Внешняя политика ссср 50. Кто из участников Карибского кризиса больше выиграл в результате противостояния? Главаi

  • Дата: 29.09.2019

Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).



Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.



Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

РЕФЕРАТ

Международная политика СССР 50-60 года

Введение

1. Начало Холодной войны

2. Гонка вооружений

3. Борьба за влияние в странах третьего мира

4. Корейская война

5. Берлинская стена

6. Карибский кризис

7. Советско-Югославский разрыв

8. Заключение

Введение

Успешное выполнение пла­на четвертой пятилетки еще более укрепило внутреннее положение СССР, выше подняло его авторитет на международной арене.

СССР добился новых значительных успехов в развитии экономики. Важное значение в укреплении обороноспособности нашей страны и стран социалистического лагеря имело овладение Советским Союзом атомным, а за тем и термоядерным оружием, созданным самоотверженным трудом советских ученых, инженеров и рабочих. Благодаря преимуществам социалистической мы хозяйства за невиданно короткий срок монополия США на обладание этим оружием была ликвидирована.

Страны социализма успешно развивали свою экономику. Мировая социалистическая система превращалась в решающий фактор общественного развития. В странах капитала резко обострилась классовая борьба. Все шире развертывалось национально-освободительное движение. Активнее стала борьба трудящихся всех стран за сохранение мира.

Империалистические страны продолжали агрессивную политику «с позиции силы». Эта политика выражалась в гонке вооружений, создании военных баз у границ СССР и других социалистических стран, попытке |убого вмешательства в их внутренние дела. Однако политика «с позиции силы» не оправдала надежды империалистов. Так, развязанная агрессивными кругами НА война в Корее не принесла им победы. Наступление интервентов было отражено, а в июле 1953 г. США подписали соглашение о перемирии.

Советский Союз продолжал политику, направленную на ослабление международной напряженности. В 1954г. благодаря активным действиям СССР в Женеве было подписано соглашение с Францией о прекращении воен­ных действий в Индокитае.

Важным фактором обеспечения мира в Европе яви­лось подписание по инициативе СССР в мае 1955 г. Го­сударственного договора с Австрией, который фиксиро­вал положение Австрии как нейтральной страны. Летом 1965 г. Советский Союз урегулировал отношения с Юго­славией. В сентябре 1955 г. были установлены дипло­матические отношения СССР с Федеративной Респуб­ликой Германии. Коммунистическая партия и Совет­ское правительство прилагали все усилия к созданию прочного мира и безопасности в Европе и во всем мире.

Однако правящие круги западных держав, продол­жавшие проводит!, политику «с позиции силы», шли на осложнение международной обстановки. В октябре 1954 г. они подписали соглашение о ремилитаризации Западной Германии и вовлечении ее в Северо-Атланти­ческий военный блок.

В связи с усилением военной опасности в центре Европы страны социалистического содружества и мае 1955 г. провели в Варшаве совещание по обеспечению мира и безопасности в Европе. Страны-участницы Вар­шавского совещания подписали Договор о дружбе, со­трудничестве и взаимной помощи государств социали­стического содружества. Варшавский Договор стал важ­ным стабилизирующим фактором в Европе. Основная цель его - принятие мер для сохранения мира и обес­печения безопасности миролюбивых народов Европы. Для консультаций между участниками Варшавского До­говора был создан Политический консультативный ко­митет, а также объединенное командование вооружен­ными силами государств-участников договора.

Советский Союз настойчиво добивался улучшения отношений с США, Англией и Францией. Разрядке на­пряженности несомненно способствовали советско-ан­глийские переговоры в Лондоне и переговоры между СССР и Францией в Москве в 1956 г. Результатом пе­реговоров явилосьподписание советско-английского и I советско-французскою коммюнике, в которых сторо­ны признавали необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным Строем.

Однако на деле правящие крути империалистических государств продолжали препятствовать ослаблению международной напряженности. Осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль предприняли вооруженное нападе­нии на Египет, стремясь восстановить в Египте коло­ниальный режим. Мир оказался на грани войны. В этот опасный момент Советское правительство выступило с заявлением, в котором потребовало от Англии, Фран­ции и Израиля немедленного прекращения вооружен­ной интервенции и вывода войск с территории Египта. Советский Союз заявил, что примет все меры к пресе­чению агрессии в Египте. Действия Советского правительства поддержали другие социалистические государ­ства, миролюбивые силы всех стран. Твердая позиция СССР заставила империалистов Англии, Франции и Из­раиля прекратить агрессию и убрать своп вооруженные силы с египетской земли.

В том же году (октябрь - ноябрь) реакционные им­периалистические круги западных держав организовали контрреволюционный мятеж в Венгрии, стремясь уста­новить и стране фашистскую диктатуру. Однако планы реакционеров провалились. Венгерские трудящиеся и пришедшие им на помощь по просьбе правительства Венгрии советские войска встали на защиту социали­стических завоеваний в стране. Контрреволюционные силы были разгромлены. Советский Союз, оказав по­мощь трудящимся Венгрии, выполнил свой интернацио­нальный долг в отношении братской страны.

СССР продолжал настойчивую борьбу за упрочение мира, сокращение вооружений, запрещение атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР при­нял Закон о защите мира. Закон объявлял пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества. Весной 1957 г. СССР выступил в ООН с важной ини­циативой по осуществлению хоти бы частичных мер по разоружению. Западные державы отвергли это предло­жение. В течение 1955-1958 гг. СССР в одностороннем порядке значительно сократил свои вооруженные силы, а в 1958 г. прекратил испытания ядерного оружия. Со­ветское правительство исходило из необходимости на­всегда покончить с угрозой новой мировой войны.
Меры Советского государства по обеспечению безопасности народов вызвали горячую поддержку и одобрение широких кругов мировой общественности.

1. Начало Холодной войны

Термин «холодная война» был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму». На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.

Германия начала территориальные захваты (Рейнская область, Австрия), а будущие союзники взирают на это почти равнодушно. Каждый из будущих союзников предполагал, что дальнейшие шаги Гитлера будут направлены в «нужную» им сторону. Западные страны, в известной степени, поощряли Гитлера, закрывая глаза на многие нарушения международных договоров по демилитаризации Германии. Наиболее ярким примером такой политики является Мюнхенский договор 1938, по которому Гитлеру была отдана Чехословакия. СССР склонен был рассматривать действия Гитлера как проявление «общего кризиса капитализма» и обострение противоречий между «империалистическими хищниками». Считая, что после Мюнхена, когда страны Запада фактически дали Гитлеру «карт бланш» в движении на Восток. Каждый сам за себя – решил Сталин и СССР заключил с Гитлером «Пакт о ненападении» и, как в последствии стало известно, секретный договор о разделе сфер влияния. Теперь известно, что Гитлер оказался непредсказуем и начал войну против всех сразу, что, в конце концов, его и погубило. Но Гитлер и в страшном сне не мог предположить образования коалиции, которая в итоге и вышла победительницей в войне. Гитлер рассчитывал на то, что те глубокие противоречия, которые существовали между будущими союзниками, непреодолимы, и ошибся. Сейчас у историков достаточно данных о личности Гитлера. И, хотя хорошего о нем говорят мало, дураком его не считает никто, а значит, противоречия на которые он рассчитывал, реально существовали. То есть у «холодной войны» были глубокие корни.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала «холодной войны» принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом.

Итак, «холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив «холодную войну».

2. Гонка вооружений

Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой «холодной войны». В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы «холодной войны» ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас – нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас – 64!» Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге – их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма».

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была..

3. Борьба за влияние в странах третьего мира

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной де-колонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. «Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет», «Америка», «Рембо, первая кровь, часть II», «Железный орел», «Вторжение в США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», « Случай в квадрате 36 – 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве отразилось в строке из популярной песни «и даже в области балета, мы впереди планеты всей...»

4. Корейская война

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу – Красная армия. Таким образом Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге – военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства – северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия.

В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы «военного освобождения» Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга – Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее.

И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Американцы заняли Сеул, перешли 38-ю параллель и продолжили наступление на КНДР. Северная Корея находилась на грани полной катастрофы, когда в дело неожиданно вмешался Китай. Китайское руководство предложило, не объявляя США войну, послать на помощь Северной Корее войска. В Китае их официально называли «народными добровольцами». В октябре около миллиона китайских солдат перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в сражение с американцами. Вскоре фронт выровнялся вдоль 38-й параллели.

Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание «великого вождя».

5. Берлинская стена

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое «окно» – Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть «из социализма в капитализм» и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в «железном занавесе» совершенно не соответствовало общему духу эпохи.

В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

6. Карибский кризис

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею – разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам «надо запустить ежа в штаны». После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет.

14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется – огнем. Правда до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады.

С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США «чистейшим бандитизмом» и «безумием выродившегося империализма».

Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, «Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить». Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентельменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом первые шаги к миру были сделаны.

Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.

Однако в воскресенье,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет.

Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Карибский кризис мирно завершился.

7.Советско-Югославский разрыв

В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания

монолитных «блоков», внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной

напряженности и расхождения интересов внутри «социалистического

лагеря». Советско-югославское согласие, очень тесное в момент

окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и

давать трещины. Сталина раздражала независимость Тито, чья

сильная индивидуальность контрастировала с серой безликостью

других коммунистических лидеров Восточной Европы. Не был лишен

Тито и определенных амбиций. Он не только оспаривал

принадлежность Триеста Италии, юга Каринтии Австрии и части

Македонии Греции, но и добился того, что Албания почти полностью

находилась под его влиянием. Тито расчитывал на создание

балканской федерации, которая объединила бы для начала Югославию

к федерации возникла бы реальная возможность того, что Тито

станет ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрения у

Сталина. В конце 1947 года Тито и Димитров объявили в Бледе о

своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации.

утверждалось, что вышеназванным странам не нужна никакая, в

Сталин созвал советско-болгарско-югославское совещание, на

котором, заняв позицию, противоположную высказанному две недели

назад «Правдой» мнению, настаивал на создании

болгарско-югославской федерации, несомненно расчитывая, что с

помощью более поддатливых болгар он получит возможность лучше

предложение о создании федерации с Болгарией. С марта по июнь

кризис, сопровождавшийся обменом секретными нотами, проолжал

обостряться: Тито вывел из правительства двух просоветских

министров и отказался предстать в качестве обвиняемого перед

Коминформом; Сталин в свою очередь отозвал из Югославии своих

специалистов и пригрозил прекратить экономическую помощь.

члены Коминформа, собравшись в Бухаресте, осуждали

Коммунистическую партию Югославии. Совместное заявление особо

подчеркивало нетерпимость «позорного, чисто деспотического и

террористического режима» Тито и призывало «здоровые силы» КПЮ

заставить своих руководителей «открыто и честно признать свои

ошибки и исправить их», в случае же отказа «сменить их и

выдвинуть новое интернационалистическое руководство КПЮ». Однако Югославские коммунисты сохранили единство и пошли за своим лидером. Последствия разрыва были тяжелы для Югославии, так как все ее экономические соглашения с восточноевропейскими странами были аннулированы и она оказалась в блокаде. Тем не менее на состоявшемся в июле 1948 года V съезде КПЮ советские обвинения были единодушно отвергнуты, а политика Тито получила полную поддержку. Видя, что его надежды на капитуляцию не оправдываются, в августе 1949 года Сталин решил денонсировать договор, заключенный в апреле 1945 года. Теперь югославское правительство во главе с «гитлеровско-троцкистским агентом» рассматривалось как «противник и враг». 25 октября 1949 года дипломатические отношения между СССР и Югославией были разорваны.

Обвинения в «титоизме» сыграли как и "холодная

война" важную роль в сплочении советского блока, росте

исключений и процессов против коммунистов, многие из которых были

участниками движения Сопротивления, обвиненных в национализме.

"Отношение к СССР пробный камень для каждого

коммуниста", заявил в декабре 1949 года Сланский, генеральный

секретарь Компартии Чехословакии. С1949 года по 1952 год в

странах народной демократии под контролем или при прямом участии

"советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток. Первая

была направлена протв «национальных» политических лидеров,

замененных «москвичами» людьми, своим прошлым более тесно

связанными с СССР. Вторая, в которой «космополитизм» был главным

критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам

преимущественно еврейской национальности; их основное

преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами

интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями

сталинских методов «чистки» конца 30-х годов, примененных теперь

в коммунистических партиях восточноевропейских стран.

Во время первой волны (лето 1948-1949) были "вычищены": в

Польше Гомулка, замененный на посту первого секретаря компартии

Берутом; в Венгрии Райк (казнен) и Кадар (заключен в тюрьму); в

Болгарии Костов (казнен); в Словакии Клементис (казнен).

Вторая волна "вычистила": в Чехословакии Сланского (казнен с

тринадцатью другими обвиняемыми, из которых одиннадцать были

евреями, после открытого процесса, напоминавшего московские); в

Румынии--видную деятельницу Анну Паукер, еврейку по

национальности, несмотря на то что в предыдущие годы она

пользовалась активной поддержкой Москвы и сыграла важную роль в

борьбе против Тито. Ежедневная критика "гитлеровско-фашистского

титоизма", охота за уклонистами всех мастей, ведшиеся с таким же

истерическим ожесточением, что и борьба с троцкизмом в 30-х

годах, должны были показать невозможность любого другого пути к

социализму, кроме избранного СССР.

Заключение

Международные отношения СССР в 1950-60 годах были очень трудными не только в политическом смысле, но и для обычных граждан СССР. «Холодная война» принесла много проблем миру.

Да были моменты, где казалось, что «Холодная война» в скором времени закончиться, но все равно, что-то этому мешало.

Небольшая пауза в противостоянии произошла в 70-е годы. Венцом ее стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы совещались два года, и в 1975 году в Хельсинки эти страны подписали Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его скрепил Леонид Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада, Советский Союз обязался уважать права человека.

Незадолго до этого, в июле 1975 года, состоялся знаменитый советско-американский совместный полет на космических кораблях «Союз» и «Аполлон». В СССР прекратили глушить западные радиопередачи. Казалось, эпоха «холодной войны» навсегда отошла в прошлое. Однако в декабре 1979 года советские войска вступили в Афганистан - начался еще один период «холодной войны». Отношения между Западом и Востоком достигли точки замерзания, когда по решению советского руководства был сбит южнокорейский самолет с мирными пассажирами на борту, который оказался в воздушном пространстве СССР. После этого события президент США Рональд Рейган назвал СССР “империей зла и центром зла”. Только к 1987 году отношения между Востоком и Западом вновь начали постепенно улучшаться.

В 1988-89 годах с началом перестройки в советской политике произошли резкие перемены. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе связывают с именем президента СССР Михаила Горбачева.

Последним днем “холодной войны” считают демонтаж Берлинской стены. Значит нужно подвести итоги. Не которые утверждают, что «Холодная война» не закончилась, а перешла в другую

фазу. Другие считают, что «Холодная война» была ни такой и страшной и продолжается по сей день. Мне кажется это не так «Холодная война» закончилась сейчас новый XXI век и есть не решенные глобальные проблемы и РФ вместе с США, ЕС, СНГ должны решить их.

Библиографический список

1. Энциклопедия для детей. Т.5, часть 3. Москва «Аванта+». 1995.

3. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.

4. Энциклопедия для детей: Т.1 (Всемирная история).-3-е изд. - М.: «Аванта+», 1994.

5. Д.М. Забродина. «Очерки Истории СССР». «Высшая школа». Москва. 1978.

Разделение мира на 2 лагеря после второй мировой

В середине 50-х годов на мировой арене четко обозначилось два противоположных общественных лагеря, представляющих капиталистическую и социалистическую системы социально-экономического развития. Если до второй мировой войны на долю социализма приходилось 17% территории земного шара, 9% населения и 7% мировой продукции, то в 1958 г. страны социализма занимали 26% территории, где проживало 35% населения мира и производилось 1/3 продукции всего мирового хозяйства. Лидерами различных общественно-политических систем были США и СССР, обладающие не только огромными экономическими базами, но и ядерным оружием. Идеологическое противостояние все более обострялось, порождая упрощенное видение международных отношений, которое определялось делением народов на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противоборстве.

Внешнеполитические цели капитализма и социализма были также противоположны и взрывоопасны, так как США стремились остановить распространение коммунистических идей, СССР вел наступление социализма по всему международному фронту. XX съезд КПСС в 1956 г. наметил широкую программу внешнеполитической деятельности, подчеркнув, что она носит мирный характер, хотя Советский Союз готов отстаивать марксистко-ленинские идеи и с помощью силы. «Коренная проблема предстоящего семилетия (1959-1965 гг.), - отмечал Хрущев на XXI съезде КПСС, - это проблема максимального выигрыша времени в мировом экономическом соревновании социализма с капитализмом». Однако столь уверенное заявление советского лидера превращалось в очередной миф, так как большая часть государственного бюджета расходовалась на вооружение и материальную помощь идеологическим союзникам.

Не проводя глубокого анализа «холодной войны», необходимо подчеркнуть, что логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы партнеров на международной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха буржуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства социализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР. Все это не просто культивировало образ врага, но и укрепляло командно-административную систему всего социалистического блока во главе с КПСС. К тому же «отпадение от капитализма всех новых стран; ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющейся в растущей неспособности капитализма полностью использовать производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства; небывалое усиление политической реакции по врем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в раде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуазной политики и идеологии - во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма», - было сказано в Программе КПСС. Таким образом, в основе проводимой СССР внешней политики в середине 50-х-середине 60-х годов лежало утверждение руководителей Советского Союза о неизбежной гибели капитализма и наступательности социализма.

Укрепление социалистического содружества

Основой международных отношений Советского Союза являлось укрепление социалистического содружества. Экономический союз европейских социалистических стран (СЭВ), образованный в 1949 г., был подкреплен политическим и оборонительным блоком - Организацией Варшавского Договора в мае 1955 г. СЭВ и ОВД были открыты для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. В случае создания системы коллективной безопасности в Европе, ОВД утрачивал силу 1 . С середины 50-х годов стали постоянны встречи партийно-правительственных делегаций соцстран, консультативные совещания министров иностранных дел, обороны, секретарей ЦК компартий. Сплочению социалистических стран способствовала декларация Советского правительства от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества СССР с другими социалистическими странами. Западные державы во главе с США создали в 1949 г. НАТО, в 1954 г. - СЕАТО, в 1955 г. - СЕНТО и Багдадский пакт. Вместе с тем, заключая различные соглашения с коммунистическими режимами соцстран, советское руководство решительно пресекало демократические требования их народов. В октябре-ноябре 1956 г. советские войска подавили народно-демократическую революцию в Венгрии.

Пытаясь удержать соцстраны на путях централизованного, планового развития, Советский Союз только в 50-х годах пре-доставил им 21 млрд руб. кредита. С помощью СССР воздвигалось около 400 промышленных предприятий, формировались целые отрасли промышленности: в Польше - автомобилестроение, в Румынии - станкостроение, в Болгарии и ГДР - химическая промышленность. Около 70% всего внешнеторгового оборота СССР приходилось на соцстраны. В июне 1962 г. совещание СЭВ одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда» и наметило программу долгосрочного расширения и укрепления экономического и научно-технического сотрудничества. К ранее объединенным энергосистемам Румынии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии в 1962 г. была подключена Западноукраинская энергосистема, и начались поставки электроэнергии из СССР в Венгрию. В 1964 г. вступил в строй международный нефтепровод «Дружба», по которому из СССР нефть поступала в Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР.

Наряду с тесными экономическими отношениями СССР с соцстранами в середине 50-х годов обострились взаимоотношения с Югославией, Китаем и Албанией. Основной причиной расхождений являлось различие взглядов на формы и методы социалистического строительства.

Рассматриваемый период в развитии мировой социалистической системы характеризуется ее распространением на одну из стран Западного полушария - Кубу, где 1 января 1959 г. победила народная революция. 10 января 1959 г. Советское правительство установило с правительством Фиделя Кастро Рус дипломатические отношения. Оценивая советскую помощь и поддержку Кубе, Фидель Кастро в 1971 г. заявил: «В решающие моменты нашей революции, в моменты, когда речь шла о жизни и смерти нашей страны, когда нас лишили всей сахарной квоты, когда нас лишили всей нефти и обрекли наш народ на голодное вымирание или на уничтожение, когда против нас готовили вторжение, мы получили советский рынок, горючее из Советского Союза... И неизменно, постоянно на протяжении всех этих лет он оказывал нам величайшую помощь, проникнутую, бесспорно, духом интернационализма».

Отношения СССР с капиталистическими странами

Большое значение для разрядки международной напряженности имело развитие и укрепление экономических и культурных контактов СССР с капиталистическими странами. В 1958 г. товарооборот СССР вырос почти в три раза по сравнению с 1950 г. В конце 50-х годов СССР вел торговлю с 70 странами мира, а в середине 60-х годов - со 100, причем с 73 странами она велась на основе межправительственных торговых соглашений. До второй мировой войны Советский Союз занимал по размерам внешнеторгового оборота 16-е место в мире, а в 1965 г. - 5-е.

Большое значение для нормализации отношений в мире имела проблема ликвидации остатков второй мировой войны. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину находящихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К.Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, однако мирного договора подписать не удалось, вследствие чего в дальнейшем отношения между странами обострились. 13 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе.

Важным событием стало подписание 19 октября 1956 г. советско-японской декларации о восстановлении дипломатических отношений между странами, но мирный договор не был подписан из-за претензий Японии на «северные территории» - острова Итуруп, Кунашир, Хабоман и Шикотан.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Хрущева в США. С президентом США Д.Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960 г. в Париже. Однако встреча была сорвана пиратским полетом над территорией Советского Союза американского самолета-шпиона У-2.

Обостряли взаимоотношения СССР с капиталистическими странами различные акты территориальных и идеологических претензий. Так, в ответ на сближение с СССР национально-демократического правительства Г.А.Насера осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль попытались силой вернуть Суэцкий канал и военные базы в Египте. Однако Советское правительство ультимативно потребовало прекратить тройственную агрессию против Египта.

Осенью 1957 г. на границе миролюбивой Сирии были сконцентрированы крупные вооруженные силы Турции, угрожая ее самостоятельности. Советское правительство предупредило, что не оставит в беде народ Сирии, если он подвергнется нападению.

Во второй половине 1958 г. в районе Тайваньского пролива создалась опасная обстановка. Возникла реальная угроза войны. Советское правительство категорически заявило, что нападение на Китайскую Народную Республику оно будет расценивать. как нападение на СССР и придет на помощь КНР всеми своими вооруженными силами.

Таким образом, конфронтация между социалистическими и капиталистическими странами неоднократно ставила мир на грань войны, вела к усилению международной напряженности гонке вооружений, ослабляла складывающиеся нормальные, равноправные, взаимовыгодные отношения.

Поддержка национально-освободительного движения в других странах

Одной из мощнейших сил в борьбе с империализмом советское руководство считало национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, которое в середине 50-х-начале 60-х годов достигло больших масштабов. Советский Союз всеми силами оказывал моральную поддержку и практическую помощь народам, борющимся за свое национальное становление. В 1955 г. Индию, Бирму и Афганистан посетила советская правительственная делегация на высшем уровне во главе с Хрущевым и Булганиным. В итоге переговоров была значительно расширена советская помощь: Индии - в строительстве ряда заводов тяжелой промышленности; Афганистану - в развитии сельского хозяйства, строительстве ирригационных сооружений, гидроэлектростанций и др. В 1955- 1956 гг. СССР заключил соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, займах и кредитах с Камбоджей, Цейлоном, Индонезией, Сирией, Ливаном, Ганой, Гвинеей, Эфиопией, Аргентиной, Уругваем, Йеменом и другими странами.

Дружба и сотрудничество с Советским Союзом молодых независимых государств, создавали условия для развития и укрепления их экономики, поднимали их международное значение и влияние, способствовали самостоятельному развитию народов.

Большое значение для окончательной ликвидации колониального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмотрение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав - США, Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики - 14 декабря приняли Декларацию.

5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правительственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Америки ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы народов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и независимость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других городов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами иностранные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС.

Большое внимание проблемам национально-освободительного движения, борьбе против колониальной системы империализма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.

Наряду с мирными формами поддержки национально-освободительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь вооружением, обучением кадров для национальных армий. Непреклонная позиция СССР помогла отстоять независимость арабских стран: в 1956 г. - Египта, в 1957 г. - Сирии, в 1958 г. - Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. - Йемена, Алжира; способствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалистической борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз выступил против вмешательства бывших колонизаторов во внутренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика и др. Таким образом, советское руководство в сшей политике поддержки национально-освободительного движения отдавало предпочтение странам, ориентированным на дальнейшее социалистическое развитие.

Борьба за ослабление международной напряженности

Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения конфликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он исходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране - это внутреннее дело народа каждой страны.

Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного поразить любую точку на земле. Большинство промышленности СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппортунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу управления обществом. 18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предложенные СССР еще в 1928 г.

Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минимального уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического противоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооружения и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с территорий европейских государств и ликвидации военных баз на чужих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заключения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.

Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правительство предложило правительствам США и Великобритании подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.

Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в космическом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».

В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с посланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.

29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении, среди которых: сокращение общей численности вооруженных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10-15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испытаний ядерного оружия под землей и др.

Таким образом, в середине 50-х-середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборствующих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворенности сторон.

Дипломатия СССР при Хрущеве

Активизация внешней политики середины 50-х-середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съезду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положений по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического наступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идеологическое противоборство, но и усиливало военное противостояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных общественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому президенту: «У нас с вами соревнование - кто кого быстрее закопает».

Н.С.Хрущев - первый советский руководитель высшего ранга, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и переговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без военных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кризисов.

Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - разрыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Непримиримость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промышленных товаров и продовольствия. Не способствовали поднятию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые американцами в буквальном смысле, хотя выражали они программное положение о неизбежности экономической победы коммунизма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, - грозно предупреждал Хрущев своих потенциальных противников, - ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.

Неуемная задиристость советского лидера исходила из идеологической запрограммированности образа врага. Казалось, история работает на нас: рушилась колониальная система империализма; в СССР был «полностью и окончательно построен социализм», по сводкам ЦСУ СССР, ежегодный прирост советской продукции составлял 10-15%, «Советы вырвались в космос»; осудив культ личности Сталина, «советский народ обрел свободу» и был полон энергии и активности, хотя и не верил своему лидеру - Хрущеву, что в 80-е годы СССР обгонит США и советские люди будут жить уже при коммунизме. Многие иллюзии и воинственность руководителя передавались широким слоям общества. Конфронтационность, упрощенное видение мира сводили на нет результаты всеобщего мира, вели к обострению международной обстановки, росту военных расходов, снижению жизненного уровня народа.

Пытаясь показать «преимущества, приоритеты первой страны социализма», расширение и укрепление социалистической системы, единство политических взглядов, Хрущев по-барски раздавал советские награды, присваивал звание Героя Советского Союза. Были отмечены золотыми звездами лица, ничего общего не имеющие с героизмом советских людей - Фидель Кастро, Янош Кадар, Гамаль Абдель Насер, Мухаммед Амар, Бел Белла и даже убийца Троцкого - Рамон Меркадер. Не обошел «хозяин» и себя, закончив карьеру с четырьмя звездами Героя Социалистического Труда.

Источники и литература

Борисов О.В., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения, 1945-1970. М., 1972.

Кирпиченко В.А. Из архива разведчика. М., 1993.

Советский Союз в борьбе за ликвидацию колониальной системы. (1960-1982 гг.); Документы и материалы. М, 1984.

Советский Союз и Организация Объединенных Наций. Т. 1-2. М., 1965.

Хрущев СЛ, Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М, 1994.

Шектор Дж., Дерябин П. Шпион, который спас мир: Как советский полковник изменил курс «холодной войны». В 2 кн. М., 1993.

Досталось тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии .

Необходимость перемен во внешней политике была декларирована принятой концепцией о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма.

КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата в отношениях со странами «народной демократии». В то же время увеличились объем материальной помощи и координация планов экономического развития участников СЭВ.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.

Несмотря на усилия по консолидации социалистического лагеря, в нем имелись серьезные противоречия. Подтверждением этому стали события в Германии в 1953 г. и в Венгрии в 1956 г., когда произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.

В 1953 г. СССР начал сближение с Китаем. С этой целью было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято обязательство о выводе советских войск из Порт-Артура. СССР отказался от экономических интересов в Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность Китаю.

Однако в конце 50-х гг. взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории.

В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики.

Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречий был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.

Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.

Наиболее острым стал Карибский кризис (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США войны удалось избежать.

Новый виток напряженности между великими державами начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам ВНР.

Необходимость производства вооружения лежала тяжелым бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий на ядерные испытания.

В 1955 г. СССР предложил созвать Всемирную конференцию по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С. Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате этого в начале 60-х гг. были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия и запрещении его испытаний.

СССР проявлял активность в распространении «социалистической ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

III. Социально-экономическое развитие советского общества во второй половинœе 60-х - первой половинœе 80-х гᴦ.

5 марта 1953 ᴦ. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределœены портфели в управлении государством и партией. Председателœем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителœем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 ᴦ., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС.

Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов . Многие, кто при Сталинœе являлись узниками лагерей, были освобождены. В печати всœе чаще стали появляться публикации о вреде культа личности, было пересмотрено ʼʼленинградское делоʼʼ, расстрел ленинградских партийных и хозяйственных руководителœей в 1949 ᴦ., приговор по которому был окончательно отменен в апрелœе 1954 ᴦ. Было разрешено свободно посœещать территорию Кремля. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наметился курс на отказ от наиболее одиозных проявлений тоталитаризма и демократизацию советского общества. Важной вехой советской истории, стал XX съезд КПСС . Съезд проходил в феврале 1956 ᴦ. На нем с докладом ʼʼО культе личности и его последствияхʼʼ выступил Н.С.Хрущев. При этом в его докладе критика касалась лишь личных недостатков Сталина. Причины неудач и недостатков объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной отдельно взятой стране. При этом анализ истоков сталинских преступлений не был затронут. Партийное руководство, таким образом, не отказываясь от коммунистической идеологии, всю ответственность за репрессии в стране возложила на Сталина, Берию и Ежова. И вместе с тем следует признать, что решения съезда благотворно повлияли на процесс демократизации в стране. Недаром эпоху правления Хрущева сравнивали с ʼʼоттепельюʼʼ.

После XX съезда партии началась реабилитация невинно репрессированных; с 1957ᴦ. стали возвращаться в родные места депортированные народы: чеченцы, калмыки, балкарцы и т.д.

Хрущев начал проводить реформы.

В области управления:

В каждом экономическом районе были распущены отраслевые министерства и создавались Советы народного хозяйства (Совнархоз); В дальнейшем шло укрупнение совнархозов (были образованы республиканские СНХ, СНХ СССР).

Шла децентрализация управления;

Происходит сокращение аппарат управления и др.

Была проведена реформа партийных организаций, которые теперь разделялись на промышленные и сельскохозяйственные.

Были проведены реформы и в области с/х:

Укрупнение колхозов (хотел создать агрогорода, ᴛ.ᴇ. крестьяне должны были жить в квартирах и трудиться в колхозах);

Аннулировал долги колхозов;

Были повышены заготовительные цены;

В деревню вкладывались большие инвестиции;

Был отменен налог на личное приусадебное хозяйство;

Крестьяне получили паспорта

В 1954ᴦ. начинается освоение целины (Казахстан, Юж. Урал, Восточная Сибирь). В первые годы целина оправдала себя, и были собраны большие урожаи, потом всœе успехи сошли на нет.

Реорганизация МТС (машинно-тракторные станции) - они должны были быть выкуплены колхозами (многие колхозы разорились на этом выкупе);

Производство кукурузы (но для этого были неблагоприятные климатические условия).

В 1957ᴦ. Хрущев бросил лозунг ʼʼДогнать и перегнать Америкуʼʼ в экономическом развитии, но для этого не было условий, в связи с этим появились ʼʼприпискиʼʼ.

В области науки и культуры было ослаблено идеологическое давление. Настоящий прорыв в эти годы был достигнут в первую очередь в космонавтике. Достижения советских ученых в этой области на целое десятилетие обеспечили СССР лидерство в мире. 4 октября 1957ᴦ. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли .

В 1957 ᴦ. в Советском Союзе был спущен на воду первый в мире ледокол с атомной силовой установкой. В ᴦ. Дубне в Подмосковье открыт Институт ядерных исследований.

Хрущев пытался решить жилищную проблему - строительство т.н. ʼʼхрущебʼʼ. Кроме прочего, были удвоены пенсии и уменьшен срок ухода на пенсию для горожан; увеличен срок отпуска матери по уходу за ребенком; государство отказалось от займов и призаняло свои долги перед населœением (обещало их выплатить через 20 лет); ввел обязательное среднее образование; снял всœе платы за обучение; был уничтожен ГУЛАГ и пр.

В 1959ᴦ. на XXI съезде партии Хрущев заявил о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале строительства коммунизма (обещал коммунизм к 2000г).

В целом, эпоху хрущевских реформ принято делить на два этапа. На первом (1953-1958) преобладали позитивные экономические результаты. На втором (1958-1964) отрицательные. Этот период характеризуется новым кризисом в сельском хозяйстве, спадом производства во всœех отраслях экономики.

В 1962-1963 гᴦ. в стране наступил экономический кризис. Темпы сельскохозяйственного производства упали фактически до уровня начала 1950-х гᴦ. Начался спад промышленного производства, что явилось следствием исчерпанности возможностей экстенсивных методов развития. Рассчитывая повысить заинтересованность колхозников в увеличении производства мясомолочной продукции, правительство повысило розничные цены на мясо и масло. Одновременно данный шаг сопровождался замораживанием заработной платы. В совокупности обе эти меры привели к недовольству широких масс населœения. В ряде городов прошли антиправительственные выступления. В Новочеркасске против манифестантов местные власти применили внутренние войска, что привело к десяткам жертв среди мирного населœения. Страна оказалась на пороге острого политического кризиса. Прежде всœего, политикой Хрущева была недовольна партийная номенклатура. К тому же, престиж Первого секретаря подорвали Карибский кризис и разрыв отношений с Китаем. В конечном итоге, в 1964ᴦ. против Хрущева возник заговор, во главе с Л.И. Брежневым. Хрущева обвинили в ʼʼволюнтаризмеʼʼ при управлении страной, после чего он был вынужден подписать заявление об отставке. Новым Первым секретарем ЦК КПСС стал Брежнев.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. Основные направления во внешней политике:

1 - состояние холодной войны с Западом

2 - стремительное расширение соцлагеря.

Во время правления Хрущева был взят курс на политику ʼʼразрядкиʼʼ, основные ее положения были сформулированы на XX съезде партии:

Мирное сосуществование с капстранами;

Победа социализма возможна и парламентским путем;

Методы построения социализма бывают разными, исходя из конкретных условий какой-либо страны.

Подобная политика привела к некоторой стабилизации международных отношений - СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, заключил торговый договор с Японией и т.д.

Август 1961 г - Берлинский кризис, в ходе которого власти Восточного Берлина обнесли Западный Берлин стеной.

По-прежнему идет противостояние СССР и США, но и здесь был взят курс на мирное сосуществование и экономическое соревнование (Хрущев посœетил США, Эйзенхауэр был приглашен в Москву с ответным визитом). Но Карибский кризис (1962г) помешал стабилизации отношений. Во время карибских событий мир стоял на грани III Мировой войны (советское ядерное оружие было на Кубе, американское - в Западной Европе). В ходе переговоров между Кеннеди и Хрущевым было принято решение демонтировать советские ракеты на Кубе, а США гарантировали безопасность Кубы.

В это же время начинаются и конфликты с соцстранами:

Происходит разрыв Советско-Китайских отношений;

Польша потребовала полной самостоятельности, в результате в Варшаву вошли танки и Польшу удалось сохранить в системе Варшавского Договора;

Было подавлено восстание в Венгрии (1956ᴦ. - также хотели выйти из ʼʼВаршавского Договораʼʼ.

Успешной политика СССР была по отношению к бывшим колониальным странам: были установлены дружественные отношения с Индией, Египтом (после участия в Суэцком кризисе 1956ᴦ. на стороне Египта).

В серединœе 60-х гᴦ. происходит определœенная стабилизация международных отношений. В августе 19бЗг в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосœе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического вооружения.

Основные задачи внешней политики во времена Брежнева:

Недопущение распада мировой социалистической системы;

Нормализация отношений с Западом;

Поддержка дружественных режимов и движений в странах ʼʼтретьего мираʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к концу 60-х-началу 70-х гᴦ. после целой череды кризисов началась стабилизация отношений между Востоком и Западом.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг." 2017, 2018.