В чем представляется смысл жизни. Идея «духовной элиты»

  • Дата: 23.09.2019

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без...

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о С. ж., к-рые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., представители домарксистской этики исходили из «человеческой природы», абстрактной, неподвижной и потусторонней по отношению к реальному историческому существованию человека, истолковывая ее либо как сверхчувственную сущность, либо антропологически и конструируя на этой основе идеал человека, в достижении к-рого усматривалось назначение человеческой деятельности, С. ж. Они полагали, что идеальные представления о значимости и направленности человеческой жизнедеятельности сами собой способны определить ее объективную ценность, и что можно преобразовать мир в соответствии с этими представлениями чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические интерпретации фактически обосновывали и защищали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных этических теориях С. ж. людей усматривается в реализации вне-исторических задач (религиозная этика), в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия (натуралистические теории – гедонизм, утилитаризм; самореализации этика) или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой жизнедеятельности в силу отсутствия у нее к.-л. объективной направленности (экзистенциализм и др. пессимистические доктрины). Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. По существу, подобную т. зр. разделяют также буржуазный конформизм, и моральный скептицизм. Марксистская этика, основываясь на материалистическом понимании общественного развития, утверждает, что представления о С. ж. зависят от всей совокупности общественных отношений. Но человек является активной силой, к-рая решающим образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя общественный прогресс. Подлинный С. ж., «тайна бытия» заключены в Содействии назревшим задачам общественного развития, в созидательном труде и социально-преобразующей деятельности, в ходе к-рых формируются предпосылки для всестороннего развертывания интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей самого человека. Лишь такая жизнедеятельность обладает объективной ценностью, смыслом. Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений людей марксистская этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе общественного прогресса. Развитие общественного производства, познания и общения увеличивает объективную значимость деятельности людей и обостряет субъективную потребность в исторически обоснованной ее ориентации. Но в условиях частнособственнических отношений человеческая деятельность выступает не как собственная, свободная, а как отчужденная (Отчуждение) от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о С. ж. Только в борьбе за революционное преобразование мира, в к-рой происходит самопознание и самоизменение человека, он выявляет всю меру значимости и ответственности своей исторической миссии, находя в этой борьбе подлинный смысл своего существования и силы для разрешения возникающих у него нравственных противоречий. Освободив людей от всех видов социальной зависимости, социализм создает такие общественные условия, в к-рых трудовая, политическая и духовная жизнедеятельность людей обогащается новым содержанием.

Смысл Жизни

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали...

Понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.

Смысл Жизни

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные...

Регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Вопрос, каков смысл жизни человека, задает себе практически каждый. Смысл жизни, понятие его является одним из центральных в философии или религии. Отсутствие смысла жизни может привести к депрессии и серьезным заболеваниям, поэтому искать ответ на него необходимо. Когда цель жизни пропадает, человек бывает несчастен, теряет интерес к жизни, что осложняет и существование находящихся рядом людей. В поисках жизни со смыслом кто-то обращается к религиозным текстам, кто-то проходит психологические тренинги, кто-то самостоятельно ищет ответ на этот вопрос, изучая трактаты известных философов.

Природа вопроса: какова цель и смысл жизни человека

Многие регулярно задаются вопросом: в чем смысл жизни человека? Необходимость найти ответ на этот вопрос отличает человека от животных. Животные существуют, удовлетворяя лишь определенный набор материальных потребностей – сон, питание, размножение, для некоторых животных важна еще коммуникация или общность. Человек, если не найдет ответа на вопрос: «В чем смысл моей жизни?», не сможет жить по-настоящему счастливо. Поэтому для человека так важны поиски смысла жизни.

Смыслы жизни – это некий компас, который позволяет понимать, что важно для дальнейшего существования, а что – нет. Жизнь со смыслом позволяет осознанно принимать решения в различных ситуациях. Наличие цели у человека делает его существование понятным, наполненным. Когда он знает, чего хочет, то может легко формировать стратегию своего пути.

Потеря смысла жизни, наоборот, ведет к депрессии. Человек может начать злоупотреблять спиртным, чтобы избавиться от грустных мыслей. Если вовремя не найти опору, не понять, в чем смысл жизни человека, можно даже стать алкоголиком. Ведь спиртное или наркотики – это уход от реальности, от необходимости задумываться, формировать собственные цели и ключевые области жизни.

Стоит ли искать смысл жизни?

Не все задумываются о том, как найти смысл жизни. Некоторые даже не размышляют об этом. Ведь есть успешные примеры людей, которые не задумывались о том, как прожить отпущенное им время, и прожили его вполне счастливо. Такого рода люди считают, что не стоит задумываться о наличии смысла бытия, достаточно просто жить и получать удовольствие. Однако это больше похоже на жизнь животных и растений, поэтому к старости, как правило, такие люди становятся глубоко несчастными и начинают переосмыслять свое бытие.

Близко к тем, кто не задумывается, какой смысл жизни человека, стоят те, кто считают, что цель бытия в том, чтобы просто жить. Необходимо просто выполнять свои функции отца или матери, ходить на работу, помогать родителям и так далее. Все так делают. И в этом и есть смысл жизни – просто ее прожить, выполняя свои социальные роли. Но это тоже иллюзия. Ведь человек, например, спит, чтобы восстановить свою энергию, а не для того, чтобы просто спать. Или есть не для того, чтобы наестся, а чтобы также появились силы для дальнейшей работы. Поэтому и смысл жизни не в том, чтобы просто ее прожить, а в том, чтобы что-то сделать, чего-то достичь.

Наконец, есть те, кто не смог легко найти для себя ответ на этот вопрос, считают, что в жизни нет смысла, а значит, и искать его не стоит. В результате эти люди также уподобляют себя растениям и животным, считая, что особого смысла жизни не существует.

Самореализация как жизненная цель

Достаточно популярным ответом на вопрос, какова цель жизни, является самореализация. Такая цель и смысл человеческой жизни означает, что человек достиг определенных успехов в какой-то из сфер жизни – в бизнесе, образовании, политике или каких-либо социальных вопросах. Иными словами, в таком случае жизнь со смыслом заключается в том, чтобы человек оставил определенный след в истории, о его успехах будут помнить и, возможно, даже пользоваться плодами его трудов. Такая мотивация часто присутствует у ученых, которые хотят сделать какое-либо открытие и, таким образом, сохранить память о себе на длительный период.

Однако у данной цели имеется серьезный моральный аспект. Самореализовываться можно по-разному. Ведь известные преступники также самореализовались. Они достигли впечатляющих успехов в своих незаконных делах и операциях. О них тоже помнят, в своей сфере они являются признанными авторитетами. Да и в случаях с учеными, вопрос этики имеет существенное значение. Например, те, кто исследовал строение атома, наверняка хотели просто понять природу устройства мира. В результате же появилась атомная бомба – один из самых страшных видов оружия.

Сохранение здоровья

Некоторые люди, особенно девушки или женщины, делают своим смыслом жизни сохранение красоты. Отвечая на вопрос, в чем смысл жизни женщины, они регулярно посещают различные фитнесс-залы, пользуются услугами врачей косметологов, применяют различные средства для омоложения и так далее. Все чаще начинают вести себя подобным образом и мужчины, уделяя очень пристальное внимание своему физическому здоровью.

Вести здоровый образ жизни, конечно, хорошо. Это действительно дает человеку больше энергии, в результате занятий спортом вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, что создает ощущение постоянно успеха и радости. Люди, которые активно и много уделяют времени своему здоровью, выглядят, конечно, счастливыми, поэтому и кажется, что они нашли свой смысл жизни. Однако это не совсем так. Долгие годы жизни, красивое тело, много энергии – для чего все это? Если только для того, чтобы преумножить эту красоту и здоровье, то это не совсем верно. Ведь каждый человек смертен. И даже самый лучший атлет все равно умрет, как бы он не старался сохранять свою физическую форму. Поэтому со временем все равно возникнет вопрос, а для чего нужно было вести такой образ жизни? Ведь можно было потратить всю эту энергию на что-то другое. Например, на самореализацию в каких-то сферах.

Зарабатывать деньги

В условиях материального мира все более популярным ответом на вопрос, где найти смысл жизни, является – в богатстве и накоплении благ. В результате все больше мужчин и женщин прилагают огромные усилия, чтобы заработать много денег для удовлетворения своих материальных желаний. При этом такие желания имеют свойство постоянно возрастать, человеку требуется еще больше денег и получается этакий замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться.

Перед смертью у людей, стремящихся накопить как можно больше денежных средств, появляется серьезная проблема – как поделить наследство. Более того, когда человек, жаждущий материальных благ, достигает старости, многие начинают даже ждать его смерти, чтобы получить доступ к его накоплениям. Это делает его глубоко несчастным.

Забрать же с собой в могилу свои накопления также смысла не имеет, и вот здесь как раз и возникает вопрос, а для чего нужно было столько времени и так тяжело работать? Ведь в процессе зарабатывания материальных благ такие люди многим жертвовали, начиная от внимания собственной семье и заканчивая получением каких-то простых жизненных удовольствий.

Как решался вопрос о смысле жизни раньше?

Вопрос о том, как найти смысл жизни волнует человечество на протяжении многих веков. Уже древнегреческие философы задавались вопросом: есть ли смысл жизни. К сожалению, дать четкого ответа на вопрос как найти смысл жизни, они не смогли, появились лишь несколько концепций, одна из которых – самореализация (ее автор – Аристотель) является популярной до сих пор. Позднее многие ученые пытались найти ответ на вопросы: «Что такое смысл или цель жизни, существует ли общая цель для человечества, должны ли отличаться цели мужчины от женских целей?»

Более четко ответ на вопрос о цели в жизни содержится в религиозных трактатах. Связано это с тем, что основой любой религии является человеческая душа. Если тело смертно, то душа живет вечно, поэтому смысл жизни состоит не в материальном, а в духовном развитии. И если рассмотреть наиболее популярные мировые религии, то можно сделать следующий вывод:

  • Собственное духовное развитие, искупление грехов, подготовка для перехода души в рай.
  • Искупление грехов прошлой жизни, очистка кармы, подготовка души для перехода в новое состояние вечного счастья (ведический аналог жизни в раю).
  • Подготовка к переходу в новую реальность или к реинкарнации (поселению в новое тело), причем переселение в новое тело может произойти как «с повышение статуса», если человек живет хорошо, соблюдает религиозные нормы, уделяет внимание своему духовному развитию, так и с понижением, если нормы нарушаются, и человек ведет неправильный образ жизни.

Духовное развитие

Смысл жизни в развитии души можно по-другому сформулировать, как обучение, прохождение определенной школы. В рамках данной концепции человек должен осуществлять поиск смысла жизни через свое духовное развитие. Причем не только в теории – читая соответствующую литературу, но и на практике. Практика, в данном случае, это форма экзамена. Если человек способен вести себя в соответствии с религиозными заветами, то экзамен будет сдан, и его переведут в следующий класс, где будут более сложные задания, проверяющие духовную силу и устойчивость «ученика».

Конечно, в процессе такого обучения есть, как и в обычной школе, перемены, когда можно отдохнуть, заняться различными приятными вещами. Но потом снова начинается урок, и снова нужно трудиться. Таким образом, философия жизни, как школы, требует значительных усилий. Ведь, постоянное развитие требует постоянных усилий, но, с другой стороны, отношение к трудностям как к урокам значительно облегчает их прохождение. Чтобы преодолеть жизненную проблему, достаточно понять, что человек делает не так, как делать правильно, и жизнь изменится в лучшую сторону. Кроме того, если нет смысла в жизни, всегда можно обратиться к опыту святых, добившихся впечатляющих успехов в своей деятельности.

Подготовка к переходу в новую реальность

Данная концепция говорит, что в процессе своей жизни человек проходит различные испытания, и чем больше он их пройдет, тем выше вероятность, что он будет готов к переходу в новую реальность. В некоторых религиях говорится о том, что существует несколько уровней жизни. Если человек занимается развитием своей души, он переходит на следующий уровень, где у него будут лучшие условия, но и испытания сложнее. Если же развития не происходит, а происходит даже деградация, в результате которой человека переведут в другую реальность более низкого порядка. В христианстве речь идет о рае и аде (если человек ведет себя порядочно, думает о душе, значит, он попадет в рай, а если грешит, то в ад). В ведических трактатах говорится о наличии десяти уровней реальности, на каждом из которых свои испытания и свои условия существования.

Размышления о вечной жизни и новой реальности могут помочь и когда не понятно, что делать, если нет смысла жить. В такой ситуации практически гарантирована депрессия, смысл жизни же не понятно, как обрести. Добиться восстановления желания жить помогают беседы с наставниками, близкими, которые могут подсказать, что делать, если не видит смысла жизни человек.

Как вернуть смысл жизни человеку?

Некоторые девушки, размышляя над вопросом, в чем смысл жизни женщины, предполагают, что в детях. Когда у них появляются дети, они посвящают им всю свою энергию. Однако дети со временем вырастают и становятся самостоятельными. В такой ситуации, многие мамы жалуются на то, что пропал смысл жизни, их ничего не радует, и смысла жить дальше – нет.

Возникает вопрос, как наполнить жизнь смыслом? Поиск смысла жизни начинается с ответа на вопрос: «Какова цель в жизни?». Как определить главную цель? Для начала рекомендуется составить список целей в жизни. Из полученного списка, следует выбрать, какие цели вдохновляют, придают силы, наполняют энергией. Это и будет главной личной целью, которая поможет ответить на вопрос в чем смысл жизни. Однако на этом этапе останавливаться не стоит, постановки целей не достаточно, когда жизнь вдруг перестала быть осмысленной. Необходимо понять, как достичь поставленной цели. Для этого придется понять, как изменить свою жизнь.

Духовные практики также могут помочь человеку, который считает, что нет смысла жить. Психология в таких ситуациях, как правило, не помогает. Она позволяет осуществить постановку целей, но при этом не говорит, как изменить свою жизнь. Размышления о душе, преодоление испытаний позволяют правильно поставить цель жизни, установить приоритеты и найти смысл жизни, как мужчине, так и женщине. Однако справедливости ради стоит сказать, что многим утратившим цель в жизни, тренинги личностного роста помогают менять модель жизни и становиться счастливее.

Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается смысл жизни, следует в первую очередь задумываться о своей душе. Жизнь со смыслом делает ее наполненной, радостной. Однако различные идеи о том, что следует сохранять красоту или копить материальные блага являются ложными, ведь в них нет духовной составляющей, которая и делает человека по-настоящему счастливым. Кроме того, необходимо знать, как правильно поставить цель и как потом ее добиваться. Это позволяет находить ответ на вопросы о том, зачем жить и как жить. Если же человек потерял смысл жизни, поиск цели в жизни может ему помочь. Когда же он поймет, для чего живет, сможет видеть цель, желание жить у него, скорее всего больше не пропадет.

Многие начинают думать о том, что такое смысл жизни и в чем смысл жизни человека, как его найти и не потерять. Ведь 90% людей проживают свою жизнь без смысла. Так как можно прожить жизнь, но так и не проснуться. Поэтому так важно сегодня найти или хотя бы просто начать действовать и искать свой смысл жизни, так как у каждого он разный.

В статье вы узнаете, что такое смысл жизни и в чем смысл жизни человека , что входит в понятие смысл жизни, как его найти и какие есть способы, чтобы ускорить процесс поиска смысла жизни. Большинство людей проживает чужую жизнь, следуя моде, традициям и ненужным правилам. Такую жизнь, счастливой не назовешь, даже если человек богат, имеет большую семью, это не означает что он, счастлив и у него есть смысл жизни.

Смысл жизни – это то, что стимулирует человека двигаться вперед, действовать, радоваться жизни, быть счастливым. Так как счастье это не то, что уже достигнуто, счастье – это путь, по которому человек идет. Но если этот путь чужой и не ваш, то вы испытываете негативные эмоции и вам лично не нравиться этот путь, но вы все равно продолжаете по нему идти. Смысл жизни – это то для чего человек пришел в этот мир, с какой целью и миссией. Мы ведь не пришли сюда просто так, ведь во всем есть смысл и объяснение.

В чем смысл жизни человека

В духовном развитии

Многие спрашивают, в чем смысл жизни человека и как ни странно у каждого человека свой смысл жизни . Кто-то хочет создать счастливую семью, оставить после себя потомство. Кто-то хочет развлекаться всю жизнь и наслаждаться, кто-то иметь много денег, большой дом, яхту квартиру, машину. Но это все детские, животные желания, которые со временем исчезают. Когда человек достигает того, чего он хотел и что считал своим смыслом жизни – он начинает страдать.

Человек создает себе иллюзии смысла жизни, что если он создаст семью и родит много детей, он станет счастливым, а как итог, дети вырастают, уезжают, человек снова начинает страдать. Конечно, в нашем мире для жизни нужны деньги и крыша над головой, но это все равное не делает нас лучше или хуже, мы остаемся теми же, кем и были посланы в этот Мир. Мы духовные дети, которые продолжают бегать за теми вещами, которые исчезнут рано или поздно вместе со смертью нашего тела.


Поэтому прежде чем думать о том, в чем смысл жизни человека, задумайтесь сначала о том, зачем вы были созданы в этом мире, что будет после вашей смерти, продолжите ли вы радоваться тем материальным вещам и людям которые вас окружали, когда вы и сами прекратите свое существование. Наверняка вы придете к выводу, что разумнее и мудрее развивать что-то вечное, но что, если наше тело умирает, то умирает все что было связанно с ним.

Будем рады видеть вас снова на страницах сайта

Смысл жизни

Смысл жи́зни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования , предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

  • «В чём состоят жизненные ценности ?»
  • «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
  • «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии , теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы , философские , теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку . В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель », «человек » и «жизнь ».

Философское видение проблемы

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность .

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности .

Великие философы - такие, как Сократ , Платон , Декарт , Спиноза , Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага .

Древняя Греция и Рим

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель , например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму .

Средневековая Европа и Индия

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почтаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась» .

Иррационализм

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века - Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на проселочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Современный гуманизм

Доктрина гуманизма сформулирована в «Гуманистическом манифесте » (Humanist Manifesto) и в «Декларации светского гуманизма » (A Secular Humanist Declaration).

Нигилистские взгляды

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их - и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Точка зрения трансгуманизма

Социальная психология

Религиозные подходы и теории

Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии в первую очередь определяется ее представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера, пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы). Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому. [нейтральность? ] В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения .

Иудаизм

В рамках иудейской философии представлены различные варианты смысла жизни: 1) познание Бога (Втор. 4:39; Пс. 100:3); 2) любовь к Богу (Втор. 6:5); 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей (Пр. 13:25) .

Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла ее заповедей - это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора - это одновременно путь жизни (действие) и ключ к ее пониманию (знание, которое направляет действие). В ней четко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя ее предписания (мицвот-ассе) и соблюдая ее запреты (мицвот-ло-таасе) . Постоянно соблюдать все заповеди (613 мицвот) трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет ее страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу .

Христианство

В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.

Православное христианство

Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, т.е. имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение - в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель - в познании Бога .

Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении - приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа . Для христиан это возможно благодаря боговоплощению , которое, как отмечает св. Афанасий Великий , привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом . Это выражено в формуле святых отцов: «Бог стал Человеком , чтобы человек стал богом ». В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа , как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом .

Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она - место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом .

Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко) . Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.

Гностические христианские секты

Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом - «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама - мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» .

Как указывает Аль-Мансури, "Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния - и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду» .

Индуизм

Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер выделяет шесть основных ортодоксальных (признающих авторитет Вед) философских систем (даршан) Индии: Санкхья и Йога , Ньяя и Вайшешика , Пурва-миманса и Уттара-миманса (Брахма-миманса, Веданта). Общей для них является идея освобождения от страдания (зла) и достижения блаженства (счастья), но из-за разного понимания их природы и причин, каждая из этих школ по-разному определяет смысл (цель) жизни человека:

Буддизм

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны ).

Даосизм

Язычество

В язычестве под смыслом жизни подразумевается следование установленным укладам традиционного общества, выполнение возложенных на человека обязанностей в соответствии с той или иной традицией.

Литература

  • Алексей Фёдорович Лосев. / Под ред. А.А. Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи. - М.: РОССПЭН, 2009. (Серия "Философия России второй половины ХХ в.")
  • Анатомия кризисов. / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. - М.: Наука, 1999. - C. 84, 104.
  • Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008.
  • Книга Екклисиаста
  • Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
  • Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988. - 125 с.
  • Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
  • Кузнецова С. В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е. Н. Трубецкого // Философские исследования. 1996. - № 2. - С. 160-171.
  • Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. - С. 36-73.
  • Леонтьев Д. А. Какой смысл в смысле?.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. - С. 249-250.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986.
  • Пищугина О. С. К анализу понятий «смысл» и «смысл жизни».
  • Смысл жизни в русской философии, конец XIX - начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. - С. 12, 218
  • Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. - С. 29-30, 189-193, 195-196.
  • Стечкин О. Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914 (Djvu, Gif)
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1918
  • Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1925
  • Шафф А. Куда ведет дорога? Человек в поисках смысла жизни (Homo Studiosus - Homo Universalis)
  • Шрейдер Ю. А. / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 576-577.
  • Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999
  • Frankl V. E. Man’s search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962. Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 118-126.

См. также

  • Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого

Примечания

  1. Смысл жизни (человека). //Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
  2. Смысл жизни. //Словарь по этике/Под редакцией И. Кона, 1981 г.
  3. Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс: 1989
  4. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. - М.: Восточная литература РАН, 2007. - С. 261.
  5. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
  6. Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы
  7. Шрейдер Ю.Смысл. //Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3 . 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. -

Введение.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага. То есть в их понимании человек должен жить во благо другим людям. Он должен оставить вклад после себя.

С моей точки зрения такие люди, которые принесли значимое благо в жизнь других – это писатели такие, как Пушкин, Лермонтов, Булгаков и многие другие, это учённые такие, как Эйнштейн, Павлов, Демихов, Гиппократ и другие. Но это ведь не значит, что мы простые люди и вовсе не великие умы не приносим благо другим.

Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время совсем забыть о нём, погрузиться с головой в заботы, в работу, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве. Я думаю, что на данный вопрос нет однозначного ответа, а есть множество различных мнений. И их обилие объясняется тем, что разные люди в своей жизни преследуют разные цели.

В своём эссе, я рассмотрю различные мнения о смысле жизни на Земле, а в заключение напишу, что такое смысл жизни для меня.

Смысл существования человека.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Я в какой-то мере согласна с Аристотелем, ведь действительно каждый из нас проживает жизнь в поисках счастья, и главное, когда ты счастлив внутренне. Но с другой стороны, когда ты полностью посвятишь себя искусству или мало доходной науке и у тебя не будет денег на нормальную одежду, хорошую пищу, и из-за этого ты начнёшь чувствовать себя изгоем, и станешь одинок. Разве в этом счастье? Кто-то скажет нет, а для кого-то это действительно радость и смысл существования.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

И в трактовке жизни Шопенгауэра, есть доля правды. Наша жизнь – это постоянная борьба за выживание, а в современном мире это же совсем «бои без правил за место под солнцем». И если ты не захочешь бороться и станешь никем, то она тебя раздавит. Даже если свести желания к минимуму (чтобы было, где поспать и поесть) и смериться со страданиями, то что тогда жизнь? Чисто взять и пожить на этом свете человеком, об которого ноги будут вытирать. Нет это по моему совсем не смысл жизни!

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Можно сказать, что по Сартру нет никакого смысла жизни, потому что рано или поздно мы все умрём. Я с ним совершено, не согласна, потому что если следовать его мировоззрению, то зачем тогда жить вообще, легче покончить жить самоубийством, но это же не так. Ведь каждый человек держится за тоненькую ниточку, удерживающую его на этом свете, даже если его существование в этом мире отвратительно. Мы все прекрасно знаем про такую категорию людей, как бомжи (люди,без определённого места жительства). Многие когда-то были состоятельными людьми, но разорились или были обмануты, а за доверчивость расплатились всем, ну и есть множество других причин, по которым они докатились до такой жизни. И каждый день для них – это множество проблем, испытаний, мук. Некоторые не выдерживают и всё же покидают этот мир (со своей же помощью), но другие находят в себе силы жить дальше. Лично я считаю, что человек может распрощаться с жизнью только в том случае, когда он не видит в ней смысла.

Людвиг Витгенштейнвещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.

Ведь в какой-то мере это действительно так. Наша жизнь важна для наших близких, для тех людей, которые нас любят. Их может быть всего лишь несколько, но мы осознавая то что, на этом белом свете мы кому-то нужны, для кого-то важны. И ради этих людей мы живём, чувствуя себя нужными.

Мне кажется, что так же стоит обратиться за поиском смысла жизни также в религии. Потому что часто предполагается, что религия - это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.

Я хотела бы рассмотреть его с точки зрения некоторых религий.

И начать я хочу с христианства. Смысл жизни - в спасении души. Самостоятельным бытием является только Бог, все существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл - есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Смысл жизни - это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».

«Увидела лягушка буйвола и сказала: „Я тоже хочу стать буйволом!“ Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула! Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.» (Слова старца Паисия Святогорца).

Смысл земного этапа жизни - в обретении личного бессмертия, которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы «сквозь Христа».

Вера она даёт нам смысл жизни цель, мечту о счастливой загробной жизни. Пусть нам трудно и плохо сейчас, но после смерти в тот час и миг, когда она была назначена нам судьбой, мы обретём вечный рай. Каждый в этом мире несёт своё испытание. Каждый находит свой смысл. И каждый должен помнить о «чистоте духовной».

С точки зрения иудаизма: смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах - когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг - он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле - для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.

Смысл жизни человека - в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

Не каждый будет видеть смысл существования лишь в постоянном служение Богу, когда каждый миг ты в первую очередь думаешь не о себе, а о том, что ты должен жениться, вырастить кучу детишек, лишь потому что так велел Бог.

С точки зрения ислама: особое отношение между человеком и Богом - «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама - мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу».

Религии – это прописанные правила, если ты живёшь по ним, если ты покорен Богу и судьбе то значит, что у тебя есть смысл жизни.

Смысл жизни Современного человека

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни современного человека - самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель - превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, демиурга, строителя мира.

Любой человек, встроенный в современное общество, - это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе - участник создания новой Вселенной. И неважно, где и кем он работаем - двигает экономику вперед в частной фирме или учит детей в школе - его труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно - на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой Современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего - это уже немаловажно.