Здоровый образ жизни и психология.

  • Дата: 22.09.2019

Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, - сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровье - самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  1. распорядок дня
  2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
  3. дыхание
  4. режим сна
  5. искоренение вредных привычек,
  6. оптимальный двигательный режим,
  7. плодотворный труд,
  8. личную гигиену,
  9. массаж
  10. закаливание и т.д,

Рассмотрим некоторые из них.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

  • I завтрак - 25% суточного рациона
  • II завтрак - 15% суточного рациона
  • обед - 40% суточного рациона
  • ужин - 20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон . Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Гимнастика

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки."Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет", - гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура - составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

О том, что правило «в здоровом теле – здоровый дух», работает и в обратном направлении, современные специалисты в области медицины и психологии начали задумываться относительно недавно. В последние десятилетия была проведена масса исследований, призванных выявить влияние психического и эмоционального состояния человека на его физическое здоровье. Исходя из результатов этих исследований, медиками была установлена прямая взаимосвязь между психологическим и физиологическим здоровьем. Специалисты даже выделили целую категорию – болезней, что возникают вследствие психических и эмоциональных расстройств.

И для того, чтобы установить законы, правила и пределы взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем, определить поведение, способствующее физиологическому здоровью, а также найти эффективные методы предотвращения нездорового поведения, психология здоровья и здорового образа жизни была выделена как отдельная отрасль науки. И несмотря на то, что сам термин «психология здоровья» стал использоваться в научных кругах только в конце 90-х годов прошлого века, за менее чем 20 лет психологи, психотерапевты и врачи проделали огромную работу и определили основные правила здорового поведения, обнаружили устойчивую связь между определенными чертами характера и заболеваниями, а также сумели найти психологические методы профилактики множества заболеваний.

Насколько сильна связь между психическим и физическим здоровьем?

Многие люди скептически воспринимают идею о связи эмоционального и психического состояния человека и его физического здоровья. Именно от таких скептиков можно услышать, что «во всем виноваты гены», «во всех болезнях виновата плохая экология» и «главная причина плохого здоровья людей в том, что наша медицинская система несовершенна». А между тем, ученые уверенно опровергают все эти утверждения, ведь согласно результатам множества исследований, на состояние здоровья человека в обозначенной степени влияют следующие факторы:

  • Качество медицинского обеспечения – 10%
  • Наследственные факторы (генетическая предрасположенность к болезням) – 20%
  • Экологическая обстановка окружающей среды – 20%
  • Образ жизни человека – 50%.

Образ жизни человека влияет на его здоровье больше, чем все вместе взятые факторы, что не зависят от самого человека. Поэтому очевидно, что каждый из нас в силах существенно снизить вероятность возникновения тех или иных заболеваний и чувствовать себя хорошо, даже имея плохую наследственность и живя в экологически неблагоприятной обстановке. И для этого нужно скорректировать свой образ жизни так, чтобы неоправданный риск, стрессовые ситуации и негативные мысли.

Что такое здоровый образ жизни?

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  • Ежедневно выполнять физические упражнения
  • Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  • Закалять свой организм
  • Полноценно отдыхать
  • Быть счастливым.

Каких правил нужно придерживаться, чтобы быть здоровым?

Современные специалисты расписали правила здорового образа жизни более подробно, и большинство психологов и психотерапевтов, специализирующихся на психологии здоровья, будут рекомендовать своим клиентам руководствоваться 10 основными правилами здорового стиля жизни:

  1. Взрослый человек должен спать минимум 7 часов каждые сутки, причем соблюдение режима сна не менее важно, чем Во время сна организм восстанавливается, а психика решает накопленные во время бодрствования задачи, сбрасывает нервное напряжение, отдыхает и восстанавливается. Недостаток сна очень быстро сказывается и на психическом, и на физическом здоровье человека - он становится раздражительным и рассеянным, постоянно чувствует усталость, упадок сил и невозможность сконцентрироваться.
  2. Правильное питание. «Человек - это то, что он ест», в шутку говорили великие люди, однако в этой шутке больше правды, чем кажется на первый взгляд. Все нужные для нормального функционирования организма макро- и микроэлементы мы получаем с пищи, поэтому сбалансированное полноценное питание будет залогом здоровья и хорошего самочувствия, а привычка нерегулярно питаться либо есть вредную еду обернется лишними килограммами и накоплением в организме токсинов и шлаков.
  3. Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголизм и наркомания являются причиной множества заболеваний и существенно укорачивают срок жизни зависимого. Также важно, что любая пагубная зависимость отрицательно сказывается не только на физическом, но и на психическом здоровье человека.
  4. Избавление от тревожности. - причина постоянного беспокойства и хронического стресса. Человек, страдающий от повышенной тревожности, практически никогда не может почувствовать состояние покоя и счастья, так как его психика и воображение предоставят ему 100 поводов для переживаний, начиная от экономического кризиса и заканчивая мыслями о не выключенном утюге. Неудивительно, что люди, склонные к тревожности, постоянно жалуются на головную боль, упадок сил, нарушения сна и другие неприятные симптомы, ведь в состоянии стресса организм не может полноценно отдохнуть и восстановиться.
  5. Избавление от страхов и фобий. Навязчивые страхи и фобии, как и повышенная тревожность, являются источником постоянного стресса и могут стать «спусковым крючком» для возникновения заболеваний нервной системы и психосоматических болезней.
  6. Регулярное общение с приятными людьми. Общение с друзьями и любимыми влияет на здоровье человека больше, чем может показаться на первый взгляд. Даже несколько минут общения с приятным человеком может помочь избавиться от плохого настроения, справиться с усталостью и даже уменьшить головную боль. А причина такого положительного влияния общения с любимыми людьми на самочувствие в том, что организм реагирует на контакт или любимыми выработкой гормонов счастья и удовольствия.
  7. Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух и солнечные лучи - лучшее лекарство от депрессии, апатии и усталости. На свежем воздухе все системы организма работают более интенсивно, чем в помещении, а все клетки насыщаются кислородом, поэтому ежедневные прогулки помогут всегда держать тело в тонусе.
  8. Своевременное лечение. Большинство болезней на начальных стадиях не наносят серьезного ущерба организму и поддаются быстрому лечению. А вот «запущенные» заболевания, перешедшие в хроническую стадию, нарушают работу сразу нескольких систем организма и лечатся гораздо дольше. Своевременное лечение болезней - лучший способ предотвратить осложнение и переход заболевания в хроническую стадию, поэтому обращение к врачу при первых симптомах недомогания является лучшим способом надолго сохранить крепкое здоровье.
  9. Тот факт, что оптимисты быстрее справляются с болезнями, чем пессимисты, врачи подметили еще несколько веков назад, поэтому даже целители Средневековья рекомендовали своим пациентам настраиваться на выздоровление и верить, что недуг скоро отступит. Современные психологи уверены, что оптимисты не только быстрее выздоравливают, но и реже болеют, так как в их образе жизни нет места тревожности и постоянным стрессам.
  10. Нормальная самооценка и любовь к себе. и способность любить и принимать себя - это главный залог хорошего физического и психического здоровья. Именно заниженная самооценка и неприятие себя является причиной повышенной тревожности, мнительности, стрессов, бессмысленных переживаний и наплевательского отношения к здоровью. Неуверенность в себе зачастую является первопричиной формирования пагубных зависимостей и пессимистического взгляда на жизнь, поэтому здоровый образ жизни и заниженная самооценка - это несовместимые понятия.

Вышеперечисленные 10 правил здорового образа жизни достаточно просты, и при желании их сможет соблюдать каждый человек. Конечно, многим людям для того, чтобы быть здоровыми, нужно провести значительную работу над собой - избавиться от психологических проблем и расстройств, найти друзей, отказаться от пагубных привычек и др. Однако вести здоровый образ жизни нужно каждому, ведь перед здоровым человеком открывается гораздо больше перспектив и возможностей наслаждаться жизнью и воплощать свои мечты и желания.

Введение

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие о здоровье и его критерии

1.2. Понятие о здоровом образе жизни

2. Изучение социальных представлений в социальной психологии

3. Анализ результатов исследования

3.1. Описание методики и организации исследования

3.2. Анализ результатов и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков.

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (54).

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек - это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни (32).


Часто, очень часто в конце рабочего дня мы бываем как выжитый лимон. Мы жалуемся на упадок сил, головную боль, ломоту в тканях и суставах, и вообще раздражительны и подавлены. И вроде бы нет причин нашим недомоганиям, хотя по большому счету, все недомогания сами же и создали. Мы нарушаем законы психологии здорового образа жизни.
-----

Современная жизнь, с её непомерными темпами жизни, с большими требованиями к профессиональным качествам, предъявляет к человеку максимум работоспособности, конкурентоспособности, и естественно здоровья. В психологии человека есть понятие: психология профессионального здоровья – это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.

Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных.

Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде.

В-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.

Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболевания кроются не в особенностях физиологии, а эмоциональных условиях жизни человека. Первично болезнь возникает на фоне ежедневных негативных эмоции , которым окружен современный профессионал.

Следовательно практическая психология должна научить правилам и техники противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, сложностям психологического микроклимата в коллективе, развитию положительных черт характера, способствующих грамотному искусству общению и самосохранению своего психологического здоровья.

Конечно, причины болезней являются определенные черты характера, особенности характера.

Так люди, которые всё выполняют с тщательностью, качественно, стремятся к успеху, фанатичны в работе, обладающие ко всему этому высокой эмоциональностью, скорее всего, склонны к заболеваниям сердечно-сосудистых заболеваний, повышению артериального заболевания, нарушению сердечного ритма, приступам радикулита. Это тип людей «А».

А вот тип «В» склонны к размеренности, низкому уровню активности и работоспособности, отсутствию эмоциональности в общении, нежелании профессионального роста, отсутствие целей. низкая самооценка. Все это приводит к рутине в работе, а соответственно заболеваний обмена веществ, заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных заболеваний.

Тип людей «С», которые уступают во всем, подвержены меланхолии, очень сильная эмоциональность, да ещё стремление подавлять её, загонять в себя, такие люди могут заболеть онкологией.

Исходя из этих обобщений, волевое развитие положительных черт характера является профилактикой заболеваний. А если вы приобрели эти болезни, то ежедневная повторение установок по выработке нужных связей в голове, а затем и жизненных правил приведет к выздоровлению.

Это очень хорошо описано в книге американского психотерапевта ЛУИЗЫ ХЕЙ «Новейшая энциклопедия здоровья и счастья». Долгое время она была моей настольной книгой. И, по моему мнению, кому сейчас довольно трудно на пути восстановления здоровья, следует именно обратится к этой замечательной книги.

Легко читается, при первом знакомстве кажется вроде бы не серьезной, но прочитала один раз, второй, и на многие вещи смотришь по другому. Но, самое главное, она восстанавливает оптимизм. Тем более, учится ни когда не поздно. У русского народа есть очень умная пословица « учитесь, пока хрящи не срослись».

В своей энциклопедии Луиза Хей ставит задачу перед читателями, что путем положительных установок нужно ежедневно создавать счастливую и здоровую жизнь . Разобраться, в чем неудовлетворенность в жизни . Само по себе неудовлетворенное состояние это уже нездоровое состояние. Уровень здоровья и общая неудовлетворенность жизнью зависит:

Наличие определенного количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации.

Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;
– крепкая семья и наличие в них детей;

– интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания; и не только болезни – пристрастие к алкоголю, это тоже не здоровое состояние.

– особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;

– наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;

– оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми перспективность будущего.

Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. По утверждению академика Н.М. Амосова человек должен делать не менее 1000 движений в день, это могут быть разные упражнения. Например, общеоздоровительные, или с акцентом на поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы, или профилактике опорно-двигательной системы.

Со временем вы сами выработаете комплекс для разных задач, и это будет правильно. Важно, всё это делать постепенно, систематически. И кстати, физические упражнения будут способствовать созданию хорошего настроения, удовлетворенностью жизнью.

Точно также для развития и поддержания положительных черт характера , способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями . Вот некоторые из них:

«Добрая улыбка ». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали. Самочувствие резко улучшится.

. «Я рад тебя видеть ». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».

«Приятный разговор ». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.

«Созерцатель ». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь, затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми.

Самосознание и образ тела.

Самосознание - это особая форма сознания, она отражает уровень развития сознания и его направленности. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то самосознание на часть, важнейшую для человека - внутренний мир. С помощью самосознания личность познает свою сущность, а именно свойства своего характера, познавательную, эмоционально -волевую сферу, потребности, ценностные ориентации и т.д. В процессе самосознания человек выступает одновременно как субъект и как объект познания.

Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности - “Я управляю собой”;

· осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);

· познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);

эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции. Образом тела здесь называется то, что Э. Гуссерль обозначает как «Korper», а В. Подорога называет «телом-объектом».

Главное в образе тела - его предельная овнешненность. «Внешним телом» М.М. Бахтин называл тело Другого. Однако нетрудно углядеть, что образ тела - это мое тело, переживаемое мной не только как тело для Другого, но даже - как тело Другого: я могу воспринимать свое тело отвлеченно, именно как тело Другого, не теряя при этом ощущение «моего тела». Кроме этого образ тела связан с телом Другого еще потому, что ценностный канон моего образа тела, безусловно, заимствован в пластических формах Другого. Поэтому характеристику «внешнего тела» Другого, данную Бахтиным, можно смело отнести к собственному образу тела: «Внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов, являющихся в нем пластическими и живописными ценностями».

В моем образе тела пересекаются не только визуальные данные о своем теле, но и другие, например, тактильные ощущения, возникающие в момент моего прикосновения к своему собственному телу. Кроме этого внешний образ тела, сопрягаясь с чувством тела, образует интегративное единство («мое тело»). В эти эмпирические переживания тесно вплетаются идеальные телесные конструкты и нормативы (каноны), существующие в культуре.

Чувством тела назовем феноменальный модус телесности, который дан в интернальной рефлексии, то есть во «внутреннем» рефлективном восприятии. Гуссерль именует этот модус «Lieb» («плоть»), а Подорога называет его «моим телом», «образом тела» и связывает его с внутридистантной позицией: ««Мое тело» есть первичный образ тела (не «сознание», «модель» или «схема»), тела неустойчивого, меняющегося в своих экзистенциальных границах…». Однако словосочетание «мое тело» кажется не совсем точным для обозначения данного феноменального модуса, поскольку понятие «моего тела» безусловно включает в себя не только внутренние (для себя), но и внешние (для Другого) представления о теле - то, что выше было обозначено как «образ тела» («тело-объект» - у Подороги). Поэтому вернее будет говорить, что «мое тело» - это интегративный модус, включающий в себя все остальные.

Точно так же, кажется не совсем удачным для обозначения «внутреннего» телесного восприятия использовать понятие «образ тела» (Подорога), поскольку слово «образ» более подходит для зрительных переживаний, каковые характерны для внешнего восприятия тела и совершенно не характерны для «внутреннего» восприятия, в котором на первый план выступают другие типы чувствительности: проприорецептивная (кинестетическая), интерорецептивная чувствительность, контактные органы чувств (осязание, вкус), а из дистантных, пожалуй, только слух и обоняние. Поэтому понятие «образ тела» мы будем использовать в соответствии с предыдущим параграфом, а для обозначения многообразия «внутренних» переживаний и ощущений - понятие «чувство тела».

Чувство тела - это скорее то, что М.М. Бахтин называл «внутренним телом», подразумевая под ним тело, «восчувствованное, переживаемое изнутри», представляющее из себя «совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира», его наполняют страдания, наслаждения, страсти, удовлетворения и т.д.. Это тело, которое от нас неотделимо а потому не мыслимо как нечто «внешнее» нам, оно «погружено во внутреннее время и не имеет ничего общего с представлением нашего тела в объективном пространстве-времени». С чувством тела связано организмическое «Я», оно укоренено в телесности и не может существовать вне ее. Это субъективированная телесность, позволяющая мне говорить: «я реагирую», «я страдаю», «я наслаждаюсь» и пр.

Чувство тела - это сугубо «внутренняя», доступная одному лишь мне область самовосприятия. Его горизонт ограничивается, с одной стороны, возможностями моего собственного восприятия, а с другой стороны - описательными возможностями телесного дискурса. Но эта граница не ощущается мною «изнутри», я могу лишь догадываться о ней, сопоставляя между собой данные различных способов самовосприятия и свои знания. Например, я знаю, что твердой основой моего тела является костный скелет, но я не чувствую эту твердость изнутри. Я могу ощущать воздействие на костную ткань, но это воздействие ощущается как боль, а не как ощущение твердости. В этом смысле мое самовосприятие ограничено, - конечно, если брать за точку отсчета какой-либо другой способ самовосприятия или какие-либо внешние данные (знания). Однако в другом смысле - если я не выхожу за рамки какого-либо одного способа самовосприятия - мое самовосприятие бесконечно; при этом речь идет, во-первых, о том, что я не ощущаю каких-либо его пределов, поскольку то, что выходит за пределы данного способа самовосприятия, я просто не в состоянии воспринимать, а во-вторых - я имею бесконечные возможности для дифференциации и интерпретации своего внутреннего опыта.

Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

Стресс (англ. Stress – напряжение) - это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными.

Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) - речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) - называют дистрессом. Фактически, когда мы говорим о стрессе мы имеем в виду дистресс, негативный стресс.

Функции стресса:

· Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постояннно меняющейся окружающей среде.

· Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке

· Адаптация к непривычным условиям жизни

Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Все критические ситуации, от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства. У некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящего за рамки обычного или повседневного психического стресса, может развиться болезненное состояние. Более или менее очевидные для больного стрессорные события вызывают болезненные симптомы, нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции). Эти болезненные состояния получили названия расстройства адаптации.

Клиническая картина

Заболевание развивается, как правило, в течение трех месяцев после воздействия психосоциального стрессора или множественных стрессов. Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны. Тем не менее обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженные с ними вегетативные расстройства. Именно вегетативные симптомы заставляют пациента искать помощи у врача.

Чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, абдоминальная боль, диарея и запор могут быть последствием вегетативного ответа на стресс. Неадекватный стимулу (стрессу) вегетативный ответ – базис для многих психосоматических расстройств. Знание паттерна вегетативного ответа на психологический стресс позволяет понять стрессзависимые заболевания. Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические болезни). Например, кардиоваскулярный ответ на стресс повышает потребление миокардом кислорода и может вызвать стенокардию у лиц с коронарной болезнью.

Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.


Похожая информация.