Этап объяснения новой темы в школе. Методы обучения

  • Дата: 24.10.2019

Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала составляет весьма важную и ответственную часть урока. Её за дача состоит в том, чтобы наиболее целесообразными методами довести до сознания учащихся очередной программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили.

В школьной практике применяется много разнообразных форм и методов для объяснения нового материала. Выбор их определяется задачами урока, особенностями науки географии и отдельных тем и возрастом учащихся.

Устное объяснение нового материала начинается с мобилиза ции внимания учащихся к теме. Для этого учитель объявляет название темы, кратко указывает научное и практическое зна чение изучения её. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния учащихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими современными собы тиями и историческими фактами. Например, говоря о географии Ленинграда, следует кратко, но ярко упомянуть о подвиге ленинградцев во время осады города немцами.

Полезно на доске писать план нового материала в виде трёх или четырёх вопросов.

Во всех случаях необходимо новое связывать со старым. Пе ред изложением нового материала учителю нужно восстановить в памяти учеников однородный пройденный материал и исходить от имеющихся уже у них знаний. Так, при обзоре области тундры полезно вспомнить пройденные ранее тепловые пояса.

При изучении географии далёких областей полезно опираться на знания географии своей местности. Учителю надо ясно созна вать, что ему нужно достигнуть на этой стадии урока. Во-первых, необходимо логически последовательно, систематически изло жить тему с достаточной полнотой и глубиной. Причём следует добиться того, чтобы у учеников составились не только образ ные представления, но и чёткие, правильные понятия о географи ческих объектах. Для этого требуется изучаемое явление ярка, образно, кратко описать, выделить наиболее важные свойства и качества и охарактеризовать его со стороны существенных признаков. Изложение должно быть доступным, популярным, за нимательным.

Во-вторых, изложение должно сопровождаться использова нием наглядных пособий и показом на карте. Наглядные пособия дают возможность отвлечённое познание приближать к непосред ственному предметному восприятию, благодаря которому изу чаемый объект прочнее запечатлевается.

В-третьих, учитель должен ставить себе целью провести урок на основе наибольшей активности и самодеятельности учащихся. Как сказал один великий педагог, ученик - это не мешок, в ко торый учитель может сваливать всё, что ему угодно. Учитель излагает материал, из которого до ученика дойдёт только то, что им активно воспринимается. Всё остальное пойдёт впустую.

Вот поэтому-то учитель должен думать не только о том, что бы хорошо изложить материал, но чтобы и пробудить активную умственную деятельность учеников, привести их в работоспособное состояние. Ученик не воспринимает учебный материал в то время, когда он шалит или занимается посторонним делом. Но он может сидеть с умилительной неподвижностью и всё-таки ни чего не воспринимать, если его умственные способности не при ведены в действие.

С точки зрения этих трёх целей учителю нужно выбирать наи более подходящие методы объяснения нового материала. Надо учителю хорошо овладеть самому материалом, чтобы доходчиво изложить его. Следует стремиться к наиболее активным методам. Пользуясь беседой, вопросно-ответным способом изложения со держания темы можно добиться большей активности учеников, чем при сплошном рассказе. Опытные учителя посредством бе седы поддерживают рабочее состояние класса на высоком уровне при объяснении нового материала.

Труднее это сделать, когда излагается такая новая тема, по которой у учащихся нет знаний. Тогда учителю придётся больше рассказывать. Но и в этом случае в рассказ следует вкрапливать вопросы ученикам, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Однообразие утомляет. Слушание длинных рассказов недоступно ученикам. Необходимо рассказ оживлять вопросами к ученикам, маленькими задачками, показом на карте, демонстрацией картин, коллекций* рисунками, чертежами на классной доске.

География является для детей одним из увлекательнейших предметов. Географический материал, если его правильно излагать, захватывает учеников.

Итак, хорошее объяснение нового материала отличается сле дующими чертами. Предварительно создаётся у учеников база из конкретных географических представлений. При дальнейшем устном объяснении учитель не тонет в мелочах, а излагает только самое важное, существенное из программного материала. Он из лагает его последовательно, образно, точно, доступно, занима тельно, оживляя это увязкой с современностью, с житейской прак тикой. При этом используются все доступные средства наглядно сти. Всё время поддерживается бодрая активность и высокий эмо циональный уровень учеников.

Знания излагаются так, что они естественно приводят учени ков к пониманию взаимосвязи и развития явлений, к формирова нию у них начал диалектико-материалистического мировоззрения, к усвоению начал коммунистической морали, к развитию совет ского патриотизма и чувства национальной гордости. Всё должно быть проникнуто идеей не только познать мир, но и перестроить его на благо народа. Задачи идейно-политического воспитания органически увязываются с образовательными задачами.

Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.

Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины, а также учебного материала смежных и родственных дисциплин.

При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста, которые определяются не только учебными планами, но и новыми требованиями производства отрасли, развитием науки и техники, технологии и экономики.

Самые большие затруднения возникают у преподавателей на первых этапах работы, когда приходится осваивать программу дисциплины, отбирать учебный материал (иногда по разным источникам, а иногда по нескольким дисциплинам).

Проводя первые занятия, посещая уроки своих коллег, готовясь к занятиям, преподаватель (особенно с небольшим стажем работы) задает себе и своим наставникам много вопросов: «Все ли сказано на уроке?», «Может, я даю слишком большую информацию?», «А так ли я говорю?», «Успевают ли студенты за моим объяснением?», и др.).

В процессе работы над новым материалом преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд трудностей прежде всего в связи с тем, что они, как правило, не имеют педагогического образования, т.е. мало знакомы с методикой преподавания или не знают ее совсем.

Кроме того, литературы по этому вопросу до сих пор недостаточно.Применительно к специальным и общепрофессиональным дисциплинам этим вопросам уделяется мало внимания, из-за незнания специфики НПО и СПО.

Преподаватель спецдисциплин, осваивая методику преподавания, должен помнить, что качество подготовки молодого специалиста сегодня определяется его профессиональной квалификацией и методическим мастерством: «что» он знает и умеет, «зачем» это материал и «как» наиболее эффективно обучать (методический треугольник). И наиболее трудным в этой цепочке является - овладеть методикой преподавания.

Объяснение нового материала

Основная цель:
изучение оптимального объема материала
формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике
формирование умений в соответствии с квалификационной характеристикой

Основные трудности
преподаватели спецпредметов и общепрофессиональных дисциплин (непедагоги)
крайне мало литературы

Место нового материала в плане урока зависит от:
целей занятия
вида занятия
расписания
контингента обучающихся и т.д.

Формы, методические приемы
словесное изложение
словесно-графическое изложение
словесно-схематическое изложение
изложение с максимальной наглядностью
самостоятельная работа с литературой, раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала)

Требования при объяснении нового материала
научность
доступность
логическая последовательность
рациональное использование времени на вопросы темы
проблемность
практическая направленность
наглядность
разнообразие приемов и методов
активная работа «обратная связь
культура речи педагога
СВЯЗЬ(с производством;со специальностью; с жизнью; с другими дисциплинами)

Новый материал в плане занятия

Молодой преподаватель, планируя занятие, порой пользуется только «классической» структурой урока: опрос-объяснение-закрепление. Иногда на семинаре слышишь вопрос: «разве можно менять порядок?» (т.е. сначала объяснить новый материал, затем провести опрос и т. д.).

Планирует занятие преподаватель, а следовательно он сам решает, где дать новый материал: в начале урока или во второй его части, в конце.

Место изложения нового материала в плане зависит от:
вида учебного занятия
его цели
расписания
контингента обучающихся.

ПРИМЕРЫ:

Лекция. Цель занятия – ознакомить студентов с общими сведениями о….

Опрос не планируется, т.к. предыдущая тема закончена и знания (умения) проверены в результате технического диктанта (тестирования). Объяснение нового материала занимает максимум времени занятия (закрепление нового материала можно провести в конце занятия или параллельно с объяснением).

Практическое занятие. Цель – привить умения в… (например, в технических расчетах). Новый теоретический материал не сообщается, т.к. форма ведения занятия предполагает повторение и, в данном случае, новым будет методика расчетов, с которой преподаватель знакомит по ходу решение задач (пояснение идет параллельно с самостоятельной работой).

Семинарское занятие. Цель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала не планируется. При проведении семинара преподаватель может сам, или привлекая «докладчиков», по ряду вопросов дать пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме (разделу).

Комбинированный урок. Цель – ознакомить студентов с ….(например, с технологической схемой подготовки рыбы горячего копчения). При планировании урока преподаватель может предусмотреть различные этапы урока:
сначала провести опрос по разделам, предшествующим данному занятию, затем разобрать схему приготовления рыбы горячего копчения, а потом закрепить материал;
сначала объяснить стадии приготовления рыбы горячего копчения (основы технологии), затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи или зарисовки за преподавателем). При закреплении нового материала поставить также вопросы повторения, т.е. совместить опрос с закреплением.

В зависимости от расписания преподаватель планирует время выдачи нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения резко снижается (особенно, если это 4-ая пара, или даже 3-ья, но ей предшествовали трудные дисциплины-математика, физика и др.). Лучшим вариантом было бы вообще сократить объем новой информации до минимума (или не давать ее вообще), а распределить учебное время в целом по теме таким образом, чтобы на данном занятии сделать акцент на повторение, провести практическое занятие, работу с книгой, деловую игру и т.д..

Различные методические приемы при объяснении нового материала

В зависимости от содержания сообщаемой информации и плана занятий преподаватель может использовать следующие методы и приемы объяснения:

Словесное изложение.

Этой формой следует пользоваться крайне редко, т.к. в этом случае не имеет места наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых сведений по какой-то теме, обобщение знакомого материала, заключения по отдельным вопросам. Даже, если вложить максимум информации, последняя будет усваиваться хуже по сравнению с другими методическими приемами.

Словесно-графическое изложение.

Объяснение нового материала с использованием записей на доске, графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть яркими, запоминающимися. Преподаватели технологических дисциплин чаще всего этим методом пользуются при объяснении физико-химических основ технологических процессов, сравнительных характеристик различных видов сырья, продукции, методов производства и т.д..

Словесно-схематическое изложение.

При наличии специальных схем, плакатов, планшетов объяснение можно провести по-разному, но в любом случае вывешивать или показывать наглядное пособие необходимо только в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала. Если данный материал есть в учебнике (на плакате и т.д.), нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя материал учебника. Но, если материал сложный, то используя материал учебника, параллельно с объяснением материала можно вычерчивать упрощенную схему в конспектах.

В ряде случаев такая зарисовка материала за преподавателем совершенно необходима, так как при этом приобретаются навыки технологического черчения, необходимые для выполнения курсовых и дипломных проектов. Не рекомендуется давать вычерчивать схему до объяснения материала, т.к. при этом имеет место механическая работа, без уяснения смысла и сути рассматриваемого вопроса.

В зависимости от умения разобраться в предложенной схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:

Пояснение преподавателя по схеме;

Запись с помощью преподавателя

В этом случае студент, как правило, обладает минимальным навыком понимания технологии процесса (тем более, если этот материал предложен впервые).

Б - пояснение преподавателя по схеме;

Запись самостоятельно

Такое сочетание приемов лучше делать «по частям» схемы (одна или насколько несложных операций, процессов) или в целом, если метод «по частям» уже дал хорошие результаты.

В - пояснение преподавателя по схеме;

В запись параллельно

Этот метод дает хороший эффект, когда преподаватель, объясняя, зарисовывает технологический процесс на доске (в аппаратурном или процессуальном исполнении). Последовательное объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает постоянный активный режим работы и прививает навыки в изображении и чтении технологических схем.

Г - самостоятельный разбор технологических схем;

Самостоятельная запись

Такая самостоятельная работа возможна только при:

Умении конспектировать;

Наличии навыков изучения технологических схем

Преподаватель, впервые применяя этот метод, учит самостоятельно работать с наглядным пособием, описывать процесс, анализировать его и т.д..

Главное – максимально направлять деятельность, обеспечив всем необходимым для самостоятельной работы. На первых таких занятиях не следует давать большого задания, лучше ограничиться объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.

Изложение с максимальной наглядностью происходит при проведении кино-уроков, видео-уроков, уроков на производстве, выставках, макетах, тренажерах и т.д.. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует пониманию и усвоению вопросов темы, развивает способность сравнивать, анализировать, а, следовательно, самостоятельно делать выводы.

Изложение отдельных вопросов при самостоятельной работе с книгой при этом виде занятий представляется максимальная самостоятельность, однако преподаватель не должен пускать на самотек изучение нового материала.

Основные требования при объяснении нового материала

При объяснении нового материала должны выдерживаться основные требования (см выше). Большим недостатком в работе преподавателей является то, что обучающийся часто записывает новый материал под диктовку.

Причин «диктовки», как правило, бывает несколько. Чаще всего это происходит из-за отсутствия опыта работы преподавателя, здесь необходимо отметить два аспекта:
нет наглядных пособий или они несовершенны, а недостаток методического мастерства не позволяет их разрабатывать или устранить их нехватку работой у доски;
при наличии наглядных пособий отсутствие должного опыта приводит к неумению четко сформулировать мысль для самостоятельной записи обучающихся.

В любом случае преподавателю «легче» продиктовать учебный материал по учебнику или конспекту, поэтому группы вынуждены записывать его «на слух».

Часто даже преподаватели с большим стажем работы не придают должного значения самостоятельной работе студентов на занятии, поэтому им не прививаются навыки четких и быстрых записей за преподавателем.

Не редки случаи, когда преподаватель, отработавший не один год, выработал уже свой «стереотип», диктовка учебного материала стала неотъемлемой частью его методики и он, к сожалению, не собирается ее менять. Это усугубляется неумением самостоятельно работать тех, кто учится.

В какой бы группе не работал преподаватель, нельзя допускать, чтобы это стало системой. Безусловно, ряд положений (определения, выводы и т.д.) необходимо записывать в тетрадь со слов преподавателя, но превращать урок в диктант нельзя! С первых же курсов надо учить делать записи за преподавателем (конспектировать), поясняя значение этой работы, добиваясь сознательного отношения к учебе, закрепляя эти навыки.

Наглядность преподавателя является одним из главных факторов, обеспечивающих хорошее понимание и эффективность усвоения учебного материала. К сожалению, значительное число преподавателей не придают должного внимания разработке и внедрению лучших методик применения различных наглядных пособий.

Большой трудностью в работе преподавателя (особенно спецдисциплин) является неумение отобрать главное из имеющихся пособий (при наличии их большого количества –схем, плакатов и т.д.), преподаватель вывешивает все пособия в начале занятия, что акцентирует внимание на том, что нужно в данный момент, а не «всем сразу» - нарушается принцип оптимальности.

Большую группу наглядных пособий для ряда технических дисциплин составляют схемы, чертежи (эскизы) различных процессов, аппаратов и т.д.. Они выполняются в различных вариантах и оформлении.

Большой ошибкой молодых преподавателей при объяснении нового материала является желание дать как можно больше информации (сами не знают, какая информация основная, какая второстепенная), не выделяя главного. Это приводит к перегрузке занятия. Квалификация преподавателя заключается в том, чтобы из большого объема информации выделять основное, на чем базируется изучение смежных и профилирующих дисциплин, а также то, что составляет основу для будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, т.к. их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других смежных и профилирующих предметах, а также на том, что составляет основу будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, так как их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других стадиях деятельности обучаемых (опрос, самостоятельная работа, закрепление нового материала и т.д.).

Одним из самых «древних» инструментов преподавателя является доска и мел, что, к сожалению, не все преподаватели умеют правильно использовать.

Преимущество этого метода для реализации принципа наглядности очевидно, так как у доски можно работать с максимальной пользой. При работе обучающегося, например, в процессе зарисовки аппаратурной технологической схемы, он приобретает профессиональное умение. При изображении того же преподавателем он последовательно за ним чертит в конспекте, т.е. умение может хорошо закрепиться и перейти в навык. Если такая работа практикуется постоянно как в аудитории, так и дома, то в результате могут создаваться «альбомы» (или тетради) наглядных пособий, которые можно использовать и для экзаменов.

На доске некоторые преподаватели успешно применяют метод «аппликации», заранее вырезанные контуры аппаратов (лучше сделать их цветными) прикрепляются в порядке, определяемом технологией, а потоки можно изобразить мелом или проволокой. В обоих случаях доска позволит предусмотреть для решения конкретных производственных вопросов «умышленные» ошибки, аварийные ситуации, их быстрое исправление, что на обычных плакатных схемах сделать значительно труднее.

Освоение предмета иногда приходит довольно быстро, но в совершенстве «владеть» предметом не удается, как правило, ранее, чем за три года для дисциплин средней трудности. Понять и реализовать методику обучения для одних преподавателей легче, для других труднее. Часто молодой преподаватель на практике осваивает элементы методики обучения уже за год, а некоторые отказываются от этого довольно быстро, понимая, что это «не под силу».

Совершенствовать же методику, учиться у своих коллег, работать самостоятельно над своими проблемами надо постоянно - в этом огромная ответственность, трудность и радость педагогической работы!

Первый урок по теме правильно было бы назвать уроком объяснения нового материала. В средних классах он проводится методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших - в форме лекции, включающей в себя элементы беседы, причем желательно проблемное изложение темы в единстве всех ее компонентов.

Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы. Учитель обычно на таком уроке трижды объясняет материал. Сначала очень кратко он знакомит учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией опытов, постановкой экспериментов, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер, учитель стремится привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, дает общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связывает новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирует опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

Поскольку на эту часть урока отводится наибольшее количество учебного времени, то для учителя наибольшую сложность представляет отбор основного, главного в содержании материала и обеспечение доходчивой передачи его учащимся.

В конце урока учитель в течение 7-10 минут еще раз повторяет содержание изложенного в виде кратких выводов и параллельно отмечает, что учащиеся должны записать в тетрадях; сообщает учащимся список литературы по теме, в том числе параграфов учебника, программы, по которым они могут готовиться к семинарским занятиям.

Итак, на уроке-лекции (объяснение нового материала) прежде всего состоится лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.

1. Введение.

Эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.

“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.

Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.

Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.

2. Методы обучения.

Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

На уроках русского языка я использую различные методы обучения.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.

Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.

При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.

Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

При объяснении нового материала использовала данный метод на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Читала лекцию (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе использовала данный метод при изучении раздела “Лексика”. Читала лекцию “Словари” (20 минут), где рассказала учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся поработали с каждым из видов словарей.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:

1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-“.
2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”.
3. “Буквы Ы и И после Ц”.
4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.
5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.

Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”

– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова.
– Касаться – прикосновение.
– Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.

Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.

Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.

Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.

Я предлагаю учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.

Рисовать
Ставить
Нарисовать
Поставить

Затем даю задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися вновь ставлю задачу: определить различия в значениях.

Ученики выполняют.

Ставлю новую задачу: какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?

В данном случае – с помощью приставок.

Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.

Не проходят уроки и без чтения учебника . Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.

Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.

Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.

Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений, проецируемых на экран с помощью кодоскопа и мультимедиапроектора.

Четко отработан практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

3. Формы, средства и приемы обучения.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения. Среди ведущих выделяю школьную лекцию (см. Лекционный метод).

Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета. Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.

Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.

При объяснении нового материала использую приемы триз-педагогики . Данная педагогика удобна тем, что в ней четко сформулированы приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания, технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке; приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе.

Например: 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне

КОС- -КАС-.”

Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

Пример: я проводила пресс-конференцию на тему “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”. Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнали, что существительные могут иметь только форму единственного числа или только форму множественного числа. Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3–4 минуты ушли на задавание вопросов. Попутно я добавила несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжила объяснение с опорой на наработанные вопросы.

3. прием “Вопрос к тексту”.

Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.

Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы “Изменение и образование слов”.

Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащает новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме “Правописание чередующихся гласных О–А в корне -ГОР- -ГАР-.

Пример: игры с рифмами.

Рифмы использовала на уроках при изучении многих разделов орфографии.

Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.

Врач – грач – мяч.
Ночь – дочь.

Или на суффиксы -ок-, -онок-, -онк- после шипящих:

Сучок – волчок – червячок,
Девчонка – ручонка – собачонка.

Или при изучении Ь в глаголах 2 лица настоящего времени:

Несешь – бредешь – идешь.

После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.

4. Заключение.

Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.

Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, ил неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.

Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.

На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.

Использование проблемного метода обучения при объяснении нового материала.

В обучении активную роль играют учебные проблемы. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников.

Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач.

Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач – она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в моделировании умственных процессов.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Методом проблемного обучения считается совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке задач, которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса.

Система задач (проблем), рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно – познавательную деятельность так, что на основе анализов фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и сообщения, формируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

В чем особенности умственной деятельности ученика при проблемном усвоении знаний?

Психология выделяет два основных вида мыслительной

деятельности человека:

репродуктивную и продуктивную (творческую).

Репродуктивной считается деятельность по образу, по алгоритму. Учитель объяснил суть нового понятия – ученику надо суметь так же объяснить ее самому. Прочитал в учебнике, увидел на экране – надо пересказать содержание, выделив в нем основное и второстепенное (в противном случае деятельность будет просто исполнительной).

Учитель показал, как действовать, - ученику надо сделать так же, т. е. скопировать его действия. Получил задания – выполнил его по алгоритму.

Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно применяет известные знания в новой ситуации или в известной ситуации находит новые для себя знания, новые правила действий. При этом не исключается и его действия по образу, по готовому алгоритму. Деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением, самостоятельным поиском способа умственного действия.

Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.

В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва не первостепенное значение. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые обостряют у учащихся сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.

Проблема может быть поставлена перед учащимися при помощи соответствующего вопроса, в процессе решения некоторого задания, упражнения, задачи, практической или лабораторной работы.

Например, при введении понятия системы координат учащимся даю задание: укажите примеры из жизни, когда расположение множества предметов или состояния вещества описывается множеством чисел. Учащиеся называют шкалу термометра, шкалы других измерительных предметов, обозначения клеток шахматной доски, запись мест в театральных билетах, географическую систему координат и др. Затем ставлю вопрос: как на плоскости можно определить положение точки? Множества точек? Учащимся остается лишь обобщить рассмотренные примеры и выделить аналогии.

Удивление учащихся может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи.

Например, при изучении числовых последовательностей учащихся можно удивить таким заданием:

Имеем последовательность чисел 5,9,13….Каким будет 2000-й член этой последовательности?

Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводила практические работы. Практические работы имеют заметную роль в слабом классе. Такие дети запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это само по себе станет опорой для его памяти.

Практическая работа по теме «Дроби».

1.Начертить квадрат занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя разными способами пополам. Закрасить 1/2 часть квадрата, 1/4 часть квадрата.

2.Начертить 2 прямоугольника размером 10×6 клеток. Первый разделить на 10 частей и закрасить 4/10 части прямоугольника, второй на 5 частей и закрасить 2/5 части. Можно ли утверждать, закрашенные части равны?

3.Начертить отрезок длиной 3 см. Обвести карандашом 2/3 отрезка.

Проблемный вопрос содержит еще не раскрытую учащимся проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие.

Но вопрос не должен быть очень сложным, должен соответствовать возрасту и изучаемому материалу.

На уроке геометрии в 8 классе на тему « Трапеция» предложила учащимся задачу: « В трапеции АВСD (ВС//АD) проведена средняя линия МN . Основание ВС =8 см, АD=14 см, АВ= 5см, СD=9см. Вычислить периметр трапеции МВСN».

Решая задачу, учащиеся легко находят боковые стороны новой трапеции; однако основание им известно, а найти длину другого, которое является средней линией трапеции, не могут (недостаточно знаний и терпения).

Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.

Важно научить ребенка работать с книгой самостоятельно, вырабатывая имения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенных идей. На протяжении всего времени обучения ученику необходимо уметь работать с книгой.

В 5- 6 классах систематически развиваю у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения курсов алгебры и геометрии.

В 7-9 классах учащиеся уже могут составлять план прочитанного, конспект учебной статьи (развернутый или опорный конспект), схему, таблицу, могут самостоятельно сформулировать выводы.

Например, при изучении в 9-м классе темы «Свойства функции» учащиеся составляют следующую таблицу:

область определения

область значения

нули функции

возрастание\

убывание

промежутки знакопостоянства

k0 возрастает

кубывает

yx€(-∞;-b/k)

y0, x€(-b/k; +∞)

y0, x€(-∞;-b/k)

yx€(-b/k;+∞)

не существует

к0 убывает

квозрастает

возрастает

y≥0, x€(-∞;+∞)

x€(-∞; +∞)

возрастает

В дальнейшем эту таблицу можно дополнить квадратичной функцией; внести дополнительную колонку «Четные, нечетные функции».

Изучая тему «График функции у= ах + n и у= а(х-m) , предлагаю учащимся в одной системе координат построить 3 графика функций:

а)у = 2х,б)у = 2х+2 ,в) у =2х-2.

а)у =2х, б)у =2(х-2), в)у =2(х+2).

Затем прошу сделать выводы о том, как построить график функции

у =ах+ n,(у=а(х-m)).

Задания такого рода развивают у учащихся умение самостоятельно формулировать выводы.

При изучении нового материала применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся: часто использую проблемные ситуации, например, при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии”.

После того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой n-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю для арифметической прогрессии (an) : 1; 6; 11; 16 …

найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса: использую различные формы работы с книгой.

Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль, использую групповой метод при решении задач, работу в парах(пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности).