Великие стройки Советского Союза. Почему в ссср прекратили стройку самого грандиозного здания в мире (1 фото)

  • Дата: 20.09.2019

На самом верху ЦК КПСС умели и любили строить грандиозные планы будущего. Масштабные и легковыполнимые на бумаге идеи должны были обеспечить стране превосходство во всех сферах над всем и каждым в мире. Рассмотрим некоторые из амбициозных советских проектов, которые так и не были воплощены.

Идея этого проекта, который должен был в прямом смысле возвысить СССР над всем светом, родилась в начале 1930-х. Суть его сводилась к строительству небоскреба высотой 420 метров с гигантской статуей Владимира Ленина на крыше.
Здание, еще до начала стройки получившее название Дворец Советов, должно было стать самым высоким в мире, обогнав даже известные небоскребы Нью-Йорка. Таким представляли себе будущего исполина в партийном руководстве. Планировалось, что в хорошую погоду Дворец Советов будет видно с расстояния в несколько десятков километров.

Место под строительство будущего символа коммунизма выбрали замечательное – холм на Волхонке. Тот факт, что локация давно была занята храмом Христа Спасителя, никого не смутил. Кафедральный собор решили снести.

Говорят, сподвижник Сталина Лазарь Каганович, наблюдая за взрывом храма с возвышенности в бинокль, произнес: «Задерем подол Руси-матушке!».

Строительство главного здания СССР началось в 1932-м и продолжалось до начала войны.

Возведение цоколя За это время успели полностью расквитаться с фундаментом и приступить к работе над входом. Увы, дальше этого дело не продвинулось: война внесла свои коррективы, и от имиджевой идеи обеспечить народ высоткой руководство страны вынуждено было отказаться. Более того, уже построенное стали разбирать и пускать на военные нужды, например, - на создание противотанковых ежей.

В 50-х к «дворцовой» теме вновь вернулись и даже почти приступили к работе, однако в последний момент отказались и решили построить на месте несостоявшейся высотки огромный бассейн.

Однако и от этого объекта впоследствии отказались – в середине 90-х бассейн ликвидировали, а на его месте возвели новый храм Христа Спасителя.

Пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о некогда грандиозных планах властей о создании Дворца Советов - это заправочная станция на Волхонке, часто именуемая «Кремлевской». Она должна была стать частью инфраструктуры комплекса.

А теперь посмотрите, как могла бы выглядеть столица, сумей руководство Союза осуществить планы по возведению «символа коммунизма».

«Стройка №506» - Сахалинский тоннель

Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.

Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.

Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Вот он.

Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.

Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.

«Боевой крот» - засекреченные подземные лодки

Стройка небоскребов и прочих поражающих воображение обывателя сооружений – не единственное, на что тратился советский бюджет в стремлении «обогнать конкурентов». В начале 30-х в высоких кабинетах загорелись идеей разработать транспортное средство, часто встречавшееся в книгах писателей-фантастов – подземную лодку.

Первая попытка была предпринята изобретателем А. Треблевым, создавшим лодку, напоминающую по форме ракету.

Детище Треблева передвигалось со скоростью 10м/ч. Предполагалось, что механизм будет управляться водителем, либо (второй вариант) – с помощью кабеля с поверхности. В середине 40-х аппарат даже прошел испытания на Урале у горы Благодать.

Увы, во время испытаний лодка показала себя не слишком надежной, поэтому проект решили временно свернуть.

О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никите Хрущеву жуть как понравилась идея «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». К работе над новой лодкой были подключены передовые умы: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, способная вместить 5 человек экипажа и перевозить тонну взрывчатки.

Первые испытания лодки все на том же Урале прошли успешно: крот преодолел отведенный путь со скоростью пешехода. Однако радоваться было рано: во время второго теста машина взорвалась, весь экипаж погиб. Сам крот остался замурованным в горе, которую так и не смог преодолеть.

После прихода к власти Леонида Брежнева проект подземной лодки свернули.

«Автомобиль 2000»

Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».

Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».

Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.

Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.

На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.

Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей. При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть. Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.

Титул крупнейшего государства планеты обязывал советские власти соответствовать ему буквально во всем, и объекты недвижимости не являлись исключением из этого правила. Некоторые интересные факты о самых грандиозных из них собрала в своем материале «Свободная Пресса».

Крупнейшее водное зеркало эпохи

Именно так говорили столичные экскурсоводы, принимая гостей со всего мира, об открытом бассейне «Москва», возведенном практически на том же самом месте, где до этого 48 лет простоял строившийся 44 года и взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя. Примечательно, что на этом месте сначала в течение 10 лет безуспешно пытались построить самое высокое на тот момент здание в мире. Но строительство 415-метрового Дворец Советов прервала начавшаяся Великая Отечественная война, и открытая общественная купальня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина диаметром около 130 метров, вмещавшая в себя единовременно до 2000 человек, была открыта только в 1960 году.

Первоначально планировалось, что бассейн будет наполняться соленой водой из находящего на глубине около полутора километров подземного моря. Однако начатые в 1958 году бурильные работы были свернуты, в основном по причине их дороговизны. Но и без того уникальных особенностей на объекте хватало. Так, купаться в нем можно было круглый год (правда, по свидетельству современников, в мороз приходилось часто нырять, поскольку голова покрывалась льдом). Для посещения «Москвы» справки от врача не требовалось, при этом система санитарного контроля, очистки и обеззараживания воды была настолько хорошо организована, что за все 33 года не было зафиксировано ни одной жалобы от посетителей.

Популярность открытого бассейна среди населения была очень высока. Существовала даже шутка о том, что только в «Москве» знаменитый закон Архимеда действует по-особому: тело, погруженное в него, выталкивается наружу другим телом. Правда, стоит отметить, что эту народную любовь периодически омрачали слухи о том, что в бассейне (особенно в зимнее время) действует группа «топильщиков», мстящих обывателям за осквернение святого места.

Итоговой причиной закрытия бассейна «Москва» в 1993 году стал как раз его гигантский размер. Во-первых, из-за того, что в холодное время года температура воды в отдельных секторах доходила до +34 градусов, а площадь водного зеркала составляла 13000 квадратных метров, зимой вокруг него стояла плотная стена пара, которая вызывала сильную коррозию близлежащих зданий. Сотрудники расположенного неподалеку Пушкинского музея не раз жаловались, что из-за повышенной влажности серьезно страдают экспонаты.

Во-вторых, к тому времени, в связи с тяжелой экономической ситуацией, у городских властей элементарно не хватало средств на оплату необходимых для его функционирования ресурсов. Три последних года он простоял без воды, что привело к сильной деформации температурных швов чаши и коррозии трубопроводов.

825ГТС

Возведенная в период с 1953 по 1961 годы по предложению Иосифа Сталина база подводных лодок в тогда еще советской Балаклаве, пожалуй, имела все шансы именоваться самым крупным военно-инженерным сооружением двадцатого века. К ее созданию приложили руку строители самой высокой квалификации, включая столичных метростроевцев, которые работали круглосуточно в четыре смены.

На строительство базы (или объекта 825ГТС), по некоторым данным, было затрачено около 67 миллионов советских рублей, а в ходе работ в море на баржах было тайно вывезено и затоплено порядка 120 тысяч тонн скалистой породы. Но все усилия того стоили: укрытое под горой Таврос сооружение могло спокойно выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью от 100 до 150 килотонн (для справки — мощность «Малыша», сброшенного на Хиросиму в 1945 году, составляла от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте). Внутри свободно размещались несколько атомных субмарин (по разным данным от 7 до 14), персонал в количестве до 1,5 тысячи человека, а также склады боеприпасов и вся необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта подлодок.

Некоторые энтузиасты до сих пор уверены, что в случае ядерной бомбардировки база могла использоваться в качестве бомбоубежища для местного населения, причем период его автономного существования мог достигать трех лет.

Вскоре после окончания строительства, в 1961 году, Никита Хрущев распорядился перепрофилировать базу в винный погреб, однако инициатива так и не была реализована. После распада СССР в 1993 году охрана объекта прекратилась и за последующие 7 лет он был элементарно разграблен, вынесены абсолютно все конструкции, содержащие хотя бы мало-мальский намек на содержание цветных металлов. В 2000 году Владимир Стефановский, возглавлявший севастопольское «Морское собрание», выступил с инициативой по превращению базы в «Музей «Холодной войны». В итоге через три года в Балаклаве прошла официальная церемония открытия военно-морского музейного комплекса как филиала Центрального музея ВС Украины.

Кстати, еще в 2010 году, когда полуостров входил в состав «незалэжной», некоторые российские СМИ со ссылкой на руководство Черноморского флота сообщили о том, что военные всерьез рассматривают возможность восстановления боевого потенциала музея и вероятность его использования по прямому назначению. Однако Константин Грищенко, занимавший на тот момент должность министра иностранных дел Украины, решительно опроверг подобный сценарий развития событий как противоречащий Конституции страны. Вполне вероятно, что теперь, после принятия населением Крыма судьбоносных решений, представители военно-морского ведомства РФ вернутся к данному проекту.

Волго-Донской канал

ВДСК (Волго-Донской судоходный канал) официально был открыт 27 июля 1952 года. Примечательно, что четырехлетние строительные работы, увенчавшиеся успехом, были не единственной в истории попыткой соединить воды двух великих рек в месте их максимального сближения. Сначала, согласно летописным источникам 16 века, об этом помышлял еще турецкий султан Селим Второй. Однако отряженная им в 1569 году армия турецких солдат в количестве 22 000 человек прекратила все работы уже через месяц. По словам турок, с этой задачей в то время не смогло бы справиться и все население Турции даже за 100 лет. Вторым стал Петр I, пригласив в 1697 году иностранца Иоганна Бреккеля в качестве руководителя стройки. Однако тот вскоре банально сбежал, осознав тщетность прилагаемых усилий. Возможно, сменившему его англичанину Перри и удалось бы довести начинание до конца, но разразившаяся в 1701 году Северная война поставила на проекте крест.

Только в XX веке, в результате титанических усилий свыше 700 тысяч вольнонаемных рабочих, 100 тысяч военнопленных немецкой армии и 120 тысяч узников ГУЛАГа, проект 101-километрового канала был реализован под руководством академика Сергея Жука. За все время строительства ВДСК было извлечено свыше 150 миллионов кубов земли и залито более 3 миллионов кубометров бетона, широко применялись шагающие экскаваторы и другая передовая на тот момент спецтехника в количестве 8000 единиц.

С ВДСК связаны многие интересные факты отечественной истории. Так, например, «за ударный труд» были сразу освобождены 15 тысяч заключенных, а еще 35 тысячам сократили сроки заключения. Об этом, в частности, упоминает профессор Николай Бусленко, ссылаясь на найденный в архиве Указ Президиума ВС СССР (с грифом «Без опубликования в печати») «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина». Интересная деталь — 3000 заключенных получили различные награды, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, именно на ВДСК родилось прочно вошедшая в наш лексикон в качестве самостоятельного слова аббревиатура «зек» («зк» — «заключенный каналоармеец»)

Также сразу после открытия и присвоения объекту имени Ленина на берегу первого шлюза был установлен гигантский памятник Сталину. Через девять лет, в 1961, всего за одну ночь, он был демонтирован. Долгое время 30-метровый постамент пустовал, и только в 1973 году на нем установили 27-метровый памятник Ленину, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой монумент в честь реально живших людей.

К сожалению, в последнее десятилетие заметно уменьшилась глубина канала (согласно проекту — 3,5 метра), участились случаи посадки судов на мели. В связи с этим транспортный поток сокращен наполовину, а ограничения по осадке не позволяют нагружать суда полностью. Два года назад представители Росморпорта заявили о выделении 400 миллионов рублей на углубление канала до 4,5 метров. С апреля 2007 года с подачи Владимира Путина рассматривается вариант строительства второй ветки Волго-Донского канала (так называемый Волгодон-2) с целью увеличения грузопотока объекта до 35 миллионов тонн в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что данные работы нанесут непоправимый ущерб рыбному хозяйству России. В частности, планируемое в рамках проекта возведение Багаевского гидроузла нерестовый ход рыбы в Дону будет полностью перекрыт. К тому же популяция некоторых видов рыб Северного Каспия может катастрофически сократиться.

Снимок в открытие статьи: вид на плавательный бассейн «Москва» под открытым небом, 1977 год/ Фото: Иван Денисенко/ РИА Новости

30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны. Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье. Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы». В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Трансформация идеи

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи. Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини. В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

Грандиозная стройка

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина. На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие. Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов. Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль. Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу. Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Финал строительства

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны. Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.

Со словосочетанием «Великие стройки коммунизма » знакомы практически все, однако что имелось в виду изначально? И что значит « ».

Много иллюстраций .

Начать следует со Сталинского плана преобразования природы.

Осень 1948 года, через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, Совет Министров СССР принял постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР ». В печати указанный документ назвали « ».

Рассчитан план на период 1949-1965 годы. В чем его суть?

В степных и лесостепных районах европейской части СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина ) часто повторялись засухи и суховеи.

Однако там же можно получать отличные урожаи – там много солнца и тепла.

Только не хватает воды.

Что же делать?

Использовать травопольную систему земледелия (В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса ).

Суть которой заключается в:

  • а) посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков ;
  • б) правильная организация территории с введением травопольных полевых и кормовых севооборотов и рациональным использованием земельных угодий;
  • в) правильная система обработки почвы , ухода за посевами и, прежде всего, широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни;
  • г) правильная система применения органических и минеральных удобрений ;
  • д) посев отборными семенами приспособленных к местным условиям высокоурожайных сортов ;
  • е) развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Это на местном уровне. А что же государство?

В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы , чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120.000.000 гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.

Всего планировалось высадить более 4.000.000 га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев.

Помимо государственных лесных защитных полос, высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления).

План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв (бобовые же).

Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5.300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км 3 воды

Следующим шагом и были «Великие стройки коммунизма ».

Коричневые стрелки – суховеи, зеленые полосы – лесополосы, красные прерывистые линии – каналы, красные звезды – будущие гидроэлектростанции…

Вопрос был в том, где взять воду. Тепло и солнце уже имеется!

Вода тоже есть, но в виде бесцельно утекающих в моря рек (Волга, Днепр, Дон, Амударья).

Идея в том, чтобы воды этих рек задержать дамбами, тем самым обводняя территории , пустить по каналам давая воду для орошения , заставить крутить турбины и давать электричество !

Те самые «Великие стройки коммунизма ».

Перечислим по пальцам, что относилась к Великим стройкам коммунизма:

Гидроэлектростанции :

Днепр :

- Каховская ГЭС . Создавала водохранилище для питания Южно-Украинского, и Северо-Крымского каналов.

- Цимлянская ГЭС . Создавало водохранилище поднимающее уровень воды для пользования Волго-Донским каналом и его энергообеспечение, обеспечение судоходности Дона, питания оросительных каналов.

Волга :

- Куйбышевская ГЭС . Для электроснабжения. 2-я по мощности в мире на тот момент.

- Сталинградская ГЭС . Для электроснабжения (1-я по мощности в мире на тот момент.), а также орошения, создания условий для Сталинградского магистрального самотечного канала.

Амударья :

- Тахиаташская ГЭС . Перенаправляла воды Амударьи по Главному Туркменскому каналу, электроснабжение.

Каналы :

- Южно-Украинский канал . Оросительный

- Северо-Крымский канал . Оросительный, водоснабжение полуострова пресной водой.

- Волго-Донский канал (Волго-Дон). Транспортный (соединение Каспия с остальными морями).

- Главный Туркменский канал . Оросительный, транспортный (соединение Арала с Каспием). На канале планировались 2 ГЭС.

Если кому интересно немного статистики:

Общая мощность построенных в рамках общего плана гидроэлектростанций составила более 4 млн кВт. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на период строительства были крупнейшими по мощности ГЭС в мире и превосходили самые большие на тот период гидроэлектростанции США (Гранд-Кули и Плотина Гувера).

ГЭС обеспечивала энергетику, орошение и обводнение, водный транспорт, водоснабжение и др. Значительная часть электроэнергии ГЭС была направлена на орошение и электрификацию сельского хозяйства .

База орошения и обводнения

Протяженность магистральных каналов, км

Площадь орошаемых земель, млн. га

Площадь обводняемых земель, млн. га

Куйбышевская ГЭС

Сталинградская ГЭС

Главный Туркменский канал от Аму-Дарьи до Красноводска и оросительные системы в районах низовьев Аму-Дарьи, Западной Туркмении и пустыни Кара-Кум

Каховская ГЭС, Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы и оросительные системы в районах юга Украины и Северного Крыма

Волго-Донской судоходный канал и оросительные системы в прилегающих районах

Итого

Пробежимся коротенько по этим стройкам.

Цимлянская ГЭС.

Цимлянская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Дон в Ростовской области, у городов Волгодонска и Цимлянска. Построена в 1949-1954 годах в рамках программы сооружения Волго-Донского судоходного пути.

Имеет важное экономическое значение, обеспечивая крупнотоннажное судоходство на нижнем Дону, функционирование Волго-Донского судоходного канала, орошение больших массивов засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и выработку электроэнергии.

Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (Волго-Донской канал) - канал длиной 101 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Глубоководная транспортная система европейской части России – это красный пунктир.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Неудачно.

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Неудачно.

До Революции 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться: сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Кроме того, даже если бы канал был построен, движение судов по нему могло быть лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Куйбышевская (ныне Жигулёвская) ГЭС.

Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. - Волжская ГЭС имени Ленина) - гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, в городе Жигулёвск.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Вторая

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.

Сталинградская (ныне Волжская) ГЭС.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) - гидроэлектростанция на реке Волга в Волгоградской области.

Первая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью. В 1961 г. крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 г. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Каховская ГЭС.

Каховская ГЭС - шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций на территории Украины (город Новая Каховка, Херсонская область), построенная на реке Днепр.

Строительство начато в сентябре 1950 года, в октябре 1956 года введён последний гидроагрегат.

Каховский канал.

Каховский канал - центральный оросительный и главный магистральный канал юга Украины.

Был открыт 26 октября 1979 года. Протяжённость канала 130 километров, берёт своё начало из Каховского водохранилища. Вода из Каховского водохранилища насосами (запитка от Каховской ГЭС) поднимается на 25 метров и далее самотеком проходит по территории Херсонской и Запорожской областей.

Водой канала снабжаются четыре оросительные системы:

  • Каховская
  • Приазовская
  • Серогозская
  • Чаплынская.

Канал используется для орошения 326 000 га в двух областях Украины.

Северо-Крымский канал

Оросительно-обводнительный канал длиной 402 км, построенный (более 10 лет шли исследовательские и проектно-изыскательские работы) в 1961-1971 годах для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из Каховского водохранилища, заполненного в 1955-1958 годах. При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени Ленинского комсомола Украины .

До 80 % днепровской воды СКК, поступавшей в Крым, использовалось для нужд сельского хозяйства (из них 60 % - на обеспечение выращивания риса) и промышленного прудового рыбоводства; около 20 % днепровской воды СКК подавалось в водохранилища - источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населённых пунктов Крыма.

С 2014 года подача днепровской воды в Крым прекращена.

Главный Туркменский канал

На переднем плане – шагающий экскаватор.

Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи. Строился в 1950-1953 годах, затем строительство было прекращено.

Канал должен был стать вторым по длине каналом в мире. Его протяженность предполагалась более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ, в 10 км от Нукуса до Красноводска.

По трассе канала планировалась система плотин, шлюзов, водохранилища, три гидроэлектростанции общей мощностью 100 тыс. кВт, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Проектировалось построить вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоёмов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Ширина канала должна была быть более ста метров, глубина - 6-7 метров. Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

В декабре 1950 года был заложен новый город Тахиаташ у мыса Тахиаташ, на котором ранее стояло до того два укрытия от непогоды для бурлаков. 15 июня 1952 года была открыта железная дорога Чарджоу - Ходжейли и проведена ветка до Тахиаташа. Создавалась инфраструктура для развития стройки, организовывались изыскательные экспедиции, подключалась авиация.

После смерти Сталина, по предложению Лаврентия Берия, строительство канала было приостановлено 25 марта 1953 года, а затем и прекращено.

C 1954 года началось строительство Каракумского канала.

Синий – не построенный Главный Туркменский канал, красный - построенный Каракумский канал.

Каракумский канал - канал, построенный в СССР для водообеспеченности южных и юго-западных районов Туркмении протяжённостью 1445 км. В современной Туркмении также используется название Каракум-река. Вода в канале идёт самотёком. По нему на протяжении 450 км осуществляется судоходство.

Первая очередь канала (Амударья - Мургаб) длиной 400 км была построена в 1959 году. Введение её в строй позволило довести площадь орошаемых земель до 100 тысяч га.

Вторая очередь канала (Мары - Теджен) длиной 138 км завершена в 1960 году. Это позволило оросить в Тедженском оазисе свыше 70 тысяч га.

Третья очередь канала (Теджен - Ашхабад ) длиной 260 км завершена в 1962 году . В 1967 году канал был доведён до Геок-тепе. Ввод третьей очереди позволил дополнительно оросить около 100 тысяч га.

С 1971 году началось сооружение четвёртой очереди канала. Далее канал протянут до города Берекета. Следующий отрезок канала идёт в субтропические районы юго-западной Туркмении до Этрека длиной 270 км, другая ветвь канала идёт к Небит-Дагу. Строительство канала было официально завершено в 1988 году.

Канал отбирает около 45 % вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти, поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно.

Почему, провели Каракумский канал, а не Главный Туркменский канал я не знаю.

Но предположения у меня есть. Тахиаташская ГЭС должна была находиться в Узбекистане ! А какой туркменбаши согласится отдавать такой важный объект соседу? Коль сам не съем, то и вам не дам.

Во-вторых, какой туркменбаши откажется попасть в Книгу Рекордов Гиннеса за самый большой фонтанный комплекс в своей столице?

А то, что Арал высох, то это проблемы соседей узбеков, да казахов.

А то, что связность территории СССР от наличия этого канала не увеличивается, то это проблемы Москвы.

А Москве, лишние воспоминания о товарище Сталине не к чему…

Ну, ладно…

А как вообще стоить канал? Вы думали орды заключенных каналоармейцев тачками таскают землю? Огорчу – это малоэффективно. Быстрее и качественнее вот так:

Скреперы создают обваловку будущего канала.

Экскаватор – копает. Шагающий – копает помногу.

Земснаряд – углубляет и расширяет канал.

К чему все эти картинки? Ну, во-первых, интересно. А во-вторых, Вы доверите все эти машины заключенным???

Лирическое отступление о лагерях...

Стоит сказать пару слов о лагерях.

Тема эта крайне благодатна для бесплодных дискуссий. Однако следует указать на некоторые умолчания.

Первое. В стране строящее светлое будущее, где все люди братья были заключенные?!! Да. И хотя это «разрыв шаблона», но что есть, то есть. Кстати их было не намного больше, чем в современной России . Cтолько же сколько в современной Туркмении .

Второе. Современное общество относится к заключенным по принципу «с глаз долой - из сердца вон». Если их никто не видит, то их и нет. А при товарище Сталине считалось, что человек должен служить обществу. Вот и пускай работает на благо общества…

Третье. Советские лагеря пытаются сравнивать с английскими или немецкими. Но это типичная попытка сравнить «теплое с мягким». Советские лагеря – строительные, они от коммунистической идеи про «трудовые армии». Английские и немецкие – концентрационные. Их основная идея – быстрое избавление от лишнего поголовья третьесортного населения. Только англичане не заморачивались инфраструктурой, а немцы пытались приспособить кое-кого к труду на благо Рейха.

Если совсем просто, то из советского лагеря можно было ухитрится выйти досрочно с медалькой за трудовые заслуги, то из немецкого – только ногами вперед в виде удобрения и куска мыла. Так-то!

И последнее. Заключенные тоже люди и их труд во благо достоин уважения. Такие вещи как Салехард-Игарка и т.п. - просто пример бесхозяйственности, и заключенные в это не виноваты.

Остался вопрос для чего использовать электроэнергию?

Лампочки, станки, электропечи понятно, но что такое электротрактор? Представьте тракторное шасси с электромотором и длинным проводом, таскающим плуги. Представили? Так вот это он!

А теперь итоги.

«Сталинский план преобразования природы ».

После смертью Сталина (05.03.1953) многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, созданные в 1949-1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. ().

Почему это произошло? Не знаю. Могу лишь предполагать.

План претворялся уже 5 лет, быстрых эффектов не давал, а средства тянул. После смерти Сталина руководителям нужен был популизм для масс, причем не связанный с именем Сталина…

«Великие стройки коммунизма »:

Южно-Украинский канал. Строился долго. Функционирует.

Северо-Крымский канал. Перекрыт в 2014. Без комментариев.

Волго-Дон – недогружен, вроде как из-за обмеления…

Главный Туркменский канал – не построен. А Арал высох…

С электростанциями проще – они были понятнее для товарищей из правительства.

Куйбышевская ГЭС и Сталинградская ГЭС работают. Принадлежат «РусГидро».

Цимлянская ГЭС работает, принадлежит «Лукойл-Экоэнерго».

Электротракторов наклепали аж 32 штуки… И забыли о них.

Через 10 лет, несмотря на распашку целины, в 1963 СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.

Использовались иллюстрации «Техника - молодежи», марки 1948-1953 годов.

Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, - долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин . Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно - без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.


Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий - десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.


В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность - она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины - все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов - целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка - БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи - началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это - наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных - БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта - то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).