Еврейский подсвечник название. Сакральный смысл символов Иудаизма. Ханукальный подсвечник в матрице Мироздания

  • Дата: 28.07.2019

Менора (с иврита переводится как лампа, светильник) - это применявшийся в еврейских богослужениях храмовой эпохи семирожковый светильник из золота, один из главных символов иудаизма и еврейства вообще.

Примитивные семисвечники были обнаружены при раскопках святилищ Ханаана и Сирии, относящихся к XVIII-XV столетиям до нашей эры. Таким образом, семисвечники применялись на территории Эрец-Исраэль задолго до прихода в эти края древнееврейских племен. Однако, у этих светильников нет характерных для меноры рожков, обычно имеются просто семь углублений для масла или чашечек.

Ясно, что, если в церковно-синагоге когда-либо были «эмоциональные предрассудки», католики не пострадали за последствия, создаваемые еврейским заговором. Напротив, незадолго до национал-социалистических теорий выяснилось их абсурдное этническое и языческое притязание, заговорщический характер иудаизма против Церкви и Его анти-католическая ненависть по-прежнему была общепринятой среди католиков. С определенной точки зрения нацистско-фашистские преследования против евреев стали отличным инструментом для иудаизма, чтобы защитить себя от тех заслуженных обвинений.

Как сообщает древнее предание, менору предстояло изготовить в точном соответствии с указаниями Всевышнего, которые были даны пророку Моисею. Однако, инструкции оказались настолько сложными, что Творец в конце концов сделал для избранного народа семисвечник сам. Во времена скитаний по пустыне менора находилась в Скинии - походном храме древних евреев. Когда при царе Соломоне был построен храм в Иерусалиме, менору перенесли туда.

Несмотря на это плохое обращение, Церковь никогда не переставала призывать евреев к обращению и приему их с распростертыми объятиями, когда они были достойны этого. Святая католическая церковь прошла еще дальше. Он всегда осуждал преследования, которые часто были реакцией на вечную ненависть к синагоге против Церкви.

Во время этой сессии евреи Франции и Италии аплодировали раввину Исааку Самуэлю Авигдору, в котором они признали, и пригласили Великого Синедриона признать постоянный и бесконечный характер католической церкви евреям. Раввин начал вспоминать, что самые известные католические моралисты запрещали преследования, исповедуя толерантность и проповедь братской благотворительности. Вот несколько выдержек из текста выступления.

Менора была изготовлена из цельного слитка золота весом в один талант (около 34,5 килограммов) и имела центральный ствол, от которого симметрично отходили шесть изогнутых ветвей, с каждой стороны по три. Каждая ветвь разделялась на отрезки двумя «бокальчиками»-цветками и завершалась третьим. На центральном стволе было четыре таких цветка - в месте ответвлений и наверху. Горелки меноры были съемными и предназначались для горючего масла. Менора была украшена и другими элементами растительного орнамента.

Позднее она одобрила следующую поправку. Это проявление благодарности великого синедриона, собранного только во Франции, показывает преимущества, которые Церковь дала евреям на протяжении веков. Выше, слева: католические монахини представляют с евреями, которые спасли их во время Второй мировой войны.

Чтобы спасти их от нацистских преследований. Он имел в виду ссылаться на богословские «предрассудки»? Чтобы принять эту гипотезу, нужно еще спросить: являются ли самые серьезные богословские вопросы, отделяющие католическую церковь от синагоги, «предрассудками»?

Исследователь-израильтянин Ури Офир полагает, что горелки светильника имели форму цветов лилии вида Lilium candidum. Если смотреть на цветок лилии сверху, он удивительно напоминает еврейскую шестиконечную звезду - маген давид .

Другие исследователи считают, что форма еврейской меноры соответствует форме растения Salvia palaestinae (разновидность шалфея , в древности имевшая название «мориа»). Будучи высушен на плоской поверхности, этот шалфей становится очень похожим на светильник-менору.

Или провозгласить грядущие статьи веры? Вместо этого он оставил католиков, которые следовали известию о его визите в синагогу Рима в недоумении, озадаченном впечатлением от преемника Петра, который, казалось, отказался от вышеупомянутых догм нашей веры в пользу еврейской религии.

«Решающий поворотный момент в отношениях между католической церковью и иудаизмом». «Оборот» означает полное изменение направления, которое выполняется на дороге. Поэтому «решающим поворотным моментом» является радикальное изменение. Отмена, что, как мы видели, он хотел предложить «решающий вклад». Он не мог более категорично выражать свое желание отказаться от предыдущей доктринальной позиции Святой Церкви в отношении иудаизма.

Талмуд указывает на то, что менора имела высоту в 18 ладоней (примерно полтора метра), а также ножки высотой в три ладони. Ветви семисвечника имели размах в 9 ладоней. Для зажигания светильника священнослужитель поднимался по трем ступеням, на второй из них находились масло для меноры, щипцы из золота и другие предметы для обслуживания семисвечника. Сама лестница в эпоху Скинии была изготовлена из акации, а при Соломоне стала мраморной.

Церковь Христа обнаруживает свою «связь»с иудаизмом, тщательно изучая его собственную тайну. Так что, если кто-то пытается отменить этот антагонизм, придется установить сильные аргументы. Он обратился только к неопределенному понятию «тайна». Католики должны изменить свое отношение к евреям, потому что Церковь Христа открыла свою «связь»с иудаизмом, тщательно изучая свою собственную тайну. О какой «тайне» вы говорите?

Конечно, никто не может это объяснить. Основываясь на этой загадке, без дальнейших разъяснений, он продолжил собирать самые полные доктринальные последствия своего выступления: католики должны отложить свое прошлое и присоединиться к новому еврейско-еврейскому примирению. Вероятно, он хотел сказать, что Церковь Совета и иудаизм должны быть все более тесно связаны и близки друг к другу.

Оливковое масло для храмового семисвечника употреблялось только чистейшее, первого отжима. Зажигание меноры происходило в сумерки, а горелки очищались по утрам.

Семисвечников было несколько. Вероятно, они не раз уничтожались или увозились захватчиками в качестве военной добычи. Так, в 568 году Иерусалимский храм был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором, и золотые светильники также пострадали. В 169 году до нашей эры золотая менора была захвачена воинами греко-сирийского правителя Антиоха IV и вывезена в Сирию. После взятия и разграбления Иерусалима римлянами в столицу империи было вывезено один или два светильника, похожих на тот, что находился в Храме.

Еврейская религия не «внешняя», но в некотором роде она «неотъемлемая»для нашей религии. Это утверждение также, похоже, подтверждает, что иудаизм является образцом для соборной церкви. Последним этапом прогрессии было бы превращение Церкви в ветку слоновой кости.

«Вы - наши возлюбленные братья, и определенно можете сказать нашим великим братьям». В христианской терминологии «брат» подразумевает общение в вере. Призывая христиан и евреев «братьями», Папа особенно относится к этому, хотя евреи не верят, как христиане, в Иисуса Христа или в тайну Тринитаря. Истинный смысл слова «брат», как справедливо отмечает отец Де Роза, относится к «брату по вере». При этом Кароль Войтыла не только подтвердил «единство с евреями в одной и той же религиозной профессии», но говорил так, как будто им нравились права «пристрастия» и «первородство», независимо от истины католической веры. действительно ли евреи пользуются тем же «пристрастием» католиков, если, как ясно говорится в Священном Писании, «без веры невозможно угодить Богу?».

По утверждению Иосифа Флавия , менора попала в Рим и оказалась в храме богини Мира, построенном Веспасианом. Одержавший победу над евреями Тит удостоился возведения в его честь триумфальной арки, позже разрушенной и заново отстроенной при императоре Домициане. Эта арка, называемая Аркой Тита, сохранилась до наших дней. Среди украшающих арку барельефов имеется и детальное изображение меноры. Именно оно было перенесено на государственный герб Израиля.

Теперь древнее подлинное право первенства среди евреев, установленное до прихода нашего Господа, предполагало веру в Мессию. Без этого не было бы никакого обещания, Старого Завета. Это то, что Святой Павел утверждает, когда он пишет конкретно евреям. Кроме того, апостол разъясняет, что вера древних патриархов была верой в Иисуса Христа: Помните своих вождей, которые провозгласили вам слово Божие, тщательно рассматривая исход своего пребывания в жизни, подражая вере. Иисус Христос тот же вчера, сегодня и всегда.

Поэтому вера была причиной обетования; и обещание было сделано в ожидании Христа. Обетование исполнилось с пришествием Господа нашего, и тогда Древний Альянс закончился. Наш Господь установил Новый Завет, который заменил Древнего: «Объявив новый завет, Бог объявил старость, теперь, когда он стареет и стареет, он близок к исчезновению». Следовательно, и как субстанция непрерывности Древний альянс, который как основа Новой, вера в Господа нашего Иисуса Христа является основой всех предпочтений и единственной причиной наличия права на первородство.

Вскоре после изгнания евреев из Палестины (если точнее, примерно со II века нашей эры) семисвечная менора становится символом иудаизма и в качестве такового украшает саркофаги евреев и стены их гробниц. Талмуд запретил делать точные копии предметов утвари разрушенного Храма, поэтому менора изображается без деталей или имеет иное, чем у оригинального светильника, число ветвей (например, четыре или девять).

Отсюда следует, что в наши дни «пристрастие»евреев и приписывание им религиозное право первородства перед католиками, полностью отменяющее вопросы веры, неприемлемо. Все это, по-видимому, является явным отказом от католических доктрин и их основы, подтвержденной Священным Писанием, или «глупым заявлением о превосходстве еврейской расы над другими».

Несколько американских протестантов стали ярыми сторонниками иудаизма. Соборная церковь делает тот же путь? «Сколько сделано во время его страсти не может быть вменено всем евреям, живущим тогда к евреям нашего времени»; «Поэтому это противоречиво всякое притворное богословское оправдание дискриминационных мер или, что еще хуже, преследование».

Затем менора появляется как элемент декора синагог. В Средние века символизм меноры становится частью учения Каббалы (у каббалистов менора соответствиует Древу Сфирот). Менора помещается на амулеты, перстни, сосуды и другие предметы, попадает на оклады религиозных книг.

В наши дни в Иерусалиме можно видеть репродукцию храмовой меноры в натуральную величину. Эта модель меноры была изготовлена Институтом изучения Храма на основании различных религиозных и исторических источников.

Первая печальная вещь, которая привлекает внимание к этим рассуждениям, - это отмена самых элементарных правил логики. Действительно, в богословском мышлении элементарно, что обязательные предпосылки являются данными Откровения из Священного Писания и Традиции. Или, в отсутствие таких шагов, он должен был быть основан на элементах, присутствующих в Традиции. Поддерживая это беспрецедентное «отпущение» евреев, Кароль Войтыла не представил ни одного элемента из источников Откровения. Чтобы сформулировать очень серьезное догматическое суждение, подобное этому, он ссылался только на два момента, которые не составляют прочную основу для аргумента: понятие «тайна» и соборная декларация «Наша ностра».

Частью еврейских религиозных обрядов стало зажигание особой девятисвечной меноры в течение праздника Ханука. Такая менора называется ханукия (с ударением на последний слог). Раньше ханукальный светильник представлял собой гнезда для свечей или масляные светильники, укрепленные на задней пластинке. В праздник такой светильник подвешивался на стену. Сегодня наиболее распространены ханукии, напоминающие храмовую менору. Вообще ханукия может иметь любую форму, лишь бы восемь из девяти светильников располагались на одном уровне и, будучи зажжены, не сливались в одно пламя.

Непонятное понятие тайны, как само слово указывает, и не позволяет сделать вывод об этой серьезности, а текст Нашего также неадекватен, поскольку он не полагается на Священное Писание или Предание, чтобы оправдать «отпущение» евреев, Во всех практических целях упоминание Согласительной декларации является ценностью принципиальной прошения, то есть ее бесполезности. Исходя из этого плохого предположения, он в качестве заключения обозначил запутанное утверждение, что «это несовместимы с каждым притворным богословским оправданием дискриминационных мер или, что еще хуже, преследованием».

Копия Храмовой Меноры.

Иерусалим. Старый город

Эту копию подарил израильтянам украинский миллионер Вадим Рабинович. В ней 37 кг золота,отлита по чертежам,выполне нным специалистами Иерусалимского института Храма.Менора стоит на улице,накрыта пуленепробиваемы м прозрачным колпаком.

Каким было бы «непоследовательное» оправдание, о котором он говорил? Было ли это ссылкой на отрывки Священного Писания, в которых ясно говорится о преступлении, совершенном всем народом, что оправдывает тех, кто верит в виновных евреев? В этом случае мы свидетельствуем об отзыве Священного Писания? Может ли законный понтифик противоречить Откровению? Более того, почему мы должны когда-либо рассматривать все, что Папи, Консилио, Отцы, Доктора и Святые в течение многих столетий учили вину всего еврейского народа за преступление дебизнеса как «непоследовательное богословское оправдание»?

Менора (ивр. מְנוֹרָה ‎ менора́ , букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

Может ли это утверждение быть отменой светского учения Церкви? Если бы эта гипотеза была правильной, этот поступок считался тираническим навязыванием межрелигиозного диалога с евреями, оживляемым пароксизмом, что аннулирует истинные основы католической веры. Что может показаться странным, этот межрелигиозный диалог был представлен как выражение о чрезмерной милости Церкви. Эта любопытная милость к евреям привела бы соборную церковь к анафеме всего прошлого католической церкви.

Этот необоснованный запрет является следствием нелогичной и деспотической анафемы, которую мы только что видели. Павел также ясно говорит о тех евреях, которые покинули Церковь после того, как они обратились. Следующий отрывок из Еврейского письма также противоречит желанию освободить израильтян от проклятия Бога.

Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай . «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; б едро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе». (Исх 25:31-40)

Своего рода католическо-еврейская церковь, которая утверждает, что объединяет две религии. Он стремился воплотить в жизнь то, что утверждает наша Ностра об евреях. Таково значение, которое должно быть приписано моему посещению среди вас, евреев в Риме. Евреи подтверждают свои ложные убеждения.

Еще одним аспектом реальности была церемония - гимны и псалмы, с которыми раввины получали Кароль Войтыла, а также речи представителей евреев. Теперь позвольте мне проанализировать эти символические акты. Завет Бога с Авраамом основывался на акте веры. Таким образом, альянс полностью зависит от верности той же вере.

Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.

И поэтому потомство Авраама является духовным и нерасовым. Поскольку это был первый случай в истории, когда преемник Святого Петра посетил синагогу, церемонии, сделанные обеими сторонами, были особенно символическими. Это особенно интересно, если учесть, что еврейский народ по характеру склонен больше выражать свои мысли и чувства посредством метафор и символов, чем через дискурсивные и систематические воздействия.

После того, как Кароль Войтыла сидел на самом высоком месте в синагоге, на том же этаже, что и глава раввина Элио Тоафф, другой раввин начал читать шаг, взятый из Книги Бытия, которая ссылается на обещание, данное Богом Абрахам. Этот отрывок ясно показывает, что нынешние евреи считаются наследниками обещания Авраама. Его духовным потомком является Христос и Святая Церковь, а наследование избранных покоится на благодати. Тем не менее, читая текст, извлеченный из Книги Бытия, евреи, похоже, настаивают на том, что обетование является плотским и не-духовным и не основано на сверхъестественной благодати.

Из главного ствола отделялось шесть боковых ветвей - по три с каждой стороны. Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля. Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Вс-вышнему пришлось самому сотворить этот чудесный светильник.

По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

«Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana - Шалфей Иудейский, Шалфей Иерусалимский).

Согласно традиции, высота Меноры была около полутора метров. В Храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Для зажигания Меноры использовалось только то масло, которое получалось при первом отжиме олив. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. Первосвященник зажигал Менору по вечерам и она должна была гореть всю ночь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим» - акация, но в Храме Соломон заменил ее мраморной.



Храм Соломона

В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал ; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49-50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7-11). Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании.

Золотая МЕНОРА Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164-163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей , очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49-50). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая МЕНОРА была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта МЕНОРА , захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158-162).

Рим. Арка Тита

В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп.



Разграбление римлянами Иерусалима .
Копия рельефа с Арки Тита (музей Beth Hatefutsoth).

Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета мог видеть только Первосвященник раз в году на Йом Киппур, а Менора выставлялась напоказ всему народу во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот).

Монета (Матитьягу) Антигона II

последнего царя Иудеи из династии

Хасмонеев (37 г до н. э.)

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).

Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.

В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине, изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом, на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.

Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе.



Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди.

Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах.

Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»

— Иосиф Флавий, Иудейские Древности III, 7:7

  • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие.»

— Маймонид, «Путеводитель заблудших», 3:45

Так изобразил Менору РАМБАМ в своей рукописи.

  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

«Менора символизирует второй вид награды — награду духовную, ибо сказано: „Душа человека — светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике.»

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»



Живописная панель на западной стене над нишей для свитков Торы

в синагоге Дура-Европос (244 г. н. э.).

Обратите внимание: у семисвечника прямые ветви, как на рисунке Рамбама!

Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»

— р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

Мозаичный пол синагоги в Йерихо (6 в.н.э.)

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.

  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ .- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

  • Менора на гербе Государства Израиль
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом.

  • Бронзовая Менора у здания Кнессета
  • На постаменте выгравировано:
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.