, канцелярские скрепки

Этапы эксперимента:

  • Смешиваем медные и железные опилки.
  • С помощью постоянного магнита легко разделяем смесь опилок.
  • Насыпаем железную стружку в стеклянную пробирку.
  • Переворачиваем пробирку на лист стекла.
  • Снизу подносим постоянный магнит.
  • Убираем пробирку. Столб из железных стружек остается стоять на стекле.
  • Из канцелярских скрепок делаем человечков.
  • Кладем их на лист стекла.
  • Подносим снизу стекла постоянный магнит.
  • Крутим магнит под стеклом, человечки «танцуют».

Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс

«Веселые научные опыты для детей и взрослых»

Учитель начальных классов

Степанова Людмила Александровна

г. Югорск, 2014.

В соответствии с ФГОС «значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Исследовательская проектная деятельность младших школьников может быть ориентирована на организацию самостоятельных исследований

По изучению флоры и фауны;

Полезных ископаемых и горных пород;

Проведение фенологических наблюдений;

Изучение свойств окружающей природы, веществ и материалов.

Исследовательская деятельность формирует умения работать с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Выбрана групповая форма работы, что способствует формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Целью моей работы является формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.
  2. Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.
  3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В школьном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Добрый день, дорогие гости.

В мире много интересного, о чём нам предстоит еще узнать. Много загадок, которые нужно разгадывать. А ведь может быть так, что этими открывателями могут стать наши маленькие исследователи.

Мы начинаем своё небольшое занятие со слов известного героя из сказки «Золушка»:

«Я – не волшебник, я только учусь». (Слайд 4)

Итак, волшебство начинается:

  1. Пожелания.

Мы всегда с вами, идя на урок, ставим цель, чему хотим научиться. Цель – желание научиться чему-либо или достичь чего-либо.

Это занятие – необычное. И цель мы сформулируем необычную. В этой цели – пожелании вы впишите ответ на вопрос: чего вы ждёте от занятия? Каким он должен быть? (увлекательным, интересным, поучительным, полезным и т.д.).

У вас на столах раствор. Возьмите ватные палочки и напишите ваше пожелание к этому уроку, желательно, в одно слово и, чтобы оно уместилось на листе формата А4.

А теперь макните ватные тампоны в раствор йода, который стоит у вас на столах, проведите тампоном 3-4 раза по своим надписям.

(Читают пожелания, учитель, вместе с ребятами, вывешивает пожелания на доску)

Мы все вместе постараемся, чтобы все пожелания исполнились.

А теперь, скажите мне, пожалуйста, отчего бесцветные надписи проявились на этих листах? (Произошла химическая реакция между крахмалом и раствором йода).

Мы с вами уже находимся на пороге страны «Химифизия» (слайд 5)

Приглашаем Вас, уважаемые взрослые, вместе с нами побывать в волшебной стране, стать настоящими магами-волшебниками.

Ученик: Людмила А., но ведь туда не каждого пускают!

Да, мы забыли самое главное - повторить правила этой страны: (слайд 7)

1. Внимательно слушать инструкции учителя!

2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно.

3. Никогда не ставить их на край парты.

4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана.

5. По окончании работы все оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок.

6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!

Итак, продолжаем наше волшебство.

Демонстрация опытов

  1. Как шарик проникает в 3л банку или званый обед (слайд 8)

Воздушные шарики есть нельзя. Однако существует один предмет, который с удовольствием их поглощает. Это обычная стеклянная бутылка. Давайте устроим бутылке званый обед. А в этом нам поможет ….

Ученик:

Этот опыт, как и все остальные, нужно проделывать только с помощью взрослых!!!

- Мы налили заранее до урока горячую воду в банку, чтобы ее нагреть.

Л.А. сейчас вылила воду, а я сейчас закрою наполненным водой шариком.

Обратите внимание, что сейчас произойдет.

Пока наша прожорливая банка будет наслаждаться вкусным обедом, мы покажем вам еще одно волшебство.

  1. Золушка или волшебный шарик (слайд 9)

- А в этом нам поможет Эвелина Я.

Вспомним сказку про Золушку. Пока мы готовили обед, Золушка просыпала перец и соль на кухне. Ей предстоит отделить это все. Как же это сделать до приезда злой мачехи и её дочерей?

А нам, возможно, помогут гости? …

Ученик:

Нам понадобится обыкновенный надутый шарик.

(демонстрирует и выполняет вместе с участниками)

Потрите шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесите к блюдечку. Посмотрите, что получилось: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Золушка спасена!

Точно также можно собрать овсяные хлопья, сделать «красивую» прическу, быть повелителем ватных облаков, заставить танцевать бумажные человечки, управлять струйкой воды и т.д.)

Вывод: Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему!

В этом нам помогает статическое напряжение.

Продолжение 1 опыта «Как шарик проникает в 3л банку или званый обед (слайд 8)

Может, кто из вас нам откроет тайну? ....

Посмотрите, шарик настолько плотно втянулся в банку, что невозможно его оторвать. А как нам открыть банку? ... (учен. демонстрирует )

Вывод: Это все физика. Опыт показывает, как теплый воздух при охлаждении стремится уменьшиться в объеме и таким образом втягивает шарик в банку. Когда частички находят мельчайшее место проникновения в банку, они устремляются в нее и своим давлением открывают крышку.

- С этим явлением мы сталкиваемся во время закрывание крышек при мариновании и консервировании.

  1. Ловкое яйцо

Есть животные, которые могут пробраться в самую узкую щель. Они способны управлять своим телом, чтобы протиснуться даже в маленькое пространство. Оказывается, этой способностью наделены не только животные, но обычное куриное яйцо.

Ученик:

Званый обед продолжается. Для этого опыта нам понадобятся: очищенное сваренное вкрутую яйцо, стеклянная бутылка с узким горлышком, бумага, спички или зажигалка.

Л.А. закинула спичку в бутылку, а я закрыл горлышко яйцом.

Посмотрите внимательно, что сейчас произойдет.

А теперь будем доставать яйцо из бутылки.

Может, уважаемые гости, вы сможете объяснить этот опыт, и сумеете подсказать, как же вытащить обратно яйцо.

Вывод: Из-за сжигания кислорода в бутылке давление уменьшилось, а снаружи осталось прежним. Поэтому давление сверху и вдавило яйцо внутрь. Что бы достать яйцо из бутылки, нужно уменьшить давление снаружи нее. Это очень удобно сделать, если поместить горлышко бутылки в больший сосуд, в котором и понизили давление все тем же огнем. Яйцо от разности давление не пострадало и вполне пригодно в пищу.

  1. Укротитель воды или атмосферное давление (слайд 12)

Вода – самое удивительное вещество на земле. Как много объяснимого и в то же время необъяснимого таиться в этом уникальном веществе.

Ученик:

А я сейчас стану укротительницей воды. У меня волшебные руки.

Беру емкость с подкрашенной водой, прикладываю на нее лист бумаги. А сейчас переверну емкость. Скажите мне, пожалуйста, что произойдет?

А теперь внимательно смотрите, как я проделываю опыт. После показа попробуете выполнить его с нами. Обращаю внимание, это волшебство недолго длиться из-за определенных явлений. Нужно через некоторое время снова перевернуть емкость, иначе вода попытается вылиться из нее.

Молодцы. И вы стали укротителями воды. А что же произошло?

Вывод : (обращаю внимание на слайд)- опыт показывает, что в ода не выливается из емкости благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

  1. Звездочки из снежинок

А теперь мы предлагаем вам проделать вместе с нами еще один опыт.

Для этого нам понадобятся 5 зубочисток, которые вы надломите аккуратно так, чтобы не сломать их. Складывайте зубочистки сломанными концами друг к другу, получается импровизированная снежинка. Капните в центр снежинки воду и наблюдайте.

  1. Бумажные цветы на воде

А теперь, мы с моей помощницей, раздадим вам кусочки маленькой свернутой бумаги. А при проведении следующего опыта, вы увидите, что в нем спрятано.

У вас на партах находятся блюдца с водой. Аккуратно кладите свои кусочки бумаги в воду и вы увидите, что в них спрятано.

Ученик:

- Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется.

Дорогие гости, вот и завершается наше необычное занятие. Посмотрите на ваши пожелания и скажите, пожалуйста: достигли ли мы цели?

Ребята, приглашаю вас к столу.

Мы хотим завершить наше занятие все теми же словами: Я - не волшебник, я только учусь! Слайд 1

Степанова Людмила Александровна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Югорск ХМАО-Югра Веселые научные опыты для детей и взрослых физика и химия мастер - класс

Цель исследовательской деятельности: формирование умений младших школьников познавать окружающий мир через опыт научно - практической деятельности. Ожидаемые результаты: Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности научатся проводить простейшие практические опыты по изучению свойств разных предметов; - использовать различную информацию для обоснования наблюдений; познавать картину мира и делать простейшие выводы с опорой на науку. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Глоссарий Химия – наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях. Физика - это наука о материи (в виде вещества и полей) и о наиболее общей форме её движения, а также взаимодействия природы, управляющее движением материи.

Я - не волшебник, я только учусь

ХИМИФИЗИЯ

1. Внимательно слушать инструкции учителя! 2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно. 3. Никогда не ставить их на край парты. 4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана. 5. По окончании работы всё оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок. 6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!

Как шарик проникает в 3л банку или званый обед

Золушка или волшебный шарик

Укротитель воды или атмосферное давление

Может быть, он вырастет учёным, А быть может, станет футболистом... Главное, чтоб был он увлечённым, Чтобы сердце было добрым, чистым…

ВОПРОСЫ 1. КАКОГО ЦВЕТА ВОДА? 2. КАКОГО ЦВЕТА МОЛОКО? 3. НАЗОВИ ПРОЗРАЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА. 4. ПОЧЕМУ НА ДНЕ ОКЕАНА ТЕМНО? 5. ВСЕГДА ЛИ ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ? 1. ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ? 2. ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВОДОЙ ПРИ НАГРЕВАНИИ? 3. ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕЙ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ? 4. КАК РАБОТАЕТ ТЕРМОМЕТР? 5. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ТЕРМОМЕТРА?


Совсем скоро выходит ремейк «Охотников за привидениями», и это отличный повод пересмотреть старый фильм и изучить неньютоновские жидкости. Один из героев фильма, глуповатое привидение Лизун, - хороший образ для визуализации. Это персонаж, который очень любит кушать, а ещё он умеет проникать сквозь стены.

Нам понадобится:

  • картофель,
  • тоник.

Что делаем

Очень мелко (можно измельчить в комбайне) режем картофель и заливаем горячей водой. Через 10–15 минут слейте воду через сито в чистую миску и отставьте в сторону. На дне появится осадок - крахмал. Слейте воду, крахмал останется в миске. В принципе, вы уже получите неньютоновскую жидкость. С ней можно играть и наблюдать, как под руками она твердеет, а сама по себе становится жидкой. Ещё можно добавить пищевой краситель - для яркого цвета.

Trevor Cox/Flickr.com

А теперь добавим немного магии.

Крахмал нужно высушить (оставить на пару дней). А затем добавить к нему тоник и сделать эдакое тесто, которое легко взять в руку. В ладонях оно будет сохранять свою консистенцию, а если вы остановитесь и перестанете его месить, начнёт растекаться.

Если включить ультрафиолетовую лампу, то вы и ваш ребёнок увидите, как тесто начнёт светиться. Это происходит из-за хинина, который содержится в тонике. Выглядит волшебно: сияющая субстанция, которая ведёт себя так, словно нарушает все законы физики.

2. Получить суперспособности

Герои комиксов сейчас особенно популярны, поэтому вашему ребёнку понравится чувствовать себя могущественным Магнето, который умеет управлять металлами.

Нам понадобится:

  • тонер для принтера,
  • магнит,
  • растительное масло.

Что делаем

С самого начала приготовьтесь к тому, что после проведения этого опыта вам потребуется много салфеток или тряпочек - будет довольно грязно.

В небольшую ёмкость насыпьте около 50 мл тонера для лазерных принтеров. Добавьте две столовые ложки растительного масла и очень хорошо перемешайте. Готово - у вас в руках жидкость, которая будет реагировать на магнит.


Jerald San Hose/Flickr.com

Можно приложить магнит к ёмкости и смотреть, как жидкость буквально прилипает к стенке, формируя забавный «ёжик». Будет ещё интереснее, если вы найдёте доску, на которую не жаль вылить немного чёрной смеси, и предложите ребёнку с помощью магнита поуправлять каплей тонера.

3. Превратить молоко в корову

Предложите ребёнку сделать жидкое твёрдым, не прибегая к заморозке. Это очень простой и впечатляющий опыт, правда, чтобы получить результат, придётся пару дней подождать. Зато какой эффект!

Нам понадобится:

  • стакан ,
  • уксус.

Что делаем

Нагреваем стакан молока в микроволновой печи или на плите. Не кипятим. Затем в него нужно добавить столовую ложку уксуса. А теперь начинаем мешать. Активно двигаем ложкой в стакане, чтобы увидеть, как появляются белые сгустки. Это казеин - белок, который содержится в молоке.

Когда сгустков будет много, слейте смесь через сито. Всё, что останется в дуршлаге, нужно встряхнуть, а затем выложить на бумажное полотенце и немного просушить. Затем начните разминать материал руками. Он будет похож на тесто или глину. На этом этапе можно добавить пищевые красители или блёстки, чтобы сделать белую массу ярче и интереснее для малыша.

Предложите ребёнку слепить что-то из этого материала - фигурку животного (например, коровы) или какой-нибудь другой предмет. Но можно и просто выложить массу в пластиковую форму. Оставьте сушиться на день-два.

Когда масса высохнет, у вас получится фигурка из очень твёрдого гипоаллергенного материала. Такую «самодельную пластмассу» использовали до 1930-х годов. Из казеина делали украшения, фурнитуру, пуговицы.

4. Управлять змеями

Получение реакции уксуса и соды - чуть ли не самый скучный опыт, который можно представить. «Вулканы» и «шипучки» не будут интересны современным детям. Зато можно предложить ребёнку стать «повелителем змей» и показать, как же всё-таки реагируют кислота и щёлочь.

Нам понадобится:

  • упаковка желейных червячков,
  • сода,
  • уксус.

Что делаем

Берём два больших прозрачных стакана. В один наливаем воды и насыпаем соды. Перемешиваем. Открываем упаковку желейных червячков. Лучше разрезать каждого из них вдоль, сделать тоньше. Тогда опыт будет более зрелищным.

Тонких червячков нужно положить в смесь воды и соды и перемешать. Отставить в сторону на 5 минут.

В другой стакан наливаем уксус. А теперь добавляем в этот сосуд червячков, которые побывали в стакане с содой. Из-за соды на их поверхности будут видны пузыри. Значит, реакция идёт. Чем больше червячков вы добавите в стакан, тем больше газа выделится. И спустя какое-то время пузыри будут поднимать червячков к поверхности. Добавите больше соды - реакция будет активнее и червячки сами начнут вылезать из стакана. Круто!

5. Сделать голограмму как в «Звёздных войнах»

Конечно, в домашних условиях настоящую голограмму создать сложно. Но её подобие - вполне реально и даже не очень трудно. Вы научитесь использовать свойства света и превращать 2D-картинки в объёмные изображения.

Нам понадобится:

  • смартфон,
  • коробка от компакт-диска,
  • канцелярский нож,
  • скотч,
  • бумага,
  • карандаш.

Что делаем

На бумаге нужно начертить трапецию. Чертёж можно увидеть на фото: длина нижней стороны трапеции - 6 см, верхней - 1 см.


BoredPanda.com

Аккуратно вырезайте трапецию из бумаги и доставайте коробку от CD. Нам нужна прозрачная её часть. Приложите выкройку к пластику и с помощью канцелярского ножа вырежьте из пластика трапецию. Повторите ещё три раза - нам понадобится четыре одинаковых прозрачных элемента.

Теперь их нужно склеить вместе с помощью скотча так, чтобы получилось подобие воронки или усечённой пирамиды.

Возьмите смартфон и запустите на нём одно из таких видео . Поставьте пластиковую пирамиду узкой частью вниз в центр экрана. Внутри вы увидите «голограмму».


Giphy.com

Можно запустить видео с персонажами из «Звёздных войн» и, например, воссоздать известную запись принцессы Леи или же полюбоваться собственным миниатюрным BB-8.

6. Выйти сухим из воды

Построить замок из песка на берегу моря сможет каждый ребёнок. А как насчёт того, чтобы выстроить его под водой? Попутно вы сможете изучить понятие «гидрофобный».

Нам понадобится:

  • цветной песок для аквариумов (можно взять и обычный, но его нужно промыть и высушить),
  • гидрофобный спрей для обуви.

Что делаем

Аккуратно высыпаем песок на большую тарелку или противень. Наносим на него гидрофобный спрей. Делаем это очень тщательно: распыляем, перемешиваем, повторяем несколько раз. Задача простая - убедиться, что каждую песчинку обволакивает защитный слой.


University of Exeter/Flickr.com

Когда песок высохнет, соберите его в бутылку или пакет. Возьмите большую ёмкость для воды (например, банку с широким горлышком или аквариум). Покажите ребёнку, как «работает» гидрофобный песок. Если насыпать его тонкой струйкой в воду, он опустится на дно, но останется сухим. Это легко проверить: пусть малыш возьмёт немного песка со дна ёмкости. Как только песок поднимется из воды, он рассыплется в ладони.

7. Засекречивать информацию лучше, чем Джеймс Бонд

Писать секретные послания лимонным соком - прошлый век. Есть другой способ получить невидимые чернила, который к тому же позволяет узнать немного больше о реакции йода и крахмала.

Нам понадобится:

  • бумага,
  • кисть.

Что делаем

Сначала варим рис. Кашу можно будет съесть потом, а нам нужен отвар - в нём много крахмала. Опустите в него кисть и напишите на бумаге секретное послание, например «Я знаю, кто вчера съел всё печенье». Подождите, пока бумага высохнет. Крахмальные буквы будут невидимы. Чтобы расшифровать послание, нужно смочить другую кисть или ватный тампон в растворе йода и воды и провести ей по написанному. Из-за химической реакции на бумаге начнут проступать синие буквы. Вуаля!