Первые письменные сведения об удмуртии. Краткая история удмуртов

  • Дата: 29.09.2019

Достоверная история народа начинается тогда, когда он появляется на страницах письменных памятников. Наиболее ранние упоминания об удмуртах содержатся еще в «Истории» древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э. Он называет их «будины» и «аримаспи». Древнее название удмуртов — это ары- человек, мужчина (отсюда происходит название Арской земли). Вотяками (от реки Вятки) их назвали русские уже в 12 веке, когда началась колонизация Вятской земли русскими.

Более достоверные знания о земле южных удмуртов появляются в сочинениях арабских ученых, путешественников и миссионеров 9-12 вв. В этих сочинениях удмурты предстают как народ, имеющий достаточно развитый экономический потенциал. Такие отрасли хозяйства, как пушная охота и ремесла, дают продукцию для успешного развития отношений с ближайшими соседями и отдаленными странами. Таким образом, Арская земля была ведома наравне с такими прославленными славянскими центрами, как Великий Новгород и Киев.

Однако в 10-12 вв. процессы самобытного развития удмуртского этноса на собственной основе были прерваны. Достоверно известно, что предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н.э. находились под властью и входили в состав Волжской Булгарии. В начале 13 века Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Это было началом многовековой полосы испытаний для удмуртов. В условиях жесткого военно-феодального террора часть оставшегося в живых населения Арской земли стала уходить в лесные дебри Прикамья.

Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты - 1557 или 1558 год - приняты в местной историографии условно).

Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО, с 1934 - Удмуртская АССР, с 1991 - Удмуртская Республика).

Основные занятия удмуртов

Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка удмуртского общества - соседская община (бускель). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Рассказывая на нашем сайте про Марийский и Вятский край - мы часто упоминали и . Происхождение его загадочно, мало того, марийцы (сами жители лесов) считали удмуртов - иным, лесным, диким народом. В разных селах и деревнях Марий Эл сохранились предания о живших ранее здесь племенах одо, одо-мари, народ Овды. В частности, такие предания есть в Моркинском районе (Овда-сола), Звениговском районе (Кужмара), в Волжском районе (около Помар), в Параньгинском и Мари-Турексом районах и т.д.
Когда марийцы двигались на восток - они непременно сталкивались в таёжных дебрях с древним народом - чудью, которая уходила на восток - за Вятку, или на север.
Кстати, а топоним Параньга - произошел от удмуртского Поранча (марийская река).
Вятичи (славяне), которые также двигались на восток и юг - называли их вятской чудью, вотяками, признавая, что они - чудь, общее название финно-угров севера России.
Чуваши называли удмуртов - «арсури» — «лесовики, лешаки».
Татары (булгары) называли удмуртов арами, Арскими людьми, отсюда и город Арск, и Арские княжества в долине реки Вятка (не зря предания о шурале ожили именно на Арской земле).

заседание Удмурт Кенеш - Совет удмуртов

Приуралья. Этноним этого народа - удмурт, удморт, укморт. Устаревшее название - вотяки.

Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основная часть удмуртского народа проживает в Республике Удмуртия, за её пределами - в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, в Кировской и Свердловской областях, в Перм. крае.

Удмуртский этнос состоит из двух крупных этнографических групп - сев. и юж. удмуртов. Исследователи выделяют также несколько локальных групп удмуртов, оторванных от основной части этноса и проживающих, как правило, за пределами Удмуртской Республики.
Удмуртский язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Основная часть удмуртов - православные христиане, однако некоторые периферийные группы удмуртов избежали даже формальной христианизации.

Перепись 1989 г. отметила 746 800 удмуртов, из которых 66,4 % проживало на территории Удмуртии, а остальные - за её пределами. По переписи 2002 г. в РФ численность удмуртов составила 636 900 человек, в Перм. обл. - 26 300 удмуртов. Значительная часть из числа современных удмуртов переселились в Прикамье с территории Удмуртии и других областей и республик в советское время.
Крупные городские диаспоры удмуртов сложились в гг. Перми, Чайковском, Березниках, Чернушке. Большое число удмуртов в разные периоды осело в Чайковском, Большесосновском, Верещагинском р-нах.

плетенная детская люлька - северные удмурты

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.
Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.
До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.
Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.
Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.

удмуртская детская фольклорная группа удмурты

ЯЗЫК И ЧИСЛЕННОСТЬ
Говорят на русском и удмуртском языках (последний относится к финно-угорской группе уральской семьи). Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.
По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Австралии. Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». В современном удмуртском языке слово членится на два компонента — уд- (сильный, мощный, изящный) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «сильный, изящный уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным).

Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»).

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).

Возникновение государственности связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).

северные - чепецкие удмурты (река Чепца)

Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Галина Кулакова - легендарная лыжница (СССР) удмурты

Быт и традиции
Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями.
Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Куала (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води). Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду покчи и быдӟым куа почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда — белая.
У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан.
Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями.
У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий — шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой.
Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым).
Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)».

Удмурты, удмуртский народ Бурановские бабушки на Евровиденье

Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.
Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».
Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».
Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.
Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты достигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре»,
В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.

Южная удмуртка в праздничном костюме

Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

Праздники
Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
Гырыны потон или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
Гербер — Петров день.
Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

блюда удмуртской кухни

Культура Удмуртии
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо, представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях, предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга.

Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин).
Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

удмуртское моление - священная роща Акташ удмурты

РЕЛИГИЯ УДМУРТОВ
До 1917 года большинство удмуртов официально считалось православными. Христианизация, начавшись в XVI веке, стала в XVIII веке массовой. Однако христианское учение до конца не было принято и понято удмуртами во многом из-за насильственных методов крещения и незнания языка богослужения. Наряду с христианством длительное время сохранялись самобытные формы дохристианских религиозных воззрений, которые принято обозначать условно-собирательным термином «язычество».

Древняя религия удмуртов характеризуется значительной развитостью и сложностью. Об этом свидетельствуют многочисленный пантеон, особые служители культа, специальные места молений, детально разработанные обряды со строго регламентированными культовыми ритуалами, то есть налицо достаточно целостная система мировосприятия и мироосмысления традиционного удмуртского общества. Все это призвано идеологически обеспечить функционирование системы «человек - общество - природа».

Наиболее ярким компонентом любой религии является ее пантеон. Удмурты почитали большое количество богов, божеств, духов и всевозможных мифологических существ - их общее число определяют около 40. Главными из них были Инмар - бог неба, Кылдысин - творец, бог земли, Куазь - бог атмосферы, погоды. Кроме того, почитались нюлэсмурт - леший, вумурт - водяной, мунчомурт - банное существо, гидкуамурт - домовой, палэсмурт - злое существо (букв. - «половинный человек»). Особое место в религии удмуртов занимала священная роща - луд (кереметь).


Система язычества удмуртов за тысячелетнюю историю выработала и приобрела в результате этнокультурного сотрудничества огромное количество «образов». Это многообразие требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета - всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих. По названию двух центральных святилищ удмуртский деревенский мир обычно делился на две эндогамных культовых групп: род куа (куа выжы) и род луда (луд выжы).

Для обслуживания этих культовых комплексов из каждой группы выбирались свои особые служители (жрецы). Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на 12 лет. Иногда главным жрецом выбирали малолетнего ребенка. Тогда при нем назначался регент.

Весьма значительное место среди служителей культа у удмуртов принадлежало наиболее уваженному, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы. Заметим, что, кроме культового, были еще и светские почетные лица: почетный гость, глава застолья, тысяцкий, который давал свадьбе главную мелодию, старшина селения.

Отдельные компоненты религиозно-мифологического комплекса удмуртов могут быть объединены в две группы: семейно-родовые и аграрные культы. Все прочие формы верований (тотемизм, знахарство, ведовство, шаманизм, промысловые культы и др.) входили в них в качестве исторически более ранних структурообразующих компонентов или своеобразных идеологических подсистем.

Семейно-родовые культы в свою очередь подразделялись на культ семейно-родовых святынь и культ предков, соответствующие материнскому и отцовскому роду. Культ семейно-родовых святынь проявлялся главным образом в почитании воршуда и покчи куа(ла) - родового или семейного святилища. Еще в начале XX в. в каждой удмуртской деревне и почти в каждой семье был свой воршуд.

Воршуд - сложное понятие, которое означало:
1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это - воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях;
2) абстрактное божество - покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним;
3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гусь с серебряным клювом, бык с золотыми рогами и т.д.;
4) экзогамное объединение родственников, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя.

Социальным носителем аграрных культов была община, со становлением которой оформляется совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия кормилицы-земли. Под воздействием ислама и христианства складывается религиозный синкретизм удмуртов.

В последнее время становятся модными обращения к «народной, природной, исконной» языческой религии, к экзотичным восточным философско-религиозным концепциям т.д.

Особую актуальность и значимость проблемы религии приобрели в постсоветское время, когда общество переживает сложный период в своей истории. В этой кризисной ситуации, охватившей практически все сферы общественной и личной жизни, многие справедливо ищут выход в поисках утраченной духовности, возвращении к изначальным общечеловеческим ценностям, восстановлении деформированных естественных структур мировосприятия, своей этнической ментальности. Языческие моления удмуртов сохранились лишь в д. Кузебаево Алнашского района Удмуртии, в д. Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана и деревнях Башкортостана. В этих селениях живут некрещеные удмурты, которые остались верны старой вере и являются носителями традиционного мировоззрения. Религиозная община «Удмуртское моление» стремится возродить языческие моления и в других удмуртских регионах. С 1922 года ежегодно проводится республиканский праздник Гербер, в контекст которого вписывается и моление.

северные удмурты

ИСТОРИЯ УДМУРТОВ И ВЯТСКОГО КРАЯ

О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед специалистами по этнической истории, это вопрос, «откуда есть пошел народ». Современное состояние исторической науки позволяет утверждать, что основой для формирования финноязычных удмуртов послужили автохтонные пле-мена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последо-вательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие мест-ных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок широкого этнокультурного и хро-нологического спектра. Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы мо-жем, по-видимому, достаточно уверенно говорить с ананьинской археологической культуры (VIII—III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы — общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы — предки коми, осинцы и пьяноборцы — древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура — поломская (III—IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX—XVвв.), которая про-слеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.

У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» — топонимика. На Вятке очень много уд-муртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города находилось большое удмуртское поселение с Великой куалой — родовым святилищем. Где-то на рубеже I—II тыся-челетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически вос-ходит к булгарскому названию р. Вятки — Ваты («ват-мурт —от-мурт — ут-мурт — уд-мурт»: человек с Вятки). Существуют и другие толкования этимологии и семантики этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимался удмуртами как уничижительный и даже оскорбительный (ср.: мари — «черемисы», украинцы — «хохлы», евреи — «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вотского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переименовано в Удмуртскую АО, в 1934 — АССР. На бытовом уровне термин «вотяк» встречается порой и сейчас, порождая массу обид (на Западе, особенно в научной литературе, до сих пор по традиции нередко используется экзоэтноним «вотяки», хотя все больше обращаются к эндоэтнониму народа). Самоназвание «удмурт» зафиксировано с XVIII в.



Контакты с другими народами

Древние удмурты испытали длительное этнокультурное воздействие со стороны тюрок. Удмуртско-тюркские связи, начавшиеся еще в 1 тысячелетии н. э., усилились в булгарское и татарское времена. Они сыграли определенную роль в формировании некоторых сторон культуры и быта удмуртского народа, особенно его южной группы. От тюркских соседей удмурты получили имя «ар».
Оно встречается с XII в., а татары и сейчас называют удмуртов арами. Это название попало в некоторые русские источники, где удмурты известны как «аряне», «арские люди» (отсюда же — город Арск, Арское поле, Арская улица в Казани). В конце I тысячелетия н. э. марийские племена, которые вышли к Вятке, заставили потесниться древних удмуртов, перейти на левый берег реки и заселить бассейн рек Кильмези и Валы.
Многие удмуртские легенды повествуют о стол-новениях удмуртов с марийцами из-за земли. В легендах все решали состязания богатырей: кто дальше перебросит ногой кочку через реку, тот и будет жить здесь. Удмуртский богатырь оказался сильнее, и марийцам, несмотря на их хитрость (их богатырь подрезал кочку), пришлось отступить. В действительности же марийцы проникли довольно далеко в глубь удмуртских поселений (топонимы на -нер: Кизнер, Сизнер — явно марийского происхождения).
Другая часть удмуртов ассимилировалась в русских поселениях на Вятке. Третья часть ушла на Чепцу, где уже раньше жили удмурты. К концу XVII в. они в основном занимали территорию нынешнего расселения.

В 1174 г. многочисленная дружина ушкуйников отправилась из Новгорода Великого на судах вниз по Волге. Доплыв до Камы, они построили на ее берегу укрепленный городок. Часть ушкуйников поднялась по Каме, другая отправилась вверх по Вятке и покорила живших там чудь и вотяков. Довольно долго считали, что именно так было положено начало русской колонизации Вятского края. Но уже к концу XIX в. выяснилось, что «Повесть о стране Вятской», или «Вятский летописец», согласно которому бытовало это мнение,— довольно спорный источник и содержит весьма неоднозначные, а порой и вовсе неверные сведения. Даже сам термин «ушкуй» появляется лишь в XIV в., а впервые встречается в летописи под 1320 годом, так что «ушкуйники» никак не могли появиться на Вятке в 1174 г. Тем не менее исторические связи удмуртов со славянским миром достаточно древ-ни. Об этом свидетельствуют и славянские находки в археологических памятниках Удмуртии. Первые русские поселенцы появились на Вятке, видимо, во второй половине XIV столетия. Спасаясь от татаро-монгольского ига, особенно после битвы на р. Пьяне (1377 г.), когда царевич Арапша подверг страшному разгрому Нижегородско-Суздальскую землю, часть ее населения бежала на север и северо-восток, причем некоторые из нижегородцев и суздальцев нашли себе прибежище в глухих вятских лесах. Приходили сюда посе-ленцы и из других русских земель. К концу XIV в. Вятская земля была вотчиной нижегородско-суздальских князей, а позднее после длительной и тяжелейшей междоусобицы попала под власть Москвы.

Бурановские бабушки - удмуртский коллектив

Арские князья
Известный отечественный историк Н. И. Костомаров был вынужден заметить: «...Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ея». Действительно, многие сто-роны вятской истории до сих пор остаются неясными и изобилуют загадками. Одной из них является происхождение арских князей. Известно, что этим именем назывались та-тарские владыки, повелевавшие южными удмуртами на правобережье Камы, где те составили особую податную об-ласть — Арскую даругу, центром которой был Арский городок (ныне Арск). И вдруг эти арские князья появляются на Вятской земле, причем тоже в качестве князей. Только теперь они владеют уже северными удмуртами, жившими на Вятке и Чепце. Как это произошло? Существует два основных мнения: арские князья принимали участие в походе татарского царевича Бекбута на Вятскую землю в 1391 г. и остались там на правах победителей; суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи, которые владели Вяткой как своей вотчиной, в сепаратистской борьбе с Москвой искали поддержку у татар и в 1399 г. совместно с царевичем Ейтяком (Сентяком) взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород, а в оплату за этот поход или в целях собственной безопаснос-ти поселили татар в с. Карине (поэтому их называют каринскими), неподалеку от устья р. Чепцы, и передали им во владение удмуртов.
Вхождение в состав Русского государства
«В лето 6997 тое же весны июня в 11 день (11 июня 1489 г.) посылал князь великий Иван Васильевич Всеа Русии рать свою на Вятку за их неисправление князя Даниила Василье-вича Щеня да Григория Васильевича Морозова Попляву и иных воевод со многою силою. Они же, шедше, гряды Вят-цкие взяша, а Вятчан людей к целованью приведоша, а ар-ских князей и иных агарян к роте приведоша»,— рассказывает летопись о присоединении Вятской земли к Великому княжеству Московскому. Вместе с вятчанами — русскими людьми в состав Московского государства вошли и северные удмурты, которых под именем «иных агарян» как раз и упоминает летопись. Они были «к роте приведоша», то есть к присяге на подданство великому князю. Южные удмурты в Арской земле, которая вначале находилась во владении Булгарского государства, а затем Казанского ханства, вошли в состав подданных Русского государства в 1552 г., когда Казань покорилась Москве. «Лето 7061 (1552) о посылке по улусом (район, селение. — Авт.)." А сам государь послал по всем улусом черным людем ясачным (простой люд, который платит ясак-подать. — Авт.)" жалованные грамоты опасные (охранные грамоты. — Авт.)," чтобы шли к государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним Казаньскым царем.

Арьские люди к царю государю бити челом. И прислали к государю Арьские люди челом Казаков Шемая да Кубиша з грамотою, чтобы государь их черных людей пожаловал, гнев свой отдал и велел ясаки имати, как и прежние цари, и прислал бы к ним сына боярского, хто бы им сказал царево жаловалное слово, а их събрал, понеже они со страху разбежалися, и они бы, учиня государю правду, дав шерть (при-сяга, клятва. — Авт.)," поехали к государю...

Того же дни (октября 6) выбрал царь и государь воевод, кого ему оставите после себя в Казани, большего боярина и воеводу князя Александра Борисовича Горбатого — тому в царево место управляти велел — да боярина Князя Василиа Семеновича Серебреного и иных воевод многих, да с ними оставил дворян своих болших и детей боярских многих и стрельцов и казаков. Государю били челом Арьские люди», — так было записано в Патриаршей, или Никоновской, лето-писи о вхождении Казанского ханства со всеми его поддан-ными, в их числе и южными, арскими удмуртами, в состав России. Тогда они «всею землею государю бьют челом и ясаки дают». Постепенно после длительных и весьма не простых коллизий обе группы удмуртов оказались в едином государственном объединении, и их жизнь стала неразрывно связанной с судьбой России.

После присоединения Вятки там было установлено обычное для Московского княжества административное устройство. Она управлялась присылаемыми из Москвы воеводами и наместниками. Местная феодально-торговая знать (вятчане «большие», «земские» и «торговые» люди) частью была «изведоша», а частью, в целях предотвращения антимосков-ских выступлений, «разведена» по московским городам. На их место посадили верных Москве людей, преимущественно устюжан. Московским правительством поощрялось переселение русских людей во вновь присоединенные земли. На Вятке до сих пор живут потомки этих переселенцев, носящие фамилии: Устюжанины, Лузянины, Вычужанины, Вылегжанины, Перминовы, Пермяковы и т. п., которые ясно указывают на родные места переселенцев. Русские люди селились в основном в «городках» по рекам, не проникая в глубь территории Вятского края. Особо масштабных столкновений с автохтонами не было, что вполне естественно приобилии пустой земли и малонаселенности Вятки. Фактически край колонизовала не московская администрация, а русские вольные «черносошные» крестьяне, которые постепенно в течение нескольких столетий, заселяли вятские места. (3 XIV—XV вв. можно говорить о прямом и все усиливающемся (особенно в советскую эпоху) культурном и этническом влиянии русских на удмуртов. Естественно, это был двусторонний процесс, взаимовлияние, хотя взаимодействующие стороны и не были паритетны.



В отношении удмуртов великокняжеской властью проводилась особая, довольно гибкая и дальновидная политика. Их оставили во владении арских князей, за которыми было сохранено право «ведати и судити... и пошлину имати», но «за их службу». Московскому царю в период его длительной и трудной борьбы с Казанским ханством было важно иметь верных союзников в лице арских (каринских) татар, по-этому за ними и сохранили их владения. А когда Казань была покорена, положение арских князей изменилось: в 1588 г. удмуртов вывели из-под их власти; теперь те должны были платить «оброк за все про все» в 500 рублей «меж собой верстаючись» прямо в царскую казну. Господство каринских татар, длившееся около двух столетий, закончилось.

Проблема социального строя удмуртов накануне присоединения к Русскому государству остается слабо разработан-ной и дискуссионной. В XV—XVI вв. удмурты, по-видимому, находились на стадии перехода от общинно-родовой организации к классовым (раннефеодальным) отношениям. Этот процесс в силу неблагоприятной социально-политической ситуации, сложившейся в крае в первых веках 2-го тысячелетия нашей эры, затянулся, не успел завершиться и приобрести законченные формы (эта замедленность, неза-вершенность развития будет характерной чертой для удмурт-ского социума и в последующие эпохи). Его можно охарактеризовать известной формулой переходного периода «уже не — еще не...» С присоединением к России удмуртский мир целиком и разом был включен в общефеодальную систему государства. В результате социальный строй удмуртов своеобразно трансформировался: развитые феодальные отно-шения наложились как бы сверху, внутри же удмуртского этноса еще долго продолжали сохраняться структурооб-разующие единицы иного социально-экономического по-рядка (веме — формы коллективной взаимопомощи род-ственников, кенеш — общинный сход, воршуд — социально-культовое объединение, ведущее свое проис-хождение еще от тотемической эпохи и т. д.). Незавершенность форм социальной организации, многоукладность в системе хозяйствования создавали множество противоречивых проблем в развитии средневекового удмуртского общества. Очевидно, можно утверждать, что с середины 2-го тысячелетия был прерван обусловленный и определявшийся преимущественно внутренними факторами ход исторического развития, с этого времени доминирующую роль стало играть внешнее воздействие. Вместе с тем вхождение удмуртского народа в состав русского централизованного государства имело в исторической перспективе прогрессивное значение: ускорился процесс социально-экономического развития, все группы оказались в рамках единого государства — появились объективные условия для сложения удмуртской народности.

Новая эпоха в истории удмуртского народа, как и других народов России, наступила после Октября 1917 г., когда произошли революционные изменения во всех сферах полити-ческой, хозяйственной и этнокультурной жизни. 4 ноября 1920 г. впервые в истории была учреждена государственность удмуртского народа в виде автономии.


Удмурты — народ в основном лесной полосы. Не случайно чуваши называли удмуртов «арсури» — «лесовики, лешаки». Лес оказал большое воздействие на формирование всего их хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры. Вятский край был покрыт дремучими таежными чащами, изобиловавшими дичью. Даже гербом этой земли было изображе-ние лука со стрелами. Еще Булгария получала большую часть своей пушнины с Вятки. Да и в XVI в. С. Герберштейн писал, что лучшие шкурки белок в Москву привозятся с Вятки. В XVII в. в царских грамотах на Вятку в числе прочих податей непременно упоминается «мягкая рухлядь», особенно «карие бобры». О значении, которое имела охота для удмуртов, говорит хотя бы тот факт, что у них долго служила в качестве все-общего торгового эквивалента, своеобразной денежной едини-цей, как и в Древней Руси, беличья шкурка — «коньы»; сейчас этим словом выражается понятие «копейка». Излюбленным и древним (как у многих финно-угров) занятием удмуртов являлось бортничество; они слыли прекрасными пчеловодами. Мед и воск были важной статьей дохода, в удмуртском языке сохранилось много терминов, связанных с пчеловодством, были и особые, «пчеловодные», песни, биологами в Удмуртии обнаружен особый вид пчелы — «пчела удмуртская». Этническая территория удмуртов — Камско-Вятское междуречье (Волго-Камье) — покрыта многочисленными реками, поражает обилием родников (не случайно Удмуртию называют родниковым краем). Здесь издревле занимались рыбной ловлей. Одна из групп удмуртов называется «Калмез», где присутствует обшефинский корень «кала» — рыба. Ставили верши, морды, сети, лучили острогой. Ловили и ценные породы рыб: стерлядь (отсюда название бывшей царской слободы, а ныне города Сарапула — «желтая рыба»), белугу, тайменя, форель, хариуса (считался священной рыбой у удмуртов).

Однако довольно рано главной отраслью комплексного хозяйства удмуртов стало земледелие. И фактически до сих пор абсолютное большинство удмуртов — крестьяне. Несмотря на самые простые орудия труда (соха, косуля, деревянная борона; железный плуг появился лишь в конце XIX в.), уд-мурты достигли заметных успехов в земледелии. Один из путешественников, посетивший эти места в XVIII в., при виде заботливо возделанных полей восхищенно заметил: «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего с ними сравниться в трудолюбии». В документах XIX в. в отчетах вятских губернаторов постоянно подчеркивается: «Главней-ше трудолюбивы к хлебопашеству вотяки»; «Земледелие у вотяков есть главный предмет занятий и надобно сказать, что они могут служить лучшими образцами трудолюбия»; «...вотяки считаются если не лучшими, то прилежнейшими земледельцами».

свадебный обряд удмуртов

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.udmurt.info/library/belykh/udmetn.htm
Народы России: Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова, М., 1994.
http://enc.permculture.ru/
Народы России: Живописный альбом. Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 141
Коробейников А. В., Волкова Л. А. Историк удмуртской земли Н. Г. Первухин. (Вятское краеведение XIX в.) ISBN 978-5-7029-0374-3
Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.
http://www.finnougoria.ru/
Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
http://www.росяма.рф/
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Краткий историографический очерк с библиографией / Под ред. канд. филос. наук, доц. УдГУ Л. Н. Ляховой; Рецензенты: д-р истор. наук, проф. В. Е. Майер, канд. истор. наук М. В. Гришкина. — Ижевск: Удмуртия, 1984. — 144, с. — 2000 экз. (в пер.)
Удмурты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3

Фильм "История государственности Удмуртии"


В вашем браузере отключен JavaScript

Историческая справка

Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют о заселении территории Удмуртии в зпоху мезолита (8-5 тыс. до н.э.). В последующие археологические эпохи в западном Приуралье происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. В раннем железном веке (VII I-III вв. до н.э.) в Прикамье сложилась ананьинская культурно-историческая общность, принадлежащая предкам пермских народов - удмуртов и коми.

Значительное воздействие на древних удмуртов оказало включение их в Х в. в состав первого государственного образования в Нижнем Прикамье - Волжской Булгарии. С XIII в. южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем - Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром сохранявших самостоятельность северных удмуртов в эпоху средневековья было городище Иднакар.

Первые русские поселения появились на р. Вятке в ХII-ХIII вв. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства. К 1557 г. после взятия Иваном Грозным Казани завершился процесс присоединения удмуртов к Русскому государству.

До середины XVIII в. население Удмуртии занималось преимущественно сельским хозяйством и промыслами. В 1756 г. появился первый завод - Бемыжский медеплавильный, чуть позже железоделательные - Пудемский и Воткинский (1759 г.), Ижевский (1760 г.) и Камбарский (1761 г.). Бурного развития промышленность и культура края достигают во второй половине XIX в. Открываются частные фабрики, мастерские, банки, товарищества, гимназии, училища, театры, библиотеки. Предприятия края выставляли свою продукцию на крупных всероссийских и зарубежных выставках. В 1899 г. через север, а в начале XX столетия через юг Удмуртии прошли железные дороги Пермь-Котлас и Казань-Екатеринбург, сыгравшие значительную роль в экономическом развитии края.
До Октябрьской Революции территория Удмуртии входила в состав Казанской и Вятской губерний.
Благодаря своему выгодному геополитическому положению в XX веке Удмуртия превратилась в крупный центр военно-промышленного комплекса СССР и России. В годы Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано около 40 предприятий.

Национально-государственное устройство и оборонная направленность промышленности региона и сегодня во многом определяют историческое, социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.

В исследовании истории удмуртского языка выделяют несколько периодов: ранний праудмуртский (X-XIV века, изменения носили общеудмуртский характер), поздний праудмуртский (XV-XVII века, формирование диалектов) и современный удмуртский.

К началу II тысячелетия на территории прародины удмуртов единой археологической культуры не было. На основе анализа археологических материалов, выделяется несколько локальных вариантов.

Кочергинская археологическая культура

Кочергинская культура объединяет памятники бассейна Вятки X-XII веков , предшественники - худяковская и еманаевская культуры. С приходом на Вятку русских на рубеже XII-XIII веков эта культура постепенно прекратила существование. Её представители частично обрусели, частично мигрировали на восток, на территорию современной Удмуртии. Процесс вытеснения удмуртов с Вятки носил постепенный характер, удмуртские деревни в центральной части современной Кировской области, фиксируются переписями до конца XVII века.

Чумойтлинская археологическая культура

Чумойтлинская культура объединяет памятники удмуртского Прикамья X-XV веков, предшественники - мазунинская и верхнеутчанская культуры.

Чепецкая археологическая культура

Чепецкая культура объединяет памятники бассейна Средней Чепцы -XV веков , предшественник - поломская культура . Наиболее известные городища этой культуры - Солдырское и Дондыкарское . Этнический состав этой культуры неясен, но скорее всего был преимущественно пермским . Позднее в результате смешения представителей этой культуры и удмуртов, переселившихся с Вятки , сформировались северные удмурты . По альтернативной теории заселение удмуртами бассейна Чепцы начинается спустя 200 лет после того, как прекратили существование последние крупные центры этой культуры, и перед приходом удмуртов эти земли пустовали .

Удмурты в средневековье

Южные удмурты

В 1135-1136 годах в Волжской Булгарии побывал Абу Хамид ал-Гарнати , который описывая страну, пишет: «…у Булгар есть области Вису и Ару, которые платят харадж…» .

Северные удмурты

Первым письменным упоминанием удмуртов в русских летописях является Повесть о стране Вятской : «и узревше… град чудской,… называемый Чудью Болванский городок… той град взяша воинским промыслом в лето 6689 (1181) месяца июля в 21 день… и побиша ту множество Чуди и Отяков, а ини по лесам разбегошася,… и нарекоша той град Никулицын …»

Удмурты в составе Российского государства

В 1552 году, после завоевания Москвой Казанского ханства, обе группы удмуртов - и северные, и южные - оказались в границах одного государства.

В XVII-XVIII веках было начато освоение территории, были возведены первые предприятия, наибольшее развитие получили металлургия и производство оружия. В конце 1750-х и начале 1760-х годов были возведены крупнейшие промышленные предприятия - Ижевский и Воткинский заводы . В 1760-е годы был создан посёлок при чугуноплавильном и железоделательном заводе Камбарка .

Удмуртская АССР

Удмуртская АССР образована постановлением ВЦИК 28 декабря 1934 года .

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Воткинск Глазов Ижевск Можга Сарапул
Районы : Алнашский Балезинский Вавожский Воткинский Глазовский Граховский Дебёсский Завьяловский Игринский Камбарский Каракулинский Кезский Кизнерский Киясовский Красногорский Малопургинский Можгинский Сарапульский Селтинский Сюмсинский Увинский Шарканский Юкаменский Якшур-Бодьинский Ярский

Отрывок, характеризующий История Удмуртии

крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.