Теории и концепции личности. Современные концепции развития личности

  • Дата: 11.10.2019

личность психология концепция выготский

Понятие «развитие личности» в сущности намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.

Процесс постепенного развития личности субъекта представляет собой это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под категорией развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий. Представители науки всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И даже сегодня данная проблема не утратила своей актуальности.

Анализ литературы показывает, что в психологических теориях можно выделить два направления о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.

Биологизаторский подход обуславливает развитие личности, главным образом, наследственными факторами. В силу этого предположения процесс развития личности носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Опираясь на постулаты данной теории, исследователи предполагали, что индивид с самого рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. В частности, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие имеют все предпосылки к успешной административной работе. В соответствии с данной концепцией изначально в человеке заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.

Так известный американский физиолог Э. Торндайк утверждал, в частности, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники же концепции, которая известна в психологии как "биогенетический закон", один из пионеров американской психологической науки С. Холл, его ученик К. Гетчинсон и другие, полагали, что человек в своем развитии с раннего детства постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный (Приложение Б). Были и такие (как например, американский философ и педагог Д. Дьюи), который утверждали, что индивид вообще рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.

Биологизаторская теория личностного развития личности находит свое отражение также и в теории Фрейда, который считал, что развитие и становление личности, преимущественно, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается определенными желаниями. При этом здоровая в психическом отношении личность формируется лишь при условии удовлетворения подобных желаний. Если же эти желания не удовлетворяются, то личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям (Приложение Б).

Социогенетический подход рассматривает процесс развитие личности как результат прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Сторонники данной концепции склонны игнорировать собственную активность прогрессирующего индивида, отводя при этом индивиду пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Но даже при поверхностном рассмотрении данной концепции, остается неразрешенным вопрос: почему в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные люди? Ясно, что представители данного направления, подобно генетикам, недооценивали внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности. Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности. В начале прошлого возникла педологическая концепция развития личности, которая придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного, и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя в какой-то степени открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности. Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Тем не менее, и сегодня существует множество различных взглядов на процесс личностного развития. Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. При этом сторонники данной теории утверждают, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии. Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.

В нашей отечественной психологии, в особенности в ее советский период, считается, что личностное развитие совершается в процессе ее социализации и воспитания. Человек является социальным существом, с самого своего рождения он окружен себе подобными, включен в систему различных социальных связей. При этом социализация представлена не как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Данный социальный опыт усваивается исключительно субъективно, и процесс усвоения зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Одни и те же социальные ситуации могут восприниматься людьми по-разному.

Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.

Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Как влиять на развитие человека и какие есть методики?

Создатели концепций

Ученые выделили две концепции развития личности – это:

  • Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
  • Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
Замечание 1

Выведена еще одна концепция, состоящая из двух описанных выше. Называется она биосоциальная. Ее сторонники считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.

Главные позиции идеи:

  • Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
  • Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
  • Наличие биологической связи ребенка с обществом;
  • Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
  • Недопустимо вмешательство в природу ребенка.
Замечание 2

В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду. Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.

Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.

Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:

  • Основа идеи развития личности;
  • Важность активности для саморазвития;
  • Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
  • Теория научения личности;
  • Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Появилась эта теория в 19 веке, как ответ на биологическую. Ее основные положения:

  • Развитие личности – результат воздействия со средой;
  • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
  • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Социальная концепция выводится в таких идеях:

  • Ребенок – это чистая доска;
  • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
  • Ребенок пассивно относится к внешней среде.
Замечание 3

У этой концепции множество теорий и вариаций. Одна из известных – теория социального научения. Ученые считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. Миллер в своей работе подробно обосновал процессы личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое одобрение в Советском Союзе в 20 - 30 -х годах 20 века. Советские ученые утверждают, что 10 % развития ребенка зависит от инстинктов и наследственности, а остальные 90 % – это влияние окружения.

К социогенетической концепции относится и теория Выготского. Для него социум – это источник развития личности. Ученый выделял два взаимосвязанных направления развития человека – естественное созревание и овладение способами поведениями, мышления, культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Достижения социогенетической концепции определяют значимость окружения для становления и развития человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.



Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Сущность процесса воспитания и его место в общей структуре целостного педагогического процесса

10. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности. Воспитание – процесс формирования культуры отношений человека. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях . По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П. Блонский и А.П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в названных концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к определению сущности воспитания как общественного явления.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее внеклассного влияния:

· объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

· стандартизация внеклассного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия "личность", сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;

· формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех "эстафет", "маршрутов", "заветов");

· авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;

· разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

· нарушение преемственности в организации учебно-внеклассного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

· слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в "онаучивании" решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.