Как называется большой веер. История японских вееров и их разновидности

  • Дата: 25.11.2019

Веер – это приспособление, с помощью которого охлаждают лицо во время жары.


Веер появился в глубокой древности, об этом говорят раскопки и рисунки на черепках. Например, китайский веер был известен уже в VIII-II веках до н.э. Конечно, первые веера представляли собой обычные листья или перья, затем стали использовать шёлк и пергамент, разрисовывая их цветами, птицами, украшая золотом и серебром.



В те давние времена, веера были не складные и назывались опахала, которыми обмахивали императора, и выполнял эту роль обычно молодой невольник. Затем появились складные веера. Пользовались ими долгое время при дворе императора (в Индии, Китае, Японии), так как веер был символом власти. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Византия – так из эпохи в эпоху переходил веер. К XV и XVI векам веера стали необходимым аксессуаром каждой дамы при дворе короля – это был стиль барокко. Они являлись необходимой составляющей дамского туалета и даже использовались орудием флирта.



Прежде чем появиться в свет, должны были научиться пользоваться веером. Открыть веер дамы могли только при появлении королевы. В это время на веерах любили изображать сюжеты из античной мифологии или из жизни королевского двора.


Веера делали из перьев страуса, павлина, затем стали применять отделки из кожи, слоновой кости, панциря черепахи, шёлка, применяли сандал и бамбук. На них изображался растительный орнамент, изображались горы, реки, водопады.



Нашлось применение веера и в России. Первые веера стали появляться в середине XVII во времена царствования Михаила Фёдоровича. Эти веера привозили с дипломатическими визитами в качестве подарков и хранили их как редкую диковинку. Уже при Петре Первом, когда появились первые балы и «ассамблеи», на которых присутствие дам было обязательным, веера также как и в Европе стали необходимым атрибутом женского туалета. Сначала их поставляли из Европы, а в середине XVIII при Екатерине Великой наладилось и веерное производство в России. Искусство пользоваться веером и у нас имело значение.


В России веера тоже любили украшать, но с присущим национальным вкусом. В качестве украшений использовали яшму, золото, изумруды, рубины, вышивку, финифть. В веерном производстве участвовали мастера по дереву, по кости, граверы, живописцы, ювелиры и другие.



Спрос на веера повышался и у нас в России. Кроме необходимости его как главного элемента дамского туалета на балах, приёмах, им стали выражать и свои чувства и потаённые мысли – появился веерный язык, также как и язык цветов. С помощью лёгкого постукивания веером или резкого хлопка, закрыв веер , дама могла выразить свои чувства и мысли тому, к кому обращались её глаза.



Благодаря многим сохранившимся веерам Марии Фёдоровны, супруги Великого Князя Александра Александровича, до нас дошли некоторые исторические события из жизни царского двора. Как известно, Датский Двор породнился со многими Дворами Европы, поэтому родственники со всей Европы раз в году съезжались на встречу во Фреденсборг. На веере в форме раковины с гирляндой множества розочек есть надпись – «Fredensborg 1870».



Второй веер Мария Фёдоровна сохранила в память бракосочетания её брата и Великой Княжны Ольги Константиновны, происходившего в Петербурге. На веере, сделанного из чёрной кожи, – надпись «WINNY», золотая корона и два государственных герба – Дании и России. Как известно, имя брата Марии Фёдоровны было Христиан Вильгельм, домашнее имя «Винни». В 1863 году под именем Георга I он взошел на греческий престол.



Ещё один веер – свидетель памятных событий, веер на лицевой стороне которого изображена ветка шиповника, а на обратной множество автографов, по-видимому, многочисленных родственников и родственниц, которые в этот раз собрались в королевский замок Фреденсборг со всех европейских домов по случаю рождения дочери Александры у Георга I и Ольги Константиновны. Поэтому веер использовали на этот раз как альбом.



Есть веер-сувенир с портретами Александра III, Марии Фёдоровны и их детей, расписанных И.Н.Крамским.


Среди оставленных в память для нас событий, происходивших в царской семье, есть и сувенирные веера. Эти веера напоминают о балах во Дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Описание бала приводится в журнале «Всемирная иллюстрация». Так как бал был костюмированный, то и прислуга была одета в костюмы разных эпох, связанных с историей России: это были варяги, скифы, витязи, стрельцы…Пришедшие на бал также оделись в костюмы, будто вся Русь воскресла и прислала на бал всех своих представителей. Обо всём с большими подробностями описывалось в журнале. Так вот, на одном из вееров в карикатурном виде некоторые из них были запечатлены Иваном Александровичем Всеволжским, директором Императорских Петербургских и Московских театров. По описанию, данному в , можно узнать присутствовавших на этом балу.



Есть ещё веера, которые могут нам напомнить и рассказать о политических событиях того времени – визит русской эскадры во Францию в 1891-1893 годах. В парижской опере по случаю прибывших русских гостей был дан спектакль, в конце которого был представлен апофеоз франко-русского союза. Как это было на сцене – об этом лучше всего нам рассказывает изображение на веере, который был расписан известной французской художницей Луизой Аббема.


Сегодня веер не имеет того значения, которое придавалось ему в прошлом, но все же находит место в нашей жизни. Популярны настенные веера, которые украшают интерьер и притягивают удачу.




С помощью этого видео можете совершить виртуальную прогулку по музею, посмотреть антикварные и винтажные экспонаты – китайские, японские веера и другие…




Современная девушка с веером









Эпоха барокко - искусство церемоний

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии , из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент .

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны - шёлк , кожа , пергамент , плотная бумага . Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой .

Рококо - флирт и лёгкость бытия

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII-XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» . А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты - теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

Расписывать веера было почётно - этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше .

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри » (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая .

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера , который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

Век XIX - страусовый «бум»

В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй , веер начали использовать и как якобы средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные веера

Веер - красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями боевой веер является ценным видом оружия в боевых искусствах Японии, Кореи и Китая. Боевой веер, в целом, использовался двумя путями, как сигнальное приспособление (гумбай (яп. 軍配 ) ) и непосредственно в качестве оружия (тэссэн (яп. 鉄扇 ) ), которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Также в качестве оружия его использовали куноити . Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов, таких как дерево и железо, и были намного тяжелее светских аналогов.

Виды и конструкции вееров

В целом веера можно разделить на два вида: складные и нет. В японском языке даже существуют термины оги (складной веер) и утива (цельный веер). Каждый из этих видов можно также разделить на подвиды в зависимости от конструкции. Впрочем, если речь идёт о боевом веере , то имеет место иная классификация, по применению веера.

Складные веера

Складной веер, также называемый плие фр. plié , состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды ), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой - штивом . Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном, то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Такие веера называют бризе (фр. brisé ) .

Жёсткие (круглые) веера

Жёсткие или круглые веера, как правило, называют утива , от японского слова, обозначающего такой тип веера. Веер утива , как правило, состоит из твёрдой ручки и множества (40-80) бамбуковых прутьев, покрытых с обеих сторон бумагой, составляющей экран веера, форма которого может, впрочем, и отличаться от круга. Такие веера можно разделить на те, что имеют раму из утолщённых прутьев по периметру экрана, и те, что не имеют таковой.

Огненные веера

Конструкция, называемая веерами, также используется в фаер-шоу . Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц, присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями, изготовленными из кевлара и расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также

Эпоха барокко - искусство церемоний

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии , из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент .

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны - шёлк , кожа , пергамент , плотная бумага . Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой .

Рококо - флирт и лёгкость бытия

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII-XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» . А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты - теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

Расписывать веера было почётно - этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше .

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри » (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая .

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера , который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

Век XIX - страусовый «бум»

В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй , веер начали использовать и как якобы средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные веера

Веер - красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями боевой веер является ценным видом оружия в боевых искусствах Японии, Кореи и Китая. Боевой веер, в целом, использовался двумя путями, как сигнальное приспособление (гумбай (яп. 軍配 ) ) и непосредственно в качестве оружия (тэссэн (яп. 鉄扇 ) ), которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Также в качестве оружия его использовали куноити . Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов, таких как дерево и железо, и были намного тяжелее светских аналогов.

Виды и конструкции вееров

В целом веера можно разделить на два вида: складные и нет. В японском языке даже существуют термины оги (складной веер) и утива (цельный веер). Каждый из этих видов можно также разделить на подвиды в зависимости от конструкции. Впрочем, если речь идёт о боевом веере , то имеет место иная классификация, по применению веера.

Складные веера

Складной веер, также называемый плие фр. plié , состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды ), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой - штивом . Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном, то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Такие веера называют бризе (фр. brisé ) .

Жёсткие (круглые) веера

Жёсткие или круглые веера, как правило, называют утива , от японского слова, обозначающего такой тип веера. Веер утива , как правило, состоит из твёрдой ручки и множества (40-80) бамбуковых прутьев, покрытых с обеих сторон бумагой, составляющей экран веера, форма которого может, впрочем, и отличаться от круга. Такие веера можно разделить на те, что имеют раму из утолщённых прутьев по периметру экрана, и те, что не имеют таковой.

Огненные веера

Конструкция, называемая веерами, также используется в фаер-шоу . Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц, присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями, изготовленными из кевлара и расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также жонглировании .

Веер как инструмент нагнетания воздуха в зону горения

Веер является эффективным

Китайский веер имеет свою историю, философию, с ним связано много легенд, поверий. Постепенно этот предмет стал частью и нашей культуры. Его используют в виде модного аксессуара или для украшения интерьера в китайском стиле. Широкий ассортимент вееров позволит подобрать изделие на любой вкус.

Китайские веера отличаются формой, видом, размерами, тематикой, рисунками. Изображения всегда несут философский смысл, который символизирует удачу, счастье, любовь; символы рисуют в виде пейзажей, птиц, цветов. Веера выполняются из различных материалов: пластик, дерево, шелк, кружево, бумага. Также можно сделать китайский веер своими руками, который выполняется из сандалового дерева. Запах сандала устраняет бессонницу, депрессию, улучшает настроение. А также веера использовались в боевом искусстве.

Китайский веер

Разнообразные рисунки на веере притягивают счастье, здоровье, удачу, поэтому он будет прекрасным подарком близким и друзьям. Например, журавли, изображены на китайском веере, символизируют долголетие; корабль привлечет богатство и успех в бизнесе, работе; лотос, павлин, сакура - символы любви. Веера из Китая снимают усталость, депрессию, дают заряд бодрости и здоровья.

По фэншую, если правильно повесить веер на стену, он станет талисманом, оберегом. Благоприятный поток энергии наполнит ваш дом счастьем, благополучием, укрепит брак, привлечет богатство. Веер размещается раскрытым опахалом, направленным вверх. Выбирайте для этого предмета место, которое вам надо активизировать. Не стоит размещать большой веер напротив входной двери, так как он способен смести позитив, направленный в вашу сторону. А также не размещайте веер над изголовьем кровати, так как он способен взбудоражить вас и разогнать сон.

В кабинете разместите веер позади кресла, тогда он поможет привлечь успех, финансы.

Большую роль играет цвет веера:

  • золотистый цвет означает долголетие, вечную жизнь;
  • красный веер символизирует удачу;
  • зеленый оттенок подарит спокойствие и надежду;
  • розовый оттенок символизирует любовь и верность;
  • белый веер - символ невинности, скромности.

Повесив веер на стену, вы не только обретете оберег, но и украсите интерьер своего жилья. Ведь разнообразие вееров позволяет подобрать его под любую обстановку. Подбирайте размер веера в зависимости от размеров комнаты. В маленькой комнате лучше повесить небольшие веера. А вот в гостиной или в комнате, где позволяют размеры, большой веер будет смотреться гармонично.

Интересно смотрятся в интерьере зеркальные веера или панно с изображением этого предмета.

Веера могут быть односторонние и двухсторонние. Последние используют не только для интерьера, но и для танца. В Китае танец с веерами - это незабываемое зрелище. Красивые наряды, взмахи веера, которые переливаются узорами, рисунками, раскрываются и закрываются. Балерины в танце подчеркивают движения миниатюрными веерами. Все это завораживает и восхищает.

Танец с веерами

Делаем веер сами

Если вы творческий человек и хотите проявить фантазию, сделайте веер на стену своими руками. Для этого запаситесь необходимыми материалами:

  • бумага или ткань;
  • шпажки из дерева;
  • материалы для декора;
  • нитки, иголки;
  • клей.

Если вы определились с размером и цветом веера, пора приступать к работе. Из основного материала вырежьте заготовку, сложите ее гармошкой, приглаживая при этом сгибы, края закрепите на шпажки из дерева. Нитки и иголки нужны для того, чтобы соединить концы веера. С помощью декора вы сможете украсить веер, как вам захочется, для этого нужен клеевый пистолет и разнообразные ленты, стразы, бусинки, тесьма. Ручку можно изготовить из картона, фанеры и приклеить, используя супрерклей с обеих сторон. После того как ваше произведение будет готово, закрепите веер опахалом вверх.

Китайское опахало как аксессуар

Веер на стену - не единое назначение этого предмета. Веера используют также как модный женский аксессуар. Он легко складывается, имеет небольшие размеры, смотрится женственно и эффектно. Веер используют на показах мод, для фотосессий; их любят дизайнеры, звезды, делая свой образ ярче. Веер из перьев дополнить образ невесты в пышном платье, а также этот аксессуар уместен на балу, вечеринке, в театре. Китайские барышни с помощью жестов веерами выражали чувства и эмоции по отношению к собеседнику.

Кроме того, веер спасет от жары в местах где прохлада недоступна.

Китайские опахала ворвались в нашу культуру и моду, став незаменимой вещью. Ведь они являются не только аксессуаром, предметом интерьера, но еще и символом счастья и благополучия.