Что такое мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Мажоритарная,пропорциональная и смешанная избирательные процессы

  • Дата: 23.09.2019

Мажоритарная в ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат, получивший в округе большинство голосов по сравнению с другими кандидатами
При мажоритарной системе различают 3 вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный % голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. 50% + 1 голос. Процент голосов избирателей может быть установлен не от числе проголосовавших, а от числе зарегистрированных
При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50 % всех поданных голосов. Это ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок. Поэтому при данной системе также бывает второй тур в 2 вариантах: на повторное голосование выносится либо 2 кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими
При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Позитивные стороны – исключение второго тура выборов, дает неплохие результаты при 2 партийной системе, когда 2 кандидата
В странах англосаксонского права мажоритарная системе относительного большинства применяется при любом участии избирателей, в других странах при применении этой системы, чтобы выборы состоялись, требуется определенный % проголосовавших избирателей
Пропорциональная избирательная система может быть применена в многомандатных и общегосударственных избирательных округах. Главное – вычисление избирательной квоты – это число голосов, необходимое для избрания хотя бы 1 депутата из списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединениям. Избирательная квот вычисляется по-разному. Определение естественной квоты – общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округа. При пропорциональной системе может быть 2 тура. Ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный % голосов. Расчет избирательной квоты для 2 тура производится исходя из числа оставшихся незамещенных мест. Избиратель голосует за программу партии. В некоторых странах возможен предпочтительный вотум, который позволяет избирателю поддержать определенную партию и отдать предпочтение конкретной кандидатуре. Заградительный барьер введен с целью создания в парламенте крупных партийных фракций, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не на раздробленную совокупность партий. Заградительный пункт – установленный % голосов, который необходимо получить партии, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам.
Смешанная избирательная система часть депутатов избирается по одной системе, а часть по другой. Смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента

Избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании:

  • - назначение выборов;
  • - выдвижение кандидатов;
  • - предвыборная борьба;
  • - голосование;
  • - определение результатов выборов.

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной право-субъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от вида избирательной системы.

Существуют два основных вида: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система - это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% голосов). Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций.

Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем для своих избирателей.

В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1%, в Дании - 2%, в Украине - 3%, в Италии, Венгрии - 4%, в Германии, России - 5%, в Грузии - 7%, в Турции - 10%.

В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа . В которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим - за политическую партию, объединение.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • * смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • * смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

Главным регулятором выборов является избирательная система, т.е. совокупность правовых норм, которые определяют организацию и проведение выборов, способы подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов. Наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей округа или всей страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50%

плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относятся:

Формирование победившей на выборах партией, имеющей большинство в парламенте, стабильного правительства;

Наличие прочных связей между избирателями и депутатами, которые складываются во время избирательной кампании. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, его проблемы и интересы.

Существенными недостатками мажоритарной избирательной системы являются:

Она не дает в парламенте адекватного представления о расстановке политических сил в стране, так как не все политические партии в нем оказываются представленными. Тем самым не обеспечивается реализация принципа всеобщности избирательного права;

Она искажает реальную картину предпочтений и воли избирателей, так как возможна ситуация, когда партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, имеет в парламенте большинство депутатских мест;

Ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у власти недоверие к политическому строю.

Наиболее распространенной является пропорциональная избирательная система. Например, она применяется в 10 из 12 стран ЕС (за исключением Англии и Франции), используется в большинстве стран Латинской Америки. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на выборах. Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, а значит, за программу конкретной партии. Распределение мандатов предполагает определение избирательной квоты, т.е. числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Она устанавливается следующим образом: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест в парламенте. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.


К достоинствам пропорциональной избирательной системы относятся:

Обеспечение более адекватного реальности представительства политических сил на парламентском уровне. В результате создается возможность принятия законодательных и административных решений, в большей степени учитывающих интересы отдельных социальных и политических групп;

Стимулирование развития политического плюрализма, многопартийности.

Применение пропорциональной избирательной системы имеет и недостатки:

Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет не за конкретных лиц, а за политические партии;

Списки кандидатов в депутаты составляются чаще всего партийным аппаратом, что позволяет оказывать давление на кандидатов;

Пропорциональная система приводит к представительству в парламенте различных политических сил, что создает сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей партии делает неизбежным многопартийные коалиции, основанные на компромиссе между партиями с различными целевыми установками. Поскольку он непрочен, коалиции часто распадаются при изменении ситуации. В результате возникает перманентная правительственная нестабильность.

Для преодоления недостатков пропорциональной системы существуют различные способы. Один из них - "заградительные барьеры" или процентные оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (Германия) процентов всех поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Для ослабления влияния партийного аппарата на составление партийных списков существует практика персональных преференций (от лат. - предпочтений), когда избиратель, отдавая голос за партийный список, отмечает конкретное лицо, которое предпочитает. Это учитывается при окончательном распределении мандатов. Используется и панаширование, когда избирателю разрешено голосовать за кандидатов из различных партийных списков.

Для максимального учета достоинств и смягчения недостатков обеих избирательных систем применяются смешанные системы. Они сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в Германии одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе.

1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Бывают выборы парламентские, президентские, региональные (в субъектах федерации), муниципальные, вы­боры судей, некоторых должностных лиц (коронеров в США). В современных демократиче­ских государствах выборы, как правило, являются всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием. Лишь в США выборы являются косвенными (многостепенными), поскольку избиратели голосуют за выборщиков - представителей политической партии, а последние непосредственно выбирают президента. Специфической формой электоральной активности является референдум - особый тип всенародного голосования, объектом которого выступает важный государственный вопрос или законопроект (конституция). В редких случаях объек­том референдума становится конкретный человек - кандидат на пост президента (Арабская республика Египет).

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернатив­ная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны. Партии, собравшие меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Мажоритарная система абсолютного большинства чаще используется на президентских выборах, где победитель должен получить больше по­ловины голосов (минимум 50 % плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кан­дидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кан­дидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). При системе относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.) для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.

Преимуществом мажоритарной системы является сравнительная легкость формиро­вания правительства и его стабильность, поскольку парламентские мандаты распределяются в основном среди крупных партий-победителей. Мелкие партии отсеиваются. Как правило, между избирателями и депутатами, рассчитывающими на свое переизбрание, формируются устойчивые связи в конкретных округах. В то же время мажоритарная избирательная систе­ма существенно искажает картину предпочтений и волю избирателей. Партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, иногда одерживает верх над партией, получившей в це­лом по стране большинство голосов за счет победы в округах с меньшей численностью из­бирателей. Многое зависит от нарезания избирательных округов. Ограничивая доступ в де­путатский корпус небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти.

Пропорциональная избирательная система состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями, что по­зволяет представлять интересы всех групп общества. Разнородные партии часто вынуждены вступать во временные коалиции, которые распадаются при обострении противоречий и создают правительственные кризисы. Политика правительства, сформированного на базе меж­партийной коалиции, отличается неуверенностью и непоследовательностью. Для большей стабильности партийных коалиций в ряде избирательных систем используют загради­тельные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов ми­нимум голосов. Обычно он составляет три - пять процентов всех поданых голосов. В России с 2007 года - 7 процентов. Не преодолевшие заградительный барьер партии теряют право быть представленными в парламенте. Избиратель голосует за партийный список. Существу­ют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представле­ны в партийных списках; полужесткие - в этом случае обязательно мандат получает канди­дат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные - распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преферен­циями избирателей.

Существуют различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорцио­нальной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система исполь­зовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. В по­следние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандида­тов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5бaллoв, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различ­ные избирательные системы непосредственно определяют тип партийных систем и избира­тельных кампаний. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют из­бирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большин­ству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу поли­тических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Лидера и т.п. недопустима, она лишь оттолкнёт от политика большую часть людей. 2. PR и избирательные компании Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно...

И социал-демократическая рабочая партия, которые возникли на основе подпольных кружков в условиях отсутствия парламентаризма. Какие же функции выполняют партии в политической жизни современного общества? В работах известных специалистов по политическим партиям таких функций выделяется разное количество. Однако три из них в современной демократической политической системе осуществляет любая...

И территориальных общественных и некоммерческих организаций воздействие негативных аспектов этого феномена будет ослабевать, а позитивных – усиливаться. 2. Роль российских политических партий в современных условиях 2.1 Роль политических партий в российских региональных электоральных процессах В демократической политической системе партии выступают одним из главных акторов...

Обеспечения и траты денежных средств политическими партиями, но и стремится сделать этот процесс как можно более прозрачным.4.Особенности политических партий сегодняшней России. А. Становление многопартийности в России. Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном...

Выборы, а также качество обеспечения избирательного процесса в органы власти во всем мире считается тестом страны на уровень демократичности общества и власти. Процесс выборов не происходит однотипно. Наиболее популярные - это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

История процесса выборов

Потребность в избрании старших в племени или городе возникала уже в древности. Понятно, что мажоритарная и пропорциональная система на тот момент еще не были придуманы людьми. Процесс выбора раньше проходил на общих собраниях людей. На общее обсуждение выносилась какая-то кандидатура, за нее голосовали поднятием руки. Специальный счетовод подсчитывал голоса. Когда голоса за каждую кандидатуру отдельно были подсчитаны, сравнивались результаты кандидатов, и объявлялся победитель.

В некоторых племенах, например у индейцев, голосование проходило иначе. Членам племени раздавали мелкие камушки. Если человек голосует за определенную особу, то кладет камешек в определенное место. Потом также происходит "подсчет голосов".

Основные избирательные системы современности

В процессе развития правовой мысли и опыта проведения первых выборов возникли три основных избирательных типа: мажоритраная, пропорциональная, а также пропорционально-мажоритарная избирательная система. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно сказать, какая лучше, а какая хуже, наверное, не сможет никто.

Критерии характеристик избирательных систем

Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, - это не "святая догма", а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:

  • в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
  • по-разному формируются избирательные округа;
  • отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система выборов подразумевает возможность голосовать за кандидатов - физических лиц. Избирательная система такого типа может использоваться на парламентских, местных и президентских выборах. В зависимости от того, сколько голосов должен набрать победитель, существуют такие типы системы:

  • система квалифицированного большинства;
  • мажоритарная система относительного большинства;
  • система абсолютного большинства.

Особенности каждого из видов мажоритарной системы рассмотрим в статье.

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов. Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель.

Мажоритарная система выборов (подвид - относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Система абсолютного большинства

Такая система используется сегодня в большинстве стран при выборах Президента. Суть ее очень проста, ведь победитель для официальной победы в избирательной гонке должен набрать 50% плюс один голос. Абсолютная мажоритарная система предполагает возможность проведения второго тура голосования, потому что в первом туре кандидат, занявший первое место, редко набирает необходимое количество голосов. Исключение из правил составили последние выборы Президентов в России и на Украине. Напомним, Владимир Путин набрал в первом туре выборов более 80% голосов россиян. На выборах Президента Украины, которые проходили 25 мая 2014 года, Петр Порошенко набрал 54% голосов избирателей. Абсолютная мажоритарная система сегодня очень популярна в мире.

Когда в первом туре не удается выявить победителя, назначается повторное голосование. Проводится второй тур обычно через 2- 3 недели после первого. В голосовании принимают участие кандидаты, занявшие первое и второе место по результатам первого голосования. Второй тур обычно заканчивается тем, что один из кандидатов набирает больше 50% голосов.

Преимущества абсолютной мажоритарной системы:

  • результат голосования отображает волю большинства избирателей;
  • к власти приходят люди, которые пользуются большим авторитетом в обществе.

Единственным недостатком такой системы можно назвать то, что проведение второго тура в два раза увеличивает стоимость выборов и, соответственно, расходы государственного бюджета страны.

Система квалифицированного большинства: чем она отличается от абсолютной системы?

В некоторых странах применяется система квалифицированного большинства. В чем ее суть? Законом о выборах устанавливается определенный процент голосов, при получении которого кандидат считается избранным. Такая система в последние годы использовалась в Италии, Коста-Рике, Азербайджане. Особенностью системы считается, что в разных странах квалифицированный барьер отличается. Для того чтобы стать главой государства Коста-Рика, надо набрать 40% голосов в первом туре. В Италии кандидаты в сенаторы должны были до 1993 года набрать 65% голосов. Азербайджанскими законами барьер установлен в размере 2/3 от количества проголосовавших избирателей.

Это очень сложная для восприятия система. Юристы отмечают, что плюсом такой системы является абсолютное доверие избирателей к победителю. Недостатков очень много. Например, голосование может не ограничиться даже вторым туром, поэтому бюджет должен тратить много финансов. В условиях финансовых кризисов огромные расходы на выборы даже в условиях европейских демократий неприемлемы.

Система непереходящего голоса

Если очень детально разбираться в юридической науке, то мы с вами найдем два вида мажоритарной системы, которые используются крайне редко. Это система непереходящего голоса и система комулятивного вотума. Давайте с вами разберемся в особенностях этих систем.

При использовании системы непереходящего голоса создаются многомандатные округа, что типично для пропорциональной системы, о которой речь пойдет дальше. Кандидатов в депутаты выставляют партии в виде открытых партийных списков. Избиратели голосуют за конкретного кандидата из одного списка. За людей, которые включены в другие партийные списки, голосовать нельзя. Фактически мы видим элемент соединения относительной мажоритарной системы с системой голосования по партийным спискам.

Что такое комулятивный вотум?

Система комулятивного вотума - это возможность избирателя отдать несколько голосов. На выбор голосующего представляются такие варианты:

  • голоса отдаются за представителей одного партийного списка (можно голосовать за одного кандидата в депутаты);
  • несколько голосов избиратель распределяет без учета партийного принципа, то есть голосует исходя из личных качеств кандидатов.

Пропорциональная система голосования

Мажоритарная и пропорциональная системы существенно друг от друга отличаются. Если в мажоритарной системе голосование идет за людей, то есть физических лиц, то при пропорциональной системе люди голосуют за партийные списки.

Как формируются списки в партиях? Партия, желающая принимать участие в выборах депутатов, проводит всеобщий съезд или съезд организации низшего уровня (в зависимости от того, в совет какого уровня проходят выборы). На съезде формируется список депутатов с присвоением им порядковых номеров. Для утверждения партийная организация подает список в окружную или центральную избирательную комиссию. После согласования списка комиссия путем жеребьевки присваивает партии номер в избирательном бюллетене.

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки - это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий - 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место - 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам - это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов. Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной - люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу. Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов

Мы рассказывали про две абсолютно противоположных избирательные системы. Но оказывается, что их можно использовать параллельно. Пропорционально-мажоритарная система используется во многих государствах на постсоветском пространстве.

Как действует система? Проиллюстрируем на примере выборов в Верховный Совет Украины. Согласно Конституции Украины, в парламент избирается 450 народных депутатов. Половина проходит по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной.

В странах с неоднородным составом населения или большим разрывом между богатыми и бедными это наиболее оптимальная избирательная система. Во-первых, в парламенте представлены партии, есть идеологическая основа для дальнейшего развития государства. Во-вторых, мажоритарщики сохраняют связь с регионом, который выбрал их в Верховный Совет. В своей деятельности депутаты будут защищать интересы региона, который делегировал их в орган законодательной власти.

Смешанная система сегодня используется в таких странах, как Украина, Россия, Германия, Великобритания, некоторых странах Азии, Африки и Америки.

Заключение

Во время проведения выборов мировая практика знает использование трех основных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, а также смешанная система. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы, причем количество негатива и позитива примерно одинаковое. Идеального избирательного процесса не бывает.