Гараж из пеноблоков своими руками – этапы и правила постройки. Этапы и правила постройки гаража из пеноблоков своими руками, материалы и проекты Гараж 5 на 8 проект из пеноблоков

  • Дата: 08.11.2019

Гараж для большинства автовладельцев является вторым домом, поскольку это помещение является не только надёжной защитой для машины, но и мастерской, складом под автозапчасти. Построить гараж можно из разных материалов, что напрямую зависит от размера кошелька и запросов его будущего владельца. Помимо привычного всем кирпича и дерева можно использовать такие материалы, как газо- и пенобетон.

Эксплуатационные свойства материала

В изготовлении пенобетона применяется цемент и особым способом созданная пена. Путём перемешивания раствора пузырьки постепенно распределяются по всей массе, создавая ячейки. Жидкая масса заливается в формы, после чего естественным образом охлаждается и затвердевает.

В зависимости от того, какой прочности требуется материал, уровень его плотности варьируется в пределах 200–1200 кг/м3, что отражается на марке готового продукта.

Пеноблок легкий, но прочный материал

Пенобетон выпускается следующих марок:

  • D900–1200 - обладает максимальными прочностными характеристиками, используется в высотном строительстве; называется конструкционным бетоном;
  • D500–900 - отличается безупречной сбалансированностью, подходит для возведения несущих оснований строения; называется конструкционно-теплоизоляционным;
  • D200–500 - благодаря низкой теплопроводности применяется в качестве теплоизоляционного материала, при этом уровень прочности тоже достигает минимальных значений.

Органическим пенообразующим веществом в XIX веке выступала бычья кровь либо мыльный корень.

В состав пенобетона, называемого также пеноблоком, в настоящее время входит цемент, песок, средство для пенообразования и вода. Благодаря этому современному материалу на сегодняшний день быстро возводятся и утепляются невысокие здания.

В отличие от газобетона, пеноблок обладает высокой популярностью среди строителей, что объясняется упрощённым процессом изготовления единицы изделия.

Гараж из пеноблока построить очень легко

Характеристика преимуществ и недостатков пеноблока в качестве стройматериала

Основополагающими критериями при выборе пенобетона для возведения гаража выступают:

  1. Небольшой вес при значительных размерах. Благодаря этому облегчается транспортировка материала по стройплощадке, существенно снижается расход цемента на кладку и уменьшается время на постройку помещения. Справиться с работой можно даже в одиночку. Пеноблоки не предъявляют особых требований к уровню устойчивости грунта.
  2. Экологичность продукта. Обусловлена простым составом из песка, цемента и пенообразующего вещества.
  3. Безупречная пожаробезопасность, стойкость к температурным скачкам.
  4. Не требует дополнительного утепления.
  5. Хорошо поддаётся механическим изменениям, поэтому все коммуникации могут быть легко проложены внутри такой стены.
  6. Хорошая шумоизоляция позволяет применять пенобетон для кладки внутренних и наружных стен.
  7. Низкое водопоглощение обеспечивает защиту материала от гниения и плесени.

Незначительное количество отрицательных качеств пеноблоков не может перекрыть перечисленных преимуществ, но информация о них поможет избежать негативных последствий строительства гаража.

Гараж из пеноблоков может быть любых размеров

К основным недостаткам относят:

  1. Снижение качества материала в случае нарушений технологии производства, о чём можно узнать по частым разломам и крошению изделия.
  2. Разрушение структуры в результате постоянного воздействия влаги и недостаточной вентиляции помещения.

Чтобы избежать негативных последствий, следует приобретать пеноблок только у зарекомендованных на рынке производителей. Для защиты от влаги достаточно будет создания теплоизоляционного фасада.

Нередко можно перепутать пенобетон с газоблоком по их внешней схожести и ячеистой структуре. Единственным отличительным признаком является то, что газобетон имеет одинаковые соединённые поры, а у пеноблока они разделены и разных размеров. В этом случае в первом варианте неизбежно большое поглощение влаги, что снижает теплоизоляцию.

При выборе пеноблока в качестве основного материала для возведения гаража важно помнить о его низкой механической прочности, что требует особого внимания при установке крыши и ворот. Под лёгкий пенобетон такие конструкции подойдут только из дерева, поскольку металлические изделия пеноблочные стены просто не выдержат. Кровельная конструкция, возможно, потребует монолитного армопояса, а при длине помещения более 10 м - контрфорса.

Построить гараж из пеноблока можно быстро своими руками

Пеноблок, шлакоблок и кирпич - из чего строить

При виде пеноблока и шлакоблока многие не смогут найти внешних различий, но индивидуальные особенности каждого из них сделают разным применение в строительстве, а также при возведении гаража. По качеству пеноблочная кладка будет сходна с кирпичной стеной, притом, что по стоимости первый вариант обойдётся значительно дешевле. Если сравнивать шлакоблок и пенобетон, то качественные характеристики примерно одинаковы, но приобрести современный материал из вспененного бетона придётся за цену, превышающую традиционный шлакоблок.

При изучении эксплуатационных данных можно смело говорить о продолжительном сроке службы пеноблоков, которые на протяжении всего времени использования гаража ни разу не потребуют каких-либо кардинальных ремонтных работ. Для поклонников современных энергоэффективных технологий пеноблочное сооружение станет отличным вариантом, обеспечивающим безупречную сохранность тепла.

Тенология кладки кирпича, шлакоблока и пеноблока сходна

Подготовка проекта - важный этап строительства гаража

Приступая к работе с любым строительным объектом, следует определиться с будущим проектом, что позволит распланировать расход материалов и весь бюджет в целом. Немаловажным аспектом выступают особенности почвы, прохождение грунтовых вод. Данная информация поможет определить конструкцию фундамента.

Создать проект гаража можно в специализированной компьютерной программе, но при самостоятельном выполнении он представляет больше возможностей для планировки по индивидуальным запросам.

Схема гаража может быть очень условной

На этом же этапе предстоит определиться с назначением гаража - будет ли в нём только храниться автомобиль либо помещение сможет функционировать и для других целей. Основные критерии выбора:

  • наличие смотровой ямы;
  • необходимость наличия подвала под консервированную продукцию и овощи на зимнее время;
  • установка стеллажей под инвентарь и инструменты;
  • возможность оборудования рабочей зоны в виде стола, верстака.

Проект гаража может быть максимально подробным

С учётом данных требований можно приступать к проектированию, где первым вопросом станет определение типа и параметров фундамента, высоты стен. Для стандартных конструкций действуют следующие ориентировочные показатели:

  • в ширину гараж может достигать 3–3,5 м;
  • в высоту он будет не более 3 м;
  • длина помещения - порядка 4,5–6 м.

Даже если взять за основу готовый проект или чертёж, то необходимо подкорректировать его с учётом места строительства, в частности, глубины залегания вод, грунтовой структуры.

Схематическое изображение может быть представлено в нескольких ракурсах

Сколько необходимо материала для строительства гаража

Традиционно блоки имеют размеры 600x300x200 мм, при этом стены могут быть толщиной как 200 мм, так и, если их перевернуть, то 300 мм. Определяющим фактором при выборе толщины выступает наличие отопления - для холодного гаража достаточно 200 мм, а тёплое требует, минимум, 300 мм. При полной готовности проекта можно приступать к детальным расчётам количества блоков по нижеприведенной схеме (для примера взят гараж 4x5x3 м):

  1. Расчёт длины стен по всему периметру помещения и количества пеноблоков на один ряд: (4+5)x2/0,6, где 0,6 - это длина блока. В итоге получается 30 штук.
  2. Определение количества рядов при высоте гаража 3 м и высоте изделия 0,3 м. Здесь все просто: высота помещения делится на высоту блока и получается 3/0,3=10 рядов.
  3. Итого по предварительным данным на весь гараж понадобится 30×10=300 блоков, но необходимо учесть, что за счёт дверных и оконных проёмов расход материала сократится.
  4. Вычет количества материалов в местах расположения ворот, дверей, окон. При строительстве гаража без отопления толщиной стен в 200 мм на 1 кв.м. расход составит порядка 6 пеноблоков. Осталось замерить площадь всех проёмов. При стандартных конструкциях экономия получится около 50 блоков, а для строительства гаража 4x5x3 понадобится 300–50=250 блоков.

Данная схема расчёта действует на любые гаражные коробки.

Во время транспортировки пенобетона возможны небольшие дефекты материала, например, сколы углов, растрескивание из-за неправильной погрузки. Помимо этого, толщина шва при кладке может существенно отличаться от стандартного. Для того чтобы блоков хватило на весь гараж, рекомендуется закупить материала на 5% больше, чем рассчитано.

Пеноблоки имеют стандартные размеры

Какие инструменты понадобятся для работы

Строительство гаража завершится намного быстрее, если все необходимые материалы и инструменты будут под рукой:


Гараж из пеноблока под ключ: подробная инструкция строительства

Самостоятельное строительство гаража поможет не только сэкономить деньги на найм рабочих, но и станет гарантией качественного выполнения монтажа. Вся работа производится в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Подготовка площадки, закладка фундамента

На этапе разметки все начинается с определения местоположения углов помещения, где вкапываются колышки, а между ними натягивается верёвка так, чтобы угол натяжения был строго 90 градусов. Более простым и точным вариантом является проведение осевой разметки. При одинаковой длине бечёвки можно уверенно говорить о соблюдении угла.

По мере завершения разметки следует встать в месте расположения будущих ворот. Важно убедиться в том, что их можно будет беспрепятственно открывать и закрывать. При отсутствии преграды переходим к следующему этапу - установке фундамента.

Разметка должна быть сделана максимально ровно

Благодаря лёгкому весу пеноблока на первый взгляд гараж не требует заглублённого тяжёлого фундамента. Однако, при выборе его типа следует учитывать особенности почвы на месте гаража. Так, актуальность ленточного фундамента высотой 0,5 м будет оправдана в случае залегания грунтовых вод до 2,5 м в глубину, а также при наличии однородного и плотного грунта.

Если же почва пучинистая, то не обойтись без монолитного фундамента. Объяснить данный выбор достаточно просто - блоки не поддаются изгибам, что приводит к растрескиванию материала и разрушению постройки в целом. Монолитная же конструкция способна плавно подстраиваться под поведение грунта.

Монолитный фундамент не подходит для гаража со смотровой ямой, здесь целесообразней будет установка заглублённого ленточного либо комбинированного ленточно-свайного фундамента.

На пучинистых почвах лучше обустраивать монолитный фундамент

Действие по монтажу фундамента рассмотрим на примере ленточной конструкции на глубину 0,8 м:


При наличии в проекте смотровой ямы можно приступить к её монтажу уже на этапе затвердевания бетона.

Как правильно сделать смотровую яму

Смотровая яма должна монтироваться с учётом протекания грунтовых вод. Так, при глубине от 2,5 м и более необходимость дренажной системы отпадает, при более близких водах придётся остановиться на данном этапе.

Ниже подробно расписан вариант создания смотровой ямы с дренажем. Длина ямы под стандартный автомобиль, как правило, составляет 2 м, глубина же может варьироваться в зависимости от некоторых факторов, среди которых основополагающим является рост автомастера. В среднем глубина будет около 1800 мм с учётом размеров клиренса машины в 120–175 мм и добавочных 300 мм.

Последовательность монтажа смотровой ямы:

  1. Выкапывание ямы с припуском глубины на финишную стяжку пола, гидроизоляцию, дренажную систему.

    При выкапывании смотровой ямы нужно учесть слой изоляции

  2. На дне ямы укладывается слой гравия в 100 мм и песка 50 мм с поочерёдным трамбованием.
  3. Для создания дренажа прокапываются траншеи по всему котловану на глубину 500 мм.
  4. На дно стелется геотекстиль. Рекомендуется 800 мм материала завернуть на стену.

    Дно смотровой ямы обязательно нужно застелить геотекстилем

  5. Затем осуществляется монтаж дренажной трубы с предварительной гравийной просыпкой дна ямы на 50 мм. Для работы подойдёт перфорированная пластиковая либо асбестоцементная или даже керамическая труба. Важно заложить трубу с небольшим уклоном - на каждый метр изделия достаточно будет уклона в 1 см.
  6. Установленная труба засыпается гравием (высота до 200 мм) и покрывается геотекстилем. Дренажная система готова.
  7. Поверх всей конструкции кладётся глина, которую тоже нужно утрамбовать.
  8. Следующий этап - расклад рулонной гидроизляции из рубероида или полиэтилена.
  9. Далее производится строительство опалубки, укладка армирующего пояса и заливка конструкции бетоном. При желании для увеличения водонепроницаемости можно добавить любой из специальных средств наподобие «Дегидрола» или «Бетоноправа».
  10. Как только стяжка подсохнет, следует повторить укладку гидроизоляционного слоя.

    Дно смотровой ямы нужно забетонировать

  11. При высоком расположении относительно земли грунтовых вод все стены ямы промазываются глиной.
  12. Построить стены смотрового помещения можно из кирпича либо в виде монолитного бетона с предварительной гидроизоляцией и опалубкой.
  13. Затем проводится гидроизоляция стен, которая соединяется с напольным гидроизоляционным слоем. Покрытие должно получиться целостным без стыков, щелей и выступающих краёв.
  14. Теперь можно заливать бетон, а после его высыхания выполняется финишная отделка всех поверхностей ямы. Стены могут как оштукатуриваться, так и оформляться плиткой или стекловолокном.

    Стенки смотровой ямы может отделать любым материалом или обустроить на них полки

  15. Для подстраховки от непредвиденного провала автомобиля в яму поверх неё монтируется страховочная рейка. Для этого достаточно будет металлического уголка на 60 мм, из которого сваривается каркас по параметрам ямы. Сверху металлические детали заливаются бетоном.

Монтаж ворот для гаража

Прежде чем приступить к закладке стен, необходимо поставить ворота, которые будут частично фиксироваться в самих стенах. Предварительно поверх фундамента в несколько слоёв укладывается рубероид в качестве гидроизоляции.

Для усиления каркаса ворот с каждой стороны приваривается арматура - 4 куска длиной 40 см и диаметром 12 мм. Важно проследить, чтобы прутья легли на швы пеноблока. Перед установкой воротной рамы арматура грунтуется и окрашивается.

Чаще всего в гараже устанавливаются распашные ворота

При креплении ворот следует вооружиться отвесом и уровнем для точного измерения их положения. С целью фиксации конструкции можно подложить по диагонали деревянные бруски. Для создания надёжного основания над воротами сооружается специальная балка. Сделать её очень просто из металлического каркаса, залитого бетоном. Здесь важно правильно определить длину балки. Так, к общей длине дверного проёма прибавить на каждую сторону не менее 200 мм.

Для гаража из пеноблоков можно использовать и подъёмные ворота

Неплохим вариантом может стать установка уже готовой балки как двутавр. В этом случае работа упрощается, достаточно только сделать металлический уголок 50×50 мм по размерам, подходящим к воротам, и закрепить его так, чтобы внутри помещения он плотно прилегал к стене. Поверх уголка набрасывается цемент, после чего монтируется двутавр.

При строительстве в будущем второго этажа гаража следует выполнить закладку на весь периметр помещения армопояса, что станет надёжной опорой под плиты перекрытия и кровельную конструкцию. Учитывая особенности гаража из пеноблоков, важно соблюсти данное требование.

Особенности строительства стен

Кладку стен любого помещения, независимо от его назначения, начинают с угла. Блоки кладутся так, чтобы их длинная сторона проходила вдоль стены. Монтаж пеноблоков осуществляется при помощи специального клея или на цементный раствор. При сравнении этих двух средств можно сказать о лучших теплоизоляционных качествах клея, помимо этого, он расходуется намного экономичнее. Единственным преимуществом цементно-песчаного состава выступает низкая стоимость.

По заранее выставленным углам натягивается бечёвка, по которой и осуществляется монтаж стен. Через каждые 2 ряда выполняется армирование путём укладки специальной сетки или другого армирующего материала.

Для кладки пеноблоков можно использовать специальный цементный раствор

Прутья, приваренные к каркасу ворот, должны быть вмурованы в межблочные швы. Как только кладка достигнет балки перекрытия, ни в коем случае нельзя смещать блоки в ряду. Чтобы подогнать материал под соответствующие параметры, не нарушив шовной связки, достаточно подрезать блок.

При планировании установки односкатной кровли необходимо укладывать пеноблоки под наклоном к задней стене (примерно 5 см на каждый метр).

Создание уклона под односкатную крышу не составит труда - достаточно спилить ножовкой излишки пенобетона. Если же кровля будет двускатной, то следует задуматься о вариантах закрытия кровельных фронтонов. Для работы подойдёт любой облегчённый материал, например, вагонка.

По всему периметру создаётся опалубка в высоту 30 см путём укладки армирующего металлического каркаса с последующим бетонированием. При использовании балок в основе кровельного перекрытия необходимость в мощном армопоясе отпадает, тогда и опалубка может тоже не устанавливаться. В данном случае стена покрывается густым слоем раствора, поверх которого крепится арматура и снова слой цемента. Все излишки материала снимаются кельмой. Состав должен иметь однородную структуру, не рекомендуется, чтобы он был очень жидким, тогда он просто стечёт по стенам, но и очень густой раствор чреват неизбежным растрескиванием стены в скором времени.

Кровля гаража, как правило, делается путём кладки бетонной плиты покрытой рубероидом, однако при строительстве из пеноблоков эта технология использоваться не может. Стены, выполненные из пенобетона, очень хрупкие и могут не выдержать нагрузку плиты. Ниже представлен пример односкатной кровельной конструкции на основе двутавровой балки:


Остался монтаж козырька, справиться с которым можно самостоятельно - достаточно сделать металлический уголок, закрепить поверх него поликарбонат или любой понравившийся кровельный материал.

Двухскатная крыша более практичная

Укладка пола

Как только с установкой смотровой ямы, стен и крыши будет закончено, останется постелить в гараже пол. Поскольку нагрузка от автомобиля на стяжку оказывается очень высокая, поэтому конструкция должна быть максимальной прочности. Лучшим вариантом в данном случае будет бетонное основание.

Там, где планируется пешеходная зона, допускается монтаж досок. Деревянный настил хорошо впишется и в рабочей зоне, где можно поставить столы и станки. Дерево считается более комфортным материалом, нежели бетонный пол.

Прежде чем приступить к заливке бетона, выполняется подготовка поверхности - площадь земли выравнивается и утрамбовывается, далее засыпается щебень 10–15 см, песок 5–10 см, гравий - 5–10 см. Финишный слой - бетонное основание заливается толщиной от 20 см и более.

И, наконец, остались отделочные работы и прокладка коммуникационных систем.

Идеальный пол для гаража из пеноблоков - бетонный

Двухэтажный гараж из пеноблоков: мечты или реальность

Строительство второго этажа в гараже на основе данного материала вполне возможно благодаря уникальным свойствам пенобетонных изделий:

  1. Облегчённая структура пеноблока позволяет достичь минимальной нагрузки на основу гаража, что существенно сокращает расходы и время при возведении громоздкого фундамента.
  2. Высокопрочный материал безупречно подходит для возведения гаражного бокса высотой до двух этажей с мансардой.
  3. Хорошая теплоизоляция позволит не только сохранить тепло холодными зимами, но и сэкономит бюджет на обогрев помещения.
  4. Выполнение работы не представляет особой сложности, поэтому выполнить строительство гаража можно в течение месяца.
  5. Наличие пеноблоков на рынке по приемлемым ценам делает материал бюджетным.

Пеноблоки настолько лёгкие, что построить двухэтажный гараж не составит труда

При строительстве гаража на приобретение пеноблоков уходит около 1/3 от общего бюджета, большая часть денежных средств направляется на создание фундамента и кровельную конструкцию. Несмотря на это, данный материал для возведения гаража является самым подходящим.

Пеноблоки – удобный в работе, высокотехнологичный современный материал. Для его использования при строительстве гаража не требуется особых навыков, поэтому весь процесс пошагово можно провести своими руками.

Пеноблок отличается лёгким весом и дешевизной

Пеноблоки предпочитают благодаря их доступной стоимости и малому весу в сравнении с кирпичами или шлакоблоками . Последняя особенность даёт возможность существенно снизить затраты на создание фундамента (из-за небольшой массы гаража можно использовать лёгкий фундамент).

Одновременно с этим пенобетон – очень прочный материал. Массу всех конструктивных элементов гаража он выдержит наверняка.

Таблица: Габариты блоков из пенобетона

Марка пеноблока (определяется по плотности) кг/м 3

Высота мм

Ширина мм

Необходимо шт. на 1 м 2 кладки

D 500

D 600

Производят 4 основных вида пенобетона:

  1. Блоки марок D150-D400 – теплоизолирующий материал плотностью от 150 до 400 кг/м 3 . По прочности пеноблоки начинают нормировать начиная с марки D400 – В0,5-В0,75, прочность такого пенобетона равняется 9 кг/см 3 . Вышеуказанные марки материала по воздействию низких температур не нормируются;
  2. Марки пенобетона D500-D900, с плотностью 500-900 кг/м 3 считаются конструкционно-теплоизоляционными. Прочность материала D500 – 13 кг/см 3 . D600 – прочность 16 кг/см 2 , D700 – прочность 24 кг/см 2 , D800 – прочность 27 кг/см 2 , D900 –прочность 35 кг/см 2 ;
  3. Марки пеноблока D1000-D1200, с плотностью 1000-1200 кг/м 3 считаются конструкционными. Прочность материала D1000 – 50 кг/см 2 , D1100 – 64 кг/см 2 , D1200 – 90 кг/см 2 ;
  4. Марки пеноблока D1300-D1600 с плотностью 1300-1600 кг/м 3 считают конструкционно-поризованными. Изготавливают небольшими партиями, по этой причине их характеристики не нормируются в ГОСТе.

Прочностной показатель может иметь отклонения из-за разницы влажности и температуры во время изготовления блоков у конкретного производителя, кроме того на прочность влияет марка цемента и наполнитель.

Плюсы и минусы

Плюсов у пеноблоков ощутимо больше, чем минусов

Часто спорят, что лучше – неавтоклавные или автоклавные пеноблоки. Изготовители хвалят только свою продукцию, но на практике пенобетонные и газосиликатные блоки очень похожи. И, естественно, и у тех, и у других есть как плюсы, так и минусы.

Положительные свойства неавтоклавных пеноблоков

  • Высокая теплоизоляционная способность. По сравнению с кладкой из кирпича у стены из этого материала теплопроводность в 3 раза ниже. По этой характеристике от них не отстают и газосиликатные блоки;
  • Небольшая масса – в 2,5 раза ниже, чем у керамзитобетона. Блоки из газосиликата имеют примерно такую же массу. Из-за этого неавтоклавные и автоклавные блоки легче грузить, перевозить на дальние расстояния и делать кладку. Они позволяют возводить постройки без мощного фундамента, что снижает трудоёмкость, упрощает монтаж и ускоряет строительство;
  • Высокая прочность. Из блоков марки выше D900 можно выполнять кладку несущих стен до 3 этажей. У газосиликатных блоков прочность немного выше;
  • Отличная морозостойкость. Пористая структура материала хорошо защищает внутреннее пространство помещения от низкой температуры. При возможном промерзании стен блоки не трескаются благодаря тому, что внутренняя структура имеет достаточно места для расширения замерзающей влаги;
  • Высокая огнестойкость. Как газосиликат так и пеноблок могут выдерживать воздействие пламени минимум 4 часа. Это можно проверить на практике – направьте газовую горелку на блок и посмотрите за ним. В отличие от привычного бетона, блоки не станут трескаться и разрушаться;
  • Биостойкий, экологический материал. Со временем блоки не портятся и не гниют. В них не содержится токсичных компонентов, и вредных веществ материал не выделяет. В этом отношении газосиликатные блоки хуже. В автоклаве во время вспенивания сырья небольшие частицы извести и алюминия взаимодействуют друг с другом, в результате чего образуется водород. Во время эксплуатации материала он будет выделяться в малых количествах. У пенобетона этого минуса нет, при производстве используют вспениватели (белковые или синтетические), которые не выделяют вредных газов. Кроме того, поры пеноблока абсолютно герметичны – по своей структуре они напоминают гранулы пенопласта;
  • Используется в том числе для монолитного строительства. Можно делать бетон прямо на стройплощадке – необходимо только поставить специальную установку. Подать сжатый воздух от компрессора по специальному шлангу и подавать материал в необходимое место. Но в этом случае пенобетон может служить только в качестве теплоизолирующего материала. К примеру, можно сложить стену в полкирпича, с другой стороны на расстоянии закрепить листы влагостойкого гипсокартона и образовавшееся пространство заполнить пенобетоном. Это будет стоить дешевле и займёт меньше времени, чем укладка традиционного утеплителя;
  • Простота обработки. В материале легко делать штробы, отверстия. Специальных инструментов для этого не нужно, больших физических усилий прилагать не придётся;
  • Небольшая стоимость по сравнению с похожими материалами. Обычно разные стройматериалы сравнивают, пересчитывая расходы на стоимость кирпича. При использовании облегченного (недорогого) фундамента расходы на возведение гаража будут небольшими. Часто это является определяющим выбор фактором;
  • Отличная стойкость к воздействию влаги. Это достигается благодаря герметичным ячейкам материала. У газосиликатных блоков (в которых присутствуют каналы) влагостойкость значительно ниже, влага по каналам быстро пропитывает этот материал. Герметичные ячейки пеноблоков позволяют ему даже плавать на поверхности воды.

Минусы пеноблоков

  • Во время кладки происходит существенная усадка из-за высокого содержания влаги, стена может осесть на 1-3 мм на 1 м кладки. Это происходит, если во время изготовления блоков в состав добавляют много воды, или кладку делают из свежих (сразу после изготовления) блоков. Чтобы они хорошо затвердели, нужно выдержать материал не менее месяца в сухом месте. Безответственные производители не выполняют это технологическое требование. Газосиликатные (автоклавные) блоки не имеют этого минуса – этот материал не подвержен усадке. По этой причине при работе с газосиликатом нет необходимости применять эти меры предосторожности.
  • Есть небольшая способность поглощать влагу, что заставляет дополнительно отделывать поверхность пенобетонных стен. Можно покрыть стены гидрофобизатором для бетона, оштукатурить их или установить вентилируемый фасад;
  • Пенобетон скалывается, чаще это происходит на гранях. Переносить и складывать его нужно осторожно, категорически запрещено засыпать блоки в кузов навалом. Но одновременно с этим небольшая масса пеноблока позволяет его бережно переносить, полностью исключив возможные повреждения;
  • Стены, сложенные из пенобетона, плохо удерживают саморезы, дюбеля и гвозди – они вываливаются. Необходимо использовать специальные дюбеля, предназначенные для пенобетона и оснащённые особой насадкой с резьбой из ABC-пластика. Сначала закручивают в насадку шуруп. Можно использовать шурупы для работ по дереву. Подготовив отверстие в стене, его очищают и осторожно вкручивают в него насадку с шурупом. Этот способ крепления позволяет надёжно подвесить полки или шкафчики.

Особенности выбора пеноблоков

При покупке пенобетона обязательно обращайте внимание на сертификаты соответствия

Сначала убедитесь, что у производителя пеноблока есть необходимые сертификаты качества, проверьте соответствие требованиям ГОСТа и условия поставки продукции . Если максимум информации есть в открытом доступе – значит, производителю скрывать нечего, и он использует качественные материалы. Так делают крупные, надёжные организации. У хорошего производителя пеноблоков есть достаточные площади для организации производства (необходимо минимум 180 м 2), где можно удобно разместить всё оборудование. Производственные здания должны иметь стационарную крышу и обогреваться.

Большое значение имеет стоимость предлагаемого материала – узнайте среднюю цену по рынку на блоки определенной марки. Если вам предлагают материал значительно дешевле, то нужно задуматься – возможно, вам пытаются впарить блоки низкого качества.

Важно! Если производитель пеноблоков заявляет, что у него блоки низкой марки могут использоваться как конструкционные, поскольку они изготовлены по «особой» технологии, доверять такому производителю не стоит. Никакие специальные рецепты смешивания и обработки сырья не способны существенно повысить качество изделий. Вы не сможете сложить из таких блоков даже небольшой надёжный гараж – для несущих стен необходимо применять только особо прочные марки пенобетона.

Осмотрите до покупки выбранный материал – блоки не могут быть белого цвета. Это невозможно по технологии. Цвет у них сероватый, неоднородность окраски недопустима.

Убедитесь в герметичности ячеек блоков – если они соединены, то сырость будет быстро распространяться внутрь материала. Разбейте (с разрешения) блок и оцените, похожа ли внутренняя и наружная структура. Нормальные ячейки круглые, трещины или сколы внутри блоков недопустимы.

Для удобной кладки стен нужно покупать блоки с правильной прямоугольной формой – убедитесь в этом. Для этого поставьте один пеноблок на другой и покачайте их, исследуйте все 4 плоскости блоков – недостаток может быть заметен только на одной из сторон. Впоследствии это способно доставить вам неприятности и увеличить затраты времени на работу.

Если вы купили пеноблоки сразу после изготовления, то не торопитесь использовать их для кладки. Требуемая прочность у них появится не раньше чем через 28 суток. По этой причине лучше выдержать приобретённые блоки 2-3 недели, укрыв их от солнца и дождя.

Составление проекта и сметы расходов

До возведения гаража подготовьте рабочий проект, узнайте все особенности участка. Необходимо определить вид грунта и глубину грунтовых вод – это позволит правильно выбрать подходящий для вас фундамент .

Проект можно начертить в графическом редакторе компьютера или воспользоваться карандашами и бумагой. При определении габаритов постройки принимайте в расчёт все возможные особенности. К примеру, необходим ли вам погреб и смотровая яма, сколько автомобилей вы планируете поставить в гараже. Нужны ли вам стеллажи для хранения запчастей и инструментов. Необходимо ли какое либо рабочее пространство.

Чтобы разместить один легковой автомобиль, достаточно возвести гараж шириной 3.5-4 м и длиной 5-6 м. Если у вас совершенно нет знаний по проектированию или вы не представляете, что вам потребуется, то присмотритесь к готовым проектам – возможно, там вы подберёте то, что подойдёт для ваших условий.

Расчёт

Начинают расчёты, когда известна толщина стен гаража из пеноблока. Если у вас получилась толщина стены в 30 см, то берём высоту, равную 20 см, и длину в 60 см. Подсчитываем количество таких блоков в 1 м 2 и умножаем на общую площадь стен (вычитая размеры окон и проёма ворот. Получившееся в результате количество блоков – необходимый вам результат.

Стандартные габариты гаража для одного автомобиля – 3,5 х 6 м, но этот размер может меняться в зависимости от условия и стоящих задач. Подсчитав необходимое количество пеноблока для 1 м 2 , можно рассчитать количество блоков в одном кубометре материала. Эти расчёты позволят купить необходимое количество материала для постройки гаража (поддоны рассчитаны на 0,9 м 3 или 1,8 м 3).

Необходимые материалы и инструменты

Для постройки гаража из пеноблока потребуются:

  • Доски толщиной 5 мм – для устройства опалубки при заливке фундамента;
  • Заранее просеянный крупнозернистый песок, цемент М400 – эти материалы необходимы для фундамента и устройства пола гаража;
  • Арматура толщиной 12 мм, с её помощью создают армирование фундамента;
  • Блоки из пенобетона для постройки несущих стен;
  • Клей, подходящий для монтажа пенобетона;
  • Доски толщиной 5 мм и двутавровые балки – для создания кровли;
  • Для теплоизоляции крыши можно использовать засыпку из керамзита;
  • Рубероид – необходим для настила кровли и гидроизоляции фундамента;
  • Бетономешалка, жестяные ведра, лопата, кельма, сварочный аппарат, электроды, корыто.

Инструкция по возведению гаража из пеноблоков

Подготовка фундамента

От выбранного вида фундамента зависит общий бюджет на строительство гаража

Правильное устройство основания постройки прямо влияет на её надежность и срок службы гаража. Вид используемого фундамента сказывается на общих затратах на строительство. К примеру, не стоит делать для строения из пеноблоков фундамент глубокого заложения, иначе оно получится лёгким, и большой нагрузки от него не будет, а глубокое основание потребует дополнительных расходов.

Оптимальным вариантом станет ленточный фундамент – для создания такой конструкции потребуется выполнить всего несколько операций.

Монтаж каркаса

Возводить каркас гаража из пеноблоков можно с любого угла

Начинать возведение стен из пеноблоков можно с любого понравившегося угла. Приобретённый пеноблок нужно располагать длинной стороной вдоль стен – так вы быстрее закончите постройку и уменьшите расход материала.

Можно приобрести дополнительно специальные блоки, предназначенные для формирования углов. Они сильно упрощают кладку и ускоряют монтажные работы, потому что не потребуется выполнять выверку расположения поверхности блоков на углах во время кладки. Для установки блоков используют специальный клей или песчано-цементный раствор. Лучше класть пеноблок с помощью клея – он улучшит теплоизоляцию и хорошо соединяет между собой отдельные элементы кладки.

Первая стадия кладки. Сначала для кладки углов гаража удобно отбить периметр стен с помощью колышков и шнура.

Вторая стадия кладки. Начинайте класть стены с любого подходящего угла. Закрепили угловой блок – выкладывайте ряд вдоль длины стены. Установили очередной угловой блок – заполнили ряд второй стены. Постоянно контролируйте расположение пеноблоков с помощью уровня. Через 2 ряда блоков закладывайте между рядами армирующую сетку. Во время работы не забывайте между рядами блоков укладывать в раствор металлические прутья, необходимые для крепления рамы ворот. Сложнее всего для новичка сформировать перемычку над проёмом ворот и последующую кладку верхней части передней стены. Проще всего для создания надёжного проёма уложить над воротами балку-двутавр, а на него уже класть блоки верха передней стены. Укладывайте его таким образом, чтобы края двутавра были замурованы в стенах минимум на 20 см.

Третья стадия кладки. На этом этапе нужно изготовить каркас ворот. Его делают из уголка с полками шириной 5 см, закрепите готовый каркас в проем ворот плотно к стенке, приварите его к заранее заложенным в кладку прутьям и закрепите, используя раствор цемента.

Четвертая стадия кладки. Укладывайте блоки до верха стен, в это время уже нужно определиться с видом кровли для гаража из пеноблоков.

Крыша гаража

Проще всего возвести односкатную крышу

Чаще всего для гаражей делают . Её сделать проще всего, и начинающим строителям лучше начинать именно с такой конструкции. Стены для неё нужно класть с уклоном к задней стене гаража.

На каждый метр стены следует уменьшать её высоту на 5 см. Это несложно сделать самостоятельно, ведь пеноблок легко пилить и обтёсывать, его можно резать в любом направлении простой пилой.

Особенности кладки пеноблоков

  • Раствором специального клея, предназначенного для укладки пеноблоков, покрывают вертикальную грань и распределяют по поверхности шпателем, формируя шов до 20 мм толщиной;
  • Первый ряд пеноблоков нужно укладывать на герметизирующую мастику, намазывая сперва горизонтальную поверхности, а после неё – вертикальную плоскость блока;
  • Для улучшения адгезии блоки слегка смачивают простой водой;
  • Во время работы кладку нужно постоянно контролировать заранее натянутым шнуром и строительным уровнем;
  • Возможные перекосы поверхности нужно сразу устранять;
  • Для повышения прочности стены начальный и окончательный ряд кладки усиливают, заложив в кладку стальную сетку или прутья арматуры – это предотвратит искривление стен и появление трещин;

Технология обшивки

Пеноблочные стены нужно облицовывать в любом случае

Стены из блоков пенобетона нужно обязательно защищать с помощью облицовки . Не верьте продавцам материала, которые утверждают, что в этом нет необходимости – они вам нагло врут. Порывы ветра, зимний снег и летняя влага всё время будут разрушать незащищённый пенобетон. В качестве облицовочного слоя можно использовать штукатурку (минеральную или обычную) или материал, который применяют при создании вентилируемых фасадов. Штукатурку нужно наносить по специальной сетке, закрепив её на поверхности стены.

Для защиты пенобетона от внешних воздействий можно использовать слой кирпичной кладки. Но при этом не забудьте предусмотреть воздушный зазор – у кирпича и пенобетона разная воздухопроницаемость. Если они будут уложены плотно, то пары влаги не смогут вовремя уйти через кирпичную кладку. Они станут проникать обратно через пенобетон и скапливаться внутри гаража.

Видео по теме

Уход и эксплуатация за гаражом из пеноблоков

Вентиляция имеет огромное значение для долгой и надёжной эксплуатации гаража

Учитывая физические качества этого материала, желательно предусмотреть в гараже из пеноблока приточно-вытяжную вентиляционную систему, установив электрический кулер достаточной мощности . Для эффективной работы вентиляционной системы размер вытяжного отверстия нужно делать в 2-3 раза меньше по сравнению в приточным отверстием.

Главной проблемой для гаража из пеноблока является появление конденсата, который приводит к коррозии автомобиля. По этой причине надёжная вентиляция в таком гараже имеет огромное значение.

Теплоизоляция

Стены из пенобетона отлично сохраняют тепло. При использовании гаража только в качестве парковки для автомобиля делать дополнительную теплоизоляцию не нужно. Но если необходимо организовать комфортные условия для посиделок с товарищами, то лучше всего создать трёхслойное утепление гаража. В нём должно быть:

  • Первый слой – пенопласт или минеральная вата;
  • Второй слой – служит для защиты от влаги (для этого подойдёт полиэтилен);
  • Третий слой – служит для отделки. Для этого хорошо подходит гипсокартон, его наклеивают на стены, после чего поверхность штукатурят и подвергают финишной отделке.

При строительстве гаража в регионе с суровым климатом дополнительное утепление потребуется обязательно.

Возведение гаража из пеноблока позволяет получить постройку для хранения автомобиля с высокими эксплуатационными качествами. Учтите, что приобретение блоков из пенобетона займёт примерно 30% общих расходов на строительство. Основные затраты приходятся на создание основания постройки и кровельной системы. Но такой гараж считается одним из самых дешёвых мест для хранения автомобиля.

Сравнительно недавно строительство гаражей из пеноблоков обрело популярность. Развитие технологии происходит стремительно из-за цены и качества материала. Отмечают и то, что он прочный, а гараж из таких блоков внушает доверие. И это только часть положительных свойств.

Характеристика материала

Пузырчатая прочность

Пенобетон получается из смеси цемента, песка и воды, а пузырьки в нём создаются при помощи пенообразователя. Стандартные размеры одного такого блока - 20х30х60 см, а масса варьируется от 100 до 900 кг на м 2 . Несмотря на большое количество пор, плотность материала достаточно высока - в зависимости от модели она составляет от 300 до 1 200 кг на м 3 . Пенобетон практически не впитывает влагу (до 14%), что позволяет использовать его в таких постройках, как сараи и гаражи, где важно постоянное поддержание сухости.

Показатели теплопроводности материала - от 0.1 до 0.4 Вт /м*К, он может выдержать до 35 циклов заморозки-разморозки.

Сравнение пеноблоков и шлакоблоков: преимущества и недостатки

Достоинства Недостатки
Пеноблоки
  • Высокие показатели теплоизоляции;
  • Огнеустойчивость;
  • Устанавливается на разных поверхностях;
  • Нет необходимости в утеплении;
  • Простота в прокладке внутренних коммуникаций;
  • Экологически чистый материал.
  • При нарушении производственных процессов может стать ломким и непрочным;
  • Неустойчив к высоким показаниям влажности.
Шлакоблоки
  • Низкая теплопроводность;
  • По площади больше кирпича в 7 раз;
  • Не токсичен.
  • Обязательна внешняя и внутренняя отделка;
  • Плохие показатели звукоизоляции;
  • Затруднена проводимость коммуникаций;
  • Быстро портятся при высокой влажности.

В жилых помещениях, при строительстве которых используются пеноблоки, температура постоянно на нужном уровне: в летний зной прохладно, а в холод - тепло.

Готовимся к строительству: чертежи, размеры

При подготовке к строительству определяются с назначением здания: гараж на один или два автомобиля, со специально обустроенным местом для вещей или без него. Необязательно делать много подробных чертежей. В случае самостоятельного возведения постройки подойдёт и рисунок-схема с обозначением элементов и размеров. Как пример, возьмите готовую схему в интернете или у соседей, которые уже построили себе подобное здание. Ещё возможно заказать планы гаражей у опытных мастеров, если вы не уверены в своих силах. Знающий человек изучит местность и поможет создать сложный чертёж.

Стандартные размеры для гаража на один автомобиль следующие:

  • ширина - 3 м;
  • длина - 5 м;
  • высота - 2.1 м.

Чертёж гаража на один автомобиль

При планировке гаража на два автомобиля нужно учесть необходимый зазор между ними. Если длина и высота помещения остаются неизменными, то ширина увеличивается в 2 раза. Стандартные размеры гаража на 2 машины:

  • ширина - 7 м;
  • длина - 7 м;
  • высота - до 3 м (зависит от высоты машины и типа кузова).

Чтобы выбор пеноблоков для строительства оправдал впоследствии ожидания, следует при покупке проверить соответствие таких параметров, как:

  • Цвет блоков. Варьируется от светло-серых до тёмно-серых оттенков. Чрезмерная белизна будет свидетельствовать о добавлении извести вместо цемента, а это, в свою очередь, приводит к потере прочности структуры, а также снижению экологических свойств.
  • Пузырьки. Все они должны быть разделены между собой - это не даёт материалу поглощать влагу. Если пузырьки образуют единое целое, перед вами лежит газоблок, характеристики которого противоположны.
  • Форма. Геометрия блоков должна быть идеально ровной. Проверить это вы можете следующим образом: установив один блок на другой. Ровная поверхность плотно соединится между собой и не будет качаться. Погрешности допустимы, но небольшие - 2 мм (плюс или минус).

    Идеальная геометрия

  • Крепость. Проверить её можно, взяв небольшой кусок материала и сделав попытку его раскрошить ладонями. Растёртый кусочек будет свидетельствовать об экономии на цементе либо добавлении большого количества воды.
  • Скол. Видимая структура должна быть одинаковой. В качественном пеноблоке все пузырьки имеют сферическую форму. Овальные же элементы уменьшают прочность, делают материал хрупким.
  • Отсутствие разводов от смазки. Стенки блока и внутренняя его часть должны быть идентичными по цвету. В ином случае это означает, что смазка была некачественной, а это, в свою очередь, приведёт к проблемам со стройкой - на такой пеноблок плохо ляжет штукатурка.
  • Отсутствие трещин. Их наличие свидетельствует о нарушении сушки материала, а также об образовании внутреннего напряжения. Такие блоки могут разрушиться.
  • Последние критерии - плотность и вес. Показатели достаточной плотности - от 600 до 1000 кг/м 3 . Вес пеноблока проверяется в соответствии с выпускаемыми стандартами, которые можно просмотреть на таблице ниже.

    В таблице приведён стандартный вес пеноблока в зависимости от таких характеристик, как марка, вид и размеры

Расчёт гаража

Распространённый размер блока - 0.6 м*0.3 м*0.2 м. Для гаража, который не отапливается специально, подходят стены с шириной в 0.2 м. Поэтому пеноблоки ставятся на боковую часть. Нижний слой поднимают над поверхностью земли на 0.3–0.4 м (исключение составляет контакт с водной поверхностью).

Учитывайте, что пеноблоки - хрупкий материал. На нём образовываются трещины. Чтобы избежать этого, кладут жёсткий фундамент, армированные кладки и пояс по внешней стороне стен.

Чтобы знать, сколько блоков понадобится для возведения, приведём расчёты на примере гаража с размерами 5х6х3 м. Материала на один ряд потребуется: периметр запланированного здания / длину пеноблока = ((a+b)*2) / c=36.6=37 блоков, где A и B - стороны гаража, а С длина пеноблока (6 м). Количество рядов при высоте гаража в 3 м равно: высота гаража/высота блока d/e=10 рядов, где d - высота гаража, а e - высота блока (0.3 м).

Количество пеноблоков для постройки, соответственно, равно: количество блоков в 1 ряду х количество рядов = 37 х 10 = 370 блоков. Но это ещё не конец расчётов. В гараже нужны ворота (двери и окна по усмотрению исполнителя) - в среднем на это уходит 30–50 блоков.

По итогу количество пеноблоков для возведения гаража с размерами 5х6х3 м - 320–340 шт. С учётом бракованных элементов заложите +3%.

Необходимые инструменты

Чтобы возведение гаража происходило легко, нужно заранее подготовить следующие инструменты:

  1. Шуруповёрт.
  2. Пила.
  3. Молоток.
  4. Сварочный инвертор.
  5. Гвозди.
  6. Уровень строительный и шнуровой.

А ещё понадобятся такие материалы:

  1. Пеноблоки.
  2. Цемент, песок, бетон и щебень.
  3. Арматура и рубероид.
  4. Электроды для работ со сваркой.

Пригодятся также шпатели, кельмы, лопата и пара вёдер.

Пошаговая инструкция по возведению гаража из пеноблоков своими руками: фундамент-отделка

Возведение постройки начинается с фундамента. Обязательно следят за укладкой слоя гидроизоляции, который снижает вероятность сырости. Материал - монолитные железобетонные плиты ленточного или плитного типа.

Ленточный фундамент используется чаще, стоит дешевле и лучше поднимает постройку над грунтом. Плиточный же используется на глинистых типах грунта. Первый вариант укладывают на песчано-гравийном или непучинистом песчаном грунтах либо же в таких постройках, где нужен подвальный уровень.

Пример того как нужно собирать каркас для заливки фундамента

Для фундамента вырывается траншея шириной в 50 см и глубиной 70 см. После этого уплотните грунт в самой траншее и засыпьте песок на 30 см, залейте водой и утрамбуйте. Для упрочнения основы под гараж фундамент армируется. Для этого нужно сварить каркас и вставить его в траншею.

Затем траншея застилается рубероидом для гидроизоляции. Подготовьте бетон и залейте поверх арматурной сетки. К следующим этапам можно перейти только после его полного застывания.

Для установки ворот в стене из пеноблоков закладывается железобетонная перемычка. Как вариант, устанавливается двусторонняя рамка из стального уголка. Возводя здание, мастер обкладывает блоки вокруг рамки. Для придания им нужного вида используется ножовка, блоки обрезаются по высоте. Для гаража выбираются ворота такой конструкции, которая будет устраивать и с эстетической точки зрения, и с финансовой.

Перемычку делают из металлического уголка

На первом этапе приварите прутья из арматуры (40 см в длину и диаметром в 12 мм) по четыре (или больше) штуки в высоту к раме ворот. Желательно, чтобы сетка из арматуры проходила по местам стыков блоков. Это упрочнит конструкцию.

Следующий этап - грунтовка и покраска ворот. Это также можно сделать заранее, чтобы ускорить процесс возведения гаража. Последний этап - установка ворот в проём строго вертикально. Положение проверяют по строительному уровню и фиксируют с двух сторон при помощи деревянных раскосов.

Стены возводятся на основе двух видов составов. Это либо обыкновенный цементный раствор, либо строительный клей. Использование первого материала дешевле, но ширина шва достигает до 1 см. Второго материала расходуется меньше и ширина стыка всего 2–5 мм. Клей используется только при условии точных геометрических размеров блока.

Первое, что следует сделать - это выставить углы. Между ними натягивается верёвка, по которой выполняется кладка.

Армирующую сетку следует укладывать через каждые два слоя, это избавит от появления трещин

Начинаем класть стены. После первых двух рядов вмуруйте армированную сетку. Затем положите ещё 2 ряда и повторяйте действия до крыши.

Для того, чтобы укрепить стены гаража, их следует армировать. Это нужно делать через каждые два слоя кладки

Прутья, приваренные к раме ворот на этапе их установки, обкладываются пеноблоками. На следующем этапе монтируется перемычка над воротами. При её изготовлении используются углы 5 см, из которых варится каркас по размерам ворот. Устанавливается с внутренней стороны стен и закрепляется цементом. Поверх укладывается балка и продолжается возведение стены.

Построить удобный гараж для автомобиля стало очень просто. Благодаря современным строительным материалам и богатому практическому опыту возведение конструкции осуществляется за короткий отрезок времени.

Почему гараж из пеноблоков пользуется особой популярностью:

  • небольшая стоимость пенобетона;
  • при возведении строения можно избежать строительства усиленного фундамента из-за небольшого веса материала;
  • постройка получается настолько крепкой, что даже тяжеловесная машина будет годами защищена от непогоды;
  • цементные кирпичи имеют довольно низкую теплопроводимость, поэтому гараж из пеноблоков своими руками не потребует дополнительного утепления стен;
  • строительный материал практичный и удобный. Конструкция получит красивые очертания без задействования тяжелой и дорогостоящей техники.

Планирование

Чтобы гараж из пеноблоков соответствовал стандартам безопасности и полностью удовлетворял потребностям, следует составить проект объекта. В учет берется размер будущего строения, тип почвы, высота грунтовых вод, климатические условия. Отталкиваясь от полученных данных можно легко рассчитать количество пеноблоков и выбрать необходимый тип фундамента.

Что включает в себя типовой проект:

  1. Внешний облик будущей застройки.
  2. Возможные способы отделки фасада.
  3. Общая площадь гаража и его этажность.
  4. Планировка пространства.
  5. Точные расчеты строительного материала.

Качественно составленный проект поможет предвидеть проблемные ситуации и избежать лишних переплат.

В практических целях гараж из пеноблоков укомплектовывается смотровой ямой, дополнительным подвалом и полезной рабочей зоной на стенах.


Закладка фундамента

  1. Если строительство осуществляется на территории, где грунт однородный, непучинистый и плотный, ленточного основания будет достаточно. Низкие грунтовые воды не подтопят строение даже в весенний период. По периметру выкапывается траншея, которая засыпается песком, затем выкладывается щебень. Гидроизоляционный слой важен. После трамбовки внутреннее пространство армируется и бетонируется в один прием. Требуется время для полного затвердения ленточной кладки.
  2. Когда строительство фундамента для гаража из пеноблоков осуществляется на проблемном грунте в ход идет монолитная бетонная плита. Цементный кирпич не переносит нагрузку на изгиб, поэтому при небольшой деформации материал трескается. Чтобы этого не произошло, в земле устанавливается бетонная плита, которая «плавает» вместе с конструкцией как одно целое.
  3. Вышеописанный монолитный фундамент под гараж из пеноблоков не подойдет, если внутри будет смотровая яма. В данном случае устанавливается углубленная ленточная основа, которая совмещается со свайно-ленточным фундаментом.

Возведение стен

Цементный материал вбирает влагу, поэтому может разрушить основание. В качестве профилактических мер сооружается цоколь из красного кирпича. На месте прилегания с фундаментом по всему периметру укладывается рубероид в несколько слоев. Только так цоколь даст надежную защиту: стены сохранят геометрическую форму и не подвергнутся пагубным разрушениям под действием воды.

Возведение стен начинается с углов. Чтобы каждый раз не выверять угол, рекомендуется приобрести угловые цементные блоки. После каждого второго ряда кладка армируется сеткой. Приваренные к раме воротные прутья, помещаются между пеноблоками и фиксируются цементным раствором.

Особое внимание уделяется установке перемычки над воротами, ведь даже небольшое смещение может повести всю кладку переднего фасада. Сваренный каркас из уголков должен точно повторять размеры ворот.

Для наилучшего сцепки строим гараж из пеноблоков своими руками при помощи цементно-песчаной массы или специального клеящего состава. Последнему отдается большее предпочтение, так как строительный материал очень удобен в применении и показывает наилучшие результаты скрепления форм.


Устройство кровли гаража

  1. Крыша постройки может быть разнообразной. Самым приемлемым эконом вариантом является односкатное кровельное покрытие. Стены в данном случае должны с каждым метром вверх иметь незначительный уклон от воротной конструкции к задней стенке здания.
  2. Стандартное двускатное кровельное покрытие также не требует дополнительных переплат при возведении. На верхнюю часть стен устанавливается мауэрлат из деревянных брусьев. Нельзя забывать о тщательной гидроизоляционной отделке по периметру основания крыши. Влага не должны соприкасаться с деревом. Если придерживаться строительных стандартов устройства кровли, гараж из пеноблоков получится функциональным и прочным.


Качественный пол гаража

Самым затратным и трудоемким видом работ при строительстве является заливка пола. Так, добротный гараж из пеноблоков своими руками должен быть с бетонным полом. Дешевое покрытие не выдержит большой вес транспортного средства и перепады температур.

Этапы работ:

  • засыпьте на очищенную поверхность небольшой слой щебенки, затем слой просеянного песка и гравия. Все тщательно утрамбовывается;
  • готовая засыпка заливается крепким цементным раствором (желательно в один прием). Стяжка по ходу работ выравнивается. Обязательно дать время для полного застывания, иначе гараж из пеноблоков своими руками по всему напольному покрытию получит трещины, которые даже после точечной обработки все равно будут проявляться.

Построенный гараж из пеноблоков следует оснастить вентиляцией, так как естественная циркуляция воздуха отсутствует. Даже незначительно скопившийся конденсат может повредить все имущество. Если построить приточно-вытяжной вентиляционный ход, произойдёт естественная регулировка поступающих воздушных потоков и выход загрязненного воздуха из помещения.


Двухэтажный гараж из пеноблоков своими руками

Когда позволяют денежные средства можно порадовать себя двухэтажной постройкой. Верхнее помещение оформляется как личное пространство. Единственным минусом будет попадание специфичных запахов с первого этажа.

Следует помнить, что в данном случае строительство фундамента окажется более затратным. Рекомендуется также присмотреться к варианту застройки с мансардой. Небольшое помещение сверху пригодится для инструментов и прочей важной мелочевки. Обустройство мансарды менее затратное, однако, полезные свойства на лицо.

Нужно ли дополнительное утепление?

Если гараж из пеноблоков будет эксплуатироваться в суровых климатических условиях, конструкции потребуется дополнительное утепление.

Трехслойное сочетание защиты:

  1. Стекловолокно (пенопласт) для удержания тепла.
  2. Гидроизолирующее пленочное покрытие (предотвращает попадание влаги).
  3. Непосредственная отделка. В качестве строительного материала часто используется гипсокартон. После фиксации стены грунтуются, штукатурятся и подвергаются финишной обработке. Заключительное обрамление помещения при строительстве придаст гаражным метрам опрятный вид.


Как сэкономить на строительстве гаража из пеноблока?

Старайтесь приобрести необходимый материал в нестроительный сезон, так как цена будет на порядок ниже. Если строение принадлежит обычному автовладельцу, рекомендуется отказаться от смотровой ямы. Когда аккуратно выведены стены, дополнительная наружная отделка не нужна.

При совсем небольшом бюджете бетонный пол заменяется хорошо утрамбованным грунтовым. Постарайтесь растянуть мероприятия на несколько временных этапов. В промежутке можно восстановить силы и собрать деньги для дальнейшего возведения.

Достраивание мансарды или второго этажа требует дополнительных вложений. Для обычного автовладельца будет достаточно полезного пространства на внутренних стенах.

При строительстве гаража из пеноблоков даже дилетант окажется хорошим строителем. Каждый квадрат в пять раз больше кирпича, что существенно облегчает создание ровной кладки. Время работ также сократится. Применение клеящих составов уменьшит межблочные швы и сделает стены очень прочными.

Несмотря на то, что в нынешнее время стало модно держать машины во дворе, не утруждая себя покупкой гаража, это веяние нравится далеко не всем автовладельцам. Если человек заботится о своем транспортном средстве и самостоятельно выполняет хотя бы минимальное его техобслуживание, без гаража обойтись трудно. Кроме того, автомобиль, находясь постоянно на улице, подвергается постоянному воздействию таких атмосферных факторов как осадки, ветер, солнечный свет, перепады температуры.

Воздействие каждого из них отрицательно сказывается на всех материалах, из которых сделан автомобиль, будь то сталь или пластик. Металлические конструкции при этом активно корродируют, а пластик постепенно теряет прочность, вследствие чего срок эксплуатации автомобиля уменьшается.

Поэтому предусмотрительные автовладельцы предпочитают ставить машину в гараж, где она не только «отдыхает от работы», но также обслуживается и ремонтируется. И у хозяина на душе спокойнее, когда транспортное средство стоит под замком.

Не каждый человек может позволить себе приобрести капитальный гараж, поэтому многие берутся за строительство самостоятельно. На этапе планирования главным вопросом является выбор материала для возведения стен будущего гаража. Выбор здесь не так широк, как хотелось бы, но все же есть несколько вариантов, которые можно рассматривать: это кирпич, бетон, дерево, блочные материалы.

Кирпич часто отпадает по причине дороговизны и относительной сложности кладочных работ из мелких элементов.

Бетонный гараж будет очень надежным, но его строительство также затруднительно для самостоятельного выполнения. Для возведения гаража из бетонных плит или блоков понадобится грузоподъемная техника, а заливка монолитных стен также довольно затратна как финансово, так и в плане трудозатрат.

Деревянный гараж отпадает сразу – слишком огнеопасный вариант, особенно если учесть, что эксплуатация автомобиля невозможна без бензина и масел.

Лучшим и наиболее реальным вариантом для самостоятельного возведения остаются крупноблочные материалы. Учитывая, что строить придется без использования строительной техники, лучше выбрать легкие блоки, которые представлены на рынке в трех основных вариантах: шлакоблоки, пеноблоки, газоблоки. Шлакоблоки боятся влаги, газоблоки имеют открытее поры, поэтому тоже требуют защиты от атмосферной влаги. А вот пеноблоки, отличающиеся большим количеством закрытых пор, стоит рассмотреть поподробнее.

Блоки из пенобетона

Пенобетон отличается от газобетона закрытыми порами, что значительно снижает влаго- и паропоглощение материала, делая его пригодным для строительства подсобных и жилых зданий, в том числе и гаражей.

Пенобетон, произведенный в промышленных условиях, нарезают на элементы различной геометрии, в том числе и на стеновые блоки, представляющие собой правильный параллелепипед со сторонами 600×300×200 мм.

Современное оборудование позволяет добиться высокой геометрической точности размеров, что облегчает кладку конструкций из блоков.

В продаже встречаются блоки с ровными гранями, а также блоки, торцы которых снабжены пазами и гребнями, значительно облегчающими процесс кладки.

Все пенобетонные блоки делятся на три категории согласно из технологическому предназначению.

Блоки бывают:

  • термоизоляционные – имеют марку D400-D500, они не слишком прочны и морозостойки, поэтому для открытых работ непригодны;
  • конструкционно-термоизоляционные – марки D600-D1000, которые можно использовать как для кладки конструкций, так и в качестве теплоизоляции;
  • конструкционные – марки D1100-D1200, используются для монтажа различных конструкций, но теплоизоляционные характеристики у них снижены, хотя и превосходят аналогичный показатель кирпича вдвое.

Преимущества использования пеноблоков для постройки гаража:

  • Невысокая плотность пенобетона облегчает конструкцию гаража и позволяет не заниматься устройством полноценного фундамента, можно использовать мелкозаглубленную фундаментную ленту.
  • Небольшой вес блоков и их крупные размеры облегчают и ускоряют возведение стен.
  • Материал экологически безопасен.
  • Закрытые поры пенобетона позволяют выкладывать стены практически от уровня земли, без возведения высокого цоколя из других материалов.
  • Блоки можно резать, сверлить и фрезеровать при помощи обычного инструмента.
  • Пористый материал хорошо поглощает звук.
  • Блоки не дают большой усадки, поэтому внешнюю отделку гаража можно делать уже через 3-4 недели.

Недостатки пеноблоков являются следствием их достоинств:

  • Легкий пористый материал все-таки нуждается во внешней отделке, защищающей его от атмосферной влаги, поэтому постройку желательно хотя бы оштукатурить.
  • Не каждый крепежный элемент будет хорошо держаться в пенобетоне. Правда, в продаже всегда можно найти подходящие дюбели.
  • Паропроницаемость пенобетона оставляет желать лучшего, поэтому гараж придется оборудовать вентиляцией, дабы не создавать условий для коррозии частей автомобиля.

Итак, лучшим материалом для гаража станут конструкционно-теплоизоляционные пеноблоки марки D600-D800. Именно они отличаются оптимальным сочетанием прочностных и теплоизоляционных качеств, необходимых для строительства гаража.

Если Вам хочется сделать гараж более теплым, то можно укладывать блоки на более широкую сторону – 300 мм, увеличивая, таким образом, толщину стен. Хотя можно пойти и другим путем: приобрести блоки большей толщины 300×400×600 мм.

Порядок производства работ

Не стоит приступать к строительству без предварительной подготовки.

Лучше разбить весь процесс на этапы, это позволит правильно спланировать работы:

  • Разработка проекта гаража. Если вы строите простой одноэтажный гараж без смотровой ямы, то можно ограничиться самостоятельно нарисованным планом. Если же гараж будет двухэтажным или со смотровой ямой и погребом, то лучше заказать проект у специалистов. Тогда и все вопросы с материалами будут решены в процессе подготовки проекта.
  • Расчет потребности в материалах, включая фундамент, ворота, стены, полы и кровлю будущей постройки.
  • Приобретение материалов.
  • Возведение фундамента. На этом этапе также нередко проводят работы по устройству полов и оборудованию смотровой ямы.
  • Возведение стен постройки и установка ворот.
  • Монтаж кровли.
  • Устройство вентиляции, отделка стен снаружи и изнутри.
  • Благоустройство гаража – крепление полок, установка верстака и другого необходимого оборудования.

Очень важно на стадии подготовки к строительству сразу решить вопрос с видом фундамента и кровли.

Возведение фундамента

Устройство фундамента требует выяснения хотя бы первичной информации о грунтах на отведенном для строительства участке. Если это прочные сухие грунты, то можно ограничиться устройством неглубокой фундаментной ленты. Если грунт влажный и пучинистый, то придется возводить свайно-ленточный фундамент.

После разметки осей фундамента с помощью колышков и шнура, проверки прямизны всех углов, можно приступать к работам.

Работы выполняются в следующем порядке:

  • По периметру будущего строения нужно выкопать траншею глубиной около 700 мм. Ее ширина должна превышать ширину стен гаража на 200-300 мм.
  • Дно траншеи нужно засыпать слой песка высотой 100 мм и тщательно его утрамбовать.
  • Затем аналогично создается гравийный слой.
  • На следующем этапе выставляется опалубка. Ее высота должна учитывать высоту цоколя над уровнем грунта, обычно составляющую 150-200 мм. Необходимо очень точно выставить горизонтальный уровень верхнего среза цоколя. Это важно для последующей кладки пеноблоков.
  • Внутри опалубки должен быть сделан слой гидроизоляции так, чтобы края гидроизоляционного материала выходили наружу выше стенок опалубки.
  • После этого нужно смонтировать армирующий пояс. Обычно он представляет собой 4-6 арматурных стержня, образующих стороны прямоугольника, и связанных между собой перемычками.
  • Для заливки фундамента используется обычный бетонный раствор. Поверхность уложенной в опалубку бетонной массы нужно тщательно разровнять.
  • Далее фундамент должен постоять 3-4 недели для того чтобы бетон набрал необходимую прочность.
  • После этого нужно произвести гидроизоляцию фундамента, обмазав его битумной мастикой с трех сторон. В качестве горизонтальной гидроизоляции можно использовать рубероид в 1 или 2 слоя.

Этот вариант немного сложнее, но зато гарантирует защиту фундамента от воздействия сил морозного пучения.

Работы проводятся так:

  • Аналогично первому варианту нужно выкопать траншею.
  • Затем в ее дне бурят отверстия по всему периметру гаража. Глубина бурения должна превышать глубину сезонного промерзания грунта в данной местности. Диаметр скважин должен составлять не менее трети ширины бетонного ростверка. Отверстия должны располагаться во всех углах гаража, а по длине стен они идут на расстоянии 100-120 см.
  • В отверстия нужно забить асбоцементные трубы и или поставить трубу из свернутого рубероида.
  • Затем в скважины опускают арматурные стержни в количестве 2-3 штуки. Высота стержней должна быть такой, чтобы их концы располагались в уровне бетонного ростверка.
  • Затем ставят опалубку и монтируют арматурный каркас фундаментной ленты.
  • После этого отверстия, а затем и опалубку заливают бетоном.

После набора прочности фундамент гидроизолируют.

Монолитная плита – еще один вариант устройства фундамента на ненадежных или водонасыщенных грунтах. Это вариант позволяет не бурить скважины. Для его реализации по всей площади гаража отрывают неглубокий котлован, выставляют опалубку, монтируют арматурный каркас по всей площади котлована и укладывают бетон.

После отверждения бетона получается монолитная плавающая плита, которая предохраняет несущие конструкции гаража от деформаций, возникающих в грунте.

Пол в гараже проще всего сделать бетонный.

Если возникнет потребность, потом можно смонтировать сверху другое половое покрытие. На этапе возведения фундамента залить пол гораздо проще, чем после кладки стен. Для пола понадобится гравийно-песчаная подушка, по которой монтируют армированную стяжку толщиной не менее 100 мм. Это необходимо для того, чтобы пол мог выдерживать вес автомобиля.

Если необходима смотровая яма , то лучше тоже выкопать и обустроить ее на этапе заливки фундамента. Ширина ямы должна составлять не менее 90-100 см, а глубина около 180 см. Стенки можно выложить кирпичом, либо залить бетоном в несколько этапов, сдвигая опалубку наверх.

При бетонировании между стенками ямы и опалубкой нужно произвести армирование.

До начала работ необходимо разметить место установки ворот. Если они уже готовы, то можно сразу выставить их на место, используя для фиксации деревянные распорки.

При этом очень важно соблюдать вертикальность и горизонтальность конструкции.

Для обеспечения надежной связи между воротами и последующей кладкой к их стойкам приваривают перпендикулярные куски арматуры длиной около 50 см, которые будут вмурованы в кладку. Стержни должны располагаться по высоте так, чтобы впоследствии как можно точнее попадать в швы между рядами блоков.

Если ворота еще не готовы, то для них нужно оставить проем соответствующего размера.

Далее можно приступать к кладке стен:

  • Первый ряд укладывают на слой гидроизоляции, чтобы изолировать блоки от капиллярной влаги фундамента. Этот ряд всегда укладывают на цементный раствор. Кладку начинают от углов, начиная с самой высокой точки. Выложив углы, уровень кладки проверяют при помощи шнуров, натянутых между угловыми блоками. Все они должны располагаться в одной горизонтальной плоскости.
  • После того как раствор схватится, нужно провести армирование первого ряда блоков. Это делают при помощи арматурных прутьев, либо закладывая в раствор между рядами армирующую сетку. При использовании прутков диаметром 8 мм, в блоках нужно прорезать штробы, глубиной около 20 мм, затем очистить их от пыли и наполовину заполнить строительным клеем. После этого в канавки укладывают арматуру с перехлестом соседних прутьев 300-400 мм. В углах кладки прутки сгибают под углом 90 градусов, заводя на соседнюю стену. После укладки арматуры штробы заполняют кладочным раствором, разравнивая его до уровня поверхности блока.

  • Следующие ряды можно выкладывать, используя строительный клей или цементный раствор с перлитом. Клей позволяет делать швы очень тонкими – 3 мм, что снижает теплопотери гаража. Приготовление клея нужно вести строго по прилагаемой к нему инструкции. Не стоит замешивать слишком много клеевого раствора, в готовом виде срок жизни клея ограничен. Использование перлита для приготовления раствора также снижает его теплопроводность. Пропорция компонентов такого раствора следующая: 1 часть песка:1 часть цемента: 1 часть перлита.
  • Кладка ведется с перевязкой швов. Смещение элементов в соседних по высоте рядах должно составлять не менее 100 мм, а желательно, чтобы оно составляло половину длины блока.
  • Перед монтажом каждого последующего ряда поверхность кладки проверяется на ровность. Если обнаружены какие-либо бугорки, то их удаляют при помощи рубанка или терки. Затем поверхность обеспыливают и смачивают водой – это улучшает распределение клея по поверхности.
  • Если блоки имеют гладкие поверхности, то клей нужно наносить с трех сторон – двух вертикальных горизонтальной. Если же блоки снабжены пазогребневыми замками, то клей наносят только на горизонтальную плоскость.
  • После установки каждый блок тщательно выравнивается по горизонтали и вертикали, прижимается вручную или путем простукивания резиновым молотком. Выступивший клей сразу удаляется и используется для оштукатуривания швов вровень с поверхностью стены.
  • Армирование кладки производится после укладки 1-го и 2-го рядов, а затем через каждые 4 ряда. Также армирование проводится под окнами, а также в области установки перемычек над дверными и оконными блоками.
  • Сами перемычки могут быть бетонными или металлическими – из швеллера подходящей ширины.
  • По верхнему срезу стен желательно залить железобетонный армирующий пояс, который придаст постройке дополнительную прочность. Если запланирована легкая односкатная кровля с использованием деревянных стропил, бетонный пояс можно не делать. В остальных случаях он послужит опорой бетонных плит, либо деревянных мауэрлатов.

Со стороны кровли гараж из пеноблоков обязательно должен быть утепленным, иначе теряется весь смысл использования теплоизолирующего материала.

Для утепления потолка можно использовать любой легкий утеплитель.

Прекрасно подойдет:

  • керамзит;
  • минеральная вата;
  • шлак.

В данном случае чаще всего монтируют плоскую односкатную кровлю с неорганизованным водостоком. Но при наличии возможностей и желания можно сделать настоящую двускатную кровлю, которая выглядит гораздо интереснее.

Для устройства плоской кровли по слою утеплителя делают тонкую бетонную армированную стяжку. А уже по ней делают мягкую кровлю.

Если решено сооружать двускатную кровлю, то в качестве кровельного материала можно использовать штучные изделия: шифер, металлочерепица, мягкая черепица.

Как уже было сказано, для увеличения срока службы пеноблоков, их лучше изолировать от окружающей среды.

Способов сделать это снаружи достаточно много:

  • оштукатуривание;
  • окрашивание фасадными красками;
  • облицовка плиткой или сайдингом;
  • устройство навесного фасада.

Изнутри стены лучше тоже оштукатурить, хотя можно и облицевать влагостойким гипсокартоном.

Воздухообмен в гараже обеспечивается посредством устройства самой простейшей естественной циркуляции воздуха. Для этого в пеноблоках нужно вырезать отверстия: одно на уровне пола, второе – в районе потолка.

Вентиляционные отверстия должны быть размещены на противоположных стенах. Их нужно закрыть вентиляционными решетками с регулируемыми заслонками. Это поможет при необходимости изменять интенсивность воздухообмена в гараже.

Если есть возможность, то можно оснастить вентиляцию вытяжным вентилятором, который можно включать при необходимости быстро проветрить гараж.

Для того чтобы не переплачивать за лишние материалы и услуги, не стоит предусматривать в гараже ненужные опции, вроде смотровой ямы, если Вы не занимаетесь ремонтом машины самостоятельно; погреба – если Вы запланировали его «на всякий случай», дорогостоящей внешней или внутренней отделки – в конце концов, можно остановиться на простом оштукатуривании стен и побелке их известью.

Таким образом, строительство одноэтажного гаража из пеноблоков можно осуществить собственными руками. Если же Вы хотите возвести двухэтажное строение, то, скорее всего, Вам понадобятся помощники или услуги профессионалов.