Урок на тему значение дыхания органы дыхания. III

  • Дата: 20.09.2019

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют типы дыхания и какие органы обеспечивают этот процесс.

Тема: Дыхательная система

Урок: Строение органов дыхания

Рис. 1.

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не сможет прожить и 10 минут.

Дыхание - это процесс поступления кислорода в наш организм с целью окисления химических веществ и выведения углекислого газа и других продуктов обмена.

Существует 2 типа дыхания (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Кислород является составной частью воздуха. Его там содержится 21% (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Для попадания кислорода в организм необходима дыхательная система (см. Рис. 4). Она состоит из воздухоносных путей и легких.

Рис. 4.

К воздухоносным путям относят полость носа, носоглотку (это ВДП), гортань, трахею, бронхи.

К дыхательной части относят легкие.

При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины (см. Рис. 5).

Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание.

Рис. 5.

Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.

Из носовой полости воздух через внутренние ноздри (хоаны) поступает в носоглотку, а оттуда в гортань.

Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель (см. Рис. 6). При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.

Рис. 6. Гортань

Самый крупный хрящ гортани - щитовидный. Он защищает гортань спереди.

Рис. 7. Щитовидный хрящ

Таким образом, функции гортани:

Препятствие попаданию частиц в трахею

Для начала необходимо найти на шее щитовидный хрящ. После этого выполнить глотательное движение. Так можно почувствовать, что при глотании щитовидный хрящ сначала поднимается вверх, затем опускается вниз. Это защитный механизм, при котором закрылся надгортанник, воспрепятствовав попаданию пищи в дыхательные пути.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться.

Гортань переходит в трахею. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей. Это связано с тем, чтобы не препятствовать прохождению пищевого комка по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

3. Медецинская энциклопедия ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 138, задания и вопрос 1, 2; с. 139, задания и вопрос 5.

3. Какое строение имеет трахея? С чем это связано?

4. Подготовьте небольшое сообщение о заболеваниях, вызванных накоплением гноя и посторонних веществ в пазухах черепа человека.

Конспект урока по биологии на тему «Органы дыхания» (9 класс VIII вид)

Цель урока:
1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.
2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по разделам: «Система органов кровообращения» и «Опорно-двигательная система».
- изучить с учащимися систему органов дыхания, ее части;
- продолжить формировать интерес к строению своего организма;
- продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов,
-расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;
- корректировать и развивать память, зрительно-моторную реакцию учащихся;
-развивать речь учащихся, мышление, внимание;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями
(фото) к тексту;
- на примере презентации показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные:
- мотивация здорового образа жизни,
- воспитывать интерес к изучению жизнедеятельности своего организма на примере системы дыхания
- заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности,
-воспитывать самостоятельность при подготовке презентаций, сообщений.
Оборудование к уроку:
1. Презентация на тему: «Органы дыхания».(слайды).
2. Таблица: «Органы дыхания, строение».
3. Таблица: «Выбери правильный ответ».
4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.
5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организация учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Анализ и оценка работы на уроке.
VIII. Рефлексия
IX. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.
У:Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.
Вы готовили мини-проекты по темам: «Опорно-двигательная система» и «Система органов кровообращения».
Проверим знания.Слово для защиты мини-проекта по теме: «Опорно-двигательная система»предоставляется представителю 1 группы учащихся.
Слово для защиты мини-проекта по теме: «Система органов кровообращения»предоставляется представителю 2 группы учащихся.
У:Вопросы к классу:
1)Назовите органы опорно-двигательной системы.
Ответы:К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.
2)Назовите органы кровеносной системы.
Ответы:К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.
3)Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.
Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.
4)Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.
Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.

III. Изучение новой темы. (сл.1)
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв.(сл.2).

Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания.
Тема нашего урока «Органы дыхания». (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.
План.(сл.№4)
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания и их функция.
3. Гигиена дыхания.
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи
он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Дыхание состоит из вдоха и выдоха. (сл.5).Процессы вдоха и выдоха. (сл.6).
Механизм вдоха.(сл.7) Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека. Механизм выдоха(сл.8). Во время выдоха воздух удаляется из организма.
Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой (сл.№9).
Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№10).
Значение дыхания.
1. Поступление кислорода.
2. Удаление углекислого газа.
3. Удаление паров воды.
Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких, он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания (сл.№11). Органы дыхания представлены верхними дыхательными путями (носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка) и нижними дыхательными путями (гортань, трахея, бронхи, лёгкие).
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость (сл.№14,15,16.17).
Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Почему не рекомендуется дышать ртом?
Почему нельзя кричать на морозе?
Почему на морозе нос красный?
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку (сл.18).

Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№19,20,21,22) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань.
Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею.
(сл.№23,24).
Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.

Нижняя часть трахеи делится на два бронха(сл.№25). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.
Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.
Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.
Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие (сл.№26)
В легких происходит
Газообмен (сл.№27)

После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Назовите органы, по которым проходит воздух при выдохе?

IV.Физкультминутка. Релаксационная пауза .(сл.28)

Проведем наблюдения.
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№29)

Что мы наблюдаем?

Проведем наблюдения.
Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох.
(сл.№30)
Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод из полученных наблюдений.

V. Закрепление изученного материала.
Дать определение дыханию.
Какое значение имеет дыхание?
Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.
Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.

Следующее задание связано с определением органов дыхания на иллюстрации.
Определить под какими цифрами обозначены органы дыхания. (сл.31,32)

Следующее задание. По особенностям строения и выполняемым функциям определить орган дыхательной системы.(сл.№33)

Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки №1.
Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию (сл.№34,35).

Карточки №2.
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов дыхания.
Какой процесс в организме называется дыханием?
Перечислить органы дыхания.
И в заключении хочется напомнить еще раз, что здоровье надо беречь
смолоду. Помнить, что курение – самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе.
Сравните легкие курящего и некурящего человека(сл.№36). Надеюсь, что каждый сделает для себя вывод. Тот, кто не начинал и не начинайте курить, а тот кто курит, тот обязательно должен бросить эту пагубную привычку.

VII. Анализ и оценка работы.
Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Рефлексия (сл.37).
Продолжите предложение:
1.Мне на уроке понравилось…
2.Я на уроке запомнил…
3.Я научился…

IX. Объяснение домашнего задания. 1.Учебник, стр.77-80,читать, пересказывать
2.Творческое задание:
1. Найти на своем теле места, где расположены органы дыхательной системы.
2.Приготовить сообщения, презентации на темы:
Действие табачного дыма на организм человека,
Заболевания дыхательной системы (туберкулёз, пневмония).
(сл.№38)
X.Спасибо за внимание.(сл.39)

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 3- документ Microsoft Office Word ).

Цель урока (флипчарт, страница 2) :

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В. , ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

II .Актуализация знаний:

III . Мотивация

I IV . Изучение н/м:

V . Закрепле

ние

VI . Выводы

VII . Подведе

ние итогов урока.

VIII . Д/З:

VIII .

Рефлексия:

Урок – интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет.

Решение биологической задачи (флипчарт, страница 3) :

(Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает биологическую задачу).

А) Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему?

Б). Римский поэт Овидий писал : "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.
В). Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

(флипчарт, страница 4).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.

(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).

Учитель: люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

(флипчарт, страница 5).

После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:

    Но для чего мы дышим?

    Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».

Цели урока: (флипчарт, страница 6).

1. А знаете ли вы …(флипчарт, страница 7).

что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок - около двух (примерно 400 мл). У взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.

2. Работа с терминами (флипчарт, страница 8).

Основные термины и понятия на уроке.

Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.

3. Значение дыхания (флипчарт, страница 9).

используя материал на стр. 163 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

Образование и удаление СО 2

Обеспечение организма

кислородом


Значение дыхания


Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности


Беседа с классом:

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия

Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?

Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.

Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


4). Строение и функции дыхательной системы (флипчарт, страница 10).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.

А). Биологическая задача:

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ.

Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).


Б). Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 11).

В). Задание:

По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы постараемся, заполните таблицу. Перечертите её, пожалуйста.

(Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это время урока).

Таблица «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции


Г). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка

а). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 12).

«Без носа человек чёрт знает что

птица не птица, гражданин не гражданин,

Просто возьми да и вышвырни за окошко!»

Н.В.Гоголь.

А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:

    Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

(Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания).

    Какие функции выполняет нос?

(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участие в речи и мимики).

Это интересно…

    Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.

    Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.

    У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.

б). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 13).

Видеофрагмент «Чихание и кашель».

в). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

(флипчарт, страница 14).

Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами , а затем в глотку , с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.

г). Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Д)) Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 15).

а). Строение гортани.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 164 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

    Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).

    Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).

    Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).

Учитель: гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.

б). Наблюдения (флипчарт, страница 16).

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

1.Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

2. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).


в). Образование звука (флипчарт, страница 17).

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

    Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

    Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Проблемный вопрос : Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).

Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Запись крика Тарзана

    Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек).

    При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

    Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.

а). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 19).

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха ( от греч. «бронхос » - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками , в которых происходит газообмен.

б). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).

    Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

    При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

флипчарт, страница 21).

    Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 24).

Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания... ... при выдыхании воздуха возникает... . ... голоса зависит от длины ... ... . У женщин они..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда... .

    Проверь себя (флипчарт, страницы 22,23).

(флипчарт, страница 24).

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.

2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

(Оценивание учащихся за урок, за тест).

флипчарт, страница 25).

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание:

В каких случаях затрудняется дыхание? Каковы последствия этого нарушения?

Разработайте свод правил по гигиене дыхания.

флипчарт, страницы 26.

    Кто сегодня получил отметку «5»?

    Кто получил «4»?

    Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

    Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют с амоанализ деятельности на уроке и самооценк у

Литература и интернет- ресурсы.

ПП

ЧП

ПП

НО

ИП

ЧП

ЧП

ПП

НО

ИП

ИП

ИП

ПП

НО

НО

ИП

ПП

ИП

НО

ПП

ПП

НО

ИП

Коллек

Работа в группах

Работа в парах

Работа в парах

Коллект

Работа в группах

Работа в группах

Фронтал

Работа в парах

Индивид

Работа в группах

Коллект

Индивид

Работа в парах

Индивид

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Коллект

Работа в парах

Работа в парах

Индивид

Коллект

Индивид

Индивид

Индивид

Приложение из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» (ISBN 978-601-7438-01-2),

Таблица «Строение и функции органов дыхания».

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание

вдыхаемого воздуха,

задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса : верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

    легочная плевра

    пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при

дыхании

Список использованных источников

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

Интернет - ресурсы:

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www . yandex . ru -поиск -картинки

3. www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4. www . kiwi . kz < http :// www . kiwi . kz > - видео файлы

5.< http :// mirbiologii . ru /8- klass >

6.< http :// www . uchportal . ru >

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/

Урок на тему «Значение дыхания». 8 класс

«Пока дышу – надеюсь», Овидий

Цели урока :

  1. обучение умениям ставить проблему и опытным путем искать ответ,
  2. развитие умений и навыков экспериментальной работы,
  3. воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Задачи урока :

  1. не давать готовые факты, а определить значение дыхания путем постановки проблемных вопросов,
  2. привлечь учащихся к работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные вопросы о дыхании,
  3. развитие навыков работы с оборудованием цифровой лаборатории и специальными приложениями ПК Nova .

Оборудование: цифровая лаборатория, ПК, проектор, шарики.

1.Актуализация знаний

· Цель урока - путем постановки опытов, ответить на вопрос…

· Что необходимо человеку для жизни? Пища, вода, воздух

· Сколько времени может обходиться человек:

без еды (месяц), воды (неделю), воздуха (до 20 минут). Почему? (нет запаса)

· Что же будет самым важным для человека? Воздух

· Как поступает воздух в организм человека? В процессе дыхания, через кожу

2.Новый материал

Тема сегодняшнего урока «Значение дыхания», а значит, нам необходимо ответить на вопрос «Какова же функция дыхания?». Чтобы представить процесс дыхания в целом, я предлагаю посмотреть видеофрагмент о дыхании (Органы дыхания, 2 мин.)

Напомните мне, какие системы жизнедеятельности человека принимают непосредственное участие

в процессе дыхания? Дыхательная и Кровеносная

Они выполняют одну функцию? Нет

Как распределяются функции между системами?

Д.с. – связь организма с окружающей средой, К.с. – транспорт газов в организме

3.Практическая работа «Газообмен в легких. Дыхательные пробы»

Как вы думаете, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинаковый? Нет

Что входит в состав вдыхаемого воздуха? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

А выдыхаемого? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

Попробуем проверить состав воздуха. Проведем опыт: находясь на одном месте, вдохнем и выдохнем один и тот же воздух трижды…

Для этого нам понадобится специальное оборудование, которое покажет результат.

Инструктивная карточка для работы с Nova – выполнение опытов

4.Социализация

Каковы же результаты опытов? Количество кислорода изменяется или нет? Да

Как? Уменьшается

Почему? Расходуется организмом в процессе окисления

Если количество кислорода уменьшается, а порция вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинакова, то количество какого газа увеличивается? Углекислого

Что же произошло в организме? Газообмен

Давайте посмотрим, как изменяется состав воздуха при дыхании

(Клип-состав воздуха на вдохе и выдохе).

Количество какого газа не изменяется? Азота

Давайте посмотрим, как происходит процесс газообмена

(Клип-газообмен в легких). Расскажите, что происходит на схеме.

5.Дыхательная разминка

А сейчас мы сравним способы дыхания по обеспечению организма кислородом:

1)Носовое дыхание – закройте одну ноздрю и сделайте глубокий вдох и выдох, теперь вторую…

В чем причина затрудненного дыхания? Заложенность носа, травма носа

Каковы последствия затрудненного дыхания? Недостаточное снабжение кислородом

2)Поверхностное дыхание – дышите часто и неглубоко…

Результат дыхания? Плохое снабжение кислородом, часть легких заполнена необновленным воздухом

Назовите причины дыхания. Неправильная осанка, переедание, малая подвижность

3)Полное дыхание (выполняется лежа) –

· Расслабьтесь, правая рука на животе, левая – на груди,

· Считаем: раз – вдох, поднятие брюшной полости

2, 3 – вдох, поднятие грудной клетки

4, 5 – выдох, втягивание брюшной полости

6, 7, 8 – выдох, втягивание грудной клетки

Результат дыхания? Хорошее снабжение кислородом

Значение дыхания: увеличение ЖЕЛ, укрепление дыхательных мышц

Учимся правильно дышать (сидя):

1.Правильное дыхание

· Поднять голову, выпрямить спину

· Отвести плечи, соединить лопатки

· Убрать живот, вытянуть ноги

· Делаем глубокие вдохи 4 раза

2.Потянулись к солнцу, руки вверх…опустить

3.Очищаем легкие от необновленного воздуха – руки в стороны и вверх, глубокий вдох, резкий выдох, опустили руки (3 раза)

6.Закрепление

Подведем итог.

Что же такое дыхание? Обмен газов между окружающей средой и клетками организма

Какова функция дыхания? Газообмен

Оказывается, у дыхания есть еще и другие функции, но о них мы поговорим на следующих уроках, когда будем знакомиться с органами дыхания.

7.Оформление работы

Сейчас мы возвращаемся к проведенным опытам и оформляем практическую работу в виде презентации на ПК Nova . Откройте презентацию на рабочем столе и заполните слайды.

Открыть слайд № 3(ход опыта)

8.Итоги урока

9.Домашнее задание:

Большинство людей не подозревает, как велико значение выдоха в их жизни.

Расскажите, какое значение имеет выдох в жизни людей.