Технические указания по применению нетканых материалов для усиления земляного полотна. Технические указания по применению нетканых материалов для усиления земляного полотна Устройство прослойки из нетканого синтетического материала нсм

  • Дата: 17.10.2019

Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих, занятых устройством слоя из синтетического нетканого материала (дорнита) в основании земляного полотна (на захватке длиной 50 - 100 м) с раскаткой материала в продольном направлении.

Обозначение: КТП 6.03.1.2002
Название рус.: Устройство слоя из синтетического нетканого материала (дорнита) в основании земляного полотна с раскаткой материала в продольном направлении
Статус: не установлен срок действия
Заменяет собой: КТ 10.5.1.90
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 01.01.2002
Утвержден: 01.01.2002 Росавтодор (Rosavtodor)
Опубликован: ГП Центроргтруд Росавтодора (2002 г.)
Ссылки для скачивания:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Устройство слоя
из синтетического нетканого материала (дорнита)
в основании земляного полотна
с раскаткой материала в продольном направлении

КТП-6.03.1-2002

Издание второе, переработанное и дополненное

(Выпуск 6)

Москва 2002 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

. Область и эффективность применения карты

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ТЕ, ЕниР

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на устройство 100 м 2 слоя из синтетического нетканого материала (дорнита)

Примечание: В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы - 2 % и отдых - 13 %.

Применение карты позволит повысить производительность труда до 5 - 6 %.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

Наименование

Бульдозер на тракторе Т-130

Каток ДУ-29 (Д-624)

Нож складной

Лопата совковая

Скобы для крепления

Типовые ограждения и знаки безопасности

М 1 - приводит агрегат в рабочее положение, производит разравнивание с укладкой его в соответствии с проектным профилем. При холостом ходе проводит частичное уплотнение насыпи.

Уплотнение грунта основания насыпи за 6 проходов по одному следу

М 2 - приводит агрегат в рабочее положение и производит уплотнение 6 проходами катка с разворотом на насыпи.

Подготовка рулонов дорнита к раскатке

Д 1 , Д 2 , Д 3 - подносят рулон дорнита к месту раскатки. По торцам захватки, где раскатывается дорнит, выставляются маячные вешки.

Раскатка рулонов в продольном направлении, резка полотен, скрепление скобами

Д 1 , Д 2 - производят раскатку рулонов вручную по всей ширине основания. Д 3 - после раскатки первых метров краевую часть полотна закрепляют 3-мя скобами, а при дальнейшей раскатке - через 1,5 - 2 м. В конце захватки полотно отрезают (Д 3) от рулона ножом и поворачивают на 180° (Д 1 , Д 2), продолжая раскатку в обратном направлении внахлест с перекрытием не менее 15 см.

Контроль качества выполненных работ, исправление дефектов

Д 1 , Д 2 , Д 3 - после раскатки всего дорнита путем визуального осмотра проверяют качество уложенного слоя, качество стыковки полотен. Переход на следующую захватку.

Разработка грунта II группы с перемещением на 20 м для засыпки дорнита

М 1 - приводит агрегат в рабочее положение и производит разработку, перемещение и выгрузку грунта на подстилающий слой дорнита с возвратом в забой порожняком.

Разравнивание грунта бульдозером

Уплотнение грунта за 6 проходов катка по одному следу

Действующий

Утверждено Министерством путей сообщения 3 мая 1988 г.


В Технических указаниях изложены требования по проектированию и расчету противодеформационных конструкций из нетканого материала, укладываемых для устранения просадок пути, интенсивных расстройств рельсовой колеи, оползаний откосов, а также для предупреждения образования балластных корыт и лож на основной площадке земляного полотна и размывов. Даны основные положения по организации и технологии работ при устройстве этих конструкций.

Для инженерно-технических работников путевого хозяйства.

Ответственные за выпуск П.И.Дыдышко, В.В.Соколов

Заведующий редакцией В.Г.Пешков

Редактор Л.П.Топольницкая

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения СССР

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях повышения грузонапряженности и нагрузок от подвижного состава на рельсы и увеличения скорости движения поездов интенсивность расстройств пути возрастает, что неблагоприятно сказывается на провозной способности железных дорог.

Стабильность железнодорожного пути в значительной мере зависит от земляного полотна, которое примерно на 70% протяженности сложено глинистыми грунтами. Под совместным воздействием подвижной нагрузки и климатических факторов земляное полотно в этих местах неравномерно деформируется. Основная площадка (поверхность раздела балластных материалов и глинистых грунтов) часто поражена балластными корытами и ложами. Как правило, интенсивность расстройств пути по уровню и в профиле на этих участках повышена. В отдельных случаях (примерно 1% общесетевой протяженности) происходят просадки пути, которые сопровождаются неравномерными оседаниями и сдвижками рельсовой колеи, разжижением глинистого грунта с выплесками из-под шпал, выдавливанием масс этого грунта на поверхность балластной призмы. Они усиливаются при оттаивании грунта и выпадении дождей. В благоприятных инженерно-геологических условиях деформации подрельсового основания могут проявляться в местах повышенного динамического воздействия подвижной нагрузки (стрелочные переводы, уравнительные пролеты бесстыкового пути и др.), а также на сильно засоряемых участках.

В современных условиях эксплуатации возможности предоставления "окон" в движении поездов для выполнения работ по усилению земляного полотна и пути в целом при высокой грузонапряженности ограничены. Это вынуждает в максимальной мере сокращать объемы земляных работ и переходить к использованию в противодеформационных конструкциях искусственных материалов, обладающих необходимыми свойствами.

Для тепловой изоляции применяют пенопласт, предупреждающий сезонное промерзание - оттаивание глинистых грунтов, для гидравлической изоляции - полимерную пленку, которая предотвращает инфильтрацию атмосферных осадков. Тепло- и гидроизоляционные покрытия укладывают в пределах балластной призмы. Требования по их устройству изложены в Технических указаниях по устранению причин и просадок железнодорожного пути , ЦП/4369.

Нетканый синтетический материал, который в настоящее время находит все более широкое применение при строительстве и эксплуатации сооружений различного назначения в нашей стране и за рубежом, способен разделять и армировать грунты, дренировать и отводить воду. Этот материал изготавливают из синтетических волокон (отходы, вторичное сырье или первичное из расплава полимеров), которые соединяют между собой механическим путем на иглопробивных машинах, где специальные иглы спутывают их в слое. Для производства материалов используют волокна из различных полимеров (полиэфира, полиамида, полипропилена и др.), химическая и биологическая стойкость которых обеспечивает срок службы их в грунте на протяжении нескольких десятков лет. Применение натуральных волокон исключается, так как они недолговечны при работе в грунте.

К числу важнейших свойств нетканых материалов относятся следующие:

способность задерживать мелкие частицы грунта (свойство фильтра);

высокая водопроницаемость;

высокая механическая прочность при растяжении в сочетании с эластичностью и способностью к удлинению;

технологичность применения (малый расход на единицу площади, удобство транспортирования, укладки и соединения).

Обладая указанным комплексом свойств, нетканый материал выполняет одну из своих функций - роль разделительной прослойки . Сложившееся под совокупным воздействием нагрузок и климатических факторов напряженно-деформированное состояние грунта после укладки нетканого материала изменяется. Эта прослойка препятствует проявлению остаточных деформаций грунта, так как свобода перемещения отдельных частиц ограничивается. Они не могут пройти сквозь материал. При этом предупреждается взаимопроникновение крупных частиц в глинистый грунт и мелких частиц в дренирующий грунт. Сдвиг отдельных слоев, агрегатов или частиц грунта в зоне прослойки затруднен.

Армирующая функция материала заключается в том, что он способен выдерживать растягивающие усилия и увеличивать несущую способность грунтового основания, укрепленного этим материалом. При этом напряжения в грунтовом массиве перераспределяются. Прослойка, работая как мембрана, передает часть напряжений, выравнивая их в определенной мере, от более нагруженных мест к менее нагруженным.

В роли обратного фильтра материал предотвращает механическую суффозию, т.е. вынос мелких частиц грунта потоком воды. При этом в направлении движения воды перед прослойкой нетканого материала в результате пересортировки частиц образуется дополнительно естественный грунтовый обратный фильтр.

Работа нетканого материала в качестве дренирующего слоя (функция дренажа) возможна благодаря его высокой водопроницаемости вдоль полотна. Например, при расположении материала на грунте с низким коэффициентом фильтрации поток инфильтрующихся осадков, достигнув слоя этого материала, начнет двигаться по нему. Часть воды уйдет вниз в грунт, но часть ее изменит свое движение в направлении меньшего сопротивления и отведется в сторону от нуждающегося в защите грунта.

Указанные функции проявляются в зависимости от вида устраняемых деформаций порознь или, что встречается чаще всего, совместно.

Нетканый материал применяют для устранения и предупреждения просадок пути, интенсивных расстройств рельсовой колеи, сплывов откосов насыпей и выемок, размывов подтопляемых откосов, неравномерных осадок насыпей на болотах, заиливания дренажей различного назначения и т.п. В отдельных случаях этот материал используют в сочетании с гидроизоляционной пленкой.

Часть деформаций практически или не может быть ликвидирована без использования нетканых материалов, или для их устранения требуются значительные трудовые и материальные затраты, а также длительные перерывы в движении поездов. К таким деформациям относятся просадки пути с выдавливанием разжиженного грунта на поверхность балластной призмы, сплывы откосов при поверхностном переувлажнении, вымывание грунта из-под плит покрытия берегоукрепительных сооружений и подтопляемых насыпей и др. Нетканый материал незаменим в тех конструкциях, где при использовании дренирующего грунта требуется выполнять работы с высокой, часто труднодостижимой точностью (устройство обратного фильтра в дренажных и других сооружениях).

Применение покрытий из нетканого материала взамен традиционных конструкций удешевляет стоимость устранения и предупреждения деформаций. При этом сокращаются трудовые затраты по содержанию земляного полотна и пути в целом, его капитальному ремонту или строительству, повышается пропускная способность линий, достигается значительная экономия денежных средств.

Настоящие Технические указания содержат основные положения по получению исходных данных для проектирования, условиям применения нетканых материалов, необходимые требования и рекомендации по устройству противодеформационных конструкций из этих материалов, а также организации и технологии производства работ.

Указания разработаны на основе полученных результатов опытного и опытно-производственного применения нетканого материала на железных дорогах, анализа зарубежного опыта, лабораторных испытаний и расчетов.

Технические указания разработали ВНИИЖТ, ХабИИЖТ, ХИИТ, ВНИИ транспортного строительства совместно с Главным управлением пути МПС и Северной железной дорогой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические указания предназначены для использования работниками служб и дистанций пути, путевых машинных станций, инженерно-геологических баз и путеобследовательских станций, проектных организаций и строительных подразделений при назначении, проектировании и осуществлении мероприятий по усилению подрельсового основания и других элементов железнодорожного земляного полотна с применением нетканых материалов.

1.3. Усиление земляного полотна с применением нетканых материалов на участках с просадками пути, сплывами откосов насыпей и выемок, водоразмывами и другими видами деформаций в сложных инженерно-геологических условиях производят по проектам, разработанным на основе технического задания службы пути, в котором указывается перечень деформирующихся участков по данным эксплуатационных наблюдений и технического паспорта дистанции пути.

Работы по устранению интенсивных расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле с применением нетканого материала предусматривают в проектах капитального и среднего ремонтов пути. В сметную документацию ремонта включают указанные работы. Целесообразность применения и конкретные участки укладки нетканого материала устанавливают на основании эксплуатационных данных о состоянии пути, затратах рабочей силы на его содержание, выходе рельсов, износе элементов верхнего строения и других показателей.

Совместно с укладкой нетканого материала в проектах предусматривают переустройство или сооружение вновь водоотводов для обеспечения стока инфильтруюшихся осадков от покрытия из нетканого материала.

1.4. Укладку покрытий из нетканого материала выполняют как самостоятельную работу или совместно с капитальным (средним) ремонтом пути, предусматривая максимальную механизацию с использованием путевых, общестроительных землеройных и специальных машин, предназначенных для ремонта земляного полотна. Работы ведут силами путевых машинных станций, в том числе специализированных, отдельных специализированных колонн этих станций и бригад дистанций пути.

1.5. Назначение покрытий из нетканого материала должно быть обосновано технико-экономическим сравнением с другими способами устранения деформаций земляного полотна и усиления подрельсового основания (планировка основной площадки, устройство гидроизоляционного покрытия и др.).

1.6. Основные характеристики и месторасположение уложенных покрытий из нетканого материала, а также изменение характера и размера деформаций после укладки отражают установленным порядком в соответствующих формах технических паспортов дистанций пути.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Исходные данные для проектирования противодеформационных конструкций с применением нетканого материала на эксплуатируемых линиях получают при инженерно-геологическом обследовании, которое проводят на основе технического задания службы пути.

2.2. При инженерно-геологическом обследовании для разработки проекта по устранению деформаций подрельсового основания (просадки пути, интенсивные расстройства рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивом земляном полотне, неравномерное пучение однородных грунтов) выполняют осмотр участка, фиксируют характерные признаки деформаций и производят инструментальную съемку. Бурением, закопушками или шурфами с отбором проб определяют сложение, состав и состояние грунтов земляного полотна. При этом не менее чем по пяти точкам подрельсового основания (по оси пути, под обоими рельсами с их наружной стороны и на расстоянии 20-40 см от концов шпал) в шпальном ящике и под шпалой устанавливают конфигурацию поверхности глинистого грунта на основной площадке земляного полотна. Определяют наличие и глубину расположения грунтовых вод, источники локального увлажнения грунтов и другие гидрогеологические условия. Необходимые объемы и порядок проведения инженерно-геологического обследования устанавливают в соответствии с требованиями Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути , ЦП/4369.

2.3. Исходные данные для проектирования и расчета покрытий с использованием нетканого материала с целью устранения деформаций откосов насыпей получают в необходимых объемах в соответствии с требованиями Временных методических указаний по расчету устойчивости эксплуатируемых насыпей и проектированию контрбанкетов (М.: Транспорт, 1979. 32 с).

При обследовании насыпей с оползаниями откосов целесообразно для оконтуривания границы раздела дренирующих грунтов балластного слоя и шлейфа и глинистых грунтов насыпи по всему ее сечению осуществлять проходку разведочных поперечных прорезей. Прорези закладывают на участке деформаций и за его пределами.

2.4. При инженерно-геологическом обследовании деформирующихся откосов выемок выполняют геодезическую съемку поперечных профилей, определяют характер напластований грунтов в откосных частях, гидрогеологические условия, размеры и характер деформаций, а также глубину зоны разупрочнения грунтов под влиянием процессов природного выветривания, определяют состав, состояние и свойства грунтов каждой разновидности. Показатели прочности грунтов устанавливают в соответствии с требованиями нормативно-технического документа, указанного в п.2.3.

2.5. Крепление подтопляемых откосов проектируют на основе исходных данных, получаемых в соответствии с требованиями Наставления по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (ЦНИИС, Главтранспроект. М.: Транспорт, 1972. 272 с.).

3. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1. Нетканый материал применяют для устранения деформаций на эксплуатируемых линиях.

Условия применения нетканого материала в зависимости от вида и причин образования деформаций при различных типах земляного полотна приведены в табл.1.

3.2. Для усиления земляного полотна используют нетканый материал, который должен удовлетворять следующим требованиям:

Ширина полосы, мм

Толщина, мм

Масса 1 м, г

Разрывная нагрузка, кгс, для полоски шириной 5 см в направлении:

продольном

поперечном

Удлинение при разрыве, %, в направлении:

продольном

поперечном

Водопроницаемость (коэффициент фильтрации), м/сут

3.3. В противодеформационных конструкциях железнодорожного земляного полотна можно применять удовлетворяющий изложенным требованиям нетканый материал, изготавливаемый по техническим условиям "Полотно иглопробивное для дорожного строительства - дорнит. Технические условия" ТУ 21-29-81-81*, тип 1, который предназначен для дорог повышенной несущей способности. Использование материала типов 2 и 3 для усиления железнодорожного земляного полотна не допускается.
________________
* ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, не приводятся. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.


Кроме этого, разрешается применять нетканые материалы, нарабатываемые по другим техническим условиям, в том числе импортные, если они отвечают поставленным выше требованиям, а также отработанные на заводах химического волокна нетканые полотна для фильтрации вискозных растворов, отмытые и сшитые в полосы.

Методы испытаний нетканого материала изложены в указанных ТУ 21-29-81-81.

Таблица 1. Условия применения нетканых материалов в противодеформационных конструкциях

Вид деформаций

Вид и элементы земляного полотна

Причины образования деформаций

Противодеформационные мероприятия

А. Устранение деформаций на эксплуатируемых линиях

Посадки пути с выдавливанием разжиженного глинистого грунта через балластный слой при оттаивании и интенсивных дождях; расстройства рельсовой колеи по уровню и в профиле с образованием выплесков за счет проникновения в балластный слой глинистых частиц с основной площадки

Недостаточная несущая способность глинистых грунтов в результате повышенного увлажнения инфильтрующейся влагой при наличии балластных корыт и лож на основной площадке

Укладка покрытия из нетканого материала на всю ширину земляного полотна поверху; при глубине балластных лож более 0,5 м - укладка покрытия из нетканого материала в сочетании с гидроизоляционной пленкой; устройство закрытых дренажей, заглубление кюветов и лотков ниже дна балластных лож

Расстройства рельсовой колеи по уровню и в профиле с образованием выплесков в результате засорения преимущественно в зоне стыков, уравнительных пролетов, стрелочных переводов, переездов

Выемки, нулевые места и насыпи, сложенные глинистыми, дренирующими и скальными грунтами, тоннели и мосты с ездой на балласте

Недостаточная несущая способность загрязненного балластного слоя при увлажнении осадками

Укладка покрытия из нетканого материала в пределах балластной призмы под рельсо-шпальную решетку

Неравномерное пучение земляного полотна, сложенного однородными глинистыми грунтами

Выемки и нулевые места в глинистых грунтах, насыпи из глинистых грунтов

Высокое неравномерное увлажнение пучинистых грунтов инфильтрующейся влагой при различных по глубине балластных корытах и ложах на основной площадке

Укладка нетканого материала в сочетании с гидроизоляционной пленкой на всю ширину земляного полотна поверху

Оползания откосов и осадки пути на неустойчивых насыпях

Насыпи из глинистых грунтов на прочном основании

Повышенное увлажнение верхних слоев грунта в пределах основной площадки и откосов инфильтрующейся влагой, застой и аккумуляция влаги в балластных углублениях на основной площадке, в трещинах и западинах на откосах

Укладка в пределах основной площадки и откосов покрытия из нетканого материала на потенциально неустойчивых участках насыпей, в том числе в сочетании с устройством контрбанкетов; укладка комбинированного покрытия из нетканого материала и гидроизоляционной пленки на насыпях с активным проявлением деформаций

Смывы, сплывы и оползания откосов выемок

Выемки в однородных глинистых, а также в неоднородных (глинистых, дренирующих) грунтах

Повышенное увлажнение грунтов при оттаивании и за счет инфильтрующихся осадков, выход на поверхность грунтовых вод

Укладка покрытия из нетканого материала на откосе выемки с заанкериванием его вверху в заоткосной части

Разрушение укрепления подтопляемых откосов, размывы откосов

Насыпи, дамбы, контрбанкеты

Вынос грунта под действием высоких скоростей потока, волн, подъема и спада уровней

Размывы берегов и дна русл водотоков вблизи искусственных сооружений, а также размывы откосов насыпей или конусов

Насыпи на примыканиях к искусственным сооружениям, на прижимах рек

Водоразмыв

Укладка нетканого материала с каменной наброской взамен фашин, тюфяков и т.п.

Неравномерные осадки насыпей на болотах

Насыпи на болотах

Недостаточная несущая способность основания насыпи

Устройство берм с укладкой под ними нетканого материала

Заиливание дренажей различного назначения

Водоотводы в выемках, на нулевых местах и насыпях

Механическая суффозия грунта

Применение нетканого материала в качестве обратного фильтра

Б. Предупреждение деформаций

Возможные просадки пути с образованием балластных корыт и лож на основной площадке, выдавливанием разжиженного глинистого грунта через балластный слой

Выемки и нулевые места в глинистых грунтах, насыпи из глинистых грунтов

Недостаточная несущая способность глинистых грунтов при типовой балластной призме без защитного слоя

Укладка нетканого материала совместно с дренирующей подушкой на основной площадке земляного полотна

Возможные разрушения укрепления подтопляемых откосов

Насыпи, дамбы, контрбанкеты

Вынос и суффозия грунта

Укладка под внешним укреплением нетканого материала в качестве обратного фильтра

3.4. Параметры, на определение которых отсутствуют нормативные документы, устанавливают на нестандартных моделях, учитывающих режим работы нетканого материала в конструкциях железнодорожного пути. Эти параметры определяют в соответствии с методикой испытаний, изложенной в приложении.

3.5. При устройстве комбинированного покрытия (см. табл.1) совместно с нетканым материалом используют водонепроницаемую пленку, например поливинилхлоридную пленку марки В толщиной 0,23 мм (ГОСТ 16272-79).

Применяемая пленка должна иметь следующие характеристики:

Ширина, мм

Толщина, мм

Разрушающее напряжение при растяжении, кгс/см

Относительное удлинение при разрыве, %

Паропроницаемость за 24 ч, г/м

Температура хрупкости, °С

4. УСТРАНЕНИЕ ПРОСАДОК ПУТИ И РАССТРОЙСТВ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ НА НЕУСТОЙЧИВЫХ УЧАСТКАХ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

4.1. Для устранения просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна при глубине балластных корыт и лож менее 0,5 м укладывают покрытие из нетканого материала. Конструкция этого покрытия в поперечном сечении на однопутных и двухпутных участках железных дорог показана на рис.1 и 2.

Рис.1. Схемы укладки покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна в пределах насыпей

Рис.1. Схемы укладки покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна в пределах насыпей:

а - на однопутной линии; б, в 1 - нетканый материал; 2 - балласт; 3 - глинистые грунты

Рис.2. Схемы укладки покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна в выемках

Рис.2. Схемы укладки покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна в выемках:

а - на однопутной линии; б, в - на двухпутной линии под один путь и под два пути; 1 - нетканый материал; 2 - балласт; 3 - глинистые грунты; 4 - дренаж; 5 - лоток

Нетканый материал размещают на глубине не менее 0,2 м ниже подошвы шпал () на срезанную и спланированную с уклоном не менее 0,04 в полевую сторону поверхность балластных материалов.

Если расстояние от верха балластной призмы до основной площадки земляного полотна из супесей и суглинков с границей текучести составляет по оси пути менее 0,7 м, а при более тяжелых суглинках и глинах - менее 1 м, то после укладки покрытия из нетканого материала производят дополнительную подъемку пути для достижения указанных значений.

Покрытие укладывают по всей ширине земляного полотна поверху. На двухпутных участках при отсутствии деформаций на соседнем пути можно устраивать покрытие только на одном пути.

Дно кюветов, лотков, закрытых дренажей в выемках и на нулевых местах должно располагаться ниже покрытия на 0,2 м и ниже дна балластных лож - на 0,15 м. При несоблюдении этих условий водоотводы переустраивают, понижая уровень их дна.

Покрытие для устранения просадок пути и расстройств рельсовой колеи под стрелочными переводами должно быть переменной ширины. Края покрытия располагают за концами переводных брусьев не менее чем на 0,9 м (рис.3,а ). Его укладывают на 0,2 м ниже подошвы брусьев с уклоном не менее 0,02.

Рис 3. Схема устройства покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути

Рис 3. Схема устройства покрытия из нетканого материала при устранении просадок пути:

а - на стрелочных переводах; б - на станционных путях; 1 - нетканый материал; 2 - дренаж; 3 - балласт; 4 - глинистые грунты

При устройстве покрытия под стрелочными переводами и на станционных путях вдоль его по междупутью прокладывают дренаж мелкого заложения с продольным уклоном не менее 0,03, выпуск из которого осуществляется поперечным дренажем (см. рис.3, а, б ). Для этого используют трубофильтры или "глухую" дрену диаметром не менее 15 см, которую выполняют из щебня, обернутого нетканым материалом. Дно дренажа должно быть ниже края покрытия.

Аналогичным образом при необходимости осуществляют отвод воды из междупутья на перегонах в кривых участках пути.

При использовании в балластном слое щебня обычной крупности на нетканый материал укладывают слой песка, асбестового балласта или мелкого щебня фракции 10-25 мм толщиной 5-10 см.

Отдельные полосы нетканого материала в покрытии при устранении просадок пути размещают поперек пути, т.е. длина этих полос должна быть равна ширине покрытия. Полосы должны перекрывать друг друга не менее чем на 0,2 м. При устранении расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна допускается располагать полосы нетканого материала вдоль пути с взаимным перекрытием не менее 0,2 м.

В сложных инженерно-геологических условиях при интенсивном проявлении просадок пути с выдавливанием разжиженного грунта через балласт нетканый материал в покрытии может настилаться в два слоя. В этом случае щебень обычной крупности можно непосредственно укладывать на нетканый материал.

Участок с покрытием из нетканого материала должен перекрывать по длине участок пути с проявляющимися деформациями не менее чем на 30 м с каждой стороны. Минимальная длина участка с покрытием может составлять 30 м.

Укладывать покрытие из нетканого материала для устранения просадок пути и расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на неустойчивых участках земляного полотна только в пределах рельсовых стыков не допускается.

4.2. Для устранения рассматриваемых в данном пункте деформаций пути на участках, где глубина балластных корыт и лож на основной площадке земляного полотна более 0,5 м, следует применять комбинированное покрытие из нетканого материала и гидроизоляционной пленки. Пленку размещают между двумя слоями нетканого материала (рис.4).

Рис.4. Схема устройства комбинированного покрытия из нетканого материала и гидроизоляционной пленки при устранении просадок пути

Рис.4. Схема устройства комбинированного покрытия из нетканого материала и гидроизоляционной пленки при устранении просадок пути:

1 - нетканый материал; 2 - гидроизоляционная пленка; 3 - новый балласт; 4 - невырезанный балласт; 5 - глинистый грунт

Покрытие располагают на глубине не менее 0,3 м от подошвы шпал или переводных брусьев (при укладке под стрелочными переводами).

Щебень обычной крупности можно укладывать непосредственно на комбинированное покрытие.

Полосы нетканого материала и гидроизоляционной пленки расстилают вдоль пути, начиная с низовой стороны, что обеспечивает сток воды с покрытия в поперечном направлении.

Остальные требования по устройству покрытия соблюдают в соответствии с п.4.1.

5. УСТРАНЕНИЕ РАССТРОЙСТВ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ПО УРОВНЮ И В ПРОФИЛЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ ВЫПЛЕСКОВ НА ЗАСОРЯЕМЫХ УЧАСТКАХ

5.1. Нетканый материал размещают в пределах балластной призмы на глубине не менее 20 см от подошвы шпал (рис.5, а ).

Рис.5. Схемы конструкции покрытия из нетканого материала при устранении расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на участках с выплесками от засорения

Рис.5. Схемы конструкции покрытия из нетканого материала при устранении расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле на участках с выплесками от засорения:

а - на перегонах; б - в пределах стрелочных переводов; 1 - балластный слой очищенный; 2 - нетканый материал; 3 - балластный слой загрязненный; 4 -дренаж

Под прослойкой нетканого материала щебень должен быть очищен от засорителей на глубину не менее 10 см с тем, чтобы обеспечить наиболее полный и быстрый отвод инфильтрующейся влаги в этот слой. Укладка нетканого материала на неспланированные валики очищенного щебня в подрельсовых сечениях, остающиеся после работы балласто-очистительной машины, не допускается. Эта поверхность должна быть выравненной.

При использовании в балластном слое щебня обычной крупности на нетканый материал отсыпают слой мелкого щебня или песка толщиной 5-10 см. Этот слой можно не предусматривать, если нетканый материал в покрытии будет уложен в два слоя: размещение второго слоя допускается в пределах подрельсовых сечений на ширину не менее 0,8 м под каждым из них (например, путем соответствующего перекрытия двух полос в этих местах).

5.2. Работа выправочно-подбивочных машин в процессе укладки покрытия до создания под подошвой шпал слоя балласта толщиной 20 см не допускается, так как в этом случае покрытие будет разорвано (ВПР) или собрано под рельсо-шпальную решетку (ВПО).

5.3. Накопление засорителей выше прослойки из нетканого материала будет происходить обычным образом, однако условия дренирования в этом случае более благоприятны, так как путь и время фильтрации влаги сократятся по сравнению с обычной конструкцией балластной призмы без нетканого материала. Быстрый отвод воды вниз и в сторону предохранит засорители от переувлажнения, что повышает несущую способность балластного слоя.

Нетканый материал укладывают под рельсо-шпальной решеткой на ширину не менее 4,5 м. В пределах стрелочных переводов ширина этого покрытия должна быть переменной и превышать длину переводных брусьев на величину м с каждой стороны (рис.5, б ).

На участках со стабильным земляным полотном, на которых расстройства рельсовой колеи по уровню и в профиле с образованием выплесков возникают за счет засорителей, устраивают сплошное покрытие; при этом в отдельных обоснованных случаях допускается устройство покрытия только под стыками, а на участках бесстыкового пути - под уравнительными пролетами. На стрелочных переводах допускается укладка материала в зонах крестовины и рамного рельса, наиболее подверженных динамическому воздействию от подвижной нагрузки. Края покрытия должны отстоять от стыков не менее чем на 2 м.

Для отвода воды в поперечном направлении прослойку нетканого материала доводят на перегонах до откоса балластной призмы, а на станционных путях и стрелочных переводах - до дренажа мелкого заложения. Этот дренаж устраивают в соответствии с требованиями п.4.1.

5.4. Покрытие в пределах устоев мостов, а также пролетных строений железобетонных мостов с ездой на балласте укладывают на указанной выше глубине, доводя до бортиков балластных корыт (обратных стен устоев). Продольный отвод воды осуществляют с помощью дрен, которые размещают вдоль этих бортиков. Дрены в данном случае могут выполняться из нетканого материала, который свертывают в рулон из полосы шириной примерно 1 м.

6. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКРЫТИЯ ИЗ НЕТКАНОГО МАТЕРИАЛА И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЙ ПЛЕНКИ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПУЧИН

6.1. Условия применения этого покрытия изложены в табл.1. Неравномерное пучение при однородных грунтах проявляется в этом случае как результат происходивших (или происходящих) просадок пути. Возникшие при этих просадках балластные корыта и ложа различной глубины приводят к повышенному неравномерному увлажнению связных грунтов, инфильтрующихся влагой. Нетканый материал по своим свойствам не может самостоятельно применяться для устранения пучин. Он используется для этой цели совместно с гидроизоляционной пленкой, которая задерживает инфильтрующиеся осадки.

6.2. Конструкцию покрытия из нетканого материала и гидроизоляционной пленки для устранения пучин в рассматриваемых условиях выполняют в соответствии с требованиями, изложенными в п.4.2.

7. УСТРАНЕНИЕ ОПОЛЗАНИЙ ОТКОСОВ И ОСАДОК ПУТИ НА НЕУСТОЙЧИВЫХ НАСЫПЯХ НА ПРОЧНОМ ОСНОВАНИИ

7.1. На неустойчивых участках насыпей укладывают покрытие из нетканого материала или комбинированное покрытие из нетканого материала и гидроизоляционной пленки в зависимости от характера проявления деформаций.

7.2. Покрытие из нетканого материала может применяться, если оползания откосов насыпи не происходят, но проявляются следующие признаки деформаций:

осадки, в том числе односторонние, и сдвижки рельсовой колеи, приуроченные, как правило, к периоду оттаивания грунта и интенсивным дождям;

трещины у торцов шпал, на обочинах и откосах;

просадки обочин, выпоры грунта на откосах;

изменение крутизны и очертания откосов.

Использование такого покрытия наиболее целесообразно для повышения устойчивости насыпи в ее верхней части, имеющей высоту (считая от верха) 6-8 м, при толщине потенциально неустойчивого массива грунта на откосе до 1,5-2 м. В этой части насыпи располагаются, как правило, неустойчивые балластные шлейфы и обеспечить ее стабильность за счет отсыпки контрбанкетов обычно не удается.

7.3. Покрытие состоит из нетканого материала, укладываемого по поверхности откоса, и отсыпанного сверху слоя дренирующего грунта. Нетканый материал заанкеривают в верхней части за пределами потенциально неустойчивого массива, располагая в балластной призме под рельсо-шпальной решеткой. В этих условиях обеспечивается совместная работа нетканого материала и грунта за счет сил трения и сцепления между ними. Сдвигающим силам, которые являются составной частью силы тяжести, при наличии покрытия необходимо преодолевать не только те удерживающие силы, которые развиваются на поверхности возможного смещения (силы трения и сцепления), но и сопротивление прослойки разрыву. Параметры покрытия, обеспечивающие устойчивость насыпи с заданным коэффициентом, определяются расчетом. При этом должны выполняться одновременно три условия: достаточность сцепления нетканого материала с нижележащим грунтом; прочность материала на разрыв; надежность заанкеривания в верхней части.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Нетканый синтетический материал (НСМ) - полотно нетканое иглопробивное, которое изготавливается при помощи переплетения синтетического полимерного волокна. Оно не подвержено износу и гниению. За счет сочетания превосходных показателей материал удобно использовать в большинстве сфер жизнедеятельности человека: строительные работы, дорожное строительство, прокладка трубопроводов, сельское хозяйство, дизайн и прочее.

НСМ способен выполнять сразу четыре функции:

  • Фильтрационную. За счет уникальной структуры полотно препятствует прохождению частиц песка и земли в поры материала, препятствуя возможности заиливания;
  • Дренажную. Обеспечивается оперативный отвод воды, что повышает работоспособность дренажной системы;
  • Армирующую. Подобно георешетке, берет на себя грунтовую нагрузку и отчасти может выдерживать растягивающее напряжение;
  • Разделительную. НСМ служит разделительным слоем, исключающим перемешивание верхнего слоя и основания. В то же время толщина верхнего слоя не меняется.

Достоинства материала

НСМ пользуется сегодня широкой популярностью благодаря:

  • Долговечность;
  • Экологичность. Полотно не подвержено воздействию химических элементов, благодаря чему можно избежать вреда для людей и природы;
  • Прочность. Материал имеет высокий уровень устойчивости к механическому воздействию, прокалыванию. Растягивающие нити позволяют осуществлять удлинение полотна, что исключает возможность повреждения во время установки;
  • Стойкость к воздействию природных факторов. Не вызывает прения, заиливания и не гниет. Обладает стойкостью к ультрафиолетовым лучам, воздействию кислот, щелочей и органических веществ. На материал никак не влияют грибки и бактерии;
  • Легкость монтажа. НСМ поставляется в виде удобных в транспортировке рулонов, которые, если нужно, можно распилить на две части с помощью обыкновенной ручной пилы. Также материал можно резать ножницами и ножом;
  • Экономичность. При всех своих достоинствах НСМ стоит сравнительно недорого, что и является основной причиной его использования во многих сферах жизнедеятельности.

Области использования

  • Является фильтром в дренажных системах;
  • Дорожные работы. Используется для укладки железнодорожного пути, шоссе. На него возлагается армирующая функция; также можно использовать для садовых дорожек.
  • Сельское хозяйство. Материалом НСМ можно защитить посев от сорняка, а почву от заражения микроорганизмами и высыхания.
  • В строительстве. Используется как гидроизоляционный слой и защитная прослойка в кровле и фундаменте;
  • Укрепление берегов и склонов водоемов;

Таблица характеристик НСМ