Форма правления формы государственного устройства виды политических режимов. Государственно-политическое устройство: основные режимы

  • Дата: 24.10.2019

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывает:

1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

2. Формы правления

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

3. Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного управления: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.

Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.

4. Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;

2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью;

2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

3) устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

При демократическом режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

— одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации .

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

(от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

(от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной. Каковы главные особенности политического устройства страны? Какие их формы и режимы выделяют в современной теории государства? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое государство?

Государство - это объемная многогранная категория, изучением которой занимается целый ряд научных дисциплин: от географии до социологии. В отличие от конкретной территории или географической страны, это образование сложно поддается эмпирическому восприятию, являясь скорее абстрактным, нежели реальным объектом исследования.

Феномен государства, его политическое устройство, форма правления - эти вопросы тревожили умы многих философов и ученых в самые разные исторические эпохи. Так, изучением всевозможных аспектов государства занимались такие мыслители, как Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Конфуций, Джон Локк и Герберт Спенсер.

Древнегреческий философ Платон посвятил этой проблеме один из своих трудов (диалогов) под одноименным названием «Государство». В этой работе можно найти несколько интересных идей, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, он говорил о том, что во главе державы должны находиться мудрые философы, ведь только они способны правильно заботиться о гражданах. Платон также не очень любил политическое устройство демократического типа. Демократию он называл справедливой и в то же время несправедливой властью большинства.

Признаки и функции государства

Государство - это очень сложная социальная структура, представление о которой можно составить через главные признаки этого образования. Всего их семь:

  • строго очерченная в географическом пространстве территория;
  • определенное население;
  • наличие и законов (норм поведения);
  • присутствие системы правоохранительных и судовых органов, следящих за выполнением установленных законов;
  • наличие армии;
  • функционирование системы налогообложения граждан;
  • наличие государственного суверенитета (независимости).

Исходя из этих признаков, государство обязано выполнять несколько функций, а именно:

  • политическую;
  • экономическую;
  • социальную;
  • оборонительную;
  • правоохранительную;
  • культурно-просветительскую и некоторые другие.

В этой статье мы более детально остановимся на первой из этих функций, подробно рассмотрев формы и режимы политического устройства страны. Какие из них наиболее популярны сегодня?

Политическое устройство государства и его основные формы

Разные ученые, философы и мыслители по-разному оценивали роль государства. Иногда эти оценки были полярными по отношению друг к другу. Так, Владимир Ленин утверждал, что «государство - это аппарат насилия в руках господствующего класса». А вот известный русский экзистенциалист Николай Бердяев был уверен, что именно государство позволяет земной человеческой жизни не превратиться в окончательный ад.

И то, и другое утверждение одинаково имеют право на жизнь. Эффективность рассматриваемого в этой статье образования во многом зависит от конкретной формы политического устройства государства. Ведь в одних странах планеты мы видим, как правители действительно пытаются работать для своего народа. В других же государствах аппарат власти лишь угнетает и использует своих граждан.

Социально-политическое устройство - это процесс и одновременно результат организации власти в конкретной стране. Оно включает в себя и тип государственной структуры, и политический режим.

Форма политического устройства - это способ национальной, а также территориальной организации государства. Он предусматривает установление определенных взаимоотношений между центральными и региональными (местными) органами власти.

Политическое устройство может принимать три основные формы. Это унитарное государство, федерация, а также конфедерация.

Унитарное государство: характеристика и признаки

Под унитарным государством понимают такое политическое устройство страны, при котором её отдельные административно-территориальные единицы не имеют суверенитета. Среди основных признаков такой формы можно выделить следующие:

  • единое гражданство и система законотворчества;
  • руководство страной из единого центра (столицы);
  • единая финансово-налоговая система;
  • единая армия;
  • общие государственные символы - флаг, герб и гимн.

В современной политологии выделяют несколько видов унитарных государств. Это:

  • строго централизованные;
  • децентрализованные.

Унитарные государства могут иметь в своем составе одну (примеры: Таджикистан, Украина) или несколько автономий (примеры: Молдова, Испания).

В количественном аспекте в современном мире преобладают именно унитарные государства. Это хорошо видно на карте, где все они отмечены синим цветом. Как правило, это небольшие по площади страны с преобладанием одной нации. Хотя есть среди них и исключения. Одно из них - Китай, который имеет в своем составе несколько разноуровневых автономий.

характеристика и признаки

Федерация - это особое политическое устройство, при котором отдельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически. Само слово имеет латинские корни и переводится как "союз" или "объединение".

Одной из отличительных черт федеративного государства является так называемое двойное законодательство. Что это значит? Законы могут творить как центральные органы власти, так и региональные. При этом законопроекты, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральному законодательству.

В федерациях, как правило, присутствует единая денежная единица, однако налоговая система может быть двухканальной. Это значит, что конкретный субъект федерации вправе формировать свой региональный бюджет и распределять его средства.

В мире различают симметричные и В первых территориальные субъекты обладают равными правами, а вот во вторых их правовой статус неодинаков.

Федерации на современной политической карте планеты распределены равномерно (всего их 28). Среди них - почти все крупнейшие страны мира: Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация: сущность и исторические примеры

Под конфедерацией подразумевается союз нескольких государств, создаваемый для достижения какой-либо цели: военной, экономической или другой. Страны, входящие в состав конфедерации, как правило, сохраняют свой суверенитет как во внутренней политике, так и на общемировой арене.

Основные признаки конфедераций заключаются в отсутствии:

  • общих границ;
  • единой системы законотворчества;
  • единой финансовой системы;
  • единой конституции;
  • единого гражданства.

Все решения в конфедерации принимаются на основе консенсуса. При этом каждый из её участников оставляет за собой право на свободный выход из такого союза.

Конфедерации были распространены на протяжении XVIII-XIX веков в Европе. В прошлом веке еще существовало несколько классических конфедераций: это а также Сенегамбия. Однако просуществовали они довольно короткое время. Сегодня черты конфедерации можно наблюдать на примере Европейского Союза или же организации СНГ (Содружество Независимых Государств).

Основные формы государственно-правового режима

Власть имущие в каждой из стран мира могут осуществлять свои полномочия по-разному. Совокупность методов и средств реализации власти - это и есть государственно-правовой режим. Он выступает важнейшим элементом, критерием для определения сущности того или иного государства.

Существует несколько типов (форм) государственно-правового режима. Он может быть демократическим либо недемократическим (авторитарным, тоталитарным, фашистским и т. д.).

Отличить от тоталитарного бывает очень непросто. Так, к примеру, руководство Советского Союза позиционировало себя перед всем миром как «островок демократических прав и свобод». И многие народы планеты искренне верили в данную ложь.

Авторитаризм и его признаки

«Власть основателя» - так примерно можно перевести данный термин с латыни. При этом политическом режиме абсолютно вся полнота власти находится в руках у одного человека (или группы людей).

  • мощная централизация власти;
  • командно-плановый способ руководства страной;
  • строгий контроль различных сторон общественной жизни со стороны государства;
  • отсутствие реального на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

При этом режиме избирательные, они направлены против лишь самых активных противников власти. Плюрализм мысли, в целом, допускается, но только если он не наносит ощутимого вреда системе. Эти две черты отличают авторитаризм от тоталитаризма.

Тоталитаризм и его признаки

Мало кто знает, что данный термин ввел в обиход диктатор Муссолини в 1920 годах. Под тоталитаризмом подразумевается полный (тотальный) контроль государства всех сфер общественной жизни. Деспотия, тирания, репрессии и массовые доносы - все это типичные черты данного политического режима.

Общество в целом и каждый человек в отдельности при тоталитаризме всецело поглощены государством. Плюрализм мнений не допустим ни в одной из сфер жизни. Еще одна отличительная черта тоталитаризма - это жесткая вертикаль власти.

В мировой истории известны примеры как «левого», так и «правого» тоталитаризма. Первый был характерен для Советского Союза, второй - для фашистской Германии или диктаторского режима Б. Муссолини.

Демократия и её основные черты

Демократия - это (дословный перевод с древнегреческого языка). При таком режиме носителем власти в государстве выступает народ, а точнее, его большинство.

Следует отметить, что выдающийся мыслитель Платон демократию не любил. Он считал её одной из худших форм управления государством. А вот известный политический деятель Уинстон Черчилль однажды охарактеризовал её следующим образом: «Демократия - это наихудшая форма правления, не считая всех остальных, которые известны истории». Так британский премьер тонко подчеркнул безальтернативность данного политического режима.

Самые важные черты демократии - это:

  • всеобщее избирательное право, в результате которого и формируется власть;
  • признание верховной власти народа на юридическом уровне;
  • абсолютное равенство прав всех граждан, вне зависимости от пола, возраста или национальности;
  • подчиняемость меньшинства большинству;
  • контроль общественности за действиями исполнительной ветви власти.

Политическое устройство России

Современная Россия является федеративным государством. Это президентско-парламентская республика, в которой президент наделен довольно широкими полномочиями. Главные институты власти в стране сформировались еще в начале 1990 годов, сразу после распада СССР. В начале нынешнего столетия в их функционирование были внесены небольшие поправки.

Россия имеет сложное административно-территориальное устройство. В составе государства - 85 субъектов федерации, которые наделены равными правами и полномочиями. В каждом из них имеется свой законодательный орган, а также свое региональное правительство. Помимо этого, Россия разделена еще на девять федеральных округов.

Современное политическое устройство России имеет черты как территориальной, так и национальной федерации. Образования национального типа в РФ представлены республиками. Территориальные образования - это области, края, автономии, а также города федерального значения. Такой смешанный характер политического устройства нуждается в довольно гибкой и хорошо продуманной политике со стороны властей.

В заключение…

Под формой политического устройства государства подразумевается способ управления страной. В современной теории государства принято выделять три такие формы: это унитарное государство, федерация и конфедерация. Каждая из них отличается своими особенностями и признаками.

На политической карте планеты XXI века преобладают унитарные государства. Федераций значительно меньше, а вот конфедераций, по сути, и вовсе не осталось.

Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политические (государственно-правовые) режимы

Форма государства - это организация высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового режима).

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления государства подразделяют на монархии и республики.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется, как правило, единолично и переходит по наследству.

Признаки монархии:

  • 1) власть передается по наследству;
  • 2) осуществляется бессрочно;
  • 3) не зависит от населения.

Виды монархии: а) абсолютная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору; б) конституционная - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Такие монархии разделяются на парламентарные (в них правительство формируется из представителей партии, победителей на выборах) и дуалистические (где власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом).

Республика - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок

Признаки республики:

  • 1) выборность власти;
  • 2) срочность;
  • 3) зависимость от избирателей.

Основные виды республики: президентская; парламентская, смешанная сочетающая свойства названных республик. Президентская и парламентская различаются в зависимости от того, какой из органов власти - президент или парламент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им. Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. Существуют и супер-президентские республики, в которых максимальное количество властных полномочий сосредоточено в руках президента, а парламент, хотя формально является органом законодательной власти, контролируется по многим вопросам президентом.

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства

Форма национально-государственного и административно-территориального устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

  • 1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Франции);
  • 2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере признаками государственности); в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному (например, Германия, США) либо по национально-территориальному принципу (например, современная Российская Федерация); при федеративном государственном устройстве одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации; основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы, официально представляющие федерацию в межгосударственных отношениях. Субъекты федерации, как правило, не могут в одностороннем порядке выйти из федерации.

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это союз государств.

Конфедерации свойственны следующие черты:

  • а) создается для достижения определенных целей (политических, военных, экономических);
  • б) создание закрепляется договором;
  • в) каждый субъект сохраняет свой суверенитет.

После достижения целей конфедерации либо распадаются, либо превращаются в суверенные государства - унитарные или федеральные.

Политические (государственно-правовые) режимы

Политический (государственно-правовой) режим - это система различных методов, приемов и средств, используемых при осуществлении государственной власти. В литературе нередко утверждается, что понятие «политический режим» более широкое, чем «государственно-правовой режим», ибо включает не только методы государственной власти, но и методы, используемые другими элементами политической системы (партиями, общественными движениями и др.).

По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица и уровню свободы институтов гражданского общества выделяют авторитарный, тоталитарный и демократический политические режимы.

При авторитарном режиме велика степень концентрации власти в руках главы государства. Парламент играет в жизни общества второстепенную роль. Различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость, но под контролем государства. В условиях такого режима не полностью реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Нередко президент, исполнительные органы починяют себе остальные государственные структуры. Соответственно сужена сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению.

Тоталитарный режим характеризуется крайней степенью концентрации власти в руках одного органа, лица. Данный режим характеризуется тотальным контролем государства за всеми сферами жизни общества, в том числе вмешательство в личную жизнь граждан. Государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, недоступна для контроля со стороны народа. Осуществляется господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил. Права и свободы человека и гражданина в таких условиях носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации. Примечательно и наличие одной официальной идеологии, фактически устраняются различные формы проявления плюрализма и др.

Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать, как основные структурные элементы формы государства:

Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Различаются две формы правления - монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

В большинстве случаев наследует власть представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

Персонифицирует государство, выступая от имени всего народа;

Не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору (до 1992 г. - Саудовская Аравия, Оман - до 1996 г., в Свазиленде конституции отменяются монархом, в настоящее время абсолютная монархия в ее "чистом виде" отсутствует);



б) конституционная - власть монарха ограничена представительным органом (Бахрейн, Кувейт, Бутан, Великобритания, Дания и др.); подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая - власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Кувейт, Марокко, Иордания и т.д.). По мнению специалистов, часто это промежуточный, переходный период от абсолютной монархии к парламентарной.

Парламентарная - разновидность ограниченной монархии, где правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Япония, Швеция и др.).

Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.

Признаки республики:

1. Высшие органы государственной власти формируются избирателями.

2. Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.

3. Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.).

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и др.).

Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, Россия. Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.

Некоторые авторы выделяют так называемые нетрадиционные республики - СССР (1922-1992); республики, входившие в СССР; некоторые социалистические страны (Югославия), а также республики так называемой народной демократии (Чехословакия, КНДР, Куба, Китай и др.).

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.

Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающие (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.

Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.

Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).

Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.

Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.

Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).

Конфедерация - в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др.

Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей.

Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).

Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Методы осуществления государственной власти учитывают наличие легальной политической оппозиции, которая "рассматривается не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность"*(20).

В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.).

Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.

Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма - нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом.

Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических.

Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.

Тоталитарный режим - полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый - коммунизм, правый - фашизм и религиозный - фундаментализм.

В литературе нередко выделяют переходный и чрезвычайный режимы, которые, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, имеют временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

1. Правовые отношения возникают только на основе норм права; отсюда между нормами права и правоотношениями возникает прямая связь, "зависимость" (Л.А. Морозова), т.е. возникает только то правоотношение, которое смоделировано в правовой норме*(121). Правоотношение, в принципе, не может возникать вне нормы права. Исключение составляют ситуации пробелов в праве. Здесь отношения, подпадающие под правовую регламентацию, какое-то время не могут обрести правовую определенность.

2. Правоотношение носит волевой характер. Во-первых, здесь проявляется воля нормоустановителя, ибо модель поведения, действия, возникающие юридические последствия есть смоделированная, "запланированная" нормотворческим органом правовая ситуация (государством, его органами; муниципальными и другими компетентными образованиями). Во-вторых, право регулирует отношения между субъектами права, в том числе физическими лицами. Осуществляется это путем воздействия на сознание и волю и, конечно, с учетом интересов общества. Поэтому в основе приобретения субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей лежат сознательно-волевые действия. Правовые отношения в большинстве случаев, возникают, изменяются или прекращаются в результате волевых действий субъектов права. Это может быть договор, изменения в договоре, нарушения юридической нормы, акт компетентного государственного органа, например, суда.

3. Правоотношение есть индивидуализированная связь между субъектами права, которые наделены субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями. Они возникают на основе правовой нормы, другими словами, происходит конкретизация юридической нормы; положения нормы "привязываются" к конкретной ситуации. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель субъективной обязанности - обязанным. В правоотношении это главное, его суть, которая и образует феномен противостояния прав и обязанностей ("кто-то что-то вправе", а "кто-то что-то обязан"). В фактическом правоотношении в большинстве случаев обе стороны по отношению друг к другу имеют соответствующие субъективные права и соответствующие субъективные обязанности.

4. Правоотношение гарантируется принудительной силой государства, обеспечивается его механизмом. Возможность его применения (государственного механизма) является важным условием надлежащей реализации субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей как элементов содержания правоотношения. Не следует абсолютизировать механизм государства в обеспечении и гарантировании правоотношения, тем не менее именно эта особенность отличает правовые отношения от иных.

Правоотношение - юридическая связь , возникающая на основе правовых норм, между субъектами права, наделенными субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями, и обеспеченная государственным механизмом.

Состав (структура) правоотношения - это то, из чего оно состоит, что его образует. Прежде все это субъекты правоотношения, субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности и объекты правоотношения. На схеме это может выглядеть следующим образом.

┌───┐ + ┌───────────────┐ - ┌───┐

│ С │ ─── │ Объект │◄─── │ С │ схема

└───┘ └───────────────┘ └───┘

1, 5 - субъекты правоотношения;

2 - субъективные юридические права;

3 - субъективные юридические обязанности;

4 - объекты правоотношения.

Состав (структура) правоотношения - это некая идеальная модель, научно-практическая абстракция. Данное понятие имеет познавательное, во многом учебное значение. Может быть положено в основу начальных размышлений о правоотношении, его перспективе, особенностях; в практической жизни, например, при исследовании видов правоотношений, данная модель, как подчеркивалось, может быть лишь исходным моментом для понимания глубинных особенностей правовых отношений.