Еврейские свечи. Еврейский подсвечник: и стиль, и верность иудейским традициям. Использование в качестве еврейского символа

  • Дата: 04.08.2019

Менора в Скинии

Описание Меноры

И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.

Менора была выкована цельной из таланта (33-36 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей - по три справа и слева . Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим ), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор ) миндалевидного плода и цветка (перах ), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ).

Второй «Иерусалимский храм» в Иерусалиме был построен в 70 году нашей эры. По сей день стена в стенах Иерусалима является храмом и свидетелем храма. Основой религии является вера в «единственного Бога», создателя неба и земли, который освободил народ Израиля от рабства.

Учение о вере содержится в Торе, в 5 книгах Моисея. Моисей предстает перед Богом как «Яхве», «Я там». В центре внимания - верность Бога своему народу - завет Бога. Поэтому, согласно еврейскому самопониманию, завет и послушание, вера и закон принадлежат друг другу.

Через пустыни жизни в Обетованную землю, в Священный город Иерусалим - «Город мира». В дополнение к Торе, Талмуд, «устная Тора», формирует второе откровение Бога. Здесь 613 законов и запретов Торы передаются в соответствующие жизненные ситуации и условия жизни в постоянно меняющемся процессе. Обучение на протяжении всей жизни является одной из самых высоких религиозных ценностей в иудаизме.

Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 - 1,73 м) . Вероятно, ножек было три . Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника . Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили . На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной .

Еврейский народ освободился от господства и угнетения сирийцев. Оскверненный, оскверненный храм был вновь открыт. Было обнаружено, что одна маленькая банка чистого масла, количество в течение дня, зажигает 7-значный подсвечник, Менора. Прекрасным образом масло продолжалось дольше, потому что Менора сожгла восемь полных дней; они использовались для производства нового чистого масла.

Этот 8-дневный фестиваль света был создан с помощью люстры с 8 или 9 ручками. В течение 8 дней фестиваля будет дана свеча. Сегодня около 14 миллионов человек живут в иудаизме, которые живут на всех континентах, в основном в Северной Америке и Израиле.

Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями .

По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.

Православный, Консервативный и либеральный. Археологи, раввины, писатели, авторы сценариев: история люстры из Иерусалимского храма очаровывает всех. В следующем году в Музее университета Ешивы будет запланирована выставка по результатам расследования. Теперь Стивен Файн дает свою книгу «Менора». Из Библии в современный Израиль интересное понимание истории и историй, от библейских источников до вавилонского изгнания, из храма Иродиана, из древних синагог и церквей, средневековых рукописей и до наших дней.

Символ. В то время как христиане больше озабочены заветом или Святым Граалем, у евреев, похоже, нет другого артефакта, чтобы очаровывать, чем Менора, отмечает Стивен Файн. Менора, главный символ иудаизма, символ старой еврейской современности, просветления и, наконец, еврейского государства, продолжает вдохновлять воображение и стремление к физическому контакту с библейской реальностью.

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа . Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору.

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

Представление люстры с закругленными рукавами и компактной ногой, украшенной различными графическими элементами, хорошо известно на уже упомянутом луке Тита. Он отмечает разрушение Иерусалима в 70 году, решающее событие для истории Римской империи и иудаизма, а также последующее триумфальное шествие в следующем году. Сказано, что Менора и другие инструменты священного храма были выставлены в Риме в так называемом Храме Мира.

Известно, что большой пожар сильно разрушился в год 192. Ватикан - этот миф широко распространен. Стивен Штрафы мнения Что является более «благочестивой фантазией», недавно переехал даже израильское правительство и главный раввинат Иерусалима делать представление в Риме, чтобы задать несколько раз для возвращения святынь и поиска в архивах. Источники Прекрасные также относятся к раввинским источникам, которые показывают, что нет никаких доказательств того, что Менора когда-либо покидала город, поэтому он все еще находится в Иерусалиме.

Белая лилия

Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветы белой лилии (Lilium candidum) , который по форме напоминает Маген Давид . Светильник располагался в центре цветка таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре Маген Давида .

Это тоже спорно: Были семь ветвей подсвечника полукруглого или даже? На бесчисленных монетах или мозаичных картинах, и не в последнюю очередь на Титусбогене, руки круглые, они должны символизировать ход семи видимых планет. Даже Иосиф Флавий, который знал, как храм священники и преследовал Триумфальный марш в 71 году, как римский Докладчик штурм Иерусалима и как очевидец, говорит, что рукава люстры вокруг.

Различные раввины следовали этой интерпретации, такой как Менахем Мендель Шнеерсон. Он считает, что представление о луке Тита не является подлинным, и это объясняется влиянием римлян на язык картины. Менара, пишет Стивен Файн, показывает сегодня связь с еврейской историей, связью с страной и предками. Его книга знающая и фактическая, с многочисленными ссылками на историю, раввинскую литературу, археологию и искусство. Менора - это хорошо читаемое чтение - не только для Хануки.

Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы.

Масло для меноры

Для зажигания Меноры годилось лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, уже требовало очистки, и его для Меноры использовать не разрешалось .

От Библии до современного Израиля. После войны 24 евреи все еще жили в Лейпциге. Увеличивается интерес к их обычаям. Взгляд молодой женщины бродит к другому концу стола. Далее следует направленное движение руки. На конце длинного стола стоит внушительный канделябр с несколькими руками, высотой около одного метра, с богатым золотым оттенком. Она удовлетворенно кивает головой. Есть скобки для свечей и даже свечи в скобках - эрго: что с огнями.

Молодая женщина называется «Рот» с фамилией. Она не хочет давать свое имя, поскольку это, в сочетании с ее фамилией, уникально в Германии. Вместе со своей сестрой и ее матерью она приехала в Дом Ариовича для «Хануки для всех». 30 регистраций были переданы «Фольксхоччукурсу», каждое место на столе в несколько метров занято. События, подобные этим, всегда очень хорошо присутствуют, - говорит Тимофей Арндт. В Лейпциге существует большой интерес к еврейским традициям, обычаям и еврейской жизни в целом.

Зажигание меноры

Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её горелки утром , Менора должна была гореть всю ночь . Две западных лампады горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом . Иосиф Флавий сообщает, что во Втором Храме три светильника горели также и днём . Пламя Меноры названо Нер тамид (буквально «постоянный светильник») . Каждый вечер священники наполняли лампады Меноры маслом. Количество масла было всегда одинаковым (пол лога ) - его было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи , и поэтому летом, когда ночь короче, определённое количество масла наутро оставалось.

Почти 1000 членов принадлежали еврейской общине в Лейпциге до начала Второй мировой войны. Сегодня в городе проживает более 300 еврейских женщин. Любопытство, то, как они живут и празднуют, соединяет их со своими нееврейскими собратьями. В Лейпциге существует давняя традиция сотрудничества между еврейской общиной, церквями и гражданским обществом. Это отражается и сегодня, - говорит Арндт.

На столе в зале конференц-центра стояли сервировочные тарелки с порошкообразными берлинцами, картофелем фри, мандаринами и ананасами, помещенными в яркие вечеринки. Первый, кто выпил немного, Тимоти Арндт спросил: «Кто знает, что такое Ханука?» На первый взгляд он мог прийти из ультраортодоксального квартала Меа Шеарим в Иерусалиме. Его борода растет к груди. По пути вниз он теряет не только плотность, но и цвет: от черного до темно-серого, до серого и, наконец, белого, почти прозрачного. Это волосы, которые отсутствуют на голове.

По преданию, особое чудо ежедневно происходило с одним из семи светильников Меноры, «Западным светильником» (Нер а-Маарави ). Вероятно, имелся в виду средний светильник, ближайший к западу от трёх восточных лампад . Этот светильник назывался также Нер Элохим («Лампа Всевышнего») или Шамаш («Служка»). В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но священник , приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных - погасшими. О величине чуда мнения в Талмуде расходятся: одни считают, что западная лампада горела до полудня; другие, что она горела весь день и вечером священник зажигал остальные светильники от всё ещё горевшего «Западного светильника» ; а по некоторым мнениям, «Западный светильник» приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает , что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго Храма .

На его узком длинном носе сидит тонко обрамленное зрелище. Тимофей Арндт не из Иерусалима, а из Лейпцига и является протестантским богословом и председателем еврейско-христианской общины. Никто не может сначала ответить ему, что такое Ханука. Пока пожилая дама, скрестив руки, сказала: «О, праздник огней», и это в Саксоне, и так решительно, как будто она была оскорблена.

Напоминание об успешном восстании Маккавея

Кроме того, фактический лидер курса, раввин, который был объявлен как музыкальный, не может говорить по состоянию здоровья. Арндту помогает Себастьян Краузе, член еврейско-христианской рабочей группы и член еврейской общины. Вместе они заявляют, что Ханука празднуется, чтобы вспомнить повторное посвящение Иерусалимского храма в 164 году до нашей эры.

История Меноры

Период Первого Храма

Период Второго Храма

Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме . Эта менора построена в соответствии с галахическими и историческими источниками.

Использование в качестве еврейского символа

Со времени разрушения Храма менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями.

У вас есть предложения, критика или пожелания к будущему семинару по тазу? Успешное восстание Маккавеев, происхождение и случай Ханукского фестиваля передается в христианской Библии, но не в еврейском. «Итак, у христиан есть книги без праздника, а у евреев праздник без книг», - говорит Арндт. Кто-то спросил о происхождении термина «Маккавеи».

Особенно пожилые женщины и мужчины в смешанной аудитории часто не могут сдерживаться своими знаниями - и ропотать слова до того, как Арндт или Краузе могут довести его до конца. Когда дело доходит до меноры, классической семирукой лампы, которая также находится в гербе Израиля, один кричит: «И это стоит и перед Кнессетом!» Чтобы они услышали, как Арндт спросил их в начале мероприятия, в частности, леди в передней части стола принимает близко к сердцу. Скоро скорбные бормотания блуждают по кругу, когда она задает следующий вопрос.

Происхождение символа

Живя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма , главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства . По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.

В отличие от Меноры, подсвечники Хануки украшают восемь рук. В то время, согласно традиции, семикратный подсвечник в храме оставил только одно масло на один день. Но, как чудо, масло не иссякло, но оно продолжалось восемь дней, пока не было готово новое святое масло. Чтобы отпраздновать Хануку, в каждый из этих дней зажигается еще один свет.

Что касается всего, что касается иудаизма, существуют строгие правила. Тот, кто хочет провозгласить чудо, должен сделать это с наступлением темноты. Затем, когда все выходят из работы и видят это по дороге домой, - объясняет Краузе. «В полночь вы также можете сэкономить деньги». Евреи должны также разместить подсвечник перед своим домом, возможно, в окне, которое, если возможно, не на десятом этаже.

Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа:

  1. Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу , в котором хранились Скрижали Завета . Однако Ковчег Завета народ не видел. В конечном счёте, только Первосвященник удостаивался видеть Ковчег, и то - лишь раз в году на Йом Киппур . Даже в тех военных походах, в которые евреи брали его с собой, Ковчег был скрыт от посторонних глаз. В то время как Менора во время трёх Праздников Паломничества (Песах , Шавуот и Суккот) выставлялась напоказ всему народу.
  2. Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота.
  3. По преданию, Менора также была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан чудесным образом Самим Всевышним, поскольку Моисей и Веселеил (Бецалель) не могли сделать её самостоятельно по тем указаниям, которые они получили от Бога.
  4. В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека - светильник Господень» (Прит. ).
  5. Также исследователи отмечают, что ни в одном языческом культе того периода подобный семисвечник не использовался. Это, в частности, послужило причиной того, что на арке Тита , посвящённой завоеванию Иудеи, именно Менора занимает центральное место на барельефе, изображающем пленённых евреев.

В древности

Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н. э. Однако с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается.

Берлинцы, бежавшие из Израиля

Единственная свеча не лежит в первоначально предусмотренных гнездах на одном из восьми плеч, а на девятом плече, который под углом 90 градусов. Эта свеча, так называемый слуга или шамаш, по-разному используется в иудаизме. Ашкенази, т.е. восточноевропейские евреи, поскольку они почти исключительно в Лейпциге, используют свечу, чтобы осветить оставшиеся огни. Как единственная из свечей, она может служить источником света - все остальные не предназначены для такого профана.

Однако кошерными являются только берлинцы, которые даже прилетели из Израиля. В Хануку расходуются блюда, которые были обжарены в масле или испечены. Краузе, которого только удивляют берлинцы, рассказывает об эскизе, который в настоящее время происходит в Интернете. Речь идет о американском еврее, который любит Рождество, но рад, что это не еврейский праздник. Какой театр будет с деревом один, - вспоминает Краузе. «Были бы правила для того, с какой ноги вы должны сначала перенести его за порог квартиры».

Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н. э.). Однако это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки.

Под звоном столовых приборов, честный, иногда вежливый смех смешивается. Особенно поразительно, говорит Арндт, это время. День зимнего месяца, Рождество только в этом году, обе стороны точно совпали. И с огнями, которые так или иначе объединяют фестивали.

Канделябр-Менора Священного Храма должен иметь семь рук. Как написано: Сделай Менору из чистого золота с ударом молота, создай Менору, ее основание, его полюс, чаши, сферы и цветы его будут вырезаны из одного куска золота. три ветви Меноры на одной стороне и три руки на второй стороне Меноры, три чаши, вырезанные, как миндаль на одной руке, сфера и цветок, и три чаши, вырезанные как миндаль на другой руке, сфера и цветок, и так с шестью руками, которые выходят из Меноры, а в Меноре будет четыре чаши, вырезанные как миндаль, их сферы и их цветы, одна сфера из двух рук, выходящих из нее, одна сфера под двумя оружие, которое выходит из него, и шар под двумя руками, которые выходят из него: для шести рук, которые выходят из Меноры.

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II, последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.).

Эти изображения разнятся в деталях, однако все они отображают три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене , Афинах , Коринфе .

Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди .

В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.

Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах » (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.

Новое время

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках , монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля .
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме . Автор - английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета , выполненной М. Шагалом .

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет - это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь».

Иудейские Древности III, 7:7

То есть, по его мнению, семь ветвей меноры - это Солнце, Луна и планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
  • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие».

- «Путеводитель заблудших», 3:45

Тем самым, с точки зрения Маймонида, менора имела сугубо эстетическое значение.
  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

«Менора символизирует второй вид награды - награду духовную, ибо сказано: „Душа человека - светильник Господень…“ . А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике».

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры - это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота - принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ - намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ - это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова - „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека - результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней».

  • Мальбим в своём комментарии к Торе цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора - это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его - фитиль, а душа его - чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием».

- «Бхинат олам» (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом …

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» - это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» - символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого - зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора - свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора - единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.
  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот . При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) - источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой - Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ.- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

Ханукия

Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה ‎) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה ‎, «ханукальный светильник»).

Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука . Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) - помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века. В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Впоследствии в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников. Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию. В результате многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.

Семисвечник в христианстве

Семисвечник за престолом православного храма

«…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».

Откр. 1:12-20

«…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…»

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

Сноски и источники

Литература

  • Еврейская Энциклопедия, Спб. : Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Изд-ва Брокгауз-Ефрон, 1908 г.
  • The Tabernacle Menorah, American Schools of Oriental Research, Dissertation Series 2 (Scholars Press, 1976).

Ссылки

  • Менора - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • развёрнутый анализ устройства и символического значения меноры . Рав Шимшон Рефаэль Гирш.
  • анализ традиционных комментариев о значении меноры . Нехама Лейбович.

Менора - один из древнейших еврейских символов. Этот семилучевой светильник ещё в Библии описывается! Кто Библию не читал, рассказываю коротенько. Один из главных героев этой книжки - пророк Моисей. По сюжету он постоянно приходил на гору Синай и общался там с Богом. Времена далёкие, и теперь уже фиг его знает, чи на горе конопля особо забористая росла, чи парень сказочником классным был, а может и в правду всё было как там рассказывается, не суть.

В очередное посещение священной горы, Моисей получил заказ. Нужно было сделать золотой светильник. Техзадание было расписано с редкими подробностями. Чистое золото, семь ветвей ювелирной работы, - светильник вплоть до последней чашечки, до последнего завиточка, во всех подробностях расписывался. И даже описание щипчиков и совочков прилагалось, во!

Народ в те времена доверчивый был. Скоренько собрали тридцать шесть килограммов золота и стали сооружать светильник. Правда производственные возможности подкачали и Богу вроде как даже помогать втихушку пришлось. Редкой красоты вещь получилась! Интересно что в девайсе отчётливо растительные прослеживались (так и в техзадании прописано было). Со стороны менора жуть как один из видов шалфея, и поныне растущего в Израиле, напоминала. Можно даже сказать, с него срисована была. Чашечки же, в которых зажигался огонь, являлись копиями цветов белой лилии, а сверху напоминали Звезду Давида (про неё я в другой раз подробно расскажу).

Первоначально менора, в числе других реликвий, хранилась в храме Соломона и использовалась в религиозных обрядах. Края там всю дорогу неспокойные были. Вечные войны, храмы постоянно разрушали. В череде столь событий та первая менора затерялась. Кто говорит, что её еврейские священники припрятали, да так что по сей день никто найти не может. Кто-то утверждает, что светильник попал в качестве трофея к римлянам, потом не раз переходил из рук в руки и то ли утонул вместе с одним из военных кораблей перевозивших трофеи, то ли угодил в загребущие лапки католиков и, по сей день, хранится в секретных подвалах Ватикана.

По религиозным представлениям иудаистов точную копию меноры делать никоим образом нельзя, поэтому многочисленные меноры, которые теперь используются в религиозных обрядах евреев, от первоначальной отличаются. Главным образом в сторону упрощения художественности завитушек. Хотя иногда варьируется число светильников. Так один из потомков меноры - ханукальный светильник (ханукия) имеет не семь, а девять чашечек (лучей). Его во время праздника Хануки принято зажигать, причём не сразу, а в течении восьми дней праздника, каждый день, по одной новой чашечке зажигают. Но это я отвлёкся. Если сейчас начать все подробности культа излагать никакого времени нам тут не хватит, точно вам говорю!