Местные налоги виды и особенности установления. Установление и введение местных налогов

  • Дата: 25.11.2019

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации. Следовательно, наличие документов о государственной регистрации прав является основанием для взимания земельного налога.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.



Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами - I, II и III кварталы календарного года.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.



Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства).

К объектам налогообложения относятся находящиеся в собственности физических лиц жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности в вышеперечисленных видах имущества.

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость строений по состоянию на 1 января каждого года.

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта налогообложения с учетом износа и динамики цен на строительную продукцию. Определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки.

На федеральном уровне установлены максимальные ставки налогообложения.

В каждом муниципальном образовании действуют свои ставки налогообложения. Муниципалитетам предоставлено право дифференцировать ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Льготы, установленные в Законе, действуют на всей территории России. Льготы по налогу могут быть установлены персонально по плательщикам, либо исходя из вида имущества.

Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговый период является календарный год.

Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, по состоянию на 1 января текущего года.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.

Налоговые уведомления вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за которым исчислен налог.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Налогоплательщики земельного налога.

2. Объект налогообложения земельным налогом.

3. Порядок определения налоговой базы.

4. Налоговый и отчетный порядок.

5. Налоговые ставки земельного налога.

6. Порядок исчисления, уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу.

6. Кто устанавливает величины налоговых ставок по земельному налогу.

7. Налогоплательщики налога на имущество.

8. Объект обложения налогом на имущество физических лиц.

9. Налоговая база налога на имущество физических лиц.

10. Налоговые ставки налога на имущество физических лиц.

11. Льготы по налогу на имущество физических лиц.

12. Порядок расчета налога на имущество физических лиц.

Важнейшим источником доходов местного бюджета должны стать местные налоги, право установления которых органами местного самоуправления закреплено в Конституции РФ. Рассматривая налоги как инструмент экономической политики, необходимо отметить, что их воздействие на экономический рост может стать обратно пропорциональным их роли как источника дохода, в случае если в муниципальном образовании будет проводиться политика экстенсивного увеличения налогового бремени. В этой сфере действенным инструментом, непосредственно влияющим на стимулирование экономического развития территории, является определение ставок налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования. С одной стороны, чем ниже эти ставки, тем более эффективно развивается экономика муниципального образования, но, с другой стороны, острые социальные проблемы, требующие финансирования, часто вынуждают органы местного самоуправления увеличивать размеры ставок, даже устанавливать их максимальные размеры, допускаемые федеральным законодательством. Ставки местных налогов устанавливаются решением представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги и сборы устанавливаются ПК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ. При установлении местного налога представительными органами муниципальных образований в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения могут устанавливаться исключительно НК РФ. Таким образом, органы местного самоуправления жестко ограничены в праве установления и изменения ставок местных налогов.

Положительная сторона такого подхода связана с охраной прав гражданина, четким определением рамок конституционно установленной обязанности платить налоги. Данные ограничения призваны обеспечить единство налоговой системы на всей территории РФ. Отрицательная же сторона такого решения состоит в том, что местные бюджеты лишены дополнительных доходных источников, налоговая база является весьма ограниченной, а доходы местных бюджетов от местных налогов весьма невелики.

Одним из действенных инструментов стимулирования развития экономики являются налоговые льготы. Налоговая политика в этой ее части должна быть увязана с прогнозами и программами социально-экономического развития муниципального образования. Нормы НК РФ закрепляют, что при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. При этом нормы БК РФ содержат специальные положения, регулирующие порядок зачисления налоговых и иных доходов в бюджеты муниципальных образований. Согласно ст. 61 и 611 НК РФ в бюджеты муниципальных образований (поселений и муниципальных районов) подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов:

  • – земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, – по нормативу 100%;
  • – налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, – по нормативу 100%.

До разграничения государственной собственности на землю поселения зачисляют в свои бюджеты все доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений и предназначенных для целей жилищного строительства, а муниципальные районы – все доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства.

Особо следует отметить, что нормы ст. 63 БК РФ позволяют муниципальным районам распределять доходы своих бюджетов между поселениями. При этом должны быть соблюдены следующие условия: отчисления должны быть едиными для всех поселений, расположенных на территории муниципального района, нормативный акт, которым они вводятся, должен иметь бессрочный характер действия (хотя право изменить или отменить его у органов местного самоуправления муниципального района не изымается). Наконец, городские округа получают и налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты поселений, и доходы, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов.

Каких-либо видов местных сборов действующее федеральное законодательство не устанавливает, поэтому в настоящее время местные сборы не являются составной частью доходов местных бюджетов.

Часть б ст. 12 НК РФ закрепляет, что не могут устанавливаться какие-либо местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Эта норма существенно ограничивает закрепленное ст. 132 Конституции РФ право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги. Вместе с тем данное ограничение в целом следует поддержать, поскольку из ст. 57 Конституции РФ вытекает принцип равноправия налогоплательщиков, а по мнению отдельных исследователей, и принцип установления любых видов налогов или сборов только законом.

В отношении доходов местных бюджетов от местных налогов и сборов федеральный законодатель устанавливает правило, в соответствии с которым не только перечень местных налогов и сборов, но и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Нормы ст. 57 Федерального закона № 131-ФЗ конкретизируют это правило. Так, органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством РФ о налогах и сборах и для органов местного самоуправления поселений, и для органов местного самоуправления муниципальных районов. Между тем данные нормы являются весьма спорными с точки зрения гарантированного Конституцией РФ принципа самостоятельности местного самоуправления. Поскольку нормы ст. 132 Конституции РФ закрепляют право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги, то даже ограниченное согласно НК РФ лишь возможностью "выбора ставки" органом местного самоуправления указанное положение Конституции предполагает определенную степень свободы действий органов местного самоуправления в данном вопросе. В том случае, если муниципальные органы лишатся и этого права, ст. 132 Конституции РФ в соответствующей части придется признать недействующей.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений (хотя из этого правила могут быть и исключения, которые отдельно оговариваются в федеральных законах). В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Устанавливая земельный налог, как это следует из ст. 387 НК РФ, представительные органы муниципальных образований (или законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) определяют, во-первых, налоговые ставки, во-вторых, порядок уплаты и, в-третьих, сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливаться и льготы по земельному налогу (органы местного самоуправления могут закрепить основания представления льгот, порядок применения льготы, размеры сумм, не облагаемых налогом, и т.п.).

Плательщиками земельного налога являются как юридические, так и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (т.е. арендаторы не являются плательщиками этого налога).

Ставки земельного налога (ст. 394 НК РФ) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (для внутригородских территорий городов федерального значения – законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 1) 0,3% в отношении земельных участков:
    • – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • – приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление решением представительного органа мунициального образования дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговый кодекс РФ (ст. 389) определяет ряд исключений, т.е. закрепляет определенные категории земель, которые не могут облагаться налогом. К ним, в частности, относятся:

  • 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • 3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • 5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельных участков (и это одна из главных проблем введения данного налога: до сих пор в кадастровой оценке нуждается множество земельных участков, из которых состоят муниципальные образования). Кадастровая стоимость земельного участка при этом должна определяться в соответствии с земельным законодательством РФ. Формально это право предоставлено субъектам РФ, т.е. именно они (раз в пять лет) определяют конкретные суммы, закрепляющие стоимость земельных участков; однако фактически на федеральном уровне закреплена точная процедура, предопределяющая возможные пределы этой суммы. Федеральное регулирование, на основе которого устанавливается кадастровая стоимость земли, включает в себя: ст. 66 ЗК РФ "Оценка земли", постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и приказ Рос- недвижимости от 29.06.2007 №П/0152, которым утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

В зависимости от стоимости земель ежегодно определяется (по каждому участку) налоговая база (сумма, с которой уплачивается земельный налог). При этом юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели должны рассчитать ее самостоятельно (с помощью запроса сведений из государственного земельного кадастра). Для остальных физических лиц (т.е. обычных граждан) налоговая база определяется налоговыми органами.

Налоговый кодекс РФ установил ряд особенностей определения базы по земельному налогу. Например, из налоговой базы вычитается 10 000 руб. на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности (постоянном пользовании или пожизненном владении):

  • 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • 2) инвалидов, имеющих I степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • 3) инвалидов с детства;
  • 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • 5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году иа производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
  • 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Насколько существенной является эта, но сути, "льгота" для названных категорий жителей муниципальных образований сложно судить. К примеру, средняя кадастровая стоимость одной "сотки" земли в Московской области в настоящее время составляет около 30 000 руб., т.е. для среднестатистических "шести соток" размер льготы – примерно 5,5%. Поскольку это норма федерального закона, то органы местного самоуправления согласно ст. 133 Конституции РФ имеют право на компенсацию соответствующих потерь из федерального бюджета. Такое же право возникает у органов местного самоуправления и в том случае, когда НК РФ предоставляет льготы, освобождает определенные категории землевладельцев от уплаты налога (например, согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; или физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов).

Земельный налог платится ежегодно. Его ставка определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города Москвы или Санкт-Петербурга), но при этом согласно ст. 394 НК РФ она не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков, являющихся землями сельскохозяйственного назначения или землями сельскохозяйственного использования в поселениях (используемых для сельскохозяйственного производства). Такая же ставка применяется к землям, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Для всех остальных земельных участков (не попавших в вышеприведенный перечень) ставка налога может составлять до 1,5% кадастровой стоимости участка. При этом органы местного самоуправления не обязаны вводить единую ставку: НК РФ определил лишь верхнюю границу, а внутри ее представительные органы местного самоуправления вправе вводить как общие ставки для всех земель, так и дифференцированные (различающиеся), в зависимости, например, от того или иного типа земельного участка. Сроки уплаты налога и процедура внесения платежей регулируются представительными органами муниципальных образований самостоятельно.

Иные особенности исчисления и уплаты земельного налога разъясняются в письме Минфина России от 09.04.2007 № 03-05-05-02/21 о применении отдельных положений гл. 31 "Земельный налог" части второй НК РФ, письме Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75 об уплате земельного налога налогоплательщиками при отсутствии кадастровой стоимости земельных участков.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок взимания налога на имущество физических лиц, является Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах па имущество физических лиц". Налог обязаны платить любые физические лица – собственники имущества. Но не все виды имущества признаются объектом налогообложения (т.е. стоимость не всех видов имущества включается в налоговую базу). Налог взимается только с жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений. Ставки налога па имущество физических лиц (ст. 3 указанного Закона) определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Закон определил границы ставок: от 0 до 2% от стоимости имущества.

При этом если стоимость имущества не превышает 300 тыс. руб., то ставка налога не может превышать 0,1% этой стоимости, если имущество оценено в сумму от 300 тыс. до 500 тыс. руб., эта ставка может составлять от 0,1% до 0,3%, а если имущество стоит более 500 тыс. руб., то минимальная ставка налога – 0,3%, максимальная – 2% его стоимости. Как видно, во втором и третьем случаях применение нулевой ставки по налогу на имущество, т.е. освобождение от его уплаты представительным органом муниципального образования, невозможно. Представительные органы вправе применять дифференциацию ставок, например, в зависимости от типа использования помещений или по иным критериям.

Закон установил ряд льгот по уплате этого налога: ст. 4 Закона "О налогах на имущество физических лиц" указывает, что от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более и ряд других категорий граждан.

Кроме того, стоимость отдельных видов имущества – строений, помещений и сооружений – нс включается в налоговую базу, если оно принадлежит пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Не уплачивается этот налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, – на период такого их использования. Налог не взимается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 м2. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. Лица, своевременно нс привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Так в настоящее время регулируются местные налоги. Очевидно, что они не могут стать существенным источником доходов местных бюджетов, пока не проведена полная кадастровая оценка земель, из которых состоит каждое муниципальное образование, и пока налог взимается с условной (инвентаризационной), а не рыночной стоимости имущества. Хотя введение последнего механизма (рыночной оценки имущества и взимания с нее налога), безусловно, может оказаться весьма болезненным уже хотя бы потому, что рыночная стоимость любой квартиры отличается от ее инвентаризационной стоимости в тысячи, а порой и в десятки тысяч раз. Многие ли граждане выдержат тысячекратное повышение ставки налога? Ответ очевиден, как очевидны и причины, по которым федеральный законодатель не торопится с введением в действие нового регулирования местного налога на имущество.

Иные особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц разъясняются в письмах Минфина России от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19 "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц", от 17.04.2008 № 03-05-04-01/15 "О применении налогового законодательства" и письме ФНС России от 24.07.2007 № 04-3- 02/001613@ о налоге на имущество физических лиц.

И местные налоги. От того, к какому уровню относится налог, зависит, каким законодательством он регулируется и в какой бюджет по нему зачисляются платежи. Какие налоги относятся к местным, кем они вводятся и регулируются, а также каковы сроки и порядок их уплаты – рассмотрим в этом материале.

Общая характеристика местных налогов

Если часть налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет (НДС , НДФЛ , налог на прибыль и т.д.), позднее возвращается в регионы в виде дотаций, то налоги регионального и местного уровня полностью поступают в соответствующий бюджет напрямую. Местные налоги и сборы формируют доходную часть бюджета муниципальных образований.

При уплате налогов, их распределение по соответствующим бюджетам происходит на основании КБК , присвоенных каждому виду налогового платежа. Какие налоги идут в местный бюджет, можно определить по коду «03» в составе 20-значного КБК (12 и 13 знаки).

Органы власти на местах не могут самостоятельно «создавать» новые налоги, поскольку их круг уже определен Налоговым кодексом РФ, и контролируется государством. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, а действуют и отменяются на основании нормативных актов, принятых властями муниципальных образований. Обычно о местных налогах принимаются решения, а в городах федерального значения - законы. Каждый нормативный акт о таком налоге, принимаемый на местном уровне, затем направляется для контроля в ФНС и Минфин РФ.

На муниципальной территории, принявшей соответствующий нормативный акт, местные налоги вводятся в действие и являются обязательными к уплате, кроме случаев, когда на той же территории действует специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от уплаты определенных местных налогов (п. 4, 7 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги и сборы - 2017: перечень

В 2017 г. перечень налогов и сборов местного уровня включает (ст. 15 НК РФ):

  1. налог на имущество физлиц,

Таким образом, на сегодня нормы НК РФ к местным налогам и сборам относят лишь два налога и один сбор, в части которых местные власти могут определять налоговые ставки, порядок уплаты, сроки перечисления в бюджет. В компетенции муниципальных органов власти также установление налоговых льгот и порядка их применения.

Характеристика местных налогов

Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.

Земельный налог

Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.

Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка , в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):

  • ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
  • ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.

Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).

Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.

Налог на имущество физлиц

Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики - граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.

Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
  • 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5% для прочей недвижимости.

Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.

Торговый сбор

Наряду с перечисленными, к местным налогам и сборам относится торговый сбор (глава 33 НК РФ). Сегодня он уплачивается только фирмами и предпринимателями, торгующими на территории города Москвы (закон г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016).

Освобождены от сбора ИП на патенте и плательщики ЕСХН. Сбором облагается торговый объект, который хоть единожды за квартал использовался для торговли.

Ставка ежеквартального сбора устанавливается местными нормативными актами в пределах, указанных в ст. 415 НК РФ, и зависит от вида объектов торговли и их количества, либо площади.

Местным законом, как и сроки уплаты местных налогов, устанавливаются сроки для перечисления торгового сбора. Льготы для плательщиков торгового сбора, также устанавливаются местным законодательством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога и единого налога на вмененный доход. Оценка фискальной роли местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований. Роль местных налогов на примере г. Нижний Новгород.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Основные налогоплательщики земельного налога. Налоговая база и порядок ее определения. Кадастровая стоимость земельного участка. Характеристика основных налоговых ставок. Порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Экономическая сущность местных налогов, характеристика их элементов и перспективы развития. Сущность земельного налога, его процентная ставка, авансовые платежи, порядок и сроки уплаты. Налог на имущество физических лиц, порядок его исчисления и уплаты.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2012

    Характеристики земельного налога: налогоплательщики, объект налогообложения и налоговые база, период и ставка. Организации и физические лица, освобожденные от него. Порядок его исчисления и сроки уплаты. Роль налога в формировании местных бюджетов.

    реферат , добавлен 17.05.2015

    Порядок уплаты земельного налога и авансовых платежей. Особенности исчисления земельного налога на территории Городского округа Тольятти. Ставка земельного налога, алгоритм расчета. Условия освобождения от налогообложения организаций и физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Понятие и структура налоговой системы РФ. Характерситика местных налогов. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога. Основные направления совершенствования местного налогообложения на примере отчислений в бюджет г. Москвы.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются , установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 РФ к местным налогам относятся:

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в .

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие и единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Налог на имущество физических лиц

Порядок взимания установлен законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщики налогов на имущество — физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые законом.

Закон выделяет две группы объектов налогообложения:

  • жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
  • моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости, определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1%.

Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.