Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид). Контрольная работа технология производства фарфора

  • Дата: 24.09.2019

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, порох, бумагу и многое другое. Одним из достижений древних китайских мастеров был и удивительный по своим качествам фарфор. Долгое время технология изготовления фарфора была одной из самых важных государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Лучшие европейские разведки веками охотились за рецептом китайского фарфора. За пределами Китая не раз предпринимались попытки создать аналогичный по характеристикам материал, но долгое время они оставались тщетными

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

  • Археологические исследования показали, что изготавливать посуду из смеси глины и минерального порошка в Китае начали ещё 20 000 лет назад. Конечно, такие изделия ещё нельзя назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии позже вырастет развитая фарфоровая промышленность.
  • Династия Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). При императорах Хань был получен рецепт классической фарфоровой массы. Мастера изготавливали различную посуду, статуэтки и предметы быта.
  • Династии Суй и Тан (III — Х вв.). Мастера стали больше экспериментировать с материалом, например, обжигать его при разных температурах, что позволяло добиться различных цветовых тонов готовых изделий.
  • Династии Сун и Юань (X — XIV вв.). Расцвет фарфоровой промышленности. В эти века мастерские, специализирующиеся на изготовлении фарфора, возникают практически в каждом городе. Появляются региональные художественные школы, а также новые способы росписи и формы. Изделия стали украшать драгоценными камнями и позолотой.
  • Династия Мин (XIV — XVII вв.). В это время китайские мастера перенимают многие технологические приёмы, используемые на Ближнем Востоке. В частности начинают использовать для росписи своих изделий не минеральные краски, а эмалевые. Многие мастера сочетали два вида росписи: наносили минеральную краску прямо на фарфоровые стенки, покрывали их слоем глазури, а затем раскрашивали изделие эмалью. Тогда же китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии фарфоровых изделий. В начале XVI века рецепт изготовления фарфора становится известен в Японии. Японские изделия были более яркими и богато украшенными, однако, по своему качеству значительно уступали китайским.
  • Династия Цин (XVII — XX). При императорах этой династии весь мир узнал секрет китайского фарфора. Уже после того, как технология стала известна представителям французской разведки, одну из самых оберегаемых китайских тайн решил раскрыть сам император Цяньлун. Достаточно большой раздел в своих мемуарах он посвятил подробному описанию процесса изготовления фарфора. В это же время слегка меняется внешний вид фарфоровых изделий. В начале XVIII века был открыт способ окрашивания фарфора в нежно-розовый цвет. Поэтому большая часть посуды и статуэток, изготовленных после 1700 года, имеет розоватый оттенок, а до 1700 — зеленоватый или ярко-красный.

Технология изготовления фарфора

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника , который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по « » стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Со времени своего изобретения в начале 18-го столетия фарфор стоил на вес золота. С тех пор цена на качественный фарфор не намного изменилась. Существует несколько объективных факторов, влияющих на его стоимость. К ним относятся и состав сырья, и сложная технология изготовления, и необыкновенные свойства самого фарфора, и огромные затраты ручного труда на мануфактурах, сохраняющих традиционные способы производства, отказывающихся применять автоматику и машины.

Усадка фарфора при производстве

Процесс изготовления фарфора не прост и даже в наше время требует огромного опыта, так как на каждом этапе производства природный материал, из которого делают фарфор, изменяется и принимает различную форму. Так, при максимальной температуре обжига 70 процентов фарфоровой массы деформируется; каркасом же для фарфоровой массы служат маленькие частички муллита,- огнеупорного материала, входящего в ее состав.
Это свойство фарфоровой массы, а также тот факт, что после обжига изделия подвержены усадке, должен учитывать при формовке изделий профессиональный моделист. Он должен предвидеть результаты своей работы, ему необходимо формовать и располагать изделия таким образом, чтобы и после обжига они сохранили требуемый размер и положение.

Необыкновеные свойства фарфора

Необычны следующие физические и химические свойства фарфора:

  • - его твердость;
  • - его жаропрочность;
  • - его водонепроницаемость;
  • - его кислотоустойчивость;
  • - его пластичность;
  • - его блеск и одновременно прочность;
  • - его чистый колокольный звук.

Ни одно, даже самое тщательное исследование не смогло зафиксировать естественный процесс старения фарфора. Фарфор сохраняет все свои качества во времени.
Одним из основных свойств фарфора остаётся

  • его хрупкость.

Изделие из фарфора можно разбить, и тем ценнее для нас сохранившиеся прекрасные творения из фарфора.

Состав сырья

Фарфор относится к большой группе керамических изделий, которые преимущественно производят из материалов, содержащих глинистые минералы. Фарфор – это не однородный материал, а искусственная смесь, содержащая формовочную массу и глазурь.
До наших дней состав фарфора практически не изменился:
каолин (50%), полевой шпат (25%), кварц (25%).
Указанный процентный состав является ориентировочным, так как фактический состав – это тщательно оберегаемая тайна каждой мануфактуры.
До сегодняшнего дня техникам и покупателям не всегда легко приобрести подходящее для производства фарфора сырье. Только отдельные виды сырья и правильно подобранная композиция гарантируют получение изделий наивысшего качества. Поставляемое на мануфактуры сырье проходит постоянную проверку на качество и должно соответствовать строгим директивам руководства, хранящего и оберегающего свою марку фарфора.

Сложная технология изготовления

Процесс производства фарфоровых изделий очень сложен. Он состоит из множества этапов, каждый из которых требует тонкого чутья и огромного опыта мастера, а также больших человеческих трудозатрат.

Начиная с самых первых подготовительных этапов подготовки фарфоровой массы к производству, требуются такие длительные и тонкие процессы, как «вылёживание» и создание определённой влаги в массе:

для равномерного распределения влажности в фильтрованной и прессованной фарфоровой массе (фильтровальных лепёшках), её выдерживают в т. н. влажных подвалах в среде с практически 100-процентной влажностью. Специалисты называют этот процесс «вылеживание».

Затем массу вновь перемешивают, откачивают из неё воздух и прессуют. При этом важно, чтобы содержание влаги в массе соответствовало дальнейшему использованию изготовляемого из неё изделия. Процесс требует тонкого чутья и большого опыта.

За разработку художественного оформления сервизов, фигур и ваз отвечают художники.
В своих эскизах они должны учитывать усадку объема во время обжига.
По рисунку художника моделист вручную создает гипсовый макет в масштабе 1:1. На основе данного макета необходимо изготовить модель, которая больше макета примерно на 15 процентов. Это делается с тем, чтобы сбалансировать воздушную и огневую усадку. Такая модель также изготавливается вручную и требует больших усилий моделиста.

Затем наладчик создает вокруг модели сначала гипсовую рабочую форму, а затем уже после множества промежуточных этапов литейщик создаёт пластмассовую рабочую форму, необходимую для серийного производства. Во время этих работ необходима предельная концентрация и точность.
На современных немецких мануфактурах издержки на одно изделие с момента изготовления форм и до его серийного производства составляют до 100 000 немецких евро. Расходы, связанные с изготовлением очень
трудоемких фигур, могут значительно превышать эту сумму.

Необходимо отметить, что, например, для изготовления такого изделия как кофейник, требуется пять рабочих форм, которые состоят из нескольких отдельных частей. Таким образом, только для производства кофейника может потребоваться 11-15 частей. Корпус, носик, ручку, крышку и головку производят по отдельности, а только затем вручную собирают (декорируют).
При изготовлении изделия, состоящего из нескольких отдельных частей, их необходимо по возможности изготовлять в одно время, чтобы еще во влажном состоянии соединить с помощью декоративной шликерной массы.

С учётом того, что всё производится вручную, процесс требует согласованности, концентрации внимания, чёткости и огромного опыта и умения работников.
Кроме того, фарфоровое ремесло требует ювелирного, изящного подхода к работе. Перед декорированием изделий нужно обратить внимание на то, чтобы швы в местах, где отдельные части формы соприкасались друг другом, были хорошо «отштукатурены», т.е. были невидимыми. Выступающий в процессе декорирования декоративный шликер аккуратно и ровно растушевывают тонкими кисточками так, чтобы переходы между основной и присоединяемой частью были не видны.

Теперь весь предмет штукатурят еще раз с помощью кисточек и губок, повторно обрабатывают возможные неровности, возникшие из-за гипсовой формы.
Весь процесс необходимо производить быстро, с тем, чтобы изделие не высохло.

Влажную массу можно также разрезать. Для этого вновь требуется высокое ремесленное мастерство и много терпения. Например, при производстве корзины Шинкеля на Берлинской мануфактуре, KPM требуется сделать вручную, пока изделие ещё не высохло, около 1800 точных надрезов.

Высокотемпературный обжиг фарфора

Для производства фарфора нужна очень высокая температура обжига до 1500 градусов, что совсем не является необходимым для производства фаянса и керамики (максимальная температура для их производства – 1200 градусов).

Готовое изделие из «твёрдого фарфора» обжигают два раза.

Первый — это т.н. утильный или «бисквитный» обжиг при температуре 980°C. При данном виде обжига из черепка удаляется оставшаяся вода, из сырья полностью удаляются органические части, черепок приобретает значительную прочность и определенную способность к поглощению воды, которая необходима для дальнейшего нанесения глазури.

Так рождается новый предмет из совершенного фарфора

После первого обжига изделие подвергают т.н. голубому окунанию: фарфор окунают в голубую органическую краску, которая полностью сгорает при втором обжиге. В результате становятся заметными невидимые обычным глазом мельчайшие дефекты. Такие изделия отбраковываются и лишь на безупречные изделия ставится клеймо мануфактуры. Политой обжиг длится около 11-14 часов.

Следующий этап производства – покрытие глазурью изделий, прошедших первый обжиг:
все фарфоровые изделия за исключением плоской посуды, которую покрывают глазурью механическим способом, окунают вручную в
наполненную глазурью ванну, что требует очень большого ремесленного навыка.

В результате второго, «политого» обжига, который следует за этапом покрытия глазурью, глазурь полностью соединяется с черепком. При температуре 1420°C фарфоровое изделие спекается, а корпус усаживается до размеров первоначального макета. В результате этого обжига фарфор приобретает требуемые физические свойства.

Художественная роспись по фарфору

На большинстве фарфоровых производств применяется ручная роспись изделий. На знаменитой Берлинской мануфактуре KPM практически весь огромный ассортимент изделий расписывается художниками вручную.
Среди художников по фарфору существует специализация – кто-то расписывает только цветочные мотивы, кто-то рисует орнаменты, кто-то расписывает животных и птиц.

Подготовка таких специалистов, владеющих всеми тонкостями ремесла, требует впечатляюще-большого количества времени:
полный курс обучения художника для работы на мануфактуре длится от 8 до 10 лет!
Лишь только по окончанию столь длительного обучения, художник в состоянии успешно справиться с любой задачей.

Кроме того, на такой мануфактуре, как KPM, которая исповедует не манерную, а натуралистическую роспись, максимально приближающуюся к естественным цветам и изображениям, ежемесячно проводятся однодневные курсы рисования с натуры, благодаря которым художники постоянно совершенствуют свое мастерство.

Мы знаем, что на фарфор всегда был высокий спрос, однако того, что российский фарфор в своё время имел чуть ли не мировую известность, мы, к своему стыду, не ведали. Этим материалом мы реабилитируемся и заполняем пробелы

В нашем журнале мы довольно часто публикуем материалы о новинках западных и европейских фарфоровых производств, но почти ничего не знаем об истории родного нам российского фарфора. Заполнить пробелы нам помог владелец антикварной галереи «Лермонтов» Денис Исаков .

Денис Исаков, владелец антикварной галереи «Лермонтов»

Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова (2011), с 2008 года профессионально занимается антиквариатом.

lermontovgallery.ru

Самые первые фарфоровые изделия называли «белым золотом» и хранили только в сокровищницах. Хотя с развитием фарфорового производства великолепные белые чашечки и блюдца стали доступны не только царским особам, элитный фарфор по-прежнему могли себе позволить только важные персоны. Сегодня, в эпоху практичной пластиковой посуды, фарфоровый антиквариат известных русских заводов может стать настоящей жемчужиной любого стола.

Особенностью старинных фарфоровых сервизов, ваз или статуэток является то, что они не зависят от веяний моды и по сей день красноречиво говорят о достатке своего владельца. Над фарфором не властно и время - изделия из этого материала способны десятилетиями выполнять свои функции, ведь они обладают высокой прочностью и не подвержены влиянию микроорганизмов. Роскошная антикварная посуда из фарфора прекрасно держит тепло, сохраняет вкус и аромат блюд, поэтому отлично подойдёт для сервировки современного стола как в будни, так и в торжественных случаях. А миниатюрные статуэтки из белоснежного фарфора органично впишутся в интерьер любого типа.

Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ ) - это завод-легенда, с которого началась история производства в России фарфора. Именно ИФЗ изготавливал уникальные предметы, так прославившие русских мастеров. К старинному фарфору ИФЗ проявляют большой интерес коллекционеры всего мира, что во многом объясняет цены с шестью нулями на фарфор русских царей.

Поскольку ИФЗ изготавливал фарфор для императорского двора, не было никакой необходимости подстраиваться под настроения масс. Благодаря этому качество и художественная ценность фарфора этого завода были высочайшим. Особую популярность обрели великолепные сервизные комплекты, количество предметов в которых могло доходить до тысячи.

Краткая информация о заводе. ИФЗ был создан в Санкт-Петербурге под названием Невская порцелиновая мануфактура в 1744 году. Завод выпускал уникальные сервизы с огромным количеством предметов, великолепные вазы, посуду, скульптуру, фарфоровые бюсты и многое другое. Он продолжает успешно работать и поныне, сохранив производство в полном объёме.

Секреты успеха фарфора ИФЗ . Успех предприятия начался с самоотверженных усилий Д. И. Виноградова в налаживании производства. Неусыпный контроль со стороны императорского двора, стремление Екатерины II обеспечить фарфором всю страну и постоянное вложение средств превратили ИФЗ в лучшую в России фарфоровую мануфактуру. Широкой известности фарфора способствовала и ставка на лучших мастеров, передовые технологии, а также изначально высочайшая художественная планка.

Завод Корниловых

В конце XIX века фарфор, созданный на заводе братьев Корниловых , превосходил лучший в России фарфор ИФЗ по всем показателям. Он отличался безупречной белизной черепка, совершенством формовки и глазури, оригинальностью форм и великолепием росписи. Однако стоил фарфор Корниловых очень дорого, поэтому не имел массового спроса, что определяет его значительную коллекционную ценность. Антикварный фарфор Корниловых , доступный некогда только высшим слоям общества, сегодня стоит очень дорого и является достойным экземпляром любой коллекции.

Краткая информация о заводе. Фабрика Корниловых создана в 1835 году в Санкт-Петербурге. Она выпускала посуду, вазы, сувенирную продукцию, иконы, церковную утварь, фарфоровые игрушки, цветы и многое другое, поставляя фарфор императорскому двору и реализуя его в своих магазинах за рубежом. В 1918 году предприятие национализировано и переоборудовано в завод «Пролетарий ».

Секреты успеха фарфора Корниловых. Главным секретом успеха завода можно считать сплочённость и заинтересованность в успехе производства всей семьи Корниловых . Она делала ставку на лучших мастеров и новейшие технологии, приобретение лучшего сырья и красок для росписи, что обеспечило высочайшее качество фарфоровых изделий. Ассортимент продукции был огромен и разнообразен по используемым формам, стилям и техникам.

Завод Попова

Фарфоровый завод купца А. Г. Попова появился в России в начале XIX века и в короткий срок стал одним из лучших предприятий своего времени по производству фарфора. Изделия завода пользовались большой популярностью как в кругу аристократии, так и у простого народа, что было связано с желанием фабриканта создать оригинальный фарфор высокого качества.

Начав с простого подражания, мастера завода Попова со временем разработали собственный состав фарфора и создали уникальные формы, что позволило предприятию конкурировать с именитыми фарфоровыми фабриками России.

Особому успеху фарфора Попова способствовало открытие лаборатории по производству красок. Мануфактура стала первой в России, где решили создать такую лабораторию и в итоге получили редкую цветовую гамму.

Аккуратные фарфоровые статуэтки, чашечки, вазы с особым колоритом быстро привлекли внимание ценителей фарфорового изящества, так что мастера завода Попова снискали славу, а сегодня антикварный фарфор этой фабрики ценится очень высоко.

Краткая информация о заводе. Фабрика Попова была построена в селе Горбуново Московской губернии и куплена А. Г. Поповым в 1811 году. Завод выпускал дорогие сервизы, вазы, трактирную посуду, статуэтки, фарфоровую утварь для дома и имел численность работников более 250 человек. Его закрыли в 1875 году в связи с неудачным ведением дел наследниками.

Секреты успеха фарфора Попова. А. Г. Попов был большим энтузиастом, что заставляло его постоянно экспериментировать. На заводе были созданы свои формы и рецептура фарфора, а также разработана в собственной лаборатории уникальная цветовая гамма красок для росписи. Это позволяло создавать оригинальные работы для людей разного уровня достатка.

Завод Батенина

Завод Батенина относят к числу наиболее значимых фарфоровых предприятий своего времени. В XIX веке многие мечтали купить фарфор известного Императорского фарфорового завода, однако не могли себе этого позволить. Поняв, что это свободная ниша, Ф. Батенин наладил производство недорогого фарфора, внешне похожего на продукцию именитых фарфоровых фабрик. Для него была характерна обильная позолота, яркость цветов, популярные формы и декор. Расплачиваться за дешевизну приходилось тем, что позолота быстро стиралась, но это нисколько не препятствовало большому успеху фарфора Батенина .

Сегодня коллекционеры охотно скупают не только парадный фарфоровый антиквариат фабрики, но и простую посуду, сохранившуюся в небольшом количестве.

Краткая информация о заводе . Фабрика Батенина появилась в Санкт-Петербурге в 1811 году. Основным её направлением был выпуск посуды и фарфоровых изделий для быта. В 1838 году заводские помещения были уничтожены пожаром, а сама продукция распродавалась вплоть до 1839 года.

Для сервизов старинного фарфора Юсупова характерна прекрасная орнаментальная роспись, самобытность, богатая позолота высокого качества и искусные миниатюры. Его посуда украшала российские дворцы и коллекции именитых дворян. Антикварный фарфор Юсупова ценится очень высоко, однако в продаже он встречается весьма редко.

Краткая информация о заводе . Фабрика основана князем Юсуповым в 1818 году в подмосковном имении Архангельском. Она выпускала в основном посуду для знатных особ, отличающуюся большой искусностью. В 1831 году предприятие пришлось закрыть в связи со смертью владельца.

Секреты успеха фарфора Юсупова . Главным секретом юсуповского фарфора можно считать стремление князя создавать уникальный высокохудожественный фарфор. Его мастерская была свободна от коммерческой гонки, что позволяло создавать поистине уникальные работы. Процветанию завода также способствовало приглашение талантливого мастера Севрской мануфактуры Ламбера, работа с качественными материалами и наличие своей большой коллекции живописи и графики, которую воспроизводили на фарфоре.

Старинный фарфор призван не только украшать полки музеев. Как и в прежние времена, он способен очаровывать, вдохновлять и удивлять своей богатой историей, поэтому он так приковывает к себе взгляды людей разного возраста. Антикварный фарфор и дальше будет оставаться вне моды и времени и может стать отличной реликвией любой семьи.

Фарфор – это один из видов особо чистой керамики, обожженной при высоких температурах до твердого состояния, непропускающей влагу, твердой, противостоящей химическим воздействиям и перепадам температуры, с прозрачным, если посмотреть на свет, глазурным покрытием.

Первый шаг в технологии изготовления фарфора – приготовления массы высокого качества, которая, кроме воды, состоит из трех компонентов: каолина, кварца и полевого шпата. От каолина зависит легкость придачи формы, пластичность материала, а также то, что предметы, после обсушки и обжига, сохраняют первоначально приданную им форму. Полевой шпат способствует затвердеванию материала во время обжига, а пропорция кварца определяет степень прозрачности материала.

Второй шаг технологии – изготовление сырого товара.

Одним из важных вспомогательных материалов при изготовлении фарфора является гипс, которых хорошо обрабатывается, ему легко придать любую форму, он прекрасно поддается резьбе, а после обсушки сильно впитывает влагу. Изготовленная из гипса форма применяется при различных способах формования. Первые формы, являющиеся негативами изготовляемых предметов, художник – проектировщик делает с учетом 14%-ой усадки фарфора во время обжига. Работа по изготовлению гипсовых форм: отлитие гипса, гравирование и стыковка поверхностей, вращение предметов, изготавливаемых токарным способом, - задача, требующая высокого внимания и большой ловкости рук. Одним из вспомогательных инструментов при формовании является гончарное колесо. С его помощью изготавливаются предметы так называемого плоского формования (тарелки, блюдца, блюда). При плоском формовании, соответствующим образом приготовленной массе, с помощью стального шаблона, сначала придается форма плоского листа, после чего, используя подстеленное полотно, ее опрокидывают в форму, и, затем, мокрой губкой прижимают к ее стенкам. Образовавшиеся по краям формы излишки массы удаляются. Помещенное в форму изделие плоского формования, с уменьшением влаги в массе, усаживается. И через некоторое время его можно изъять из нее. В этот момент на внутренней поверхности изделия становится видным украшающий рельеф.

При объемном формовании, специалист, работающий с гончарным кругом, сначала, из хорошо замешанной массы делает так называемую болванку и помещает ее в форму, приглаживая массу к стенкам. Сформованное объемным способом изделие в течении короткого времени отделяется от стенок формы, после чего его осторожно вынимают.

Способом отлития изготовляются обладающие сложной поверхностью и неправильной формой, пустые внутри предметы, например: статуэтки, кувшины, блюда. Для этого приема работы требуются сухая, высококачественная гипсовая форма и литейная жижа. Из вливаемой в литейную форму жидкости массы, благодаря способности пористого гипса впитывать в себя влагу, образуется постепенно утолщающаяся корка. После достижения необходимой толщины, специалист сливает излишнюю массу и, спустя определенное время, легко вынимает высохшее литье из формы.

Цветы изготовляются из, так называемой, «цветочной» массы повышенной пластичности. Лепестки лепятся сжимающими и одновременно растирающими движениями смазанных маслом пальцев и затем складываются в цветок.

Такой же большой ловкости рук требуют корзиночное плетение, напоминающее плетение корзин из прутьев, когда, для получения желаемого вида, тонкие нити из массы прикрепляют к разнообразным гипсовым формам.

Пробивка делается во влажном состоянии. Во время этой работы обоюдоострым, заостренным пробивным ножом из закрытых поверхностей вырезаются декоративные фрагменты.

Для того, чтобы остатки различных типов массы снова можно было использовать в производстве, для их отметки используются красители. Эти красители при первом обжиге выжигаются из изделия.

Сформованные и высушенные предметы после очистки, но до нанесения глазури, подвергаются обжигу при низкой температуре (940-1000С). Этот процесс называют «нежным» обжигом. Во время него каолин распадается, и предмет теряет свою эластичность. Фарфоровые предметы после «нежного» обжига, перед вторым обжиганием, смазывают глазурью. Пористая глина впитывает влагу из глазурной жижи и на ее поверхности, вместе со впитанной влагой, оседает слой глазури. После этого приступают к обжигу глазури, при температуре 1350-1410С.

В 1960-х годах обжиг производили в круглых печах, отапливаемых дровами. Обжиг продолжался много дней. Никакого средства для проверки не было. В настоящее время обжиг происходит в газовых секционных печах, а регулировку осуществляет микропроцессор. Готовый, после обжига глазури, белый фарфор с блестящей поверхностью попадает на следующий этап работы – раскрашивание.

Художник получает краски всевозможных цветов в виде порошка, после чего, в зависимости от конкретных процессов раскрашивания, смешивает их в разных пропорциях с терпентином и образовавшимся в результате испарения терпентина густым канифольным маслом, которое иначе называют «густым маслом». Фарфоровые краски представляют собой цветное размолотое стекло с низкой температурой плавления, которые вплавляются в поверхностный слой глазури во время обжига после раскрашивания.

С момента возникновения Мануфактуры, технология раскрашивания едва изменилась. Краски наносятся на фарфоровую поверхность кисточками из волос животных, а для штрихования используются ручки со стальными перьями. Эти операции требуют исключительно больших профессиональных знаний и хорошей ловкости рук. Китайский стиль раскрашивания применялся уже во времена Мора Фишера. Этот стиль характеризует то, что художник сначала рисует тонким пером различные мотивы, а затем наносит эмалевые краски на поверхность внутри контура. Выполненная таким способом декорация рельефно выступает на поверхности изделия. В европейском раскрашивании фарфора распространился так называемый манерный прием раскрашивания. Его характеризует то, что всевозможные композиции из цветочных мотивов, листьев и фруктов создаются технико й подмалёвки, тушёвки, а, затем, оттенения.

Раскрашенные предметы маркируют, подписывают, после чего украшают позолотой. После этого наступает очередь обжига декора, производимого при относительно низких температурах (720-900С). Изделия, созданные руками 250-ти формовщиков и 700-та художников, постоянно добиваются признания во всем мире.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Изготовление фарфора" в других словарях:

    Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII XIX век) в Кунсткамере (Санкт Петербург) … Википедия

    Прил. 1. соотн. с сущ. фарфор, связанный с ним 2. Свойственный фарфору, характерный для него. 3. Идущий на изготовление фарфора [фарфор 2.]. 4. Сделанный, изготовленный из фарфора [фарфор 1.]. 5. Похожий на фарфор 2. какими либо своими качествами … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Изготовление индустриальными методами декоративно прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс …

    - … Википедия

    - (греч. keramike гончарное искусство, от kéramos глина) изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех… … Большая советская энциклопедия

    Фарфоровый завод Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Имени М. В. Ломоносова (проспект Обуховской Обороны, 151), ведущее предприятие в стране по изготовлению высокохудожественного фарфора. Выпускает около 500 наименований изделий из твёрдого, мягкого и костяного фарфора. Основан в 1744 как… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Промышленность - (Industry) История промышленности Основные отрасли промышленности в мире Содержание Содержание Раздел 1. История развития. Раздел 2. Классификация промышленности. Раздел 3. промышленности. Подраздел 1. Электроэнергетика. Подраздел 2. Топливная… … Энциклопедия инвестора

    - (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия


Вторник, 03 Мая 2011 г. 13:10 + в цитатник

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - самая благородная керамика. Фарфоровая посуда - это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Разновидности и технология производства

В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Немного терминологии:

Плавни в керамических массах играют роль отощающих добавок. При обжиге плавни способствуют образованию легкоплавкого расплава, снижают температуру обжига изделий, повышают плотность черепка. В качестве плавней в массах тонкокерамических изделий используют полевой шпат, пегматит, нефелиновый сиенит, перлит, мел, доломит, тальк и другие материалы. Действие плавней в массе не одинаково.
Полевые шпаты - универсальный плавень в технологии тонкой керамики и в производстве глазурей. Земная кора состоит более чем на 50% из полевошпатовых пород, но месторождения полевых шпатов, пригодных для керамической промышленности весьма ограничены и в основном исчерпаны. Представляют собой алюмосиликаты щелочных и щелочноземельных металлов. Также в производстве могут использоваться пегматиты, граниты, перлиты.


Каолин – белая глина, которая образуется при выветривании полевых шпатов. В составе имеет минерал коалинит, и широко используется в промышленности.

Кварц - еще один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. Входит в состав других минералов в виде смесей и силикатов. В общей сложности массовая доля кварца в земной коре более 60%.

Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый на «утиль», второй – «политой». Первый обжиг на «утиль» имеет целью спечь изделие и обеспечить ему определенную пористость и прочность, достаточную для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и осуществления ее взаимодействия с материалом черепка.

Для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, шедшая на изготовление знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», т.е. изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в закрытом состоянии в земле по 100 летВ наши дни глину могут подвергать летованию, особенно если она малопластична. Для этого выкопанную глину в виде небольших кусков раскладывают на земле грядками, которые периодически поливают водой, и перелопачивают. В таком состоянии в течение нескольких лет глина подвергается воздействию воды, солнца, мороза и значительно улучшает свои свойства. Для изготовления тонких гончарных работ глину отмучивают в воде от примесей, отделяют грубые фракции и после частичного обезвоживания гноят в подвалах в течение нескольких месяцев.

В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380...1460°C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата и 50% каолина и глины.

Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200...1280°C. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина сообщает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает белизну фарфора.

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности:

Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью. Специалисты считают, что костяной фарфор начал производить И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет (Англия). В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Он содержит 30...50% каолина, 25...35% кварца, 25...35% богатой щелочью стекольной фритты. Фритты – композиционные добавки к фарфоровой массе, обеспечивающие образование стекловидной фазы, а следовательно, и обусловливающие просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок, сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.

Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор . История фарфора и история Китая неразрывно связаны. В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но это был слишком дорогой материал. Результатом долгих поисков китайскими мастерами замены нефрита становится фарфор, материал доступнее и проще в обработке. Нефрит остался в Китае священным камнем, а фарфор практически сразу покорил китайских правителей.

Из всего китайского фарфора особо выделяют белый. Тайна его уникальной хрупкости и в то же время прочности заключается в сырье, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась богата так называемым фарфоровым камнем, горной породой состоящей из кварца и слюды. Преобразовав все компоненты в порошок и добавив каолин, получали массу, которую хранили много лет, чтобы она приобрела необходимую пластичность. Особый матовый блеск достигался нанесением глазури несколькими слоями, разной прозрачности.

Китайский фарфор прославился своей необычайной тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу. Получившая популярность на родине, сначала в высших кругах, а после и среди всего населения, китайская керамика еще до н.э. стала экспортироваться в сначала в Индию, Японию и Африку; и лишь в XVI веке в Европу.

Декорирование

Красочный декор.

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.


При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.


Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).


Золотые краски низким процентом содержания золота более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Рельефный декор.


Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

История

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количества китайских изделий попадает в Европу.


Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По названию главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари». Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Помимо красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

От случая к случаю попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Во второй половине XV века в Италии делаются первые попытки подражать фарфору. В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Френсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски усилившийся с начала XVII века ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки оставались безуспешными - в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Например, Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) проводил опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя, содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общетсвенности только в 1735 году.


Письмо Франсуа Ксавье д"Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты Бёттгера по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Бёттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

История в России.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I - большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене, но потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику, на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства - приглашение иностранных специалистов.
Оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”.
Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”, в те времена пользовавшегося большим авторитетом.

Перед Виноградовым встала задача - самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы, технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. В том числе - разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

Более тысячи различных экспериментов было выполнено Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.

Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что ему давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.

Маркировка фарфоровых изделий

Маркировка как способ указания принадлежности изделия к конкретному производству стала использоваться в Европе вскоре после создания крупных керамических мануфактур. Но еще задолго до этого, например, на дельфтском фаянсе XVII века воспроизводились восточные (японские и китайские) марки. Кстати, с этих же марок начинали и крупнейшие европейские фарфоровые фабрики - Мейсен и Вена.

Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазурными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей фарфора и лишь в последней трети XVIII века в основных странах-изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обязательной, причем, марки должны были регистрироваться в соответствующих государственных службах.

По мере увеличения числа фарфоровых производств в Европе и признания очевидного лидерства, а, следовательно, и наибольшей ценности изделий севрской, мейсенской, венской и некоторых других мануфактур, на первый план стала выходить такая функция маркировки, как защита от имитации и подделки. С этой целью, например, в XIX веке Севр, Вена и Берлин ввели практику двойного маркирования: одна марка - обычно синяя подглазурная - ставилась при изготовлении изделия, вторая - чаще всего красная - при его надглазурном декорировании.

Пример маркировки фарфора ранней династии Мин

Если говорить о содержании марок, то при всем их разнообразии можно выделить следующие основные элементы: названия фабрик или городов (местностей), где они расположены; фамилии, инициалы или монограммы владельцев либо их высоких покровителей; геральдические мотивы - короны, гербы или части гербов; фигуры животных, птиц, рыб; цветы или иные растения; корабли, якоря, другие морские мотивы; замки и различные строения; религиозные или мифологические мотивы; различного рода эмблемы и символы; геометрические фигуры.

Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.

P.S. Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек.