Бон фрязин и алевиз новый. Большой энциклопедический словарь

  • Дата: 24.10.2019

Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и высокую маневренность. Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк T-10M , который признан лучшим в своем классе. Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов.

Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу. Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76 кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание.

В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе. Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту. Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.

Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие. Особая забота - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели. Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система, моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него м удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.

Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон - 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости - 945 м/с. Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий. Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.

Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 Патрона к сигнальному пистолету. Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т. Броневой корпус и башня - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы. Следующий важнейший показатель боевых качеств танка - маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью. Первое из этих качеств - способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное - стремительно атаковать противника.

Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч. Максимальная же скорость - 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км. Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке". Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.

Достаточно высоки и другие характеристики, определяющие возможности танка по преодолению препятствий. В частности, продвижению вперед не помешает даже ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать и водные преграды - по дну, лишь бы глубина брода не превышала 1,5 м. Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет. В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.

В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк. В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами.

Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков. В 50-х и 60-х годах в составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения - 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии.

«Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» - ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году.

В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения.

В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ

К моменту принятия Т-10 на вооружение, танковые войска Советской Армии состояли из танковых или механизированных дивизий, частично сведенных в механизированные армии, частично отдельных. Всего по состоянию на 1948 год было сформировано 27 танковых и 80 механизированных дивизий.

По штату, в каждую из этих дивизий, помимо прочих частей, входил тяжелый танко-самоходный полк, состоявший из двух батальонов на ИС-2, ИС-3 или ИС-4 (по 21 машине) и батальона самоходно-артиллерийских установок (21 штука). Кроме того, еще два ИСа имелись в штабе полка. Таким образом, всего танко-самоходный полк насчитывал 65 боевых машин, из них 44 танка и 21 САУ.

22 марта 1949 года еще до принятия на вооружение танка Т-10, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Вооруженных сил, Маршал бронетанковых войск С.И. Богданов в своем докладе заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А. Василевскому о распределении танков ИС-4, сообщал следующее:

«В соответствии с постановлением правительства от 18 февраля сего года дальнейший выпуск танков ИС-4 прекращен. Вместо танков ИС-4 указанным постановлением намечен выпуск тяжелых танков новой марки.

В 1949 году с заводов промышленности из задела 1948 года после устранения конструктивных и производственных дефектов, поступит 103 танка ИС-4, которые согласно утвержденному плану должны быть выданы: 75 танков на доукомплектование до штата 5-й гвардейской механизированной армии и 28 танков в 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию в учебные подразделения для их освоения.

Намеченные к производству тяжелые танки новой марки, после принятия их на вооружение, считаю целесообразным выдавать в первую очередь в 5-ю гвардейскую механизированную армию и 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию, а из имеющихся в этих соединениях и училищах танков ИС-4 сформировать три отдельных тяжелых танковых полка РВГК по 68 танков каждый».

Упоминаемая в документе 5-я гвардейская механизированная армия дислоцировалась в Белорусском военном округе, и была сформирована осенью 1945 года на базе 5-й гвардейской танковой армии. В ее состав входили три дивизии - 8-я гвардейская и 29-я танковая, и 22-я механизированная.

7-я отдельная кадровая танковая дивизия была создана на основе 7-й механизированной армии, созданной в 1946 году в составе четырех дивизий - двух танковых (3-я гвардейская и 10-я) и двух механизированных (15-я гвардейская и 27-я гвардейская). При переформировании в 7-ю танковую дивизию имевшиеся в составе армии дивизии - реорганизовали в полки, с сохранением прежней нумерации. Как и 5-я армия, 7-я дивизия размещалась в Белорусском военном округе, ее штаб находился в Борисове.

Следует сказать, что в этом объединении и соединении «обкатывалась» новая бронетанковая техника например, первой частью в Советской Армии, получившей на вооружение новые тяжелые танки ИС-4 был 93-й гвардейский тяжелый танко-самоходный полк 29-й танковой дивизии.

Первые тяжелые танки Т-10 поступили на вооружение 7-й дивизии и дивизий 5-й армии в 1955–1956 году. Примерно в это же время новые машины прибыли в тяжелый танко-самоходный полк 42-й гвардейской Прилукской танковой дивизии, размещенной на Украине, в районе города Новомосковск. По состоянию на ноябрь 1956 года здесь имелось не менее 8 Т-10 выпуска конца 1954 - начала 1955 годов.

Однако вскоре принимается решение о формировании специальных соединений, на вооружение которых должны были поступать танки Т-10: 12 марта 1957 года Главнокомандующий Советских Вооруженных Сил подписал директиву о формировании тяжелых танковых дивизий. Согласно утвержденного штата, дивизия включала:

Управление;

Три тяжелых танковых полка;

Зенитный артиллерийский полк;

Отдельный батальон связи;

Отдельный саперный батальон;

Отдельный автотранспортный батальон;

Отдельный учебный танковый батальон;

Дивизионную автошколу;

Отдельную разведывательную роту;

Отдельную медико-санитарную роту;

Бронетанковую мастерскую;

Автомастерскую;

Артиллерийскую мастерскую;

Отдельную роту химзащиты;

Отдельное авиазвено связи;

Дивизионный объединенный склад;

Полевой механизированный хлебозавод;

Полевую почтовую станцию.

Всего в составе дивизии по штату должно было иметься 200 тяжелых танков Т-10 - по 65 в полках и 5 в учебном танковом батальоне и 6195 человек личного состава (из них 711 офицеров).

Легко заметить, что в соединении полностью отсутствует артиллерия, как ствольная, так и реактивная (за исключением зенитной), а также пехота. Это объяснялось тем, что тяжелые танковые дивизии включались в состав танковых или общевойсковых армий для качественного усиления их соединений, и поддержку Т-10 в бою должны были оказывать артиллерия и мотопехота армий.

Всего в 1957–1958 годах в тяжелые сформировали восемь таких дивизий - 14-ю и 18-ю гвардейские, 5, 13, 17, 24, 25 и 34-ю. Причем создавались они не на пустом месте, а путем реорганизации обычных танковых дивизий с сохранением их нумерации и добавлением в наименование слова «тяжелая».

Опыт командно-штабных учений и маневров показал, что в штат тяжелой танковой дивизии необходимо внести изменения. Так, в течение 1960–1963 годов в состав тяжелой танковой дивизии ввели мотострелковый батальон, артиллерийский и ракетный дивизионы, батарея реактивной артиллерии, разведроту переформировали в разведбат, бронетанковую мастерскую - в ремонтновосстановительный батальон. В свою очередь из дивизии изъяли вертолетное звено, автошколу и учебный танковый батальон.

Естественно, что процесс «насыщения» тяжелых танковых дивизий новыми боевыми машинами Т-10 и Т-10М не мог произойти одномоментно: Легко посчитать, что на восемь таких дивизий требуется 1600 танков - чуть меньше, чем их изготовили за 12 лет производства. А помимо тяжелых дивизий, Т-10 должны были поступать и в тяжелые танко-самоходные полки. Поэтому нередко вместе с новенькими Т-10 в частях можно было встретить ИС-3 или даже ИС-2.

Естественно, что первыми получали новые тяжелые танки соединения Группы Советских войск в Германии. Это и понятно - в мире уже вовсю шла «холодная война». Это были 25 и 13-я тяжелые танковые, а также тяжелые танко-самоходные полки обычных танковых дивизий.

Подготовка командных кадров для тяжелых танков Т-10 велась только в одном училище - Ульяновском гвардейском танковом командном дважды Краснознаменном ордена Красной звезды училище имени В.И. Ленина. Причем в курсантском батальоне из трех рот командиров на Т-10 готовили лишь в одной. Подготовка была весьма серьезной, большое количество часов отводилось на отработку боевых задач в ночных условиях (до трети всего времени).

К 1965 году в учебном батальоне училища имелось 50 танков Т-10М. Из них 10 машин использовались для обучения вождению, 20 - для стрельб штатными боеприпасами, 10 - для стрельб из пушки с помощью 23-мм вкладного ствола и 10 - для отработки боевых задач в лагерях. Но так как танки были сильно изношены, вскоре часть из них заменили на ИС-ЗМ. А для отработки тактических задач в составе подразделений использовались Т-34-85. Последний выпуск офицеров-«тяжеловиков» Ульяновское танковое училище произвело в начале 1970-х годов.

Развитие противотанковых средств, к концу 1960-х годов, показало, что тяжелые танки, разработанные почти 20 лет назад, уже не удовлетворяют современным требованиям. Поэтому на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил от 30 декабря 1967 года, тяжелые танковые дивизии предписывалось переформировать в обычные танковые с заменой тяжелых машин средними. Причем этот процесс был растянут по времени - например, 25-я тяжелая танковая дивизия перешла на штат обычной, в период с марта по ноябрь 1968 года.

Сразу встал вопрос - а что делать с танками Т-10, которых имелось довольно много? Было принято решение - укомплектовать этими танками отдельные танковые батальоны армейского подчинения, которых в ГСВГ имелось уже не мало.

Формирование этих частей началось еще в июне 1961 по директиве командующего Сухопутными Войсками Вооруженных Сил. Состав каждого - две роты САУ и танковая рота. Батальоны формировались в Европейской части Советского Союза и отправлялись в Германию без техники. Укомплектование боевой матчастью шло за счет ресурсов ГСВГ. При этом сначала предполагалось, что в батальоны «спихнут» устаревшие танки ИС-2М и ИС-ЗМ, а также самоходки ИСУ, которых в войсках имелось довольно много. Об этом свидетельствует история двух таких частей.

52-й отдельный танковый батальон начал формироваться в Днепропетровской области на базе 319-го гвардейского тяжелого полка и танковой роты 384-го полка 42-й танковой дивизии. 9 июля 1961 года часть с железнодорожной станции Вольное убыла в Германию, и через неделю разгрузилась в военном городке Квармвек. Получив вооружение, батальон вошел в состав 145-го танкового полка 3-й общевойсковой армии ГСВГ.

В сентябре 1965 года часть перевооружили на Т-54А, а в сентябре 1968-го - на Т-10М.

В состав 145-го полка входило еще два батальона - 44-й и 51-й. Как и 52-й, они формировались в июне-июле 1961 года, но в разных местах. 51-й - в Днепропетровской области, при 37-й танковой дивизии, на его укомплектование поступил личный состав 230-го гвардейского тяжелого танкового полка. В июле 1961 года он прибыл в ГСВГ, получил вооружение и разместился в Магдебурге, войдя в состав 145-го полка.

44-й батальон формировался в Германии на основе 107-го батальона истребителей танков. Последний существовал с 1957 года, и его укомплектование провели за счет личного состава 153-го тяжелого танко-самоходного полка 19-й гвардейской мехдивизии ГСВГ.

Были в Германии и отдельные танковые батальоны, не входившие в состав полков - например, 49-й. Он был сформирован в Черкассах в июне 1961 года 35-й гвардейской танковой дивизией. Прибыв в июле в ГСВГ и получив тяжелые танки и самоходки (ИС и ИСУ), он расположился в городе Стендаль и вошел в состав 3-й армии.

В 1968 году, после начала процесса расформирования тяжелых танковых дивизий, начинают поступать танки Т-10 и Т-10М.

К концу 1960-х годов в составе ГСВГ имелось до 20 батальонов (части из них - в составе отдельных полков, часть - отдельные) на тяжелых машинах. Причем в них имелись не только «десятки», но и ИС-2М и ИС-ЗМ. Полки и батальоны входили в состав танковых и общевойсковых армий, расквартированных в Германии. Неофициально эти части назывались «батальоны прикрытия государственной границы». Их задача видна из неофициального наименования - прикрытие определенного участка границы с ФРГ.

По своему составу батальоны были весьма сильными - каждый состоял из четырех рот по три взвода из пяти танков и танк командира роты, всего - 16 Т-10М. Кроме того, имелся взвод охраны городка (5 танков), машина комбата (Т-10М), артиллерийский, саперный взвода и взвод связи. Всего такой батальон насчитывал 70 Т-10/Т-10М, но в некоторых частях имелись и ИС-ЗМ.

Экипажи танков были сокращенного состава - три человека, отсутствовала должность заряжающего, обязанности которого выполнял механик-водитель. Дело в том, что после выхода на позицию у границы, дальнейших маневров не предусматривалось - или ждать подхода основных сил, или стоять до последнего. Каждый танковый экипаж батальона имел свой сектор обстрела и карточки огня. В ходе учений механиков-водителей и командиров Т-10 на автомобилях возили по предполагаемым маршрутам выдвижения танков, при этом, надевали форму без знаков различия. Причем требовалось запомнить маршрут так, чтобы в любых условиях (день, ночь, дождь, снег) знать, куда ехать. По воспоминаниям служивших в этих батальонах мехводов, многие из них помнят маршруты выдвижения до сих пор, хотя прошло уже сорок лет. Боекомплект каждого Т-10 состоял из 18 осколочно-фугасных, 8 подкалиберных и 4 кумулятивных выстрела, и патроны к КПВТ. Кроме того, в каждый танк было загружено два ящика гранат Ф-1, вооружение экипажа - пистолеты ПМ и один автомат АК на танк.

Так как батальоны считались частями постоянной готовности, то танки постоянно стояли с полностью загруженным боекомплектом. Если танки выезжали на учения, то тоже с боекомплектом. Если проводились учебные стрельбы на директрисе - сначала из машин выгружали боекомплект, грузили боеприпасы для выполнения упражнения, отстреливались, вновь штатный боекомплект и продолжали учение.

Небезынтересно привести небольшие фрагменты воспоминаний людей, служивших в «батальонах прикрытия границы». Евгений Петрович Ментюков проходил службу в 49-м батальоне в должности командира танка Т-10М с 1972 по 1974 год:

«Информации по танкам Т-10 не так и много, думаю, из-за завесы секретности по этим машинам. У нас в части руководство по эксплуатации до лета 1974 года было с грифом „Секретно“, потом перештамповали - ДСП (для служебного пользования).

Что я могу сказать про эти машины. То, что она для своего времени была просто красива я, думаю, со мной согласятся многие. На большой скорости Т-10М шел как по волнам - подвеска гасила все неровности. Несмотря на свою довольно большую массу, управляемость и маневренность машины была хорошая. Двигатель В12-6Б в 750 л. с. был, конечно, слабоват для такой массы. Коробки перемены передач на Т-10М были двух видов: 8 и 6-скоростные, механики-водители предпочитали 6-скоростные, с ними было меньше мороки.

Теперь немного о вооружении. На Т-10М стоял отличный стабилизатор „Ливень“, стрельбы у нас в батальоне велись только с ходу и всегда очень успешно. При ведении огня из пушки приходилось серьезно потрудится - в танке Т-10М места было немного, а боекомплект расположен в разных местах. Иногда чтобы достать нужный выстрел приходилось поворачивать башню чтобы, снаряд или гильза оказались под рукой.

На танках, кроме номера, никаких обозначений и символов не было. Я за годы службы был на машинах № 210, 211 и 213. Одна из них была командирская, на ней дополнительно стояла радиостанция Р-112 и генератор с двигателем».

Вспоминает Колосков Виктор Иванович, полковник запаса:

«С 1967 по 1971 год я учился в Ульяновском гвардейском высшем танковом командном училище, которое было единственным в Советском Союзе, готовившим офицеров для службы на танках Т-10М. В нашем военном училище готовили командиров танковых взводов. Зампотехов готовили в танко-технических училищах и на военных кафедрах гражданских институтов. Командиров танков, наводчиков орудий и механиком-водителей учили в учебных частях полгода, затем посылали в линейные части. Когда ввели институт прапорщиков, вместо зампотехов рот стали назначать старших техников - прапорщиков, которых обучали в школах прапорщиков.

После училища еще 4 года служил командиром взвода Т-10М в 49-го отдельного танкового батальона, дислоцировавшегося в городе Стендаль, в ГСВГ. Таким образом, танк Т-10М является машиной моей юности и остается любимым танком всей жизни, хотя потом пришлось служить на многих типах боевых машин.

Машина имела самый мягкий ход, по сравнению с другими советскими танками того времени.

Боевая подготовка в батальоне была поставлена на очень высоком уровне. В огневом городке часто стреляли из 14,5-мм пулеметов КПВТ, а также 23-мм стволов, которые вкладывались в 122-мм пушку - это делалось для сбережения ресурса орудия. Несколько раз в год выезжали на полигон Витшток для выполнения стрельб штатным артиллерийским выстрелом.

Многие данные по танку Т-10М в то время были засекречены - записи вели в секретных тетрадях. Стреляли достаточно часто, сейчас не припомню количество часов в неделю, но довольно много. Экипаж в тяжелом танке чувствовал себя свободнее, чем в среднем. А вообще, свободнее всего было в ИСУ-152 и ПТ-76».

Отдельные танковые батальоны «охраны государственной границы» просуществовали до конца 1976 года. В сентябре появилась директива Главного штаба Сухопутных войск, согласно которой эти части или расформировывались, или переформировывались на новые штаты и получали, другую, матчасть - танки Т-55. При этом Т-10 передавались, сначала в учебные танковые полки ГСВГ (например, в 97, расположенный в Альтенграбове, юго-западнее Берлина), из которых их постепенно вывозили в Советский Союз.

Здесь основными базами хранения тяжелых танков стали две дивизии - 5-я в Белоруссии и 42-я на Украине. Начиная, с середины 1980-х годов танки Т-10 стали списывать и разделывать на «металл».

Танкам Т-10 не довелось повоевать - ни в каких в боевых действиях они не применялись, в другие страны не поставлялись. Единственный эпизод, где эти машины «засветились» - это операция «Дунай», ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Это были машины из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Есть фото Т-10М этого соединения на улицах города Пльзень. Возможно, эти машины имелись и в составе других частей, но подробной информации об участии тяжелых танков в операции «Дунай» найти, пока не удалось.

Кстати, любопытную подробность о тех событиях сообщил служивший в 49-м отдельном танковом батальоне Е. Ментюков:

«Один из танков Т-10М, на котором я служил, принимал участие в операции „Дунай“ в 1968 году. Это выяснилось, когда при техобслуживании машины на обратной стороне щитка приборов обнаружилась надпись о том, что танк принимал участие в событиях в Чехословакии, и был перечислен поименно ее тогдашний экипаж, причем все - сержанты».

Танки Т-10М участвовали и в киносъемках - речь идет о 4-х серийном фильме «Батальоны просят огня», снятом киностудией «Мосфильм» в 1985 году. В одной из серий эти машины играют роль советских танков времен Великой Отечественной войны. При этом Т-10М никак не «гримировались». Скорее всего, это были машины, находившиеся на хранении при 42-й танковой дивизии, так как большую часть фильма снимали на Украине.

Танки Т-10 всех модификаций были сняты с вооружения Министерства Обороны РФ указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1997 года.

До настоящего времени сохранилось довольно значительное количество танков Т-10, которые находятся как в экспозиции различных музеев, так и в качестве памятников: в Белоруссии - не менее четырех, в России - не менее 14, и больше всего в Украине - более двух десятков.

В целом, если давать оценку танкам Т-10, то без сомнения, для тяжелой машины, масса которой была жестко ограничена 50 тоннами, он обладал выдающимися характеристиками. Причем «десятки» к началу 1960-х годов превосходили не, только средние, но и тяжелые танки стран НАТО. Это легко увидеть, если сравнить данные Т-10М с характеристиками соответствующих машин.

После окончания Второй мировой войны наши бывшие западные союзники по антигитлеровской коалиции быстро стали нашими наиболее вероятными противниками. Испытав на себе силу огня немецких тяжелых танков и получив шок от вида советских ИС-3, прогрохотавших по улицам Берлина на параде в сентябре 1945-го, американцы и англичане всерьез занялись разработкой тяжелых танков.

В 1945–1948 годах в США были построены и прошли испытания несколько образцов тяжелых танков - Т29, Т30 и Т32 с пушками калибра 105, 155 и 90 мм соответственно и броневой защитой, достигавшей 280 мм. Все эти машины базировались на конструкции среднего танка М26 «Генерал Першинг», созданного в конце войны.

На основании результатов испытаний американцы сконцентрировали усилия на 120-мм пушке, обладавшей наилучшими баллистическими характеристиками. В 1948 году началась разработка танка Т43, первый прототип которого изготовили тремя годами позже. После длительных испытаний и доработок машину приняли на вооружение под обозначением М103. Всего было изготовлено 300 единиц.

Литой корпус танка изготовили из одной отливки. В литой башне полусферической формы была установлена 120-мм пушка, 12,7-мм зенитный пулемет и 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 1000 м/с. Стабилизатора наведения на танке не было. Пушка снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. В башне размещался оптический прицел-дальномер. На М103 устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» мощностью 810 л.с. и автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, помощника заряжающего и механика-водителя. В ходовой части танк имел семь опорных и шесть поддерживающих катков на каждую сторону, подвеска - индивидуальная, торсионная. Траки гусениц снабжались резино-металлическими шарнирами. Танк оснащался инфракрасным прибором вождения.

В 1958–1959 годах 219 машин модернизировали. Они получили обозначение М103А1 и отличались от серийных, увеличенным до 38 выстрелов боекомплектом, и улучшенной системой управления огнем. В 1964 году 159 танков модернизировали, установив дизельный двигатель «Континенталь», изменив трансмиссию и несколько улучшив подвеску. Запас хода увеличился до 480 км, а скорость - до 37 км/ч. Этот вариант получил обозначение М103А1Е1.

М103 состоял на вооружении до 1973 года. Как и Т-10М, в боевых действиях эта машина не участвовала.

В Великобритании еще в 1944 году началось проектирование тяжелого пехотного танка А.45, призванного действовать в паре с разрабатываемым в то же время тяжелым крейсерским А.41 (позже «Центурион»). Прототип А.45 был построен в 1948 году и имел заимствованную от «Центуриона» башню с 17-фунтовой (76-мм) пушкой. После установки башни «Центуриона» Мк. 3 с 20-фунтовой (83,4-мм) пушкой машина стала называться FV221 «Карнарвон». В 1952 году «Карнарвон» получил новую литую башню со 120-мм пушкой, и после испытаний его приняли на вооружение под обозначением FV214 «Конкерор». До 1959 года выпустили 185 таких танков, поступавших в основном в танковые части Британской Рейнской армии.

Корпус танка имел максимальную толщину брони в лобовой части корпуса 130 мм, толщина борта - 51 мм. Башня литая, толщиной 130-89 мм. Пушка танка «Конкерор» снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. На вращающейся командирской башенке, установленной в кормовой части башни и снабженной дальномером, размещался 7,62-мм пулемет. Второй пулемет был спарен с пушкой. Пушка танка имела двухплоскостной стабилизатор наведения. На «Конкероре» устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Метеор» мощностью 810 л.с. Экипаж состоял из четырех человек. В 1966 году танк был снят с вооружения английской армии.

Сравнение зарубежных тяжелых танков с советским Т-10М будет явно в пользу последнего. Оба серийных западных танка - М103 и «Конкерор» - уступали нашему по боевой эффективности. Советский танк имел наиболее мощное бронирование башни, несколько уступая по броневой защите «Конкерору» в целом и превосходя оба иностранных танка по подвижности. Зарубежные танки имели гораздо большую массу и высоту, вдвое меньший запас хода, низкую максимальную скорость и оснащались бензиновыми двигателями. В отличие от Т-10М у них не было противоатомной защиты, оборудования подводного вождения, а на американском танке, кроме того, отсутствовал стабилизатор вооружения.

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танки Тухачевского Возьмем его детище – тяжелый танк Т-35. Весил 54 т, имел 5 башен, 3 пушки, 4 пулемета, 11 человек экипажа. Был украшением всех парадов. Но не мог взобраться на горку крутизной более 15 градусов, а на испытательном полигоне – вылезти из лужи. Уже тогда никто не

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Современные танки в бою О том, как смотрят на применение танков нынешние специалисты, хорошо видно из статьи В. Ильина и М. Никольского «Современные танки в бою» в журнале «Техника и оружие», № 1, 1997 г. Хотя статья в общем посвящена сравнению наших и израильских танков, но

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Танки-шоу» Итак, девять из десяти за то, что около двенадцати часов дня 26 июня 1953 года Берия был убит на месте при штурме его особняка. А в два часа дня расположенная в Наро-Фоминске Кантемировская танковая и Таманская пехотная дивизии получили приказ войти в столицу и

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

Танки Наступит день, когда наука породит машину или силу столь страшную, столь беспредельно устрашающую, что даже человек - воинственное существо, обрушивающее мучения и смерть на других с риском принять мучения и смерть самому, - содрогнется от страха и навсегда

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ТАНКИ К тому времени, когда в 1942 году в Ваффен-СС началось формирование первых танковых полков, легкие танки PzKfw-1 (в советском обозначении Т-1) имевшие слабое вооружение и тонкую броню, составляли уже незначительную часть танкового потенциала. Их продолжали использовать в

Из книги Партизаны принимают бой автора Лобанок Владимир Елисеевич

Танки горят На участке обороны алексеевской бригады особенно трудно было партизанам отражать наступление танков. Мы предвидели, что каратели не преминут воспользоваться особенностями здешней местности, сравнительно доступной для действия мотомеханизированных войск,

автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ТАНКИ И СПЕЦНАЗ Воевать, впрочем, собирались не только танковыми клиньями. В начале пятидесятых годов в армии и Министерстве госбезопасности началось формирование частей специального назначения, которые должны были ковать победу в тылу противника.Планы будущей войны

Из книги Танковый меч страны Советов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ТАНКИ В БОЮ К началу 70-х годов советские танкисты успели поучаствовать и в других вооруженных конфликтах, причем на территориях своих союзников, защищая «завоевания социализма». Танковая дубина стала основным средством вразумления впадавших в ересь братьев по классу.

Из книги Маленькие «Тигры» автора Мощанский Илья Борисович

Разведывательные танки В первые годы Второй мировой войны с задачами разведки и связи, осуществляемыми в интересах танковых и моторизованных частей германского вермахта, неплохо справлялись бронеавтомобили. Специально сконструированных разведывательных танков в

автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-41 И Т-37 Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. В докладе «О ходе работ по проектированию новых типов танков», направленном руководством УММ РККА в Совет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-37А Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин T-4I и Т-37, Управление механизации и моторизации РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка для принятия его на вооружение Красной Армии. Предполагалось, что машина «по компоновке будет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-38 Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ-Т завода № 37

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-40 11 февраля 1937 года Автобронетанковое управление РККА утвердило тактико-технические требования на проектирование опытного образца плавающего колесно-гусеничного разведывательного танка под обозначением Т-39. Согласно требованиям, машина должна была иметь

Из книги Танки на Москву [сборник] автора Лукин Евгений Валентинович

Танки на Москву 1На этом кладбище не было ни крестов, ни деревьев, ни певчих птиц. Оно раскинулось на большом пустыре, поблизости от железнодорожной ветки, представляя собою скопище бронемашин, подбитых во время штурма Грозного. Картина впечатляла: искореженные танки

Из книги Самые первые танки автора Федосеев Семён Леонидович

ТАНКИ У БАПОМА 21 августа британцы начали сражение у Бапома. Танковые бригады распределили по соединениям 3-й и 4-й британских армий.Танки 1-й и 2-й бригад эшелонировали в соответствии с возможностями машин: 2 батальона Mk IV действовали до второго рубежа атаки, 1 батальон Mk V и 1

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Танки Победы, прорывавшие Нейсенский и Кюстринский оборонительные рубежи, сравнивавшие с землей Берлин в конце апреля – начале мая 1945 года, это не столько прославленные «тридцатьчетверки», а тяжелые «Иосифы Сталины» 1 и 2 моделей. Особенно это касается тяжелого танка прорыва ИС-2(122) – последние цифры означают калибр установленного в башне орудия.

Танк имел некоторые недостатки, в которых сегодня сложно разобраться из-за политической ангажированности многих «свидетельств», но в целом считается самой сильной боевой машиной Второй Мировой войны. Единственное, в чем он точно уступал западным аналогам того же класса – так это в скорострельности. На его основе были созданы усовершенствованные машины ИС-3 и ИС-4. Официально подтвержденных данных об участии даже ИС-3 в боях не имеется, ИС-4 появился уже после войны, а «Несокрушимой и Легендарной» уже требовался тяжелый танк нового поколения, которым стал Т-10.

История создания последнего тяжелого танка СССР Т-10

В связи с эвакуацией многих танкостроительных заводов, а также из-за того, что многие конструкторы видели новую боевую машину по-своему (как, например, легендарный Ж. Котин, конструкторскому бюро которого при заводе ЧТЗ и было поручено создание «тяжеловеса») и изменяющимися требованиями управления бронетехники, «послевоенный гигант» разрабатывался достаточно долго – с 1947 по 1954 год.

Дошло до того, что тяжелый танк прорыва самого современного поколения разрабатывался даже на разных заводах – Челябинском и Кировском в Ленинграде. А орудие для будущего Т-10 и вовсе разрабатывалось на Пермском заводе, «родине» пушечных орудий Д-5Т (85 мм) и Д-25Т для первых советских тяжелых танков. Для нового проекта там же была сконструирована новая нарезная 122-мм пушка Д-25ТА – модернизированный вариант Д-25Т первых ИСов.

Именно на Кировском заводе изготовили первые «лабораторные» экземпляры со стабилизатором орудия ПУОТ по вертикали и заменой телескопического прицела на оптико-гироскопический перископного вида. Там же место механика-водителя снабдили прибором ночного видения, а на стволе орудия пермскими конструкторами был установлен эжектор для очистки канала ствола после выстрела, предотвращающий попадание пороховых газов внутрь танка.

После того как будущий Т-10 прошел первые испытания, выяснилось, что первый вариант дизельного мотора недостаточно надёжен, обладал малым межремонтным ресурсом.

При этом бронетанковое управление требовало, чтобы общий вес машины все же не превышал 50 тонн.

В ходе лабораторных и войсковых испытаний при первых модернизациях танк поменял множество «псевдонимов»:

  • ИС-5 изначально в знак прямого усовершенствования моделей ИС-3 и ИС-4;
  • «объект 730» (заводское обозначение) на стадии лабораторных исследований;
  • ИС-8 до 1953 года.

Кроме того, были впоследствии созданы десятки модификаций на основе ходовой части последнего танка-тяжеловеса.

А название Т-10 пришло к «новорожденному гиганту» только после запуска в серию в 1953 году, когда продолжать серию «ИС» стало политически неприемлемо.

Конструкция Т-10

В задачи конструкторов входило создать танк, одновременно более надёжный и защищенный, чем ИС-3. При этом на будущем Т-10 требовалось понизить заметность контура машины. С другой стороны, машина должна была превосходить ИС-4 по маневренности и проходимости, а все известные тяжелые танки (как отечественные, так и вражеские и «союзные») – по скорострельности орудия.

У первых супертяжеловесов Т-10 башня была, как и у большинства танков военных лет постройки, полностью литой.

Невысокий и приплюснутый силуэт чем-то напоминал тарелку, поставленную вверху донцем. Внешние контуры не имели ярко выраженных углов и приметных выступов, что способствовало рикошету снарядов. Лобовая часть маски башни из гомогенной брони была толщиной до 260 мм.

Корпус танка собирался из катанных и штампованных бронеплит, самая мощная из которых – носовая передняя, толщиной 120 мм, располагалась под углом 570. Плиты соединялись между собой сваркой. Борта составные из наклонных и гнутых (нижняя часть) сварных бронеплит толщиной до 80 мм.

В целом силуэт танка был приспособлен для меньшей уязвимости в условиях прохождения ударной волны при взрывах ЯО. К носовой части корпуса, хищно-вытянутой, как щучья пасть (схема «щучий нос», как у ИС-2) мог быть присоединен минный трал.

На поздних модификациях Т-10 крыша башни отливалась по частям. Передняя, сплошная и более бронированная часть крыши отливалась вместе с бронемаской. Уже потом к этой передней части башни встык приваривалась задняя часть башни, в которой заранее проделывались люки для приборов наблюдения и пулеметного прицела для заряжающего номера экипажа (справа) и для выступа командирской башенки слева.

Командирская башенка была оснащена восемью устройствами для наблюдения по периметру, с перископическим устройством ТПКУ-2Б в середине.

Двумя приборами для наблюдения было оснащено место механика-водителя и одним заряжающего.Танк Т-10 отличается увеличенным до 460 мм клиренсом, что несколько улучшило проходимость.

После того, как советским танкистам на Курской дуге удалось достичь подавляющего преимущества над танками Вермахта, гитлеровской Германии, пришлось искать новое орудие для советских танков.

Сотрудники бюро Котина обратили внимание, что гораздо больше, чем танковые орудия, вреда вражеской броне нанесли корпусные 122-мм орудия (образец 1931-1937 гг.) пехоты А-19. На их основе было решено создать танковые пушки. Вместо ранее использовавшегося 85-мм ствола на прежнюю орудийную люльку установили ствол длиной 46 калибров от корпусной гаубицы А-19. Заряжание оставалось раздельным.


Технические усовершенствования при этом были минимальны: конструкторы облегчали вес ствольной группы, устанавливали систему электропуска, дульный тормоз. Чуть позже, в 1944 году заменили неудобный для советских танкистов поршневой затвор полевой противотанковой гаубицы на клиновый полуавтоматический.

Орудие Д-25ТА бронебойным снарядом могло пробивать броню толщиной до 150 мм на расстоянии более 1000 м.

Усовершенствованная пушка М-62Т2, появившаяся на Т-10М, использовала подкалиберные и кумулятивные снаряды с улучшенными характеристиками.

Грозным вспомогательным оружием танка являлись два самых знаменитых пулемета второй Мировой: крупнокалиберные конструкции Дегтярева-Шпагина калибра 12,7 мм, вполне способные превращать в дуршлаг легкие броневики противника типа «Ганомаг». Один был спарен с орудием, второй, зенитный, располагался на башне.

Эти пулеметы хорошо зарекомендовали себя по скорострельности, простоте обращения и бронепробиваемости. После появления на Т-10М более мощных пулеметов Владимирова (КПВТ), во многих странах Восточной Европы именно ДШКТ остался основным танковым пулеметом (например, на румынском основном танке TR-85M1 «Bizonul»).


У первых Т-10 в наличии имелись только осколочно-фугасные и бронебойные снаряды общим числом всего 30 выстрелов в укладках в башне и на днище машины. Для 12,7 мм пулеметов имелось 1000 патронов. Из них 600 находились в коробках в танке (для спаренного), 150 в специальных пеналах (для зенитного), остальные хранились в обычных патронных цинках.

Применение 14,5 мм пулеметов КПВТ привело к сокращению боекомплекта до 744 патронов. Бронебойные снаряды и часть пулеметных патронов были трассирующими.

На последних модификациях Т-10, при неизменном боекомплекте, расширилась номенклатура применяемых снарядов.

Построенный с учетом действий на бездорожье и для условий после применения ядерного оружия, советский танк Т-10 обладает широкими гусеницами (720 мм), четырнадцатью сдвоенными опорными «ходовыми» катками и шестью поддерживающими на независимой подвеске торсионного типа (по 7 и 3 соответственно для каждого борта).

Трансмиссия танка Т-10 состояла из механизма поворота, гидравлически управляемой 8-ступенчатой коробки передач планетарной схемы. Трансмиссия имела 2 скорости заднего хода. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса использовались 2-ступенчатые бортовые передачи.

Двигателем Т-10 стал самый современный и мощный для тех лет атмосферный дизель В-12-5, представляющий собой развитие агрегата В-2. Мотор был построен на основе 12-цилиндрового V-образного блока с жидкостным охлаждением. При рабочем объеме 38,8 л двигатель развивал мощность 700 л.с. Впоследствии мотор форсировали до 750 л.с., что отразилось в измененном индексе В-12-6.


Т-10, как и более поздние модификации, создавались под четверых человек экипажа, состоящего из:

  • механика-водителя;
  • наводчика;
  • заряжающего;
  • командира (он же – радист).

На самой поздней модификации Т-10М, которая выпускалась большим тиражом и завоевала популярность по всему миру, весь экипаж снабжен приборами ночного видения и имеет общий доступ к системе постановки дымовых помех.

Модификации последнего мастодонта войны

Сразу по завершении Второй Мировой и вступлении Холодной войны в фазу локальных конфликтов с повышенной угрозой примененияядерного оружия, даже такому совершенному танку понадобились значительные улучшения.


Не стоял на месте и научно-технический прогресс, вынуждая приводить танки в соответствие с требованиями новейшей военной науки. Поэтому буквально за три-шесть лет после запуска в серию «десятки» появились следующие модификации:

  • Т-10А, оснащенный стабилизатором орудия «Ураган», при этом весь экипаж впервые получает приборы ночного видения, которыми оборудуются и перископные прицелы и командирская башня (1956 г);
  • Т-10Б и Т-10БК – с улучшенными прицелами, с более совершенным стабилизатором ствола, при этом в Т-10БК (командирский вариант) помещалась дополнительная радиостанция с зарядным устройством (1957 г.);
  • Т-10М, которому можно посвятить отдельную статью, столько на нем было воплощено инженерных решений и размещено необходимых экипажу устройств (1957 г.);
  • Т-10МК, командирский вариант.

При этом Т-10М менялся буквально с каждым годом:

  • 1962 г.: масса превышает 51 тонну, но крейсерская скорость по шоссе остается прежней;
  • 1963г.: 8-ступенчатая коробка передач заменена 6-скоростной;
  • 1964г.: танк получает способность форсировать водные преграды на глубине до 5 метров;
  • 1965г.: автоматизирована система пожаротушения.

Кроме того, высокий клиренс и широкие «вездеходные» гусеницы Т-10 неизбежно привлекли внимание машиностроителей. Так на основе Т-10 появились:

  • САУ со 152-мм пушкой (1956г.);
  • самоходные установки комплексов баллистических и межконтинентальных ракет;
  • передвижная АЭС для Заполярья;
  • опытная установка «Конденсатор» с 406 мм орудием (не запущенный в серию объект «2А3»);
  • «объект 273» – знаменитая самоходная гусеничная установка «Ока» для ведения минометного огня с различных позиций.

Т-10 и особенно его модификация Т-10М оставался самым грозным танком до конца 80-х годов прошлого века, когда развитие общей военной доктрина привело к увеличению роли на поле боя компьютеризированных средних танков. В СССР машину сняли с армейского вооружения в 1993 году. Неизвестно, сколько танк, «обновляясь» в соответствии с требованиями современной войны, мог бы еще послужить.


Последнее удачное боевое применение Т-10 было отмечено во время конфликта на Украине в 2015 году, когда простоявший более 70 лет в качестве памятника танк был снят с постамента, отремонтирован, и смог активно участвовать в боевых действиях после такого длительного простоя. Что само по себе редчайшее свидетельство надежности и простоты конструкции знаменитой боевой машины Т-10.

ТТХ танка-тяжеловеса Т-10М в сравнении с западными аналогами и конструктивные недостатки

Из приведенных на большинстве сайтов таблиц сравнения ТТХ танка Т-10М в сравнении с ТТХ других сверхтяжелых танков зарубежных фирм, таких, как «Конкэрор» (Британия) и М103 (США), можно выяснить, что Т-10М обладает большей технологичностью, потенциалом модернизации, улучшенным вспомогательным зенитно-пулемётным вооружением.

Тип тяжелого танка Т-10М. СССР M103A1. США «Конкэрор», Британия
Экипаж, чел 4 5 4
Боевая масса, т 51,5 56,6 65,0
Ширина, м 3,51 3,36 3.99
Высота, м 2. 59 3,56 3,35
Марка и калибр орудия 122-мм М-62-Т2 120-мм M58 120-мм L1
Боекомплект, выстрелов 30 38 35
Пулеметы 2 × 14,5-мм КПВТ 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919
Бронирование лба башни, мм 250 197 203
Бронирование борта башни, мм 200 - 208 200 - 208 89 - 102
Верхняя лобовая деталь, мм 270 254 260
Нижняя лобовая деталь, мм 186 177 152
Тип двигателя V-образный,
дизельный,
жидкостного охлаждения
750 л.с.
V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения,
810 л.с.
V-образный,
карбюраторный,
жидкостного охлаждения,
810 л.с.
Удельная мощность (л.с. на 1 тонну) 15,0 14,3 12,5
Макс. скорость по шоссе, км/ч 50 34 34
Запас хода по шоссе, км 350 129 150
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,77 0,9 0,84

Из таблицы предельно очевидно, что советский Т-10М по подавляющему числу важнейших характеристик превосходит западные «тяжелые» аналоги вероятных противников.


К числу конструкторских недостатков тяжелого танка Т-10 эксперты относят только малый угол вертикальной наводки.

Танк Т-10 в истории и в компьютерных играх

Т-10 является самым массово выпускавшимся после 1945 года тяжелым танком в мире. На его основе строили свои «реплики» тяжелых боевых машин страны бывшего соцлагеря (Румыния) и Китай. На сегодня танки Т-10 находится на почетных постаментах во многих странах мира.

В том числе:

  • на Украине (по непроверенным данным) – 18 единиц Т-10;
  • в Белоруссии – четыре единицы Т-10 (из них два на военно-патриотической экспозиции «Линия Сталина»);
  • в России – 12 единиц Т-10.

Как потомок самого грозного танка Великой Отечественной и как прославленный тяжелый танк послевоенных времен, Т-10 занял почетное место и в компьютерных играх, став одним из самых популярных «бойцов» в знаменитой World of Tanks. Тяжелая боевая машина Т-10 производилась только в нашей стране более 12 лет.


Только в СССР было выпущено более 8000 экземпляров. А ведь эти машины, несмотря на то, что танк считался до 1963 года секретным и никакой документации (по доступным данным) в КНР передано не было, производились еще и китайцами.

Правда, китайские инженеры не смогли создать достаточно мощный двигатель и их «проект WZ-111», мог развивать скорость лишь 35 км/ч по шоссе, что для 60-х годов уже было не актуально.

А вот с вооружения советской (к тому времени уже российской) армии оригинальный Т-10, достигавший скорости 50 км/ч, был снят только в начале «недобрых девяностых» (1993год).

Видео