Гаскелл жизнь шарлотты бронте. Элизабет гаскеллжизнь шарлотты бронте

  • Дата: 25.10.2019

Железнодорожная ветка из Лидса в Бредфорд проходит в долине Эра – сонной и вялой реки, особенно если сравнить ее с рекой Уорф. На этой ветке есть станция Китли, расположенная примерно в четверти мили от городка с таким же названием. Число жителей, равно как и значение этого городка, сильно выросло за последние двадцать лет благодаря увеличивающемуся спросу на шерстяную материю – именно ее производством по преимуществу и занято фабричное население той части Йоркшира, главным городом которой и является Бредфорд.

Можно сказать, что Китли сейчас пребывает в переходном состоянии: еще до недавних пор большая старинная деревня обещает теперь превратиться в многолюдный и процветающий город. Приезжий замечает, что стоящие на широких улицах домики с двускатными крышами, выдающимися вперед, уже пустуют. Они обречены на снос и скоро уступят место современным зданиям, тем самым открыв возможность для проезда экипажей. Старомодные узкие витрины, какие было принято устраивать пятьдесят лет назад, сменяются широкими оконными рамами и зеркальными стеклами. Почти все дома служат тем или иным коммерческим целям. Быстро проходя по улицам города, вы вряд ли догадаетесь, где живет нужный вам адвокат или врач: в отличие от старых городов с их кафедральными соборами, здесь слишком мало домов, внешний вид которых достоин людей этих профессий, представителей среднего класса. Трудно отыскать большее несходство во всем – в жизни общества, в образе мыслей, в отношении к вопросам морали, в поведении и даже в политике и религии, – чем различие между новыми промышленными центрами на севере, такими как Китли, и исполненными собственного достоинства, неспешными, живописными городами юга. Будущее сулит Китли очень многое, но только не по части живописности. Здесь царит серый камень. Ряды выстроенных из него домов сохраняют в своих единообразных устойчивых очертаниях прочность и величие. Дверные каркасы и перемычки окон, даже в самых маленьких домиках, изготовлены из каменных блоков. Нигде не видно крашеного дерева, которое требует постоянного обновления и в противном случае скоро начинает казаться запущенным. Почтенные йоркширские домохозяйки тщательно следят за чистотой камня. Если прохожий посмотрит через окно внутрь дома, то увидит изобилие домашней утвари и повсеместные следы женского прилежания и заботы. Вот только голоса людей в здешних местах грубы и немелодичны. От здешних жителей не ждешь музыкальных талантов, хотя именно ими и славится здешний край, давший музыкальному миру Джона Карродуса 1 . Фамилии их (вроде только что произнесенной), которые можно увидеть на вывесках магазинов, кажутся странными даже приезжим из соседних графств и несут в себе явные признаки местного колорита.

От Китли идет дорога на Хауорт – череда домов вдоль нее почти не прерывается, хотя, по мере того как путник поднимается на серые приземистые холмы, уходящие в западном направлении, расстояния между жилищами увеличиваются. Сначала вы увидите несколько вилл, расположенных так далеко от дороги, что становится ясно: вряд ли они принадлежат тем, кого могут спешно вызвать в город, оторвав от удобного кресла у камина, с просьбой облегчить страдания или помочь в тяжелой ситуации. Адвокаты, врачи и священники обычно селятся ближе к центру города, а не в таких строениях на окраине, скрытых зарослями кустарника от любопытных глаз.

В городе вы не увидите ярких красок: их можно встретить только на витринах, где разложены товары на продажу, но не в природе – в цвете листвы или неба. Однако за городом невольно ожидаешь больше блеска и живости, и от этого проистекает чувство разочарования, охватывающее вас при виде множества оттенков серого, которые окрашивают все, что встречается вам на пути от Китли к Хауорту. Расстояние между ними – около четырех миль, и, как я уже сказала, все оно заполнено виллами, большими трикотажными фабриками, домами рабочих, а также изредка попадающимися старомодными фермами с многочисленными пристройками. Такой пейзаж едва ли можно назвать «сельской местностью». На протяжении двух миль дорога идет по более-менее равнинной местности, оставляя слева холмы, а справа – луга, по которым протекает речка, вращающая колеса построенных по ее берегам фабрик. Все застилает дым, поднимающийся из труб домов и фабрик. Растительность в долине (или в «яме», как ее тут называют) довольно богатая, но по мере того, как дорога поднимается вверх, влаги становится все меньше, и растения уже не произрастают, а влачат жалкое существование, и дома окружают не деревья, а только заросли кустарника. Живые изгороди сменяются каменными оградами, а на клочках пахотной земли растет бледный серо-зеленый овес.

И вот перед глазами путника, поднимающегося по этой дороге, неожиданно вырастает деревенька Хауорт. Ее видно за две мили: она расположена на склоне крутого холма, под которым простираются тускло-коричневые и пурпурные вересковые поля. Холм же поднимается дальше, за церковь, построенную в самой высокой точке длинной и узкой улицы. Вплоть до самого горизонта видны волнистые линии все таких же холмов; пространства между ними открывают вид только на другие холмы того же цвета и формы, увенчанные все теми же дикими и блеклыми вересковыми пустошами. В зависимости от настроения смотрящего эти пустоши могут произвести различное впечатление: могут показаться величественными тому, кто почувствует разлитое в них одиночество, или же хмурыми, суровыми – тому, кто увидит только их монотонность и безграничность.

Дорога ненадолго отклоняется от Хауорта, огибая подножие холма, а затем пересекает мост через речку и начинает подниматься в деревню. Плиты, которыми замощена улица, уложены так, чтобы дать лучшую опору для лошадиных копыт, но, несмотря на это, лошади подвергаются постоянной опасности сорваться вниз. Старые каменные дома кажутся больше по высоте, чем ширина улицы. Перед тем как выйти на ровную площадку, мостовая делает столь резкий поворот, что ее крутизна становится больше похожа на отвесную стену. Одолев этот подъем, вы оказываетесь у церкви, расположенной несколько в стороне от дороги – ярдах в ста или около того. Здесь кучер может расслабиться, а лошади – вздохнуть свободно: экипаж въезжает в тихую боковую улочку, которая и ведет к дому священника – в хауортский пасторат. По одну сторону этого проулка находится кладбище, а по другую – школа и дом церковного сторожа, где прежде жили младшие священники.

Пасторат стоит боком к дороге, и из его окон открывается вид вниз, на церковь. Получается, что этот дом, церковь и школьное здание с башенкой образуют три стороны неровного прямоугольника, четвертая сторона которого остается открытой и выходит на вересковые пустоши. Внутри прямоугольника помещается заполненное надгробными памятниками кладбище, а также маленький садик, или дворик, у дома священника. Войти внутрь можно через вход, расположенный посредине дома, а от него тропинка заворачивает за угол и пересекает небольшую поляну. Под окнами – узкая клумба, за которой много лет ухаживают, хотя и без особого успеха: на ней все равно вырастают только самые неприхотливые растения. Кладбище окружает каменная ограда, вдоль нее растут бузина и сирень; оставшееся пространство занимают квадратный газон и посыпанная гравием дорожка. Двухэтажный дом построен из серого камня, крыша покрыта плитами, чтобы противостоять ветрам, способным сорвать более легкое покрытие. Возведен он, по-видимому, лет сто назад. На каждом этаже имеется по четыре комнаты. Если посетитель подходит к дому со стороны церкви, то справа он видит два окна кабинета мистера Бронте, а слева – два окна гостиной. Все в этом доме говорит о прекрасном вкусе и исключительной опрятности его обитателей. На ступенях – ни пятнышка, стекла в старомодных рамах блестят, как зеркала. И внутри и снаружи опрятность достигает, так сказать, абсолюта – полнейшей чистоты.

Эта книга посвящена одной из самых знаменитых английских писательниц XIX века, чей роман «Джейн Эйр» – история простой гувернантки, сумевшей обрести настоящее счастье, – пользуется успехом во всем мире. Однако немногим известно, насколько трагично сложилась судьба самой Шарлотты Бронте. Она мужественно и с достоинством переносила все невзгоды и испытания, выпадавшие на ее долю. Пережив родных сестер и брата, Шарлотта Бронте довольно поздно вышла замуж, но умерла меньше чем через год после свадьбы – ей было 38 лет. Об этом и о многом другом (о жизни семьи Бронте, творчестве сестер Эмили и Энн, литературном дебюте и славе, о встречах с писателями и т. д.) рассказала другая известная английская писательница – Элизабет Гаскелл. Ее знакомство с Шарлоттой Бронте состоялось в 1850 году, и в течение почти пяти лет их связывала личная и творческая дружба. Книга «Жизнь Шарлотты Бронте» – ценнейший биографический источник, основанный на богатом документальном материале. Э. Гаскелл включила в текст сотни писем Ш. Бронте и ее корреспондентов (подруг, родных, литераторов, издателей). Книга «Жизнь Шарлотты Бронте» впервые публикуется на русском языке.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Жизнь Шарлотты Бронте" Элизабет Гаскелл бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Элизабет Гаскелл

Жизнь Шарлотты Бронте

© А. Д. Степанов, перевод, 2015

© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2015

Издательство КоЛибри®

Часть первая

Железнодорожная ветка из Лидса в Бредфорд проходит в долине Эра – сонной и вялой реки, особенно если сравнить ее с рекой Уорф. На этой ветке есть станция Китли, расположенная примерно в четверти мили от городка с таким же названием. Число жителей, равно как и значение этого городка, сильно выросло за последние двадцать лет благодаря увеличивающемуся спросу на шерстяную материю – именно ее производством по преимуществу и занято фабричное население той части Йоркшира, главным городом которой и является Бредфорд.

Можно сказать, что Китли сейчас пребывает в переходном состоянии: еще до недавних пор большая старинная деревня обещает теперь превратиться в многолюдный и процветающий город. Приезжий замечает, что стоящие на широких улицах домики с двускатными крышами, выдающимися вперед, уже пустуют. Они обречены на снос и скоро уступят место современным зданиям, тем самым открыв возможность для проезда экипажей. Старомодные узкие витрины, какие было принято устраивать пятьдесят лет назад, сменяются широкими оконными рамами и зеркальными стеклами. Почти все дома служат тем или иным коммерческим целям. Быстро проходя по улицам города, вы вряд ли догадаетесь, где живет нужный вам адвокат или врач: в отличие от старых городов с их кафедральными соборами, здесь слишком мало домов, внешний вид которых достоин людей этих профессий, представителей среднего класса. Трудно отыскать большее несходство во всем – в жизни общества, в образе мыслей, в отношении к вопросам морали, в поведении и даже в политике и религии, – чем различие между новыми промышленными центрами на севере, такими как Китли, и исполненными собственного достоинства, неспешными, живописными городами юга. Будущее сулит Китли очень многое, но только не по части живописности. Здесь царит серый камень. Ряды выстроенных из него домов сохраняют в своих единообразных устойчивых очертаниях прочность и величие. Дверные каркасы и перемычки окон, даже в самых маленьких домиках, изготовлены из каменных блоков. Нигде не видно крашеного дерева, которое требует постоянного обновления и в противном случае скоро начинает казаться запущенным. Почтенные йоркширские домохозяйки тщательно следят за чистотой камня. Если прохожий посмотрит через окно внутрь дома, то увидит изобилие домашней утвари и повсеместные следы женского прилежания и заботы. Вот только голоса людей в здешних местах грубы и немелодичны. От здешних жителей не ждешь музыкальных талантов, хотя именно ими и славится здешний край, давший музыкальному миру Джона Карродуса1. Фамилии их (вроде только что произнесенной), которые можно увидеть на вывесках магазинов, кажутся странными даже приезжим из соседних графств и несут в себе явные признаки местного колорита.

От Китли идет дорога на Хауорт – череда домов вдоль нее почти не прерывается, хотя, по мере того как путник поднимается на серые приземистые холмы, уходящие в западном направлении, расстояния между жилищами увеличиваются. Сначала вы увидите несколько вилл, расположенных так далеко от дороги, что становится ясно: вряд ли они принадлежат тем, кого могут спешно вызвать в город, оторвав от удобного кресла у камина, с просьбой облегчить страдания или помочь в тяжелой ситуации. Адвокаты, врачи и священники обычно селятся ближе к центру города, а не в таких строениях на окраине, скрытых зарослями кустарника от любопытных глаз.

В городе вы не увидите ярких красок: их можно встретить только на витринах, где разложены товары на продажу, но не в природе – в цвете листвы или неба. Однако за городом невольно ожидаешь больше блеска и живости, и от этого проистекает чувство разочарования, охватывающее вас при виде множества оттенков серого, которые окрашивают все, что встречается вам на пути от Китли к Хауорту. Расстояние между ними – около четырех миль, и, как я уже сказала, все оно заполнено виллами, большими трикотажными фабриками, домами рабочих, а также изредка попадающимися старомодными фермами с многочисленными пристройками. Такой пейзаж едва ли можно назвать «сельской местностью». На протяжении двух миль дорога идет по более-менее равнинной местности, оставляя слева холмы, а справа – луга, по которым протекает речка, вращающая колеса построенных по ее берегам фабрик. Все застилает дым, поднимающийся из труб домов и фабрик. Растительность в долине (или в «яме», как ее тут называют) довольно богатая, но по мере того, как дорога поднимается вверх, влаги становится все меньше, и растения уже не произрастают, а влачат жалкое существование, и дома окружают не деревья, а только заросли кустарника. Живые изгороди сменяются каменными оградами, а на клочках пахотной земли растет бледный серо-зеленый овес.

И вот перед глазами путника, поднимающегося по этой дороге, неожиданно вырастает деревенька Хауорт. Ее видно за две мили: она расположена на склоне крутого холма, под которым простираются тускло-коричневые и пурпурные вересковые поля. Холм же поднимается дальше, за церковь, построенную в самой высокой точке длинной и узкой улицы. Вплоть до самого горизонта видны волнистые линии все таких же холмов; пространства между ними открывают вид только на другие холмы того же цвета и формы, увенчанные все теми же дикими и блеклыми вересковыми пустошами. В зависимости от настроения смотрящего эти пустоши могут произвести различное впечатление: могут показаться величественными тому, кто почувствует разлитое в них одиночество, или же хмурыми, суровыми – тому, кто увидит только их монотонность и безграничность.

Дорога ненадолго отклоняется от Хауорта, огибая подножие холма, а затем пересекает мост через речку и начинает подниматься в деревню. Плиты, которыми замощена улица, уложены так, чтобы дать лучшую опору для лошадиных копыт, но, несмотря на это, лошади подвергаются постоянной опасности сорваться вниз. Старые каменные дома кажутся больше по высоте, чем ширина улицы. Перед тем как выйти на ровную площадку, мостовая делает столь резкий поворот, что ее крутизна становится больше похожа на отвесную стену. Одолев этот подъем, вы оказываетесь у церкви, расположенной несколько в стороне от дороги – ярдах в ста или около того. Здесь кучер может расслабиться, а лошади – вздохнуть свободно: экипаж въезжает в тихую боковую улочку, которая и ведет к дому священника – в хауортский пасторат. По одну сторону этого проулка находится кладбище, а по другую – школа и дом церковного сторожа, где прежде жили младшие священники.

Детство

Церковнослужитель Патрик Бронте и его жена Мария имели шестерых детей - пять дочек и одного сына. Шарлотта Бронте - третья по счету. Она родилась на востоке Англии, в небольшой деревушке Торнтон, а произошло это событие 21 апреля 1816 года.

По многим сохранившимся свидетельствам, Шарлотта Бронте не была особой красавицей, но обладала при этом большим умом, живостью, сметливостью. Вслед за ней на свет появились ее брат и две младшие сестры, а вскоре после рождения последней дочки, Энн, скончалась их мать - слишком поздно у нее диагностировали рак матки. Шарлотте тогда было пять лет. Годом раньше семья переехала в Хоэрт, в котором отцу предложили новое место службы и который стал для Шарлотты настоящей малой родиной.

После смерти Марии в Хоэрт приехала ее родная сестра, чтобы помогать Патрику в воспитании маленьких еще детей. По сути, она заменила им мать. Патрик Бронте тем временем решил позаботиться об их образовании и отправил двух старших дочек, Мэри и Элизабет, в специализированный пансион для девочек из семей церковнослужителей. Спустя месяц туда же приехала и восьмилетняя Шарлотта, а еще через некоторое время - четвертая сестра, Эмили. Пятая, Энн, была еще слишком мала и оставалась вместе с отцом и братом. Воспитатели пансиона говорили о Шарлотте, что для своего возраста девочка достаточно умна, однако отмечали при этом отсутствие у нее знаний по грамматике, истории, географии и этикету, а также неразборчивый почерк и пробелы в математике. Все, чем владела к этому моменту юная Шарлотта Бронте, было обрывочным, несистематическим.

В девятнадцатом веке свирепствовал туберкулез. Многие люди умирали из-за этого заболевания в страшных муках, не исключением были и дети. Из-за ужасных условий содержания в интернате (сырые, неотапливаемые помещения, протухшая пища, вечная угроза порки) старшие сестры Шарлотты, Мэри и Элизабет, также подхватили этот страшный недуг. Патрик тут же забрал домой всех четырех дочерей, однако Мэри и Элизабет спасти так и не получилось.

Начальные опыты

Оставшиеся четверо детей Бронте все с юных лет так или иначе выказывали склонность к творчеству. Именно после возвращения домой из пансиона Шарлотта, Эмили и их младшие брат и сестра впервые берутся за бумагу и перо. У Бренуэлла, брата девочек, были солдатики, играли с которыми и его сестренки. Свои воображаемые игры они переносили на бумагу, записывая приключения солдатиков именно от их лица. Исследователи творчества Шарлотты Бронте отмечают, что в тех детских произведениях (первое из которых написано в десять лет) будущей писательницы заметно влияние лорда Байрона и Вальтера Скотта.

Работа

В начале 1830 годов Шарлотта училась в местечке Роу-Хэд, где впоследствии и осталась - трудиться учителем. Шарлотта Бронте также организовала приезд к себе сестры Эмили, чтобы та получила образование. Когда, не выдержав жизни в чужом доме, Эмили вернулась к отцу, вместо нее приехала Энн.

Впрочем, долго там не продержалась и сама Шарлотта. В 1838 году она уехала оттуда - причиной стала вечная занятость и невозможность посвятить себя литературному творчеству (к тому моменту девушка уже активно им занималась). Вернувшись в Хоэрт, Шарлотта Бронте устроилась на должность гувернантки - об этом в свое время мечтала ее мать. Сменив несколько семей, она быстро поняла, что и это - не ее. И тут подоспела удача.

Тетушка детей Бронте, воспитывавшая их вместе с отцом, выдала сестрам некую сумму денег для создания своего пансиона. Так девушки и намеревались поступить, но неожиданно изменили планы: в 1842 году Шарлотта и Эмили уехали учиться в Бельгию. Они пробыли там чуть больше одного семестра - вплоть до кончины тетушки осенью того же года.

В 1844 году Шарлотта с сестрами все же решили вернуться к идее о школе. Но если раньше они могли покинуть для этого Хоэрт, то теперь такого шанса не имелось: тетушки не стало, отец слабел, приглядывать за ним было некому. Пришлось создавать школу прямо в семейном доме, в пасторате, возле кладбища. Такое место, естественно, не понравилось родителям возможных воспитанниц, и вся затея провалилась.

Начало литературной деятельности

Как уже упоминалось выше, в это время девушка вовсю писала. Поначалу она обратила свое внимание на поэзию и еще в 1836 году отправила письмо со своими стихотворными опытами известному поэту Роберту Саути (именно он является автором оригинальной версии сказки о «Маше и медведях»). Нельзя сказать, что именитый мастер остался в восторге, об этом он и сообщил начинающему дарованию, посоветовав писать не столь восторженно и экзальтированно.

Его письмо оказало на Шарлотту Бронте огромное воздействие. Под влиянием его слов она решила заняться прозой, а также заменить романтизм реализмом. Кроме того, именно теперь Шарлотта стала писать свои тексты под мужским псевдонимом - чтобы их оценивали объективно.

В 1840 году она задумала роман «Эшворт» о строптивом молодом человеке. Первые наброски девушка отправила Хартли Кольриджу, еще одному английскому поэту. Тот раскритиковал замысел, объяснив, что подобное не будет пользоваться успехом. Шарлотта прислушалась к словам Кольриджа и оставила работу над данной книгой.

Три сестры

Выше уже упоминалось, что все четверо выживших детей Бронте с детства обладали тягой к творчеству. Став старше, Бренуэлл предпочел литературе живопись, часто писал портреты своих сестер. Младшие же пошли по стопам Шарлотты: Эмили известна читающей публике как автор «Грозового перевала», у Энн вышли книги «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Младшая гораздо менее известна, нежели старшие сестры.

Впрочем, известность к ним пришла позднее, а в 1846 году они выпустили общую поэтическую книгу под именем братьев Белл. С этими же псевдонимами были опубликованы и романы младших сестер Шарлотты - «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». Сама же Шарлотта хотела напечатать свое дебютное произведение «Учитель», но ничего не вышло (оно увидело свет только после смерти писательницы) - издатели возвращали ей рукопись, говоря о недостатке «увлекательности».

Творческая деятельность трех сестер Бронте продлилась недолго. Осенью 1848 года от болезни, усугубленной алкоголем и наркотиками, умер их брат Бренуэлл. За ним из-за туберкулеза в декабре ушла Эмили, в мае следующего года - Энн. Шарлотта осталась единственной дочерью у стареющего Патрика.

«Джейн Эйр»

Роман «Джейн Эйр», принесший Шарлотте мировую славу, она создала в 1846-1847 гг. После неудачи с «Учителем» Шарлотта Бронте выслала «Джейн Эйр» в некое британское издательство - и попала в яблочко. Ее напечатали в невероятно короткие сроки, а затем она вызвала бурную реакцию публики. Не только читатели, но и критики источали похвалы «Карреру Беллу» - только в 1848 году Шарлотта Бронте раскрыла свое настоящее имя.

Роман «Джейн Эйр» неоднократно переиздавался. По нему снято также множество экранизаций, одна из которых - с известной сейчас актрисой Миа Васиковской в главной роли.

Информация о личной жизни Шарлотты Бронте

Биография писательницы дает куда больше сведений о ее творчестве, нежели о потенциальных кандидатах на ее руку и сердце. Известно, тем не менее, что, несмотря на отсутствии у Шарлотты «модельной» внешности, кавалеров у нее всегда хватало, но замуж она не спешила - хотя предложения поступали. Последнее из них, впрочем, она приняла - то, которое поступило от ее старого знакомого Артура Николаса. Он являлся помощником отца Шарлотты и был знаком с молодой женщиной еще с 1844 года. Интересно, что первое впечатление о нем у Шарлотты Бронте было скорее отрицательным, она частенько скептически отзывалась об узости мышления мужчины. Впоследствии, впрочем, ее отношение к нему изменилось.

Нельзя сказать, что Патрик Бронте был в восторге от выбора своей дочери. Он долго уговаривал ее подумать, не делать поспешных выводов и не торопиться, но тем не менее летом 1854 года они поженились. Их брак был благополучным, хотя, к сожалению, очень недолгим.

Смерть

Всего через полгода после свадьбы Шарлотта Бронте почувствовала себя плохо. Осмотревший ее врач диагностировал у нее признаки беременности и предположил, что нехорошее самочувствие вызвано именно этим - начавшимся тяжелым токсикозом. Шарлотту все время тошнило, ей не хотелось есть, она чувствовала слабость. Тем не менее, до последнего никто не мог и предположить, что все закончится настолько печально. Тридцать первого марта Шарлотты не стало.

Точная причина ее смерти так и не установлена, биографы ее до сих пор не могут прийти к единой точке зрения. Некоторые полагают, что она заразилась тифом от своей служанки - та как раз болела тогда. Другие считают, что причиной гибели молодой еще женщины (Шарлотте Бронте не исполнилось и тридцати девяти) послужило истощение из-за токсикоза (она почти не могла есть), третьи - что всему виной не прекращавший бушевать туберкулез.

Шарлотта Бронте: интересные факты

  1. Биография женщины изложена в работе Э. Гаскелл «Жизнь Шарлотты Бронте».
  2. Ее именем называется область на Меркурии.
  3. Изображение романистки присутствует на одной из британских марок.
  4. Незавершенный роман «Эмма» закончила за нее К. Сейвери. Есть, впрочем, и второй вариант этого произведения от К. Бойлан под названием «Эмма Браун».
  5. В Хоэрте расположен Музей Бронте, а также очень много мест там названы в честь этой семьи - водопад, мост, часовня и другие.
  6. Список произведений Шарлотты Бронте насчитывает множество детских и подростковых рукописей, а также три романа, написанных в зрелом возрасте.

Творческий путь Бронте является веским примером того, как добиться желаемого. Важно верить в свои силы и не опускать рук - и тогда все непременно рано или поздно получится!

Девочка, родившаяся в семье сельского священника 21 апреля 1816 года, Шарлотта Бронте, с детства выделялась среди сверстников благодаря своей красочной фантазии. Она выдумывала свои по-детски идеальные вселенные, чтобы хоть на миг укрыться от суровой, серой и обыденной реальности.

Но даже тогда Шарлотта, впоследствии ставшая популярной в литературном мире под псевдонимом Каррер Белл, не думала о том, что ее способности откроют перед ней двери в совершенно иной мир. Какие тайны и секреты таит в себе жизнь Шарлотты Бронте, обычной девушки из Западного Йоркшира, расскажет ее биография.

Начало жизненного и творческого пути

Знаменитая поэтесса и прозаик XIX столетия, англичанка Шарлотта Бронте, биография которой подробно описана в этой статье, появилась на свет в небольшой деревеньке. Ее отец, Патрик, был приходским священником, а мать, Мария, домохозяйкой. Всего в семье Бронте было шестеро детей, Шарлотта появилась на свет третьей:

  • Мэри.
  • Элизабет.
  • Шарлотта.
  • Патрик (получивший при рождении девичью фамилию матери – Бренуэлл).
  • Эмили Бронте.

В семье Бронте хозяйством занималась исключительно мать. Но когда она умерла в сентябре 1821 года, эта обязанность перешла к старшей дочери Мэри. Патрик Бронте, будучи человеком замкнутым и полностью отдавшим себя служению церкви, мало времени посвящал воспитанию своих детей. Поэтому все шестеро ребятишек по большей части были предоставлены самим себе.

Стоит заметить, что юная Шарлотта Бронте вместе со своими сестрами и братом жила в уютном домике вблизи кладбища. Их жилище окружали мрачные и пустынные пейзажи, от которых дети укрывались в собственных фантазиях. По сути, маленькие Бронте даже не знали, как живут и развлекаются другие дети, ведь они обитали на самой окраине деревушки, «украшением» которой были могильные кресты и церковный купол.

Безусловно, детство Шарлотты Бронте было не очень ярким и веселым. И единственным ее развлечением было придумывание сказок, мир которых разительно отличался от безрадостной реальности окружающего мира. Увлеченная своими идеями, Шарлотта увлекала остальных членов своей семьи, и они все начинали выдумывать фантастические истории.

Замкнутую и унылую жизнь девочки Шарлотты в 1824 году «разбавило» новое событие, ставшее знаменательным для всех членов семьи Бронте. Именно в этом году старшие сестры Бронте – Мария и Элизабет – поступили на обучение в школу. Впечатления, которыми они делились с маленькой Шарлоттой, нашли отражение в ее романе «Джейн Эйр» («Jane Eyre»).

Для самих же Марии и Элизабет Бронте школа была далеко не таким праздником, как ее описывала в своей книге их младшая сестра. Более того, за время обучения состояние здоровья девочек Бронте значительно ухудшилось. Вследствие этого в 1825 году Мария возвращается домой, где умирает на руках у своих сестер.

Спустя несколько месяцев после смерти старшей дочери, Марии, Патрик Бронте похоронил и Элизабет. Тогда роль хозяйки в доме пришлось примерить на себя девочке девяти лет от роду, обитавшей в мире своих фантазий и выдуманных рассказов, – Шарлотте Бронте. Она не только вела хозяйство и ухаживала за своими младшими братом и сестрами, но и занималась домашним обучением, чтобы иметь возможность выбиться «в люди».

«Выход в свет»

Благодаря своим навыкам и умениям повзрослевшая 19-летняя Шарлотта решает устроиться на работу гувернанткой. Но состояние ее здоровья вскоре вынуждает ее отказаться от жизни в чужом доме, и она возвращается домой.

И тут-то биография Шарлотты Бронте начинает новый виток. Воодушевленная благородной целью, она отваживается на открытие сельской школы. Задумав такое, Шарлотта вместе со своими сестрами решает усовершенствовать свои знания в литературе, а также более глубоко изучить французский.

Для этого сестры Бронте отправляются в Брюссель. Там Шарлотта и Эмили проходят обучение с 1842 по 1844 год. Эту поездку и курс занятий частично оплатила им тетушка, Элизабет Бренуэлл, которая присматривала за осиротевшими детьми после кончины их матери, Марии.

Обучаясь точным наукам, Шарлотта одновременно познавала открывшийся ей мир, такой новый и удивительный, а также особенности других людей и окружающей природы, внимательно наблюдала за неведомой ей до сих пор социальной жизнью. Вернувшись из Брюсселя спустя два года, сестры начинают активную работу на литературном поприще.

Так, уже через пару лет Шарлотта Бронте вместе со своими младшими сестрами Эмили и Энн выпускают свой дебютный сборник стихов. Стоит заметить, что его девушки предпочли издать под псевдонимами – Каррер, Эмилия и Актон Белл соответственно. Но, увы, этот небольшой томик, вышедший в свет в 1846 году, публика не оценила по достоинству.

  • Шарлотта предложила на суд публики свою повесть под названием «The Professor».
  • Эмили написала повесть «Wuthering Heights».
  • Младшей из сестер, Энн Бронте, была написана повесть «Agnes Grey».

Стоит заметить, что утверждены для публикации были лишь два сочинения из трех – повести Энн и Эмили Бронте. А вот работа Шарлотты была отвергнута издательством. Забегая вперед, следует сказать, что повесть «The Professor» будет опубликована уже после смерти писательницы.

Но в тот момент отказ издательства не расстроил молодую писательницу. Напротив, она начала писать с еще большим энтузиазмом, и вскоре мир увидел ее первый роман под названием «Jane Eyre». Произведение было опубликовано в середине осени 1849 года и сразу стало популярным.

В последующие несколько лет роман «Jane Eyre» будет переведен на несколько иностранных языков, в том числе на русский. К слову, это было произведение, которое произвело настоящий фурор в литературном мире благодаря ярким и четким образам персонажей, реалистичной обстановке и пренебрежению всеми условностями.

Следующее сочинение Шарлотты Бронте – роман под названием «Shirley», который также имел несомненный успех у читающей публики. На протяжении всей сюжетной линии писательница Шарлотта поддерживает интерес читателей, описывая жизненную правду такой, какая она есть.

В тот период личная жизнь Шарлотты Бронте была ознаменована далеко не радостными обстоятельствами. Всего за два года Шарлотта потеряла почти всех членов своей семьи. Сначала ей пришлось похоронить брата, Патрика Бренуэлла-Бронте, вслед за ним на тот свет отправилась Эмилия Бронте, а затем и Энн.

Поздний период творчества

Трагические события в жизни английской писательницы заслонил внезапно пришедший к ней успех. К моменту выхода второго романа ее псевдоним был раскрыт, и Шарлотта Бронте, лучшие книги которой считаются классикой и востребованы до сих пор, получила всеобщее признание. Новый статус обязывал девушку вести активную социальную жизнь. Но, взрослевшая в условиях мрачного уединения, она предпочла высшему лондонскому обществу одинокую, замкнутую жизнь в маленьком церковном домике.

Именно там, в старом строении в Гаворте, Шарлотта пишет свой последний роман. Изданный под названием «Villette» в 1853 году, этот роман не уступал другим сочинениям английской писательницы. Однако, по мнению критиков, он был написал не так хорошо с точки зрения построения фабулы, как предыдущие повести и романы мисс Бронте.

Удрученная потерями в своей жизни, Шарлотта после издания своего последнего романа проводит в уединении почти год. Но потом она выходит замуж за Николса Белла, который состоял в приходе отца Шарлотты. Свадьба состоялась в 1854 году, а уже в следующем, 1855 году Шарлотта умирает.

Книги Шарлотты Бронте и сейчас пользуются широкой популярностью во всем мире. Будучи весьма впечатлительной натурой, Шарлотта смогла раскрыть перед читателями мир, который видела собственными глазами. Несмотря на то что ее кругозор большую часть жизни был сильно ограничен, она смогла с поразительной яркостью передать все свои ощущения и наблюдения.

Как и произведения других сестер Бронте, книги Шарлотты отражают ее богатую фантазию и при этом вполне реалистичны. Эти произведения полюбились публике и были оценены по достоинству. Биография английской писательницы вместе с ее сочинениями и повестями других сестер Бронте в виде полного сборника была издана в 1875 году. Автор: Елена Суворова