Холодная врезка в магистральный газопровод. Как врезаться в газопровод: технические требования и особенности выполнения работ Что необходимо сделать по окончании холодной врезки

  • Дата: 05.04.2020

Врезка в трубу под давлением достаточно сложная операция, которая, зачастую, позволяет сэкономить как ресурсы, так и время.

В процессе холодной врезки в трубопроводе выполняется дополнительное отверстие, без нагрева или деформации трубы. Разумеется для выполнения данной операции необходимо соответствующее оборудование, которое будут использовать подготовленные специалисты. Рассмотрим основные моменты процесса врезки и выделим основные технологические операции.

Процесс врезки в трубопровод

Наилучшей иллюстрацией процесса врезки в трубопровод будет видео от компании ArmProf, которая занимается поставкой комплектующих для выполнения врезки в трубу под давлением. Оборудование для врезки в трубопровод представлено на официальном сайте компании http://www.armprof.ru/catalog/instrument/ .

Представленный ролик демонстрирует насколько врезка в трубу может быть скоротечной и технологичной. Для выполнения операции не потребовалось рыть огромный котлован о отключать потребителей.

Выделим основные этапы технологического процесса:

Установка хомута

Перед установкой следует убедиться, что хомут полностью соответствует диаметру трубы, в которой будет выполняться врезка. Поверхность трубы следует очистить, затем установить хомут и плотно затянут крепежные болты.

Установка задвижки

Задвижка крепится к фланцу хомута. Задвижка должна плотно зарываться, это следует проверить до выполнения сверления.

Установка сверлильного оборудования

Устройство для врезки представляет собой бур с крышкой, которая крепится к задвижке. Герметичность соединения обеспечивают уплотнения. Перед началом монтажа необходимо проверить, что сверло свободно проходит через задвижку, а его длины достаточно для выполнения отверстия.

Выполнение процесса сверления

После установки оборудования для врезки выполняется сверление трубы. При правильно выбранном и установленном оборудовании процесс сверления происходит без значительных утечек жидкости из трубопровода. Появление незначительного количества жидкости возможно лишь при извлечении бура из задвижки.

Природный газ обеспечивает человека теплом и горячей пищей. Однако для реализации этих функций его необходимо подвести к жилищу – обустроить трубопровод, соединенный с центральной сетью, отопительным оборудованием и бытовыми приборами.

На этапе проектирования магистрали, необходимо разобраться, какие разрешительные документы предстоит оформить, как правильно врезаться в газопровод и кому доверить такую ответственную работу. Ответы на эти вопросы подробно изложены в статье.

Кроме того, мы описали разные способы подключения к центральной магистрали, а также обозначили особенности подсоединения к пластиковому и металлическому трубопроводу.

Газопровод – это специализированный трубопровод, предназначение которого заключается в транспортировании и хранении некоторых объемов голубого топлива. Он может иметь разные конструкционные особенности, отличающиеся в зависимости от возложенных на магистраль задач.

Например, сети международного значения доставляют огромные объемы газа на большие расстояния, потому в них постоянное давление поддерживается на высоком уровне. Именно поэтому любые эксперименты с системами подачи газа неуместны и могут быть опасны не только для вас, но и для окружающих.

А значит, оптимальным вариантом для проведения работ с системой станет вызов соответствующих служб, специализирующихся на работе с газовыми коммуникациями, что отвечает требованиям законодательства.

Врезку в газопровод должен осуществлять специалист газовой службы, имеющий необходимый уровень допуска и соблюдающий все меры безопасности

Газопроводы устроены подобно кровеносной системе человеческого организма. Их роль можно сравнить с коронарными сосудами. А уже от центральных отходят трубы регионального значения, распределяющие голубое топливо между потребителями.

Они меньше магистральных, потому и давление в них гораздо ниже. Однако даже в таких газовых сетях возможны его скачки как в сторону снижения, так и в возрастающем направлении.

Подключение к газовым коммуникациям происходит при наличии у организации специального допуска. А разводку внутри своего дома можно попробовать осуществить собственноручно. Для этого достаточно лишь знать четкую последовательность действий и придерживаться необходимых мер безопасности.

Правила расчета пропускной способности

Основным фактором, отвечающим за непрерывную поставку голубого топлива потребителям, является значение пропускной способности газопровода. Расчет этого параметра осуществляется по особому алгоритму. Причем его делают независимо от типа используемых труб.

Максимальную пропускную способность можно высчитать по следующей формуле:

Q макс. =196,386×Д²×P/Z×Т,

  • Р рабочее давление, поддерживаемое в газопроводе, плюс 0,1 МПа или абсолютное давление газа;
  • Д – внутренний диаметр трубы;
  • Т – температура прокачиваемого голубого топлива, измеряемого по шкале Кельвина;
  • Z – коэффициент сжимаемости.

Эта формула устанавливает следующую закономерность: чем выше значение показателя Т, тем большей должна быть пропускная способность сети.

В противном случае произойдёт разгерметизация газотранспортной магистрали, что неминуемо приведёт к взрыву этого опасного вещества.

Сделав выбор типа труб для газопровода, важно правильно определить способ врезки

Есть формула посложнее. Однако алгоритма, приведенного выше, вполне достаточно для совершения необходимых расчетов, предшествующих врезке в газопровод.

Как правильно подсоединиться к газопроводу?

Врезку в магистральную сеть нельзя проводить собственноручно - только при помощи специалистов газовых компаний, имеющих разрешения и допуск на проведение таких работ. Вне зависимости от выбранной фирмы, перед подключением к коммуникациям предстоит масштабный этап подготовки.

Подготовка к проведению врезки

Если вы решили доверить процесс присоединения к газовой сети специалистам соответствующей компании, то необходимо обратиться в разрешительную службу. Здесь кроме подачи заявки установленного образца, потребуется предоставить пакет документов, предусмотренный на законодательном уровне.

Накануне врезки в газотранспортную магистраль необходимо не только сделать верные расчеты, но и получить разрешение газовщиков

Когда речь идет о врезке в газопровод нововозведенного здания, владельцу следует в первую очередь предоставить паспорт, идентификационный код и утвержденный .

Кроме того, следует подготовить набор документов:

  • заявление , заверенное лично главой территориального отделения газового хозяйства;
  • разрешение на подключение к газотранспортной магистрали, выданное отделом планирования архитектурного обустройства;
  • фотографию , сделанную в процессе топографической съемки участка, на котором будет осуществляться врезка;
  • тех.паспорт на частный дом , или же его копия, заверенная нотариусом.

Снимок должен быть заверен уполномоченными работниками газовой службы. На нем будет запечатлена вся инженерная инфраструктура, включающая не только газовые коммуникации, но и водопровод, трубы теплосети, а также канализации.

Если же дом находится в стадии возведения, то следует предоставить соответствующий архитектурный проект, разрешение на его постройку и поэтажный план.

А если его общая площадь превышает 300 м. кв., необходимо подать тепловой расчет строения, ситуационный план участка в масштабе 1:5000, согласие соседей на присоединение к газовой сети, оформленное в письменной форме.

Последний документ понадобится в том случае, когда планируется пустить часть газопровода под землей по принадлежащим им участкам.

Накануне проведения работ по прокладыванию трубы для врезки в газопровод необходимо получить документально оформленное разрешение установленного образца

В большинстве случаев разрешительные документы подобного рода выдаются городским управлением газового хозяйства, поскольку именно они являются полноправными собственниками газотранспортных магистралей.

К тому же потребуется предоставить технические паспорта или иные документы, прилагаемые к газовым приборам, которые планируется установить в здании - разрешение на использование оборудования в месте проживания, сертификаты соответствия, а также договора на обслуживание.

Еще нужен будет акт обследования дымо-вентиляционных каналов и прочие документы, предусмотренные законодательством. Только имея на руках все разрешения и акты, можно приступать к осуществлению работ по врезке, т. е. исключительно на законном основании.

Нужно помнить, что самовольное проведение подключения к магистральному газопроводу, без оформления в установленном законом порядке надлежащих документов и согласования с соответствующими службами, чревато административными мерами. А если при этом ещё произошло повреждение газопровода, то и уголовным наказанием.

Особенности процесса врезки

Процесс врезки в газопровод - это присоединение новой трубы, посредством которой вещество от центральной магистрали будет транспортироваться потребителю. Как правило, подключения такого рода совершают, не перекрывая подачу газа в магистральной сети.

Пример произведения врезки в газопровод под давлением в видеоролике:

Имея общее представление о технических требованиях и порядке проведения работ по присоединению к газовой сети, будет легче ориентироваться во всех нюансах, а также контролировать работу компании, с которой заключен договор на подсоединение, станет проще.

Кроме того, пропадет абсурдное желание самостоятельно врезаться в газопровод, пригласив мастера на все руки в целях экономии.

Поделитесь с читателями вашим опытом согласования документов и подключения к центральному газопроводу. Пожалуйста, оставляйте комментарии к статье и задавайте интересующие вас вопросы. Форма обратной связи расположена ниже.

Врезка в действующий стальной газопровод под давлением в каждом конкретном случае разрабатывается индивидуально, и включает в себя следующие стадии:

  • изучение исполнительно-технической документации, представленного строительной организацией;
  • обоснование способа присоединения и последовательность проведения работ; порядок отключения района от подачи газа или снижения давления газа в сети;
  • последовательность проведения врезки газопровода; порядок продувки газопровода и ввода в эксплуатацию вновь присоединенного газопровода; потребность в механизмах, приспособлениях, материалах, инструментах, средствах индивидуальной защиты и пожаротушения;
  • технику безопасности при выполнении работ; подбор и инструкцию бригады;
  • систему оповещения населения и потребителей о времени проведения работ и прекращении подачи газа или снижения давления газа в сети.

Применяют следующие способы присоединения к действующим газопроводам:

  • к действующим сетям низкого давления без снижения давления газа;
  • низкого, среднего или высокого давлений — со снижением давления газа до 400 — 1000 Па;
  • среднего и высокого давлений — с помощью специальных устройств, не требующих снижения давления газа.

Врезка в действующие газопроводы без снижения давления в них допускается только при условии применения специального приспособления, исключающего выход газа наружу.

Врезка может быть выполнена разными способами:

Торцевое приспособление (с помощью надвижной муфты) применяют при снижении давления газа до 400 Па, когда новый газопровод является продолжением действующего или когда необходимо соединить два участка действующих газопроводов. Надвижную муфту изготовляют разъемной из двух частей диаметром на 15 — 20 мм больше наружного диаметра соединяемых труб. На присоединяемом газопроводе сваривают надвижную муфту, затем сначала на присоединяемом, а потом на действующем газопроводах обрезают торцы труб вместе с заглушками и немедленно надвигают муфту на действующий газопровод на длину не менее 70 мм. Зазоры между трубой и муфтой уплотняют, концы муфты подвальцовывают и приваривают к трубе внахлест.

Тавровое присоединение к действующему газопрооду(с помощью козырька) используют для отвода газопровода диаметром 50 — 800 мм под прямым углом в одной плоскости с действующим газопроводом.

Телескопический способ присоединения к действующему газопроводу применяют для отвода газопровода диаметром 50 — 200 мм под углом 90 в одной плоскости с действующим. Предварительно изготовляют два соединительных патрубка: первый диаметром на 15 — 20 мм больше наружного диаметра присоединяемого газопровода и длиной 800 мм, второй — диаметром на 15 — 20 мм больше наружного диаметра первого патрубка и длиной 100 — 150 мм. Первый патрубок надвигают на присоединяемый газопровод, второй приваривают к действующему газопроводу так, чтобы их оси совпали. Внутри патрубка в стенке действующего газопровода вырезают окно, размер которого соответствует диаметру присоединяемого газопровода. Вырезанное окно извлекают и вдвигают первый патрубок во второй, а зазоры между трубами заделывают асбестом. После удаления воздуха из узла присоединения концы первого патрубка подвальцовывают и приваривают. Работы по присоединению газопроводов к действующим сетям без перерыва подачи газа выполняют в противогазах.

Газопроводы среднего и высокого давления к действующим сетям присоединяют, снижая или не снижая давление в них. После снижения давления газа присоединение осуществляется названными способами. Недостаток их — перерыв в подаче газа потребителям, получающим его от участка, на котором было произведено снижение давления.

Новый газопровод к действующему можно присоединить без снижения давления газа — через задвижку или с использованием приспособления ПВГМ - разработка института "Гипрониигаз". Порядок операций по выполнении присоединения следующий:

  1. изготовить присоединительный патрубок, втулку с резьбой на внутренней поверхности и резьбовую пробку по чертежам, приведенным в заводской инструкции по использования приспособления ПВГМ-09;
  2. трубу действующего газопровода в месте присоединения очистить от изоляции и к ее поверхности приварить втулку, имеющую на внутренней поверхности резьбу;
  3. на втулку установить шаблон с наружным посадочным поперечником 86 или 144 миллиметра в зависимости от диаметра врезки;
  4. патрубок установить на шаблон и приварить к трубе действующего газопровода. На наружную резьбу патрубка навернуть фланец; для уплотнения соединения на резьбу патрубка намотать льняное волокно для уплотнения, вмонтировать в патрубок шток с закрепленной фрезой;
  5. присоединяемый газопровод приварить к патрубку, на фланце которого укрепить шиберную камеру, а на свободный конец штока надеть сальниковую камеру, присоединить ее к фланцу и затянуть ключом сальниковую набивку;
  6. присоединить приводное изобретение к патрубку, прорезать в трубе действующего газопровода отверстие, вырезанную доля трубы поднять в шиберную камеру, перекрыв доступ газа в верхнюю доля камеры;
  7. снять с патрубка привод, сальниковую камеру, шток с фрезой и с вырезанной частью трубы. Заменить шток штоком с пробкой;
  8. в отверстие сальниковой камеры вставить шток с пробкой, на резьбу которой для уплотнения намотать льняное волокно. Пробку поместить в шиберную камеру. Сальниковую и шиберную камеры укрепить на фланце шиберной камеры. На квадрат штока надеть рукоятку. Поворотом ручки трехходового крана уравнять давление в верхней и нижней частях шиберной камеры. Открыть шиберную заслонку, нажимая на шток, подвести резьбовую пробку прежде упора в резьбу присоединительного патрубка и рукояткой завернуть прежде упора в буртик. Снять последовательно сальниковую и шиберную камеры. Буртик резьбовой пробки приварить по периметру к фланцу присоединительного патрубка;
  9. изолировать место врезки;
  10. после приемки места врезки представителем газового хозяйства засыпать котлован;
  11. земляные работы по рытью котлована и его засыпке выполняются силами специализированных строительно-монтажных организаций.

7.1.1 Назначение

Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300 предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах, через вантуз.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, при давлении в трубопроводе не более 2,5 МПа. Одним из приспособлений по вырезке отверстий в трубопроводе является УХВ-150, УХВ-300.

7.1.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-300 приведены в таблице 7.1.

Устройство, рассчитанное на давление в трубопроводе до 6,3 МПа, предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах от DN 300 до DN 1200, находящихся под давлением рабочих сред до 2,5 МПа (нефть, вода и др.), через запорную арматуру (вантуз) номинальным диаметром DN 100; DN 150; DN 200; DN 300, установленную на отводной патрубок.

Устройство УХВ-150 предназначено для работы на задвижках DN 100 и DN 150, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN100, необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство УХВ-300 предназначено для работы на задвижках DN 200 и DN 300, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN 200 необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство должно эксплуатироваться при следующих параметрах окружающей среды:

Температура окружающего воздуха - от минус 40 ° С до 40 °С;

Атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (630 до 800 мм рт. ст.);

Относительная влажность воздуха - от 40 % до 80 %.


Таблица 7.1 – Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-3 00

№п/п Наименование параметра УХВ-150 УХВ-300
Номинальный диаметр DN
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный максимальный
Диаметр фрезы, мм
Максимальная толщина стенки прорезаемой трубы, мм
Частота вращения инструмента, об/мин 49,82
Подача инструмента, мм/об 0,062
Ход при вырезке отверстия (Smax), мм
Рабочее вращение шпинделя правое (по часовой стрелке)
Время вырезания отверстия, мин
Максимальное давление в трубопроводе, МПа 6,4
Максимальное давление среды в трубопроводе при врезке, МПа 2,5
Напряжение питания, В
Электродвигатель АИМ920Ь4У2.5 AHM100S4y2.5
Мощность, кВт 2,2 3,0
Число оборотов, об/мин
Масса электродвигателя, кг
Габаритные размеры, мм 1370x740x430 1750x880x530
Масса (без электрооборудования и переходника), кг

7.1.3 Конструкция

Конструкция устройства УХВ-150, УХВ-300 приведено на рисунке 7.1 и состоит из фланца 1, редуктора 2, шпинделя 3, водила 4, электродвигателя и электрооборудования.


1 – фланец

2 - редуктор

3 – шпиндель

4 – водило

5 – втулка

6 – блок «червячное колесо-зубчатое колесо»

7 – шпонка

8 – эксцентрик

9 – блок шестерен

10 – ручка

11 – фреза

12 – сверло

13 – втулка

14 – холодный винт

16 – указатель хода

17 – кран шаровой

18 - пробка

19 – крышка

20 – сальниковое уплотнение


Рисунок 7.1 – Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300

В редуктор 2 входит корпус с крышками, «червячное колесо - зубчатое колесо» 6 с приваренным к нему цилиндром, на который устанавливается водило 4 с зубчатым венцом. В отверстие блока «червячное колесо - зубчатое колесо» со сквозным шпоночным пазом, который продолжается в приваренном цилиндре сквозной прорезью шириной, равной ширине шпоночного паза, устанавливается шпиндель 3 с закрепленной в нем шпонкой 7. В корпусе редуктора установлено также устройство для включения и выключения механической подачи шпинделя 3, представляющее собой эксцентрик 8, закрепленный с одной стороны в кронштейне корпуса редуктора, с другой – в крышке редуктора. На эксцентрик надет блок шестерен 9 и установлена ручка 10.

Шпиндель 3 представляет собой трубу, к нижнему концу которой крепится режущий инструмент 11, 12, а на верхнем конце выполнено резьбовое отверстие в завернутой в трубу втулке 13 для ходового винта 14, соединенного винтами с водилом 4.

В верхней части водила 4 установлена втулка 5, к которой крепится крышка 19.

Ходовой винт имеет сквозное отверстие, внутри которого размещен указатель хода 16, предназначенный для контроля положения шпинделя с инструментом.

Шаровой кран 17 предназначен для заполнения жидкостью полости задвижки и патрубка и сбора остаточного давления. Болт (пробка) 18 служит для выпуска воздуха или жидкости при заполнении жидкостью полости задвижки и патрубка при горизонтальном расположении вантуза.

В комплект устройства входит режущий инструмент: сверло диаметром 32 мм, фрезы диаметрами 80; 120; 175 и 250 мм.

Электрооборудование устройства включает в себя: электродвигатель, кнопочный пульт управления (КПУ) и шкаф управления (ШУ).

Напряжение питания силовой сети - переменное 380 В.

Подключение источника питания, электродвигателя установки и кнопочного поста управления к шкафу управления производится через штепсельные разъемы.

Привод вращения включается кнопкой поста управления. При этом подается напряжение на катушку пускателя. Пускатель включается и своими контактами подает напряжение на двигатель. Идет вращение и перемещение инструмента.

Отключение привода осуществляется второй кнопкой с поста управления. При нажатии отключается цепь питания катушки пускателя, пускатель отключает цепь питания двигателя. Двигатель останавливается. Величина нагрузки и момент окончания обработки контролируется по амперметру, находящемуся в шкафу управления.

7.1.4 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.1.4.1 Для подготовки устройства к работе необходимо:

Осмотреть и проверить готовность и надежность крепления узлов и деталей устройства, шкафа управления (ШУ), кнопочного пульта управления (КПУ);

Проверить наличие масла в редукторе при помощи указателя масла в вертикальном положении устройства (уровень масла должен находиться между рисками «min» и «max»);

Выбрать соответствующий инструмент в зависимости от диаметра вырезаемого отверстия. Оценить визуально его пригодность к работе, а также переходник (в тех случаях, когда прорезаются отверстия под задвижку DN 100 или DN 200). Инструмент должен быть заточен;

Закрепить режущий инструмент на шпинделе устройства;

Закрепить защитный кожух инструмента (не допускается перемещение, подъем устройства при установленном инструменте без защитного кожуха);

Установить устройство на задвижку и закрепить, предварительно сняв защитный кожух инструмента (при монтаже не допускать удары устройства о задвижку).

Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз преведена на рисунке 7.2

1 – патрубок

2 – задвижка

3 – фланец устройства

4 – устройство УХВ

5 – сверло

6 – фреза

7 – шпиндель

8 – клин задвижки

10 – фланец задвижки

Рисунок 7.2 – Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз

7.1.4.2 Технологические операции при вырезке отверстия

Перед началом резания необходимо открыть задвижку, перевести (см. рисунок 7.1) ручку 10 в положение «ОТКЛ». При этом выведутся из зацепления зубчатые колеса водила 4 и блока «червячное колесо – зубчатое колесо» 6 с блоком шестерен 9. Вращая ключом 15 водило 4 с ходовым винтом 14 против часовой стрелки, опустить шпиндель 3 до упора режущего инструмента 12 в трубу трубопровода. После чего отвести его от трубы, сделав 0,5 оборота ключом 15 в обратную сторону. Снять ключ 15 с водила 4.

Проверить правильность подключения электродвигателя (направление вращения режущего инструмента) для чего:

Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть». Перед каждым пуском электродвигателя тумблером произвести шунтировку амперметра для предупреждения выхода его из строя. После пуска тумблер «шунтировка амперметра» выключить;

Проверить отключение подачи - рукоятка подачи 10 должна находиться в положении «ОТКЛ»;

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ;

Наблюдать направление вращения шпинделя 3 в окно сальникового уплотнения 20 вращение шпинделя 3 по часовой стрелке (смотреть сверху вниз) соответствует правильному подключению электродвигателя. Через КПУ отключите электродвигатель, нажав на кнопку «ОТКЛ». Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть».

Установить указатель хода 16, закрутив его до упора в нижний конец шпинделя (указатель хода имеет левую резьбу).

По таблице 7.2 в зависимости от диаметра врезки и диаметра прорезаемого трубопровода определить расчетный ход «S», на который должен опуститься указатель хода при окончании вырезки и поставить метку.

Таблица 7.2 – Расчетный рабочий ход инструмента «S»

Затем ручку 10 перевести в положение «ВКЛ», тем самым ввести бок шестерен 9 в зацепление с зубчатыми колесами водила 4 и блока «зубчатое колесо - червячное колесо» 6.

Убедиться в соответствии давления в трубопроводе паспортным характеристикам устройства. Давление в трубопроводе не должно превышать 2,5 МПа.

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ. Вырезка отверстий осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя через муфту, редуктор 2, на водило 4 с ходовым винтом 14 и шпиндель 3 с режущим инструментом 12. Вырезка отверстия произведется в автоматическом режиме. Наблюдать за величиной тока по амперметру, включенному в цепь электродвигателя.

Окончание вырезки отверстия определяется по снижению нагрузки на амперметре (после вырезки отверстия нагрузка на электродвигателе должна уменьшиться) и положению указателя хода 16.

По окончании вырезки отверстия в трубопроводе отключить электродвигатель, нажав кнопку «Откл» на КПУ. Выключить автомат на ШУ. Замерить величину «S» и произвести расчет по определению фактической величины «S,^». Величина «S,^» должна быть больше, чем «S» - расчетное.

Снять указатели хода 16.

После отключения электродвигателя необходимо проконтролировать, что произошла гарантированная вырезка отверстия. Контроль произвести следующим образом:

перевести ручку 10 в положение «Откл» и, вращая ключом 15 водило 4 с винтом против часовой стрелки, еще выдвинуть вниз шпиндель 3 с режущим инструментом (выдвижение происходит без вращения).

Произвести вращение (правое) шпинделя с режущим инструментом, вращая специальным ключом, червяк. Перемещение и вращение шпинделя должно быть свободным.

Вращая по часовой стрелке ключ 15, поднять шпиндель 3 в верхнее положение до упора. Снять ключ 15.

Перекрыть задвижку. Произвести сброс остаточного давления в полости задвижки. Отсоединить и снять устройство с задвижки. При демонтаже не допускать удары устройства о задвижку.

Очистить установку от грязи, нефти/нефтепродукта, протереть ветошью и уложить в футляр. Уложить в ящик ШУ, КПУ, кабель и ЗИП.

7.1.5 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента срабатывает тепловая защита электродвигателя (электродвигатель отключается). Далее необходимо выполнить следующие операции:

Выключить автомат на ШУ;

Установить ручку подачи 10 в положение «ОТКЛ»;

Отвести инструмент от трубы на 1 - 3 мм, повернув винт 14 ключом 15 по часовой стрелке на 0,5 оборота;

Включить автомат на ШУ.

7.1.6 Транспортирование и хранение

Транспортировать устройство необходимо в специальной таре, надежно закрепив ее во избежание деформации узлов и отдельных элементов.

Хранить устройство необходимо в сухом помещении. Попадание влаги на электрооборудование не допускается.

7.1.7 Меры безопасности при эксплуатации

При работе с устройством для вырезки отверстий могут возникнуть следующие опасные факторы: нефть/нефтепродукт, пары нефти, опасность поражения электрическим током, возможность травмирования при работе с грузоподъемным механизмом, возможность травмирования при работе с неисправным инструментом, опасность обрушения стенок котлована, метеорологические условия.

Все работы по вырезке отверстий должны проводиться с соблюдением требований, указанных в РД-23.040.00-КТН-073-15, ОР-03.100.30-КТН-150-11, РД-13.220.00-КТН-148-15 и Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Вырезка отверстия в трубопроводе через вантуз проводится с оформлением наряда-допуска на газоопасные работы, в котором подробно указываются меры безопасности при подготовке к проведению работ и меры безопасности при проведении работ.

Вырезку отверстия следует проводить при давлении в трубопроводе не выше 2,5 МПа.

Шкаф управления установить на расстоянии не менее 30 м от места проведения работ. Подключить шкаф управления к электросети напряжением 380 В, частотой 50 Гц, подключение должно быть выполнено через устройство защитного отключения. Передвижная дизельная электростанция устанавливается на расстоянии не менее 50 м от места проведения работ.

Демонтаж устройства производить только после отключения от источника питания.

7.1.8 Ограничения применения

Применение устройств ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки.

Приспособления для вырезки отверстий должны быть рассчитанными на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером ОСТ, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Приспособление должно иметь устройство, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 – 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN200.

Не допускается работа приспособлением для врезки, если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки.

Не допускается использовать приспособления для врезки при неисправном режущем инструменте.

7.2 Устройство АКВ-103 «Пиранья»

7.2.1 Назначение

Устройство прорезное АКВ-103 «Пиранья» (далее - устройство «Пиранья») предназначено для механического прорезания отверстий в стенках ^трубопроводов, находящихся под давлением рабочих сред (нефть/нефтепродукт, вода и т.п.) через вантуз. Устройство «Пиранья» может быть использовано при ликвидации аварий и проведении ремонтных и регламентных работ путем врезки отводных трубопроводов в основной трубопровод без его остановки. Вырезанный элемент и стружка не могут нарушить работу арматуры трубопровода, так как конструкция и принцип работы прорезного устройства обеспечивает гарантированное удаление вырезанного элемента, а образовавшаяся стружка имеет малые размеры и не может повлиять на работу элементов трубопровода.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, и при давлении в трубопроводе не более 2,0 МПа.

7.2.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья» приведены в таблице 7.3.

Таблица 7.3 – Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья»

№ п/п Наименование параметра Значение 300
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный
максимальный
Толщина стенки прорезаемой трубы, максимальная мм
Максимальное давление среды в трубопроводе, МПа 2,0
Диаметры прорезаемых отверстий, мм 86; 125; 175
Время прорезания одного отверстия в зависимости от его диаметра толщины трубы, мин От 3 до 80
Напряжение питания, В
Потребляемая мощность, кВт 1,1
Габаритные размеры изделия, мм 1365x390x610
Масса устройства, кг
Условия окружающей среды температура,°С от минус 40 до 40
относительная влажность воздуха, % !

7.2.3 Комплектность

В комплект устройства «Пиранья» входят:

Техническое описание, инструкция по эксплуатации, формуляр;

Комплект режущего инструмента: сверло-метчик, фрезы диаметрами 86;125; 175мм;

Комплект специальных ключей в количестве 3 шт.;

Сменные фланцы: DN 100; DN 150; DN 200.

7.2.4 Конструкция

Конструкция устройства «Пиранья» приведена на рисунке 7.3 и состоит из корпуса 1, смонтированного с червячным редуктором. На корпусе 1 размещается электродвигатель, который через муфту может передавать вращение на червяк 4 и червячное колесо 5. На корпусе 1 закреплены резьбовой корпус 6 и винт 7. От повреждений и попадания посторонних предметов винт 7 защищен кожухом 24.


1 – корпус редуктора

2 – электродвигатель

3 – муфта электродвигателя

4 – червяк

5 – червячное колесо

6 – резьбовой корпус

7 – винт основной подачи

8 – шпиндель

9 – переходник

10 – гайка

11 – сверло-метчик

12 – гайка

13 – фреза

14, 15 – кольцо резиновое

16 – манжета

17 – шайба

18 – подшипник

19 – гайка-стойка

20 – маховик

21 – гайка

22 – винт быстрой подачи

23 – маховик

24 – кожух

25 – шпонка

26 – гайка

27 – шаблон

29 – стойка

30,31 – подшипник

32 – гайка

33 - фланец

34 – прокладка


Рисунок 7.3 – Прорезное устройство АКВ-103 «Пиранья»

В центральном отверстии червячного колеса 5 помещен полый шпиндель 8 с закрепленным на его резьбовом конце переходником 9. В переходнике 9 гайкой 10 закреплено сверло-метчик 11, а гайкой 12 - фреза 13. Переходник 9 и хвостовик сверла-метчика 11 уплотнены резиновыми кольцами 14 и 15.

В центральном отверстии резьбового корпуса 6 установлены спаренные манжеть высокого давления 16 с шайбами 17, охватывающие подвижный шпиндель 8 (для герметизации шпинделя).

В шпиндель 8 установлена шпонка 25. При продольном перемещении шпинделя 8 шпонка 25 входит в шпоночный паз ступицы червячного колеса 5. На противоположном конце шпинделя 8 установлены гайка 21, подшипники 18 и гайка 19 с жестко закрепленным на ней маховиком 20.

В центральное отверстие шпинделя 8 через гайку 21 установлен винт 22, с подвижным маховиком 23, который имеет возможность свободно перемещаться вдоль оси винта по шпоночному пазу, выполненному по резьбовой части винта.

Другим концом винт 22 помещен во втулку 24, жестко закрепленную в ограждении 29. Винт 22 свободно вращается во втулке 24, а осевое перемещение винта 22 ограничено буртиком на винте и гайкой 26.

На гайке 19 помещен шаблон 27, на поверхности которого нанесены кольцевые риски, указывающие положение режущего инструмента в процессе резания (сверление, нарезание резьбы, фрезерование). Шаблон 27 имеет возможность осевого перемещения и фиксируется винтом 28.

Для установки устройства «Пиранья» на различные типоразмеры задвижек предусмотрены сменные фланцы 33, устанавливаемые по резьбе на резьбовой корпус 6.

7.2.5 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.2.5.1 Для подготовки устройства «Пиранья» к работе необходимо:

Перед монтажом устройства «Пиранья» проверить целостность и маркировки устройства «Пиранья»;

Навернуть фланец 33 необходимого размера на корпус прорезного устройства б;

Убедиться в исправности и заточке режущего инструмента;

Установить шпиндель изделия в крайнее верхнее положение.

7.2.5.2 Для проверки готовности вантуза необходимо:

Произвести измерение высоты вантуза (от поверхности трубопровода до верхнего фланца задвижки (высота вантуза - (680±10) мм));

Открыть задвижку;

Перед установкой устройства «Пиранья» на задвижку (при вертикальной врезке) заполнить внутреннюю полость патрубка и задвижки водой до уровня клина задвижки;

Демонтировать электродвигатель с корпуса устройства «Пиранья», открутив четыре болта;

Закрыть задвижку;

Установить устройство «Пиранья» на задвижку и закрепить.

При монтаже следует не допускать удары устройства о задвижку и убедиться, что конец сверла-метчика 5 не касается клина 8 задвижки.

7.2.5.3 Технологические операции при вырезке отверстия

После установки устройства «Пиранья» закрепления на задвижке, довернуть изделие против часовой стрелки с усилием 15 Н-м.

Открыть задвижку.

Установить электродвигатель на корпус устройства «Пиранья».

Подсоединить блок управления 12 изделия к питающей сети.

Вращая маховик 20 и придерживая маховик 23, произвести осевое перемещение шпинделя в зону резания, при этом совмещаются шпонка шпинделя и шпоночньш паз ступицы червячного колеса,

При переходе гайки 19 в резьбу винта 7 маховиком 23 производится совмещение шагов резьбы обоих винтов до выхода винта 22 из зацепления с гайкой 21.

При касании сверла-метчика с телом трубы, установить шаблон 27 на метку начала сверления, для чего, ослабив винт 28, переместить шаблон 27 до совмещения его первой кольцевой риски с краем защитного кожуха 24, после чего шаблон закрепить винтом 28.

Включить электродвигатель (пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки на пульте дистанционного управления), который через червяк и червячное колесо передает вращение шпинделю 8, на котором закреплены сверло-метчик и фреза. Направление вращения фрезы - правое, при обратном вращении переключить электродвигатель.

Вращением маховика 20 осуществить подачу режущего инструмента.

После окончания сверления произойдет снижение нагрузки на сверло. Кольцевая метка «нарезание резьбы» на шаблоне 27 совместится с краем защитного кожуха 24.

Для нарезания резьбы необходимо ускорить подачу сверла-метчика, вращая маховик 20. Метчик нарезает резьбу в просверленном отверстии.

При окончании нарезания резьбы прекратить подачу шпинделя для того, чтобы не произошло врезание фрезы в стенку трубы.

Плавно вращая маховик 20 (см. рисунки 7.3 и 7.4) подачи по часовой стрелке коснуться фрезой стенки трубы.

Со скоростью примерно 0,1 об/мин, выполнить прорезание отверстия.

Во время прорезания следует избегать возникновения вибраций и шума.

При подходе самой верхней кольцевой риски шаблона 27 к краю защитного кожуха 24 подачу необходимо выполнять более медленно.

Вращая маховик 20 подачи шпинделя по часовой стрелке на 2 - 3 оборота, выполнить зачистку прорезанного отверстия.

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя.

Чтобы вывести шпиндель за клин задвижки вращать маховик 20 против часовой стрелки, ввести в зацепление гайку 21 с винтом 22. Одновременно вращая маховик 20 и маховик 23, осуществляют переход гайки 19 с винта 7 на винт 22, придерживая маховиком 23 винт 22 от проворачивания, вращают маховик 20, выводят режущий инструмент за клин задвижки.

После вывода режущего инструмента необходимо:

Закрыть задвижку;

Сбросить давление, через контрольный вентиль;

Отключить электрический кабель изделия от сети и снять заземление;

Демонстрировать изделие с переходником с задвижки;

Снять вырезанный элемент трубы со сверла-метчика;

Промыть прорезную фрезу и сверло-метчик в керосине или дизельном топливе и смазать тонким слоем консистентной смазки;

Установить на вантузную задвижку ответный фланец с эллиптической заглушкой.

1 – патрубок

2 – задвижка
3 – сменный фланец
4 – устройство
5 – сверло-метчик

6 – фреза
7 – шпиндель
8 – клин задвижки
9 – патрубок для заполнения водой

10 – верхний фланец задвижки

11 – блок управления с пускозащитной аппаратурой

Рисунок 7.4 – Схема установки устройства.

7.2.6 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента необходимо:

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя;

Немного вывести фрезу из зоны резания вращая маховик 20 против часовой стрелки;

Включить электродвигатель;

Продолжить прорезание отверстия.

7.2.7 Транспортирование и хранение

Транспортирование устройства «Пиранья» может производиться любым видом транспорта с соблюдением следующих условий:

Технологическая тара с устройством «Пиранья» должна быть закреплена способом исключающим возможность ее перемещения по грузовой площадке транспортного средства;

При погрузке-разгрузке запрещается бросать и кантовать технологическую тару с устройством;

При перевозке технологическая тара с устройством должна быть защищена от попадания атмосферных осадков.

Хранения осуществляется в технологической таре предприятия-изготовителя в складских помещениях, обеспечивающих сохранность упаковки и изделия.

7.2.8 Меры безопасности при эксплуатации

Меры безопасности при работе с устройством «Пиранья» аналогичны мерам безопасности при эксплуатации устройства холодной врезки УХВ-150, указанным выше.

7.2.9 Ограничения применения

Применение устройства «Пиранья» ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки. Величина максимального давление среды в трубопроводе при врезке - 2,0 МПа, а максимальная высота вантуза Н (расстояние от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки) - (680±10) мм.

Устройство «Пиранья» для вырезки отверстий должно быть рассчитанным на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Устройство «Пиранья» должно иметь приспособление, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 - 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN 200.

Не допускается работа с устройством «Пиранья», если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки. Не допускается использовать устройство «Пиранья» при неисправном режущем инструменте.

Почти каждый мастер сталкивался с необходимостью врезки в магистраль. Технология работ при этом будет зависеть от того, какой материал трубопровода используется. Коммунальные системы сегодня собираются из чугунных, оцинкованных и полимерных труб, но для полноты информации следует рассмотреть сразу все технологии. Итак, начнем описание каждого способа в отдельности.

Врезка с использованием полимерной арматуры

Врезка в трубопровод из полимеров будет осуществляться по определенной технологии. На первом этапе необходимо достичь магистрали, выкопав котлован квадратной формы. Его размеры должны составить 1,5x1,5 м. Земляные работы на первоначальном этапе осуществляются с помощью специальной техники. Но как только вами будет достигнута система трубопроводов металлической ленты, которая находится в верхней части магистрали, следует задействовать лопату, чтобы преодолеть оставшиеся 40 см.

После того как вы увидите трубу, можно переходить к рытью траншеи до здания. Закончив с этим, следует начинать обустраивать отвод. Для этого используются специальные хомуты, которые еще называются седелками. Эти элементы являются разборными и применяются для врезки в систему водопровода. Их можно сравнить с тройниками, прямоточные патрубки которых имеют две части. На пластиковые изделия можно устанавливать одинарные хомуты и обоймы. Однако наиболее подходящим вариантом станут седелки, ведь электросварной хомут является разборным.

Когда осуществляется врезка в трубопровод по такой технологии, хомут необходимо установить над точкой врезки и соединить с помощью электросварного аппарата. Как только данные работы будут выполнены, седелку следует вставить в тело трубы, что будет обеспечивать надежность соединения и высокую герметичность.

Методика проведения работ

На следующем этапе необходимо просверлить трубу, используя коронку или обычное сверло. Диаметр инструмента должен быть меньше по сравнению с данным параметром, свойственным верхнему патрубку седелки. Сверло необходимо ввести в патрубок сквозь запорный вентиль, перекрывающий трубы. Сверление производится с использованием особой насадки, которая гарантирует герметичность стыка.

Некоторые модели седелок предполагают встраивание коронки фрезы в отводы. Ее следует вращать с помощью раздвоенного ключа. На заключительном этапе нужно будет завести трубу в траншею, соединив вентилем. При этом используется обжимная муфта.

Когда осуществляется врезка в трубопровод по вышеописанной технологии, на месте установки можно расположить смотровой колодец. Для этого дно котлована углубляется, на него засыпается песок и гравий, а после устанавливаются кольца, первое из которых будет иметь отверстие для труб. Подушка при желании укрепляется заливкой из бетона, толщина которой должна составить 10 см. Для этого нужно применить марку М-150 или М-200. Важно вывести на нулевой уровень грунта оголовок колодца с люком. Подобная конструкция облегчает ремонт системы водопровода. У потребителя появится возможность перекрывать систему, используя центральный вентиль.

Врезка в чугунную трубу

Когда перед вами врезка в нее осуществляется по другой технологии. Это объясняется тем, что металлические изделия твёрже полимерных, но пластичность материала не столь высока. Это указывает на то, что чугун может попросту лопнуть.

Поэтому при врезке трубу необходимо откопать и очистить от ржавчины в том месте, где будут осуществляться работы. Верхний слой уплотненного чугуна нужно срезать с помощью углошлифовальной машины в том месте, где вы будете внедряться. На трубу устанавливается седелка, а резиновый уплотнитель располагается между хомутом и арматурой. Стык должен быть герметизирован.

Технология проведения работ

Когда перед вами труба чугунная канализационная, на следующем этапе необходимо зафиксировать запорный вентиль к фланцевым отводам седелки. Сквозь первый и предстоит заводить коронку. Чугунная труба просверливается, при этом нужно будет охлаждать место проведения работ и менять время от времени вышедшие из строя коронки. При этом нужно использовать особый режущий инструмент, который обладает С помощью другого оборудования разрезать материал будет невозможно. На заключительном этапе коронка извлекается, поток воды перекрывается, а установка внешней ветви выполняется по стандартным правилам.

Установка смотрового колодца в месте врезки

Когда осуществляется врезка в трубопровод, можно установить Это действие является желательным, но его можно исключить. Стальные изделия по кольцевой жесткости ничуть не уступают чугунной арматуре, однако они более пластичны по сравнению с чугуном. Это объясняет возможность использования оригинальной технологии, когда происходит врезка в стальную трубу. Методика схожа с той, где используются полимерные изделия.

Обустройство врезки в стальной трубопровод осуществляется по определенной технологии. Трубу необходимо расчистить, освободить от ржавчины и подготовить к работам. На изделие наваривается фланцевый резьбовой патрубок, который выполняется из магистральной арматуры. Для патрубка допустимо использование любого вида трубного проката, главное, чтобы в основе лежала конструкционная сталь.

Важно помнить

Когда осуществляется врезка в трубу водопровода, после формирования шва его следует проверить на прочность. Изнутри поверхность промазывается керосином, а снаружи места нужно обозначить мелом. На внешней поверхности появятся масляные пятна, которые и будут говорить о дефектах стыка.

Особенности проведения работ

Как только вы осуществили все работы, которые были описаны выше, резьбовой или фланцевый вентиль можно укрепить к патрубку. Труба просверливается сквозь вентиль, а верхние слои могут быть преодолены электрической дрелью. Последние миллиметры вы можете просверлить вручную. За вентилем устанавливается ветвь внешней системы водопровода, которую заводят в дом по открытой траншее.

Когда осуществляется врезка в трубу водопровода, уклон внешней ветви патрубка седелки должен быть равен 2°, а направить его необходимо к дому. Как только внешнюю ветвь удастся собрать, ее следует проверить на герметичность. Траншею необходимо закопать в том месте, где была осуществлена врезка к дому, однако делать это можно лишь после завершения проверки герметичности.

Врезка в газопровод

Газопровод представляет собой сооружение, по которому реализуется транспортировка газа. В зависимости от назначения он может подаваться под разным давлением. Например, если речь идет о то в них давление довольно высокое, тогда как в распределительных системах оно может изменяться.

Врезка в газопровод без остановки работы может вестись при ремонте и подключении отдельных потребителей. Система будет работать без перерывов, а давление не будет снижено. Данная технология еще носит название холодной врезки и иногда заменяется более традиционным методом, который предполагает и считается трудоемким.

Врезка в газопровод при использовании пластиковых труб осуществляется с помощью фитингов или фасонных деталей. Для этого применяются металлические элементы, а метод предусматривает раструбное соединение, которое проклеивается специальными составами после завершения монтажа. Стальную вставку обрабатывают составами, которые способны защитить поверхность от ржавчины, ведь попадание воды может стать причиной коррозионных процессов.

Врезка осуществляется методом создания вставок из сплавов перпендикулярно к трубе. Вставка имеет длину в пределах от 70 до 100 мм и наращивается методом раструбного контактного соединения. Этот способ подразумевает, что на разогретую стальную вставку насаживаются пластиковые трубы. Метод используется для создания отводов от газопроводов с незначительным давлением. Если же давление среднее, то перед наращиванием необходимо нанести порошковый полиэтилен в место будущего соединения, что позволит обеспечить плотное сцепление двух материалов.

Особенности врезки

Врезка в трубопровод холодного водоснабжения может вестись по нескольким технологиям. Для этого могут применяться разные типы сварных швов, а именно:

  • тавровый;
  • стыковой;
  • угловой;
  • внахлест.

Для врезки без сброса давления применяются не только седелки, но и устройства, которые известны как ПГВМ. Помимо этого, можно применять задвижки и хомуты. Если выбирается вариант с задвижкой, то к трубе приваривается муфта и патрубок, к которому присоединяется задвижка с камерой. Отверстие должно иметь чашечную фрезу, после чего вырезанный фрагмент вынимают через камеру, а задвижка перекрывается. Когда осуществляется врезка в действующий трубопровод по данной технологии, то к фланцу после проведения вышеописанных работ подсоединяется отвод.

Что касается ПГВМ, то он представляет собой устройство, которое предназначено для врезки без сброса давления. Применяется элемент для систем газопроводов, которые обладают диаметром в пределах от 186 до 529 мм. С помощью данного устройства можно выполнить врезку, предварительно создавая отверстия, диаметр которых будет изменяться от 80 до 140 мм.

Заключение

Если использовать хомут врезной для труб, то от основной линии водопровода жилого дома можно обеспечить ответвление. Оно иногда требуется для подсоединения дополнительного потребителя или устройства системы полива. Если система использует воду из колодца, то врезка может быть выполнена в любом месте. Если же речь идет о центральном водоснабжении, такие работы осуществляются за счетчиком потребления воды. При этом врезка в трубопровод под давлением будет отличаться от технологии, которая описывалась выше.

Это обусловлено тем, что напор во внутренней сети отключается в любой момент. Для этого необходимо будет лишь перекрыть центральный вентиль. Поэтому для проведения работ нужно подготовить тройник. Манипуляции будут предполагать необходимость слива воды, это производится методом открытия нижнего крана.