Пересечение и сближение вл между собой. Пересечение и сближение вл между собой Пересечение и сближение вл с подземными трубопроводами

  • Дата: 17.10.2019

размер шрифта

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК- РАЗДЕЛ 2- КАНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (Издание 7) (утв- Минтопэнерго РФ) (2019) Актуально в 2018 году

Пересечение и сближение ВЛ между собой

2.5.220. Угол пересечения ВЛ (ВЛЗ) выше 1 кВ между собой и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ не нормируется.

2.5.221. Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ (ВЛЗ). Расстояния от проводов нижней (пересекаемой) ВЛ до опор верхней (пересекающей) ВЛ по горизонтали и от проводов верхней (пересекающей) ВЛ до опор нижней (пересекаемой) ВЛ в свету должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.23, а также не менее 1,5 м для ВЛЗ и 0,5 м для ВЛИ.

Таблица 2.5.23

Наименьшее расстояние между проводами и опорами пересекающихся ВЛ

Допускается выполнение пересечений ВЛ и ВЛЗ между собой и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ на общей опоре.

2.5.222. Опоры ВЛ 500-750 кВ, ограничивающие пролет пересечения с ВЛ 500-750 кВ, должны быть анкерного типа.

Пересечения ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 330 кВ и ниже, а также ВЛ 330 кВ и ниже между собой допускается осуществлять в пролетах, ограниченных как промежуточными, так и анкерными опорами.

Одностоечные деревянные опоры пересекающей ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, как правило, должны быть с железобетонными приставками. Допускается применение одностоечных деревянных опор без приставок и, как исключение, повышенных деревянных опор с деревянными приставками.

2.5.223. При пересечении ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 6-20 кВ и ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ опоры пересекаемых ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа, провода пересекаемых ВЛ в пролете пересечения должны быть:

сталеалюминиевыми площадью сечения не менее 70 мм2 по алюминию - для ВЛ 6-20 кВ;

сталеалюминиевыми площадью сечения по алюминию не менее 70 мм2 или из термоупроченного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 70 мм2 - для ВЛЗ 6-20 кВ;

алюминиевыми площадью сечения не менее 50 мм2- для ВЛ до 1 кВ;

жгут СИП без несущего нулевого провода с площадью сечения фазной жилы не менее 25 мм2 или с несущим проводом из термообработанного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 50 мм2.

Провода в пролетах пересечений должны крепиться на опорах с помощью:

подвесных стеклянных изоляторов - для ВЛ (ВЛЗ) 6-20 кВ;

штыревых изоляторов с двойным креплением к ним - для ВЛ до 1 кВ;

натяжных анкерных зажимов - для ВЛИ.

2.5.224. На промежуточных опорах пересекающей ВЛ с поддерживающими гирляндами изоляторов провода должны быть подвешены в глухих зажимах, а на опорах со штыревыми изоляторами должно применяться двойное крепление провода.

На промежуточных опорах существующей ВЛ 750 кВ, ограничивающих пролет пересечения с вновь сооружаемыми под ней ВЛ до 330 кВ, а также на существующих ВЛ до 500 кВ при площади сечения алюминиевой части проводов 300 мм2 и более при сооружении под ними других ВЛ допускается оставлять зажимы с ограниченной прочностью заделки и выпадающие зажимы.

2.5.225. Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены выше проводов пересекаемых ВЛ более низкого напряжения. Допускается, как исключение, прохождение ВЛ 35 кВ и выше с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм2 и более над проводами ВЛ более высокого напряжения, но не выше 220 кВ. <*> При этом прохождение ВЛ более низкого напряжения над проводами двухцепных ВЛ более высокого напряжения не допускается.

<*> В городах и поселках городского типа допускается прохождение ВЛИ или ВЛ с изолированными проводами напряжением до 1 кВ над проводами ВЛ напряжением до 20 кВ.

2.5.226. Пересечение ВЛ 35-500 кВ с двухцепными ВЛ тех же напряжений, служащими для электроснабжения потребителей, не имеющих резервного питания, или с двухцепными ВЛ, цепи которых являются взаиморезервирующими, должно, как правило, осуществляться в разных пролетах пересекающей ВЛ, разделенных анкерной опорой. Пересечение ВЛ 750 кВ с такими ВЛ допускается выполнять в одном пролете, ограниченном как анкерными, так и промежуточными опорами.

На участках стесненной трассы пересечение ВЛ с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм2 и более с двухцепными ВЛ допускается осуществлять в одном пролете пересекающей ВЛ, ограниченном промежуточными опорами. При этом на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны быть применены двухцепные поддерживающие гирлянды изоляторов с раздельным креплением цепей к опоре.

2.5.227. Наименьшие расстояния между ближайшими проводами (или проводами и тросами) пересекающихся ВЛ должны приниматься не менее приведенных в табл. 2.5.24 при температуре воздуха плюс 15 °С без ветра.

Для промежуточных длин пролетов соответствующие расстояния определяются линейной интерполяцией.

Расстояние между ближайшими проводами пересекающей и пересекаемой ВЛ 6-20 кВ при условии, что хотя бы одна из них выполнена с защищенными проводами, при температуре плюс 15 °С без ветра должно быть не менее 1,5 м.

Таблица 2.5.24

Наименьшее расстояние между проводами или проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств

Длина пролета пересекающей ВЛ, м Наименьшее расстояние, м, при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м
30 50 70 100 120 150
При пересечении ВЛ 750 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 6,5 6,5 6,5 7,0 - -
300 6,5 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5
450 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0
500 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5
При пересечении ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 5,0 5,0 5,0 5,5 - -
300 5,0 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0
450 5,0 5,5 6,0 7,0 7,5 8,0
При пересечении ВЛ 220-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 4 4 4 4 - -
300 4 4 4 4,5 5 5,5
450 4 4 5 6 6,5 7
При пересечении ВЛ 110-20 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 3 3 3 4 - -
300 3 3 4 4,5 5 -
При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 100 2 2 - - - -
150 2 2,5 2,5 - - -

Расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающей ВЛЗ и пересекаемой ВЛИ при температуре воздуха плюс 15 °С без ветра должно быть не менее 1 м.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 110 кВ под проводами пересекающих ВЛ до 500 кВ, если расстояние по вертикали от проводов пересекающей ВЛ до верха опоры пересекаемой ВЛ на 4 м больше значений, приведенных в табл. 2.5.24.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 150 кВ под проводами пересекающих ВЛ 750 кВ, если расстояние по вертикали от проводов ВЛ 750 кВ до верха опоры пересекаемой ВЛ не менее 12 м при высшей температуре воздуха.

2.5.228. Расстояния между ближайшими проводами (или между проводами и тросами) пересекающихся ВЛ 35 кВ и выше подлежат дополнительной проверке на условия отклонения проводов (тросов) одной из пересекающихся ВЛ в пролете пересечения при ветровом давлении согласно 2.5.56, направленном перпендикулярно оси пролета данной ВЛ, и неотклоненном положении провода (троса) другой. При этом расстояния между проводами и тросами или проводами должны быть не менее указанных в табл. 2.5.17 или 2.5.18 для условий наибольшего рабочего напряжения, температура воздуха для неотклоненных проводов принимается по 2.5.51.

2.5.229. На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, на опорах, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться защитные аппараты на обеих пересекающихся ВЛ. Расстояния между проводами пересекающихся ВЛ должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.24.

На опорах ВЛ 35 кВ и ниже при пересечении их с ВЛ 750 кВ и ниже допускается применять ИП. При этом для ВЛ 35 кВ должно быть предусмотрено автоматическое повторное включение. Искровые промежутки на одностоечных и А-образных опорах с деревянными траверсами выполняются в виде одного заземляющего спуска и заканчиваются бандажами на расстоянии 75 см (по дереву) от точки крепления нижнего изолятора. На П- и АП-образных опорах заземляющие спуски прокладываются по двум стойкам опор до траверсы.

На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, при пересечении их с ВЛ 750 кВ металлические детали для крепления проводов (крюки, штыри, оголовки) должны быть заземлены на опорах, ограничивающих пролет пересечения, а количество подвесных изоляторов в гирляндах должно соответствовать изоляции для металлических опор. При этом на опорах ВЛ 35-220 кВ должны быть установлены защитные аппараты.

Если расстояние от места пересечения до ближайших опор пересекающихся ВЛ составляет более 40 м, допускается защитные аппараты не устанавливать, а заземление деталей крепления проводов на опорах ВЛ 35 кВ и выше не требуется.

Установка защитных аппаратов на опорах пересечения не требуется:

Для ВЛ с металлическими и железобетонными опорами;

Для ВЛ с деревянными опорами при расстояниях между проводами пересекающихся ВЛ, не менее: 9 м - при напряжении 750 кВ; 7 м - при напряжении 330-500 кВ; 6 м - при напряжении 150-220 кВ; 5 м - при напряжении 35-110 кВ; 4 м - при напряжении до 20 кВ.

Сопротивления заземляющих устройств деревянных опор с защитными аппаратами должны приниматься в соответствии с табл. 2.5.19.

2.5.230. При параллельном следовании и сближении ВЛ одного напряжения между собой или с ВЛ других напряжений расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.25 и приниматься по ВЛ более высокого напряжения. Указанные расстояния подлежат дополнительной проверке:

1) на непревышение смещения нейтрали более 15 % фазного напряжения в нормальном режиме работы ВЛ до 35 кВ с изолированной нейтралью за счет электромагнитного и электростатического влияния ВЛ более высокого напряжения;

2) на исключение возможности развития в отключенном положении ВЛ 500-750 кВ, оборудованных компенсирующими устройствами (шунтирующими реакторами, синхронными или тиристорными статическими компенсаторами и др.), резонансных перенапряжений. Степень компенсации рабочей емкости линии, расстояния между осями ВЛ и длины участков сближений должны определяться расчетами.

Таблица 2.5.25

Наименьшее расстояние по горизонтали между ВЛ

Участки ВЛ и расстояния Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
До 20 35 110 150 220 330 500 750 ВЛЗ
Участки нестесненной трассы, между осями ВЛ Высота наиболее высокой опоры <*> 3
Участки стесненной трассы, подходы к подстанциям:
между крайними проводами в неотклоненном положении; 2,5 4 5 6 7 10 15 20 <**> 2
от отклоненных проводов одной ВЛ до ближайших частей опор другой ВЛ 2 4 4 5 6 8 10 10 2

<*> Не менее 50 м для ВЛ 500 кВ и не менее 75 м для ВЛ 750 кВ.

<**> Для двух и более ВЛ 750 кВ фазировка смежных крайних фаз должна быть разноименной.

Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ (ВЛЗ). Расстояния от проводов нижней (пересекаемой) ВЛ до опор верхней (пересекающей) ВЛ по горизонтали и от проводов верхней (пересекающей) ВЛ до опор нижней (пересекаемой) ВЛ в свету должны быть не менее приведенных в табл.2.5.23, а также не менее 1,5 м для ВЛЗ и 0,5 м для ВЛИ.

Таблица 2.5.23

Наименьшее расстояние между проводами и опорами пересекающихся ВЛ

Допускается выполнение пересечений ВЛ и ВЛЗ между собой и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ на общей опоре.

2.5.222

Опоры ВЛ 500-750 кВ, ограничивающие пролет пересечения с ВЛ 500-750 кВ, должны быть анкерного типа.

Пересечения ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 330 кВ и ниже, а также ВЛ 330 кВ и ниже между собой допускается осуществлять в пролетах, ограниченных как промежуточными, так и анкерными опорами.

Одностоечные деревянные опоры пересекающей ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, как правило, должны быть с железобетонными приставками. Допускается применение одностоечных деревянных опор без приставок и, как исключение, повышенных деревянных опор с деревянными приставками.

2.5.223

При пересечении ВЛ 500-750 кВ с ВЛ 6-20 кВ и ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ опоры пересекаемых ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа, провода пересекаемых ВЛ в пролете пересечения должны быть:

сталеалюминиевыми площадью сечения не менее 70 мм по алюминию - для ВЛ 6-20 кВ;

сталеалюминиевыми площадью сечения по алюминию не менее 70 мм или из термоупроченного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 70 мм - для ВЛЗ 6-20 кВ;

алюминиевыми площадью сечения не менее 50 мм - для ВЛ до 1кВ;

жгут СИП без несущего нулевого провода с площадью сечения фазной жилы не менее 25 мм или с несущим проводом из термообработанного алюминиевого сплава площадью сечения не менее 50 мм .

Провода в пролетах пересечений должны крепиться на опорах с помощью:

подвесных стеклянных изоляторов - для ВЛ (ВЛЗ) 6-20 кВ;

штыревых изоляторов с двойным креплением к ним - для ВЛ до 1 кВ;

натяжных анкерных зажимов - для ВЛИ.

2.5.224

На промежуточных опорах пересекающей ВЛ с поддерживающими гирляндами изоляторов провода должны быть подвешены в глухих зажимах, а на опорах со штыревыми изоляторами должно применяться двойное крепление провода.

На промежуточных опорах существующей ВЛ 750 кВ, ограничивающих пролет пересечения с вновь сооружаемыми под ней ВЛ до 330 кВ, а также на существующих ВЛ до 500 кВ при площади сечения алюминиевой части проводов 300 мм и более при сооружении под ними других ВЛ допускается оставлять зажимы с ограниченной прочностью заделки и выпадающие зажимы.

2.5.225

Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены выше проводов пересекаемых ВЛ более низкого напряжения. Допускается, как исключение, прохождение ВЛ 35 кВ и выше с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм и более над проводами ВЛ более высокого напряжения, но не выше 220 кВ.* При этом прохождение ВЛ более низкого напряжения над проводами двухцепных ВЛ более высокого напряжения не допускается.

________________

* В городах и поселках городского типа допускается прохождение ВЛИ или ВЛ с изолированными проводами напряжением до 1 кВ над проводами ВЛ напряжением до 20 кВ.

2.5.226

Пересечение ВЛ 35-500 кВ с двухцепными ВЛ тех же напряжений, служащими для электроснабжения потребителей, не имеющих резервного питания, или с двухцепными ВЛ, цепи которых являются взаиморезервирующими, должно, как правило, осуществляться в разных пролетах пересекающей ВЛ, разделенных анкерной опорой. Пересечение ВЛ 750 кВ с такими ВЛ допускается выполнять в одном пролете, ограниченном как анкерными, так и промежуточными опорами.

На участках стесненной трассы пересечение ВЛ с проводами площадью сечения алюминиевой части 120 мм и более с двухцепными ВЛ допускается осуществлять в одном пролете пересекающей ВЛ, ограниченном промежуточными опорами. При этом на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны быть применены двухцепные поддерживающие гирлянды изоляторов с раздельным креплением цепей к опоре.

2.5.227

Наименьшие расстояния между ближайшими проводами (или проводами и тросами) пересекающихся ВЛ должны приниматься не менее приведенных в табл.2.5.24 при температуре воздуха плюс 15 °С без ветра.

Таблица 2.5.24

Наименьшее расстояние между проводами или проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств

Длина пролета пересекающей ВЛ, м

Наименьшее расстояние, м, при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м

30 50 70 100 120 150

При пересечении ВЛ 750 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200 6,5 6,5 6,5 7,0 - -
300 6,5 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5
450 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0
500 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5

При пересечении ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200 5,0 5,0 5,0 5,5 - -
300 5,0 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0
450 5,0 5,5 6,0 7,0 7,5 8,0

При пересечении ВЛ 220-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200 4 4 4 4 - -
300 4 4 4 4,5 5 5,5
450 4 4 5 6 6,5 7

При пересечении ВЛ 110-20 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 200 3 3 3 4 - -
300 3 3 4 4,5 5 -

При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения

До 100 2 2 - - - -
150 2 2,5 2,5 - - -

Для промежуточных длин пролетов соответствующие расстояния определяются линейной интерполяцией.

Расстояние между ближайшими проводами пересекающей и пересекаемой ВЛ 6-20 кВ при условии, что хотя бы одна из них выполнена с защищенными проводами, при температуре плюс 15 °С без ветра должно быть не менее 1,5 м.

Расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающей ВЛЗ и пересекаемой ВЛИ при температуре воздуха плюс 15 °С без ветра должно быть не менее 1 м.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 110 кВ под проводами пересекающих ВЛ до 500 кВ, если расстояние по вертикали от проводов пересекающей ВЛ до верха опоры пересекаемой ВЛ на 4 м больше значений, приведенных в табл.2.5.24.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛ до 150 кВ под проводами пересекающих ВЛ 750 кВ, если расстояние по вертикали от проводов ВЛ 750 кВ до верха опоры пересекаемой ВЛ не менее 12 м при высшей температуре воздуха.

2.5.228

Расстояния между ближайшими проводами (или между проводами и тросами) пересекающихся ВЛ 35 кВ и выше подлежат дополнительной проверке на условия отклонения проводов (тросов) одной из пересекающихся ВЛ в пролете пересечения при ветровом давлении согласно 2.5.56, направленном перпендикулярно оси пролета данной ВЛ, и неотклоненном положении провода (троса) другой. При этом расстояния между проводами и тросами или проводами должны быть не менее указанных в табл.2.5.17 или 2.5.18 для условий наибольшего рабочего напряжения, температура воздуха для неотклоненных проводов принимается по 2.5.51.

2.5.229

На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, на опорах, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться защитные аппараты на обеих пересекающихся ВЛ. Расстояния между проводами пересекающихся ВЛ должны быть не менее приведенных в табл.2.5.24.

На опорах ВЛ 35 кВ и ниже при пересечении их с ВЛ 750 кВ и ниже допускается применять ИП. При этом для ВЛ 35 кВ должно быть предусмотрено автоматическое повторное включение. Искровые промежутки на одностоечных и А-образных опорах с деревянными траверсами выполняются в виде одного заземляющего спуска и заканчиваются бандажами на расстоянии 75 см (по дереву) от точки крепления нижнего изолятора. На П- и АП-образных опорах заземляющие спуски прокладываются по двум стойкам опор до траверсы.

На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных тросами, при пересечении их с ВЛ 750 кВ металлические детали для крепления проводов (крюки, штыри, оголовки) должны быть заземлены на опорах, ограничивающих пролет пересечения, а количество подвесных изоляторов в гирляндах должно соответствовать изоляции для металлических опор. При этом на опорах ВЛ 35-220 кВ должны быть установлены защитные аппараты.

Если расстояние от места пересечения до ближайших опор пересекающихся ВЛ составляет более 40 м, допускается защитные аппараты не устанавливать, а заземление деталей крепления проводов на опорах ВЛ 35 кВ и выше не требуется.

Установка защитных аппаратов на опорах пересечения не требуется:

для ВЛ с металлическими и железобетонными опорами;

для ВЛ с деревянными опорами при расстояниях между проводами пересекающихся ВЛ, не менее: 9 м - при напряжении 750 кВ; 7 м - при напряжении 330-500 кВ; 6 м - при напряжении 150-220 кВ; 5 м - при напряжении 35-110 кВ; 4 м - при напряжении до 20 кВ.

Сопротивления заземляющих устройств деревянных опор с защитными аппаратами должны приниматься в соответствии с табл.2.5.19.

2.5.230

При параллельном следовании и сближении ВЛ одного напряжения между собой или с ВЛ других напряжений расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в табл.2.5.25 и приниматься по ВЛ более высокого напряжения. Указанные расстояния подлежат дополнительной проверке:

1) на непревышение смещения нейтрали более 15% фазного напряжения в нормальном режиме работы ВЛ до 35 кВ с изолированной нейтралью за счет электромагнитного и электростатического влияния ВЛ более высокого напряжения;

2) на исключение возможности развития в отключенном положении ВЛ 500-750 кВ, оборудованных компенсирующими устройствами (шунтирующими реакторами, синхронными или тиристорными статическими компенсаторами и др.), резонансных перенапряжений. Степень компенсации рабочей емкости линии, расстояния между осями ВЛ и длины участков сближений должны определяться расчетами.

Таблица 2.5.25

Наименьшее расстояние по горизонтали между ВЛ

Участки ВЛ и расстояния

Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ

До 20 35 110 150 220 330 500 750 ВЛЗ

Участки нестесненной трассы, между осями ВЛ

Высота наиболее высокой опоры*

3

Участки стесненной трассы, подходы к подстанциям:

между крайними проводами в неотклоненном положении;

2,5 4 5 6 7 10 15 20** 2

от отклоненных проводов одной ВЛ до ближайших частей опор другой ВЛ

2 4 4 5 6 8 10 10 2

________________

* Не менее 50 м для ВЛ 500 кВ и не менее 75 м для ВЛ 750 кВ.

** Для двух и более ВЛ 750 кВ фазировка смежных крайних фаз должна быть разноименной.

│ При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ │ │ более низкого напряжения │ ├────────────────┬───────┬────────┬────────┬───────┬─────────┬───┤ │До 100 │ 2 │ 2 │ - │ - │ - │ - │ │150 │ 2 │ 2,5 │ 2,5 │ - │ - │ - │ └────────────────┴───────┴────────┴────────┴───────┴─────────┴───┘

2.5.230. При параллельном следовании и сближении ВЛ одного напряжения между собой или с ВЛ других напряжений расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.25 и приниматься по ВЛ более высокого напряжения. Указанные расстояния подлежат дополнительной проверке:

1) на непревышение смещения нейтрали более 15% фазного напряжения в нормальном режиме работы ВЛ до 35 кВ с изолированной нейтралью за счет электромагнитного и электростатического влияния ВЛ более высокого напряжения;

2) на исключение возможности развития в отключенном положении ВЛ 500 - 750 кВ, оборудованных компенсирующими устройствами (шунтирующими реакторами, синхронными или тиристорными статическими компенсаторами и др.), резонансных перенапряжений. Степень компенсации рабочей емкости линии, расстояния между осями ВЛ и длины участков сближений должны определяться расчетами.

  • "Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6 - 20 кВ с защищенными проводами (ПУ ВЛЗ 6 - 20 кВ)" (утв. Минтопэнерго РФ)

13. Пересечение и сближение ВЛЗ между собой, с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ, с ВЛ выше 1 кВ

13.1. Угол пересечения ВЛЗ между собой, с ВЛ всех классов напряжения, а также с ВЛИ до 1 кВ не нормируется.

Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛЗ (ВЛ). При этом расстояние по горизонтали от опоры верхней (пересекающей) ВЛЗ (ВЛ) до проводов нижней (пересекаемой) ВЛЗ, ВЛ 6 - 20 кВ с неизолированными проводами или ВЛ до 1 кВ (ВЛИ до 1 кВ) при наибольшем их отклонении должно быть не менее 6,0 м. Расстояние по горизонтали от опоры нижней (пересекаемой) ВЛЗ до проводов верхней (пересекающей) ВЛ до 400 кВ должно быть не менее 5 м. Для ВЛ 500 кВ и выше указанные расстояния должны быть не менее 10 м.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛЗ под проводами пересекающих ВЛ, если расстояние по вертикали от проводов пересекающей ВЛ до верха пересекаемой ВЛЗ на 4 м больше значений, указанных в 2.5.121 ПУЭ-98.

Допускается выполнение пересечений ВЛЗ между собой, с ВЛ 3 - 20 кВ и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ на общей опоре.

13.2. При пересечении ВЛЗ с ВЛ (ВЛЗ, ВЛИ) следует применять анкерные опоры. Допускается применение на пересекающей ВЛЗ промежуточных опор с усиленным креплением проводов.

Одностоечные деревянные опоры пересекающей ВЛЗ должны быть с железобетонными приставками; допускается применение одностоечных деревянных опор без приставок. Повышенные деревянные опоры допускается применять как исключение с деревянными приставками.

13.3. Провода линии электропередачи более высокого напряжения как правило, должны быть расположены над проводами линии электропередачи более низкого напряжения.

13.4. Расстояние между ближайшими проводами пересекающей и пересекаемой линий электропередачи 6 - 20 кВ при температуре окружающего воздуха плюс 15 град. C без ветра должно быть не менее 1,5 м при условии, что одна из них выполнена с защищенными проводами.

13.5. В пролете пересечения расстояние между ближайшими проводами пересекающей ВЛЗ и пересекаемой ВЛИ до 1 кВ при температуре окружающего воздуха +15 град. C должно быть не менее 1 м.

13.6. При пересечении ВЛЗ с ВЛ 35 кВ и выше расстояния между ближайшими проводами пересекающихся линий электропередачи на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств при температуре окружающего воздуха плюс 15 град. C без ветра должны быть не менее приведенных в 2.5.121 ПУЭ-98.

13.7. При определении расстояний между проводами пересекающихся линий электропередачи следует учитывать возможность поражения молнией обеих линий электропередачи и принимать расстояния для более неблагоприятного случая, если верхняя ВЛ защищена тросами, то учитывается возможность поражения только нижней ВЛЗ.

13.8. На опорах ВЛЗ, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться разрядники или ОПН на обеих пересекающихся линиях.

Допускается применять вместо разрядников защитные промежутки или устройства дугозащиты на ВЛЗ, оснащенных автоматическим повторным включением.

При расстоянии от места пересечения до ближайших опор пересекающихся линий электропередачи менее 40 м устройства грозозащиты устанавливаются только на этих опорах.

Установка устройств грозозащиты на опорах пересечения не требуется в случаях, предусмотренных в 2.5.122 ПУЭ-98.

13.9. Сопротивления заземляющих устройств для разрядников, ОПН, защитных промежутков и устройств дугозащиты должны быть не более указанных в 2.5.75 ПУЭ-98.

13.10. При параллельном прохождении и сближении ВЛЗ и ВЛ до 20 кВ расстояния между ними по горизонтали должны быть не менее указанных в табл. 13.1.

Таблица 13.1

НАИМЕНЬШЕЕ РАССТОЯНИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ МЕЖДУ ВЛЗ
И ОТ ВЛЗ ДО ВЛ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 20 КВ

┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ Участки линий, расстояния │ Наименьшее расстояние, м │ ├───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │Участки нестесненной трассы, │ │ │между осями линии │ 2,75 │ ├───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │Участки стесненной трассы и │ │ │подходы к подстанциям: │ │ │между крайними проводами │ │ │линий в неотклоненном положении │ 2,0 │ │от отклоненных проводов одной линии│ │ │до опор другой линии │ 2,0 │ └───────────────────────────────────┴────────────────────────────┘

13.11. При параллельном прохождении и сближении ВЛЗ с ВЛ напряжением 35 кВ и выше расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в 2.5.123 ПУЭ-98.

Особое внимание при сооружении ВЛ должно уделяться соблюдению габаритов пересечения и сближения ВЛ между собой, с сооружениями, линиями связи и сигнализации (ЛС), линиями ретрансляционных сетей (РС), дорогами, трубопроводами и т. д.

Воздушные линии электропередачи должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движение транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наездов транспорта на опоры, они должны быть защищены (например, отбойными тумбами).

На воздушных линиях электропередачи напряжением до 1 кВ расстояние от проводов при наибольшей стреле провеса до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 6 м. В труднодоступной местности это расстояние может быть уменьшено до 3,5 м, а в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы и т. п.) – до 1 м. На пересечении непроезжей части улицы ответвлениями от ВЛ к вводам расстояние от проводов до тротуаров и пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м.

На ВЛ напряжением более 1 кВ при нормальном режиме работы наименьшее расстояние, м, от проводов до поверхности земли, зданий и сооружений в населенной местности должно составлять:

В ненаселенной местности расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли при нормальном режиме работы ВЛ должны быть не менее приведенных в табл. 3.24.

Таблица 3.24

Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местностях


Расстояние по горизонтали от проводов ВЛ напряжением до 1 кВ при наибольшем их отклонении до зданий и строений должно быть не менее: 1,5 м – до балконов, террас и окон; 1 м – до глухих стен. Прохождение ВЛ над зданием не допускается, за исключением подходов ответвлений от ВЛ к вводам в здания.

Расстояния по горизонтали от опор ВЛ до подземных кабелей (кроме кабелей связи, сигнализации и радиотрансляции), трубопроводов и надземных колонок различного назначения должны быть не менее:

0,5 м – до кабелей, но при их прокладке в изолированной трубе;

1 м – до водо-, газо-, паро– и теплопроводов, а также канализационных труб;

2 м – до пожарных гидрантов, колодцев (люков) подземной канализации, водоразборных колонок;

10 м – до бензоколонок.

Пересечение ВЛ до 1 кВ с судоходными реками не рекомендуется. При пересечении несудоходных и замерзающих небольших рек, каналов расстояние от проводов ВЛ до наивысшего уровня воды должно быть не менее 2 м, а до льда – не менее 6 м.

При пересечении ВЛ до 1 кВ с ВЛ свыше 1 кВ место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛ; при этом расстояние по горизонтали от этой опоры до проводов нижней (пересекаемой) ВЛ при наибольшем отклонении проводов должно быть не менее 6 м, а от опор нижней (пересекаемой) ВЛ до проводов верхней (пересекающей) ВЛ – не менее 5 м. Допускается в отдельных случаях пересечение ВЛ на опоре.

При пересечении ВЛ 330–500 кВ между собой опоры пересекающей ВЛ должны быть анкерными нормальной конструкции.

Пересечение ВЛ 330–500 кВ с ВЛ 220 кВ и ниже допускается выполнять на промежуточных опорах.

При сооружении ВЛ 330 кВ и ниже допускается прохождение их под действующими ВЛ 330–500 кВ в пролетах, ограниченных промежуточными опорами.

При пересечении ВЛ 220 кВ и ниже между собой допускается применение на пересекающей ВЛ промежуточных опор.

Провода ВЛ более высокого напряжения, как правило, должны быть расположены над проводами ВЛ более низкого напряжения. Допускается, как исключение, прохождение ВЛ 35 кВ и выше с проводами сечением 120 мм 2 и более над проводами ВЛ более высокого напряжения, но не выше 220 кВ.

Пересечение ВЛ до 1 кВ между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах; допускается также пересечение в пролете, при этом расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха +15 °C без ветра должно быть не менее 1 м. При пересечении ВЛ в пролете место пересечения следует выбирать возможно ближе к опоре верхней пересекающей ВЛ, при этом расстояние по горизонтали между опорами пересекающей и проводами пересекаемой ВЛ должно быть не менее 2 м.

На двухцепных опорах расстояние между ближайшими проводами разных цепей по условию работы проводов в пролете должно быть не менее: 2,5 м – для ВЛ 35 кВ со штыревыми и 3 м с подвесными изоляторами; 4 м – для ВЛ 110 кВ; 6 м – для ВЛ 220 кВ; 7 м – для ВЛ 330 кВ; 8 м – для ВЛ 500 кВ.

Расстояния между проводами или между проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств приведены в табл. 3.25.

Таблица 3.25

Растояние между проводами при пересечении ВЛ между собой и с ВЛ более низкого напряжения


На ВЛ с деревянными опорами, не защищенных грозозащитными тросами, на опорах, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться трубчатые разрядники на обеих пересекающихся ВЛ. Если расстояние от места пересечения до ближайших опор пересекающихся ВЛ не более 40 м, разрядники или защитные промежутки устанавливаются только на ближайших опорах.

При параллельном прохождении и сближении ВЛ расстояния по горизонтали должны быть не менее указанных в табл. 3.26.

Таблица 3.26

Расстояния по горизонтали между ВЛ


* При сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжений – не менее 50 м.

Пересечение проводов ВЛ напряжением до 1 кВ с ЛС и линиями РС должно быть выполнено по одному из следующих вариантов:

неизолированными проводами ВЛ и изолированными проводами ЛС и РС;

неизолированными проводами ВЛ и подземным или подвесным кабелем ЛС и РС;

неизолированными проводами ВЛ с повышенной механической прочностью и неизолированными проводами ЛС и РС;

изолированными проводами ВЛ и неизолированными проводами ЛС и РС;

подземным кабелем ВЛ и неизолированными проводами ЛС и РС.

Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей ЛС и РС в пролетах пересечения при наибольшей стреле провеса (наивысшая температура воздуха, гололед) должно быть не менее 1,25 м.

Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей РС при пересечении на общей опоре должно быть не менее 1,5 м.

Место пересечения проводов ВЛ с проводами или подвесными кабелями ЛС и РС в пролете должно находиться на расстоянии не менее 2 м от ближайшей опоры ВЛ, но по возможности ближе к опоре ВЛ. Провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛС и РС. В исключительных случаях провода ВЛ 380/220 В допускается располагать под проводами стоечных ЛС.

При сближении ВЛ с воздушными ЛС и РС расстояние по горизонтали между крайними проводами этих линий должно быть не менее 2 м, а в стесненных условиях – не менее 1,5 м. Во всех остальных случаях расстояние между линиями должно быть не менее высоты наибольшей опоры ВЛ, ЛС и РС.

Совместная подвеска на общих опорах проводов ВЛ, ЛС и РС не допускается. На общих опорах допускается совместная подвеска проводов ВЛ и изолированных проводов РС.

Расстояния по вертикали от проводов ВЛ до пересекаемых проводов ЛС и РС в нормальном режиме ВЛ и при обрыве проводов в смежных пролетах ВЛ должны быть не менее приведенных в табл. 3.27.

Таблица 3.27

Расстояния по вертикали от проводов ВЛ до проводов ЛС и РС


Наименьшее расстояние по горизонтали при сближении ВЛ с воздушными ЛС и РС при неотклоненных проводах должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ, а на участках стесненной трассы при наибольшем отклонении проводов ВЛ ветром: 2 м – для ВЛ до 10 кВ; 4 м – для ВЛ 35 и 110 кВ; 6 м – для ВЛ 220 кВ; 8 м – для ВЛ 330 кВ; 10 м – для ВЛ 500 кВ.

Угол пересечения ВЛ с железными дорогами, электрифицированными и подлежащими электрификации в течение ближайших 10 лет, должен быть не меньше 40°. Рекомендуется производить пересечение под углом, близким к 90°.

При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами расстояние от основания опоры ВЛ до габарита приближения строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до оси опор контактной сети электрифицированных дорог должно быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках стесненной трассы допускается это расстояние принимать не менее: 3 м – для ВЛ до 10 кВ; 6 м – для ВЛ 35 – 110 кВ; 8 м – для ВЛ 220–330 кВ и 10 м – для ВЛ 500 кВ.

Расстояния от проводов до различных элементов железной доро – ги при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами должны быть не менее приведенных в табл. 3.28.

Таблица 3.28

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

Применение штыревых изоляторов в пролетах пересечений ВЛ с железными дорогами не допускается. Использование в качестве заземлителей арматуры железобетонных опор и железобетонных пасынков у опор, ограничивающих пролет пересечения, запрещается.

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами должны быть не менее приведенных в табл. 3.29.

Расстояние по вертикали в нормальном режиме проверяется при наибольшей стреле провеса без учета нагрева проводов электрическим током.

Таблица 3.29

Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами


Во всех случаях сближения ВЛ с криволинейными участками автомобильных дорог, проходящих по насыпи, минимальные расстояния от проводов ВЛ до бровки дороги должны быть не менее расстояний по вертикали, указанных в табл. 3.29.

Расстояния от нижних проводов ВЛ до поверхности воды должны быть не менее приведенных в табл. 3.30. Нагрев проводов ВЛ электрическим током не учитывается.

Таблица 3.30

Расстояния от проводов ВЛ до поверхности воды, габарита судов и сплава


При прохождении ВЛ по плотинам, дамбам и т. п. расстояния от проводов ВЛ при наибольшей стреле провеса и наибольшем отклонении до различных частей плотин и дамб должны быть не менее приведенных в табл. 3.31.

Таблица 3.31

Расстояния от проводов ВЛ до различных частей плотин и дамб


При прохождении ВЛ по плотинам и дамбам, по которым проложены пути сообщения, она должна удовлетворять также требованиям, предъявляемым к ВЛ при пересечениях и сближениях с соответствующими объектами путей сообщения.

Наибольшая стрела провеса проводов ВЛ должна определяться сопоставлением стрел провеса при высшей расчетной температуре воздуха и при гололеде.

Габариты пересечения высоковольтных линий электропередачи и сближения их с сооружениями при использовании проводов БАХ

и СИП значительно меньше и определяются проектом на основании Нормативно-технической документации на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 6-20 кВ с проводами БАХ и Нормативно-технической документации на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 0,38 кВ с самонесущими проводами АМКА.


| |