Как восстановить шкаф из дсп. Ремонт и реставрация мебели из дсп

  • Дата: 28.10.2019

Если что-то в старой мебели сломалось или она потеряла внешний вид, это еще не значит, что необходимо ее менять. Мебель можно реставрировать, причем любую мебель, в том числе и кухонную. Для начала важно определить, что именно сломалось, есть ли возможность починить, будет ли ремонт временным или мебель еще сможет прослужить долгое время. В том случае если гарнитур выполнен из добротного материала или требуется только исправление косметических дефектов, ремонт кухонной мебели своими руками оправдывает себя. Особенно это касается деревянной мебели, ее можно ремонтировать неоднократно. Но и более доступная мебель из МДФ и ДСП тоже поддается ремонту, когда, например, нужно облагородить внешний вид фасадов.

Косметический ремонт кухонной мебели

Обычно быстрее всего кухня теряет внешний вид, и более всего это заметно на фасадах. Если это фасады МДФ, то в некоторых местах отстает пленка (уязвимыми местами являются торцы фасадов), появляются царапины, проступают пятна от различных загрязнений, например жира, покрытие меняет цвет и становится неоднородным по тону.

Реставрация мелких повреждений

К мелким повреждениям следует отнести сколы, царапины, потертости.

  1. Сколы устраняют с помощью воска. Предварительно выровненный по краям скол заливают расплавленным воском, шлифуют, а затем закрашивают специальными фломастерами, подбирая цвета. Потом закрепляют финишным слоем лака.
  2. Потертости затирают мягкой тканью из микрофибры, на которую нанесен краситель от фломастера.
  3. Царапины полируют мебельным воском.
  4. Если какие-то детали разошлись, края промазывают клеем ПВА и прижимают друг к другу струбцинами.

Бывает, что отклеивается кромка у столешницы гарнитура или кухонного стола. Ее можно заменить на новую, подходящую по цвету. Для этого потребуется сама кромка, ножницы, строительный нож, утюг.

  1. Кромку разрезают на части, согласно размерам столешницы, с небольшими припусками. Сначала делают заготовки для длинных сторон, потом для коротких.
  2. Затем утюг настраивают так, чтобы кромка не перегрелась и не взбухла.
  3. Кромку ровно прикладывают к торцу. Для удобства можно поставить столешницу торцом вверх.
  4. Равномерными неторопливыми движениями водят по кромке утюгом, в результате чего клей растапливается, и кромка приклеивается к торцу.
  5. Пока клей не остыл, необходимо прижать кромку к столешнице, проглаживая с нажимом вдоль кромки кусочком войлока или тряпкой.
  6. Лишнюю кромку на углах подрезают ножницами, подравнивают с помощью ножа.
  7. Лишнюю кромку сверху и снизу, если она не подошла по ширине, срезают ножом, постепенно, по направлению к столешнице. А затем проходят еще раз одним движением, приложив лезвие под углом около 45 градусов к столешнице.
  8. Угловые стыки слегка зашлифовывают мелкой шкуркой.

Видео: реставрация прожженной столешницы

Вздулась, отклеивается пленка

Отклеивающуюся пленку можно приклеить обратно, если этот недостаток незначительный. Для этих целей подойдет обычный клей ПВА. Главное, добраться до всех труднодоступных мест.

Видео: приклеивание термоусадочной пленки клеем ПВА

Когда проблема приобретает глобальные масштабы, пленку придется удалить. Делается это следующим образом.

И после этого возможны два варианта: либо покрасить фасады, либо приклеить новую пленку.

Окрашивание фасадов

Если решено красить, то фасады необходимо будет отшлифовать, чтобы счистить остатки клея и выровнять поверхность. Это относится как к МДФ, ДСП, так и к цельному дереву. В местах, где проходила фреза, материал может быть шероховатым. Для подготовки к покраске профессионалы рекомендуют брать:

  • наждачную бумагу Р220-280 на поролоне. Она лучше принимает форму, и ей можно ошкуривать сложные изгибы;
  • скотч брайт Р220-280 - это нетканный абразивный материал, чем-то напоминающий войлок. Им проходят труднодоступные места;
  • антисиликон - выступает в качестве обезжиривателя;
  • праймер для пластика (подходит и для дерева);
  • эпоксидный грунт - нужен для хорошей адгезии;
  • акриловый грунт - порозаполняющий, для выравнивания плоскости;
  • растворители.

Если на фасаде имеется глянец, необходимо его сбить по всей плоскости, добиться матовости. Затем тщательно убирают пыль с поверхности, обезжиривают ее и наносят праймер для пластика. Затем грунтуют эпоксидным грунтом, дают ему подсохнуть 3-4 часа (если на фасадах нет лакокрасочного покрытия, этот шаг можно пропустить) и грунтуют порозаполняющим грунтом, шлифуют, подготавливая фасады под покраску.

В качестве красителя часто используют краску в баллончиках. Окрашивая фасады, сначала проходят торцы, затем наносят краску плавным движением из стороны в сторону, продвигаясь снизу вверх или сверху вниз, с перекрытием слоев.

Декупаж

Популярным способом обновления мебели является декупаж. Он характерен для деревенских стилей интерьера, особенно прованса.


Первым делом откручивают ручки с фасадов.

Если есть какие-то дефекты, то они устраняются.

Для снятия лакокрасочного покрытия можно воспользоваться смывкой. После нанесения средства кистью следует накрыть фасад пленкой.

Затем, выдержав время, согласно инструкции, лак счищают шпателем, по мере очищения снимая пленку. Допускается повторное использование смывки.

Поверхность хорошо зашкуривают, убирают пыль влажной тряпкой.

Чтобы добиться прозрачности краски, смешивают белый акриловый лак и белую акриловую краску. Красят по направлению волокон дерева.

Рисунок необходимо аккуратно вырезать канцелярским ножом по контуру, подогнав под размер плоскости. Чтобы расположить элементы симметрично, контролируют расстояния при помощи измерительного инструмента.

Прикладывают салфетку и сверху на нее наносят клей ПВА.

Затем, после высыхания клея, поверхность проходят мелкой шкуркой.

Наносят тонким слоем акриловый лак. Снова шкурят и лакируют.

Дополнительно фасады можно украсить шпаклевкой. Состав готовят так: смешивают масляную шпаклевку с клеем ПВА, добиваясь консистенции сметаны. Прикрепляют трафарет в нужном месте и шпателем наносят поверх трафарета шпаклевку.

Полученный орнамент шлифуют мелкой шкуркой. При желании можно тонировать шпаклевку. Затем этот участок покрывают акриловым белым лаком.

Потом наносят на поверхность матовый яхтный лак.

Приклеивание самоклеящейся пленки

Если есть желание придать фасадам МДФ определенную текстуру, используют самоклеящейся пленкой. Перед наклеиванием пленки фасад подготавливают как перед покраской. Пленку важно наклеить аккуратно, избегая появления пузырей.

  1. Сначала вырезают подходящий по размеру кусок пленки с припусками по 2 см с каждой стороны. Потом ровно прикладывают пленку к краю фасада, предварительно сняв 5-10 см защитной полосы.
  2. Приклеивают материал небольшими участками, разглаживая и постепенно снимая защитную пленку.
  3. Если все-таки образовались пузыри и их не удается выгнать, необходимо проколоть их и выпустить воздух.

Замена столешницы

Столешница ДСП иногда приходит в негодность полностью, если, например, она вздулась от воды. В таком случае необязательно заказывать новую. Можно сделать самостоятельно столешницу из плитки. Такие столешницы, во-первых, долговечны, а во вторых, можно подобрать практически любой дизайн. Модно выкладывать столешницу из мозаики.


Основой столешницы служит экструдированный пенополистирол. Он устанавливается на жидкие гвозди.

Сначала на основу наносят жидкие гвозди, потом укладывают листы пенополистирола.

На жидкие гвозди устанавливают металлический плинтус, защищающий торцы столешницы.

Затем угловой плинтус

и тонкий плинтус для плитки.

Потом наносят плиточный клей на столешницу.

То же самое проделывают с плиткой. И приклеивают ее к столешнице.

Разбитые крепежные отверстия

ДСП имеет свойство не только разбухать от воды, но и крошиться под нагрузкой. От частого неаккуратного открывания дверок шкафов саморезы разбивают отверстия и вырываются что называется «с корнем». Просто прикрутить заново на то же место саморез невозможно. Но есть один давно известный способ ремонта разбитых отверстий, которым до сих пор успешно пользуются.

Если имеет место более серьезное повреждение, когда отслаивается ламинированное покрытие вокруг места крепления, пользуются другим способом. Смешивают клей ПВА и деревянную стружку. Этим составом заполняют повреждение. Дают высохнуть, а потом вкручивают саморез, как если бы это была новая поверхность.

Вторая жизнь стульям

Разбирая способы ремонта кухонной мебели, необходимо сказать и о ремонте стульев. Самый простой способ обновления - это чехол, которых скроет все потертости, царапины или заплатки на сиденье. Если стул с твердым сиденьем, то достаточно его покрасить, можно украсить декупажем. Работа проводится по той же схеме, что и в случае реставрации фасадов. Старый стул с мягким сиденьем необходимо перетягивать. Рассмотрим подробнее, как это сделать. Из материалов и инструментов понадобится: наждачная бумага средней зернистости, грунтовка, кисти разных размеров, перчатки, краска, ватин, обивочная ткань, мебельный степлер.


Сначала снимают сиденье и убирают обивку и наполнитель.

Затем покрывают деревянное сиденье грунтовкой, она имеет антисептические свойства. Прогрунтовав, оставляют до полного высыхания.

Сам стул необходимо зашкурить, затем прогрунтовать и повторить эти два действия снова. Если хочется добиться эффекта идеально гладкой поверхности, то нужно делать дополнительное зашкуривание и грунтование, причем выравнивающей грунтовкой.

Затем можно приступать к окрашиванию. Рекомендуется начинать окрашивание с внутренних частей, низа.

Потом стул переворачивают и наносят краску на верхнюю его часть. После высыхания в течение суток, стул окрашивают вторым слоем краски.

Оставляя припуски 4-5 см, вырезают кусок ткани по размерам сиденья, сразу две стороны. Причем сгиб ткани должен совпадать с внешним краем сиденья, т.е. детали будут соединены вместе.

Потом вырезают ватин. Достаточно проложить ткань в 4 слоя.

Весь ватин фиксируют по периметру с помощью мебельного степлера.

Потом раскладывают обивку изнаночной стороной вверх, кладут сиденье вниз ватином.

Проходят степлером по сторонам, затем отдельно загибают обивку на углах, закрепляют скобами. Кладут сверху оставшийся кусок обивки, подгибают внутрь лишнее. И проходят степлером либо горячим клеем.

Устанавливают на место сиденье.

А еще бывает, что рассыхается дерево, и стул начинает шататься. Эта проблема тоже исправляется самостоятельно.

Видео: как починить шатающийся стул

Вот так можно ремонтировать кухонную мебель. Это не все варианты. Можно найти еще много способов ремонта, оригинальных вариантов реставрации и обновления кухонного гарнитура, стола, стульев. Но даже используя только эти рекомендации, есть возможность полностью отреставрировать кухонную мебель, потратившись при этом только на расходные материалы.

Ремонт мебели своими руками иногда бывает просто необходим. Какой бы качественной ни была наша мебель, все равно под воздействием физических нагрузок, под влиянием окружающей среды (влажность, тепло) она со временем теряет свой «товарный вид».

Вот тогда и создается парадоксальная ситуация: мебель вроде новая, менять ее – рано, а значит – самое время провести ремонт мебели в домашних условиях.

Конечно же, сложные поломки лучше устранять профессионально, в деревообрабатывающей мастерской. Но ведь большинство проблем доставляют не они, а мелкие дефекты – потертости, трещины, сколы на углах, повреждения лакокрасочного покрытия.

Очень часто даже незначительная царапина способна испортить внешний вид всего интерьера – а это значить, что навыки оперативного ремонта мебели вам не помешают.

Итак, давайте разбираться, как можно провести ремонт деревянной мебели своими руками.

Ремонт мебели – занятие достаточно несложное, которое под силу даже непрофессионалу. Специальных навыков для этого почти не нужно, а если вы владеете хотя бы азами

Исправляем мелкие дефекты

Вот перечень наиболее часто встречающихся повреждений, а также – способов их решения:

  • Самым распространенным типом подобных дефектов является повреждение (трещина, царапина или потертость) лакокрасочного покрытия. Для того, чтобы восстановить незначительные повреждения лакировки, поверхность изделия протираем тканевым тампоном, смоченным в смеси льняного масла и спирта в соотношении 1:1. После этого, дождавшись окончательного высыхания поверхности, полируем ее до блеска с помощью чистого сукна.

Если лакированная поверхность повреждена достаточно глубоко (затронуты глубинные слои лака), то место повреждения покрываем слоем однотонного лака, просушиваем и полируем суконкой.

Чаще всего ремонт старой мебели своими руками проводится именно так.

Обратите внимание! Если использовался шеллачный лак, то для полировки желательно применять смесь пасты ГОИ с керосином, либо смесь льняного масла со спиртом. Если же поверхность покрывалась составом на основе нитролака, то для достижения наилучшего эффекта при полировке используется смесь 1:1 спирта и растворителя.

  • При обнаружении на лакированной поверхности пятен в первую очередь выясняем их происхождение. Если это не удалось (чаще всего именно так и бывает) – протираем пятно тканевым тампоном, смоченным в бензине. При необходимости (например, если после высыхания бензина фрагмент пятна остался на мебели) повторяем операцию через некоторое время. После того, как полированная поверхность очищена, протираем ее суконной тряпкой до блеска. Нарушенную в ходе удаления пятна полировку восстанавливаем, протирая мебель смесью денатурированного спирта с льняным маслом.
  • Если на полированной поверхности образовалось пятно от горячего предмета (чайник, кастрюля или утюг), удаляем его, протирая поврежденное место тампоном, смоченным в спирте, после чего – восстанавливаем полировку. Если повреждение достаточно сильное, то такое пятно можно удалить с помощью полировки смесью олифы со спиртом. После того как следов от пятна не осталось, обязательно протираем поверхность тампоном, смоченном в чистом спирте, а затем – полируем суконкой.

Если лак поврежден значительно

Однако, все вышеперечисленные методы работают только для небольших повреждений лакированной мебели. Как же быть, если лак поврежден достаточно сильно?

В этом случае можно воспользоваться специальной смывкой, приобретенной в строительном магазине. Для удаления нитроцеллюлозных, полиэфирных, масляных лакокрасочных покрытий используются различные смывки.

Наиболее эффективными в таком деле как реставрация или ремонт деревянной мебели являются эмульсионные смывки (например, СМ-1 или СМ-2). Они малотоксичны и практически исключают риск возгорания, что особенно важно если ремонтируете мебель вы прямо в собственной квартире.

Смывки такого класса разрушают покрытие за один раз, не требуя повторного нанесения, при этом для полиэфирного лака время выдержки смывки достигает двух часов, а для спиртовых или нитроцеллюлозных лаков к снятию лака можно приступать уже через 25-30 минут после нанесения смывки.

Смывку используем следующим образом:

  • На лакированное покрытие (к примеру, стенку шкафчика, вскрытую полиэфирным лаком) наносим сеточку из царапин (в форме клеток со стороной 15-20 мм).
  • Равномерным слоем наносим смывку, после чего – закрываем обработанную поверхность вощеной или парафинированной бумагой.
  • После необходимой выдержки (напомним, зависит она от типа лакокрасочного покрытия) размягченный лак осторожно удаляем шпателем, стараясь не повредить деревянную основу.
  • Очищенную от лака поверхность промываем растворителем и сушим около полутора часов.
  • Просушенную поверхность шлифуем шкурками №5 и №6, а затем – обеспыливаем.
  • После того, как с поверхности полностью удалена древесная пыль, приступаем к восстановлению лакировочного слоя.

Впрочем, иногда ремонтные работы не ограничиваются восстановлением внешнего вида мебели. Тогда приходится браться за ремонт старой мебели всерьез – тем более что и такая работа в большинстве случаев вам под силу:

С помощью этих нехитрых манипуляций вы сможете существенно продлить жизнь вашей мебели, а значит – еще и сохраните деньги необходимые на покупку новой. А уж если вы освоите все премудрости, то ремонт мебели своими руками может превратиться в хобби, приносящее вашей семье неплохой доход.

Реставрация мебели своими руками – это не только увлекательно. И не столько. Один из главных принципов идеологии потребительского общества выражается очень просто: 1,7-2,5 гарантийных срока, и на свалку. Оборот, занятость. Ах да, экология. То есть, не свалка, а утилизация. Что еще некоторое количество оборота и занятости. А рядовому потребителю, ради которого вроде все и крутится – покупай, покупай, покупай! Денег нет – кредитуйся, кредитуйся, кредитуйся! От 1/3 до 3/4, по разным оценкам, интеллектуального потенциала разработчиков в мире трудится неустанно ради того, чтобы вещь, не дай босс, не прослужила слишком долго. И мебели это тоже касается.

Старые же мастера-мебельщики работали, зная, что вещь покупается на поколения. Их эстетика и художественный вкус отрабатывались столетиями и поэтому органически принимают в себя и веяния современности. Потому и старая мебель стремительно растет в цене. Обновить старую мебель – не только сэкономить много денег и придать изысканность жилищу. В мебели прочно держится связь времен, и в отношениях людей, окруженных возрожденной мебелью, психологи отмечают на порядок меньше проблем, чем у любителей регулярно обновляться.

О душе мастера

Каждый мастер вкладывает в свои изделия частичку души – это не метафора. Формой, фактурой, рельефом, рисунком своих изделий толковый мастер что-то да говорит, что-то да выражает. Он не бука и не ригорист; в наши дни он нашел бы достойное применение и декупажу, и акрилу с силиконом, и граффити из баллончика. Но, прежде чем браться за обновление мебели с декорированием, спросите себя: а насколько вы понимаете этот язык? Что он хотел сказать? Уместно ли будет ваше к этому дополнение?

Внимание – раз!

Прежде всего нужно разобраться, а не попал ли к вам антиквариат? Тогда – НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ ДО ЕГО ОЦЕНКИ. Музеи и коллекционеры поручают реставрацию только доверенным мастерам, и любая самодеятельность дилетантов снижает стоимость вещи в десятки, сотни раз, вплоть до нуля.

Как определить, не портя предмет, антикварная мебель это или нет? По трем признакам: клеймо, углы, размеры крепежа. Очень важно: снимать крепежные детали нужно отверткой под шлиц, не слишком узкой или широкой, с ровным, но со слегка слизанными углами жалом. Его дополнительно нужно обернуть алюминиевой фольгой, чтобы не поцарапать патину на металле, это тоже резко снижает ценность.

Прежде всего вынимаем все ящики и осматриваем их углы. Скругленность без задиров – признак старины. Теперь ищем клейма.

Клеймо нужно искать на задней стенке, исподе столешницы и днище. Пыль и паутину аккуратно снимают мягкой кистью или пылесосом. Если виден хоть кусочек старого клейма, идем дальше. Проверяем также ящики – есть клейма на их днищах, и они совпадают с основным – повезло, уже можно звать оценщика.

Крепеж – винты, шурупы, уголки – внимательно осматриваем. Резьба нестандартная, шаг и профиль плавают – значит, старая; нарезалась вручную или на примитивном станке с ножным или лучковым приводом.

Также промеряем штангелем диаметры тел винтов и толщину металла уголков. Крепеж машинного изготовления будет один-в-один, а старый, ручной работы, вряд ли будет выдержан с точностью выше 0,2-0,25 мм.

Внимание – два!

Случай из жизни – умерла бабушка; решили избавиться от ее старого мебельного гарнитура. Явно не антикварного, советского, из ДВП. Хозяин подумал: а ведь самоклейки тогда не было? Чем же тогда эта мебель отфанерована? Почистили кусочек, как описано далее. Оказалось – снаружи ценнейший шпон карельской березы, а изнутри – тоже очень ценный «белого кубинского кедра», альбинии, из которого делают хумидоры, сигарные ящики.

Тогда мебель разобрали на пласти (щиты), смывкой СМ-1 сняли лак. Затем, подогревая бытовым феном, приостенным широким шпателем, не дыша, отделили листы шпона. Остатки клея отлично сняла та же СМ-1. После этого шпон сбрызнули из пульверизатора и высушили под гнетом, проложив чисто белой плотной туалетной бумагой.

Далее месяца три ушло на поиски непосредственного добросовестного покупателя: как оказалось, вокруг старой мебели перекупщиков роится что мух на бойне. Но! В итоге вырученной только за шпон суммы с большой лихвой хватило на полную новую меблировку квартиры.

Ремонт и реставрация

Полный ремонт мебели с обновлением и новым декором включает в себя следующие этапы:

  • Акклиматизация;
  • Разборка;
  • Чистка и помывка;
  • Ревизия поверхности;
  • Устранение дефектов лака или его смывка, в зависимости от его состояния и дальнейших намерений;
  • Устранение дефектов древесины;
  • Переборка и усиление креплений;
  • Фанеровка;
  • Прокраска и грунтовка древесины;
  • Покраска и/или роспись поверхности дерева;
  • Поверхностное декорирование;
  • Состаривание;
  • Защитная лакировка;
  • Полировка;
  • Обтяжка сидений, подушек, подлокотников, если ремонтируется мягкая мебель;
  • Сборка.

Примечание: обивка и другая мягкая декоративная обшивка мебели относятся к поверхностной декорации.

Все указанные работы вполне могут быть выполнены в домашних условиях. Но прежде чем описывать рабочие операции, дадим сводку по инструментам и материалам, чтобы в дальнейшем не разбрасываться и не отвлекаться.

Как быть со столом?

Камень преткновения при реставрации стола – вовсе не столешница, как может показаться: она легко отмывается и чистится составами, описанными ниже. Главная проблема – низ ножек, они и запачканы, и побиты, и мокли больше всего. Тут потребуется снятие фанеровки, лечение дерева, восстановление формы ножек жидким деревом и надежное усиление их креплений, это один из самых нагруженных узлов мебели.

Вместе с тем, низ ножек не на виду и мелкие огрехи в работе не бросятся в глаза. Поэтому реставрация стола – самое подходящее начало для мебельщика-любителя. Опытные мастера и отдают столы в работу ученикам.

Инструмент

Из инструмента для работы по мебели вам понадобятся:

  1. Дрель с набором сверл по дереву.
  2. Набор стамесок от 4 до 40 мм.
  3. Торцевой рубанок (отборник, шерхебель).
  4. Несколько струбцин.
  5. Киянка.
  6. Столярный молоток с гвоздодером.
  7. Чеканочный молоток (со сферическим обухом).
  8. Набор плоских и крестовых отверток.
  9. Ручной и электролобзики; можно обойтись одним ручным.
  10. Лучковая пила или ножовка по металлу – для чистого ручного реза дерева.
  11. Монтажный нож.
  12. Сапожный нож-косячок.
  13. Слесарные линейка и угольник.
  14. Утюг и бытовой фен.
  15. Пассатижи, большие или средние и малые.
  16. Круглогубцы.
  17. Мебельный степлер и скобы 20-30 мм к нему.
  18. Обтянутый фетром или войлоком ровный деревянный брусок под наждачку или абразивную сетку.
  19. Двухслойная кухонная губка.
  20. Драчевый напильник и рашпиль.
  21. Ножницы и швейные принадлежности.
  22. Лощило – кусок войлока, суконки или сыромятной кожи.
  23. Паста ГОИ.
  24. Художественные кисти, круглые и плоские. Колонковые или беличьи – не обязательно, пойдут самые простые, из щетины бычьего уха.

Смеси и составы

Реставрация старой мебели предполагает, что все работы производятся по оригинальной технологии. Однако для себя, если мебель – не антиквариат на продажу, вполне можно использовать и современные, достаточно хорошо проверенные материалы. В частности, столярный клей с успехом заменяется ПВА; его хвалят даже такие привереды, как букинисты. Убежденным ретроградам приводим все же схему клееварки, см. рис.: , заваренный на газу, высоким качеством не отличается.

Также и помывку лучше делать моющими средствами для посуды: их химическая реакция нейтральна. Не вызывает сомнений и пригодность для мебели акрилового лака, тем более, что его можно полировать любым автомобильным полиролем. Сложный рельеф промывают мягкой зубной щеткой из натурального волоса.

Но с составами, содержащими органические растворители, нужно быть осторожнее. Они если и не портят материал, то дают временный эффект: глянцевая поверхность скоро опять тускнеет. Поэтому далее мы приводим рецепты на разные случаи (которые будут рассмотрены ниже), проверенные на опыте.

Примечание : если состав содержит этиловый спирт, керосин, уксус, нашатырный спирт и др. химически активные вещества, то его действие предварительно нужно проверить на каком-то незначащем участке – торце пласти и внутреннем угле.

Мебельный воск (ваксу) разных цветов самому можно сделать из расплавленного белого пчелиного воска, влив в него также расплавленные измельченные грифели цветных карандашей; цвета можно смешивать. Помимо точного подбора тона, способ еще и экономичен: материал приготовляется порциями по мере потребности. Другое преимущество – используя как добавку белый грифель, можно в широких пределах варьировать консистенцию смеси, сохраняя тон.

Затирки для трещин на лаке

Рецепт 1 – парафин и цветной мебельный воск 1:1. Состав, подобранный по тону, втирают в трещинки лощилом, до прогревания от трения. Остатки удаляют безворсовой (старой и хорошо простиранной) ветошью, смоченной керосином или скипидаром. Годится и для затирки мелких трещин в дереве.

Рецепт 2, для мелких царапин – льняное или репейное масло и этиловый спирт 1:1. Наносят тампоном из белой фланели или байки; по высыхании полируют чистой сухой суконкой.

Пятновыводители и очистители

Для крашеных столешниц – сначала протирка раствором пищевой соды. По высыхании – очистка от налета сухой ветошью. Затем – протирка водным раствором нашатырного спирта (2 ч. л. на литр теплой воды).

Лакировка очищается тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, а затем протиркой смоченным в чистой воде тампоном. Для сильно загрязненных поверхностей после протирки с моющим нужно выждать 1-2 часа, накрыв поверхность слегка влажной тряпкой. Если после очистки поверхность окажется тусклой, ее натирают тампоном, еле смоченным растительным маслом.

Для захватанных и покрытых кухонным чадом поверхностей – натереть тальком, смахнуть его ветошью. Затем вымыть теплой водой с нашатырным спиртом, как указано выше. Второй способ – протереть грубым сукном, смоченным горячим пивом. И способ, совершенно безопасный для любой полировки – завернутый в чистую тряпочку влажный спитой чай. Тампоном протирают поверхность до очистки, а затем сухой ветошью вытирают начисто.

Для брызг от побелки и водоэмульсионной краски – на стакан винного уксуса 2-3 капли оливкового масла. Смывают легкими движениями пропитанного смесью тампона.

Для белых пятен от воды – пятно посыпают мукой, а затем протирают до исчезновения тампоном, еле смоченным оливковым, пальмовым, кукурузным или подсолнечным рафинированным маслом. Заполировывают бархоткой.

Для белых пятен от горячего – втирают смесь 1:1 парафина с воском нужного тона, накрывают промокашкой и проглаживают утюгом. Полируют суконкой или войлоком. Если лак прожжен не глубоко, не вспучился, не приобрел заметную зернистость, то пятно присыпают поваренной солью, капают на нее 3-5 капель растительного масла и выдерживают 2-3 часа. Затем смесь смахивают и трут суконкой круговыми движениями до исчезновения пятна. Напоследок, растворив в кипящем пиве кусочек цветного воска, суконкой втирают горячую смесь до восстановления тона.

Очистители древесины

Древесина большинства пород с поверхности хорошо очищается смесью: оливковое или льняное масло, денатурат (именно денатурированный спирт!), скипидар и осветленный лимонный сок в равных долях. Дуб хорошо чистится горячим пивом.

Примечания:

  1. Существует много рецептов поверхностных очистителей древесины. Важно знать, что любые из них с уксусом сразу портят красное дерево.
  2. Эффективное средство очистки дерева и маскировки мелких дефектов – натирка зеленой кожурой грецкого ореха. Повышается также стойкость древесины к гнили и вредителям за счет насыщения поверхностного слоя танином. Но кожура сильно подкрашивает древесину, так что обработка отдельных участков почти никогда не возможна.

Мебель плетеную, тростниковую и ротанговую моют и очищают теплой водой с нашатырным спиртом. Удобна для этого флейцевая кисть из натурального волоса б/у, т.е. мягкая, или мягкая зубная щетка, но тоже из натуральной щетины.

Полироли

Полироль заполняет микротрещины лака и поры древесины, благодаря чему поверхность мебели остается глянцевой и массив дерева предохраняется от порчи. Самые распространенные полироли – на основе воска и растворителя: спирта, скипидара, бытового (не топливного) бензина. Для лакированной мебели подходят автомобильные полироли. Срок годности полиролей ограничен, поэтому приводим два рецепта для самостоятельного приготовления мелкими порциями.

Рецепт 3 : пчелиный (можно цветной) воск – 40% по весу; бензин или скипидар – 60%. Отмеривать ингредиенты нужно по весу, не по объему!

Рецепт 4: церезин (несколько хуже – парафин, не стеарин) – 55%; канифоль сосновая – 5%; бензин – 40%

Оба состава нужно втирать в мебель, и они требуют регулярного применения: если бросить регулярный уход, мебель в течение нескольких месяцев тускнеет. Поэтому приведем еще два рецепта без органических растворителей, пригодных и для лака, и для открытой древесины. Этими составами мебель можно просто обрызгивать из пульверизатора или наносить чистой ветошью без втирания, и особой регулярности ухода не требуется. Но поверхность мебели должна быть чистой, иначе грязь въестся вглубь.

Рецепт 5 , для старой пересохшей древесины: четверть стакана оливкового или пальмового масла и 2 ст. л. ложки осветленного лимонного сока. Для запаха можно добавить 2-10 капель эфирного масла (хвойного, цитрусового и т.п.) или парфюмерной отдушки.

Рецепт 6 , для свежей древесины, восприимчивой к загрязнениям: четверть стакана осветленного лимонного сока и 1 ч. л. оливкового масла. Отдушки добавлять нежелательно, они могут реагировать с активными компонентами молодой древесины.

Краски

Покраска мебели плотным слоем производится масляными красками или акриловыми эмалями. Нитро-, глифталевые и пентафталевые краски для домашней мебели мало пригодны: они очень глубоко проникают в дерево, расход краски оказывается высок, а ее полное удаление – невозможным. Но для дачной и садовой мебели этот недостаток может оказаться достоинством. Под масляную краску поверхность грунтуют олифой, а под акриловую – водно-полимерной эмульсией.

Для окраски с подчеркиванием фактуры дерева используют морилки и протравы. Морилки выпускаются всех цветов радуги и проникают в дерево неглубоко, на 0,3-0,5 мм, так что потом окрашенный слой можно снять шкуркой. Но окраска морилками выглядит несколько неестественно; видно, что крашеное.

Протравы проникают в дерево на несколько мм и дают натуральный вид окрашенного, т.к. окраска достигается за счет взаимодействия протравы с содержащимися в древесине дубителями. Поэтому протравами можно красить далеко не всякое дерево, а лишь содержащее ощутимые количества танина. Из отечественных пород – дуб отлично воспринимает протраву, а с березой лучше и не пытаться. С любыми другими – нужна пробная покраска небольшого участка, т.к. содержание дубителей зависит от времени выдержки дерева.

Мебельные ткани

Лицевые

Перетяжка мебели своими руками требует особо внимательного выбора ткани. Дело не в ее виде, подойдут традиционные жаккард, гобелен, велюр, флок, куртизан и шинилл; плательные ткани абсолютно не годятся – плохо тянутся, быстро протрутся. Дело в рисунке – начинающему мебельщику можно порекомендовать только мелкий не очень контрастный.

Во-первых, рисунок на сиденье и спинке должен быть согласован – уехавшая в сторону полоса или сдвинутые половинки цветка сразу испортят весь вид. Дорогую ткань придется покупать с запасом в 15-20% на совмещение узора, и нет никакой гарантии, что, завершив работу, не придется понять, что всю обивку нужно менять.

Это затруднение еще можно обойти, применив способ дополняющей ткани. Например, если обивка спинки кресла будет зеленый жаккард с крупными листьями, то на сиденье можно пустить сходный по тону велюр или гобелен со струйчатым рисунком. Дескать, внизу травка, а уж выше – листочки.

Однако перетяжка мебели недаром так называется: без утягивания ткани никак не обойтись. А тогда потянется и рисунок, и на крупном рисунке искажение контуров будет о-о-очень заметно. Обтяжка мебели с согласованием узора – тонкое искусство, и сразу не получалась даже у знаменитых мастеров. Поэтому первый мебельный блин лучше делать с мелким неярким рисунком или вовсе однотонным.

Изнаночные и подкладочные

На изнанку, подкладку мебельной обивки идут льняной холст или джутовая мешковина. Синтетика, сизаль и пр. скользкие ткани совершенно непригодны: обивка на них скоро поедет, а диван обтянуть – не пальто починить. Пенька также не годится: хоть и шершавая, но быстро истирается и при этом пылит.

О швах

Без швейных работ можно обойтись только при обивке простого стула, да и тут может потребоваться вставка в сиденье или спинку. Цепочечные швы, которые дают большинство швейных машин, для мебели не подходят: как только истирание такого шва достигнет определенной степени, он сам по себе распускается.

Мебельную обшивку шьют парусными швами, но предназначенные для них машинки с пневмо- или электрорапирным механизмом передачи нити стоят дорого. Однако простейший парусный шов, схема которого приведена на рисунке, легко вести вручную. Если шьют суровой ниткой или дратвой, петлю вытаскивают на лицо тонким стальным вязальным крючком. Для ручного шитья тонкой ниткой пригодна игла для швейной машинки в любой подходящей оправке; тогда петлю оставляют на изнанке. Второй ходовой конец нити в любом случае заправляют в обычную иглу и ею продевают в петлю.

Каждый стежок подтягивают попеременно с лица и с изнанки, чтобы нить ушла в ткань, а перехлест был в ее толще. Если нить закончилась, ее концы с изнанки связывают прямым узлом, а продолжение шва ведут с перехватом в 2-3 стежка.

Примечание: знаменитая джинсовая «восьмерка» – самый сложный и совершенный из парусных швов. Леви Страусс, надумав шить рабочие штаны из генуэзской (Jenuis) парусины, которой на рынке в эпоху смены парусников пароходами было хоть завались, позаимствовал у моряков и шов. Так что, если у вас есть машинка с восьмеркой – в добрый час!

Поролон и синтепон

Набивку мебели конским волосом уже почти не делают даже для эксклюзива; ватин и войлок также отживают свое – современные синтетические материалы превосходят их по всем параметрам. Если они надлежащего качества, разумеется.

Поролон делится на марки по плотности (она же – удельный вес в кг/куб.м), обозначаемые двумя цифрами: 20, 35, 45 и т.п. От марки зависит и упругость, что важно для набивки. Проверяют качество поролона, сжав его до предела пальцами: пригодный, если отпустить, сразу отстреливает до ровного, а плохой постепенно распрямляется, и может остаться вмятина. Кстати, негодный для мебели поролон может оказаться отличным утеплителем или фильтром.

Мебельный синтепон должен быть чисто белым и цельным, во-первых. Лоскутной цветной, скорее всего, изготовлен из отходов; возможно, токсичных. Во-вторых, мат синтепона должен быть достаточно прочным, не расползаться при натяжении руками с небольшим усилием как вдоль, так и поперек волокон.

Приступаем к работе

О фанере

Некоторая переделка может понадобиться для основы сидений стульев, днищ и боковин ящиков. Мебельщики для этих деталей используют фанеру с тех пор, как она появилась, и не зря: для деталей не декоративных, но нагруженных, фанера незаменима.

Старая фанера часто оказывается расслоившейся, и тогда возникает соблазн: ради «настоящести» заменить ее доской. Для днищ – не нужно. Они не на виду, а современная фанера марок ФБ, ФК, ФСФ или БС выдержит больше и продержится дольше, чем массив самых прочных пород дерева той же толщины. Ну, а боковины ящиков – иное дело. Они видны, мало нагружены, и ради декоративности их вполне можно сделать дощатыми.

Жидкое дерево

Для заделки широких щелей и выбоин придется применить жидкое дерево. Лучшее – самодельное акриловое: на 1 часть смолы с отвердителем 3-4 части опилок. Просеянные и отсортированные опилки множества оттенков и сортов продаются в строительных магазинах.

Жидкое дерево на эпоксидке меняет тон древесины и со временем становится очень хрупким. Что же касается очень дешевого и удобного в работе силикатного (на жидком стекле) жидкого дерева, то оно годится только лишь бы наскоро залатать: жидкое стекло – это всем известный силикатный клей, непрочный и не водостойкий.

Акклиматизация

Доставленную к месту работы мебель нужно выдержать в новом микроклимате дня 3-4, а лучше – неделю, иначе она прямо во время работы может начать трескаться и коробиться. На второй день нужно вынуть и сложить отдельно все ящики. Температура в помещении – 18-24 градуса; влажность – до 75%. Прямых солнечных лучей или потоков теплого воздуха на мебель попадать не должно.

Разборка

Примечание: декоративная мягкая обшивка мебели нередко оказывается очень ценной, особенно если сохранились оригинальные обойные гвозди. Поэтому снимать ее нужно прежде всего и очень аккуратно. Весьма желательно проконсультироваться с антикваром-мебельщиком по поводу ее дальнейшей судьбы и способов очистки.

Винты и шурупы

Резьбовые соединения разбирают как обычно: отвертками, ключами, пассатижами. Главное условие – никакого упора на дерево. Если отвертка так и норовит выскользнуть или винт проворачивается, приглядитесь, где и как придержать его тело пассатижами, утконосами или круглогубцами. Если вовсе засел – нужно подпустить каплю-две веретенки или часового масла, выждать полчаса-час и попробовать снова. В общем, терпение и смекалка.

Если вместе с винтом вылезло из рассохшейся древесины и намертво прикипевшее резьбовое гнездо под него – не беда, далее мы расскажем, как его потом посадить на место, чтобы было крепче нового. И винт кусать или пилить не торопитесь: капните тормозной жидкости или керосина, зажмите головку малыми пассатижами, гнездо – большими, и резким рывком двух рук в разные стороны сорвите схватившуюся резьбу.

Гвозди

Перво-наперво осмотрите тыльную сторону соединения. Если гвоздь загнут, подденьте плоской отверткой, разогните пассатижами и подбейте по острию молотком, чтобы вылезла шляпка. Прикипел – веретенка или машинное масло. Показалась шляпка – осторожно тянем пассатижами; гвоздодер помнет дерево. Обойные гвозди нужно, вытаскивая, прихватывать под шляпкой за стержень, иначе декоративная шляпка может сорваться.

Если же гвоздь забит вглухую, то пробуем покачать и потянуть скрепленные им детали, чтобы, опять же, вылезла шляпка. Тут опять поможет масло. Вдруг шляпка уходит в дерево – внимание, стоп! Аккуратно ее высверливаем, снимаем верхнюю деталь со стержня, и с маслом вытаскиваем самый стержень.

Клей

Все старые столярные клеи спирторастворимы. Чтобы разнять клеевое соединение, прокапываем его по контуру спиртом через 2-3 см и накрываем или оборачиваем пленкой или пергаментной бумагой. Через 10-30 мин. можно попробовать разнять, или повторить процедуру. Особенно осторожно нужно снимать деревянный декор: он больше всего пересыхает.

Для разнятия клееных соединений очень удобен монтажный нож с сегментированным лезвием: при слишком сильном нажиме сегмент отламывается, но дерево остается целым, а очень тонкое лезвие можно просунуть практически в любую щель. Заклеенные в пазы днища понемногу, с торца, поддевают узкой стамеской.

Бобышки

Потайные соединения на глухих деревянных бобышках – нагелях, по-морскому – бывают простыми, расклиненными или проклеенными. Простое и разнимается просто. Клееное прокапывается спиртом, и детали потихоньку растаскиваются. Если нагель расклинен, детали сначала чуть разойдутся, но дальше не пойдут. Тогда нагель нужно просто перепилить электролобзиком или перерезать тем же монтажным ножом. Как посадить новые нагели, будет описано далее.

Усы и шипы

Соединения на ус и в шип, если они не совсем рассохлись, лучше оставить как есть, промазав пазы жидким деревом. Если же нужна разборка соединения на ус, сначала смотрим, не подкреплено ли оно гвоздем или нагелем. Гвоздь выдергивают, нагель высверливают или перепиливают. Шиповое соединение типа ласточкин хвост разнимают, разворачивая детали, как книжку. Клееные соединения размачивают спиртом, как описано.

Очистка

Паутину и пыль удаляем пылесосом; остатки смахиваем мягкой щеткой. Матерчатую обивку пылесосим и проходимся по ней новой сапожной щеткой, обернутой х/б тканью. Рвать и выбрасывать не нужно: нам ведь понадобится шаблон для новой обивки. Кроме того, старая после стирки с химчисткой вполне еще может вернуться на место и долго прослужить, а новые мебельные ткани дороги. Если же мы реставрируем мебель, то, глядишь, и обивка ее окажется ценной: с ручной вышивкой, гобеленом и т.п.

Дверцы, пласти и внутренние детали моем тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, уложив их в горизонтальное положение. Затем также тампоном протираем теплой водой и бумажным полотенцем или туалетной бумагой вытираем насухо. Застарелая грязь сразу не сойдет, поэтому моющее смывать нужно не сразу, а через 5-20 мин, и повторять процедуру до чистого лака или дерева.

Ревизия, дочистка, смывка

Следующий этап – осмотр поверхности. Вполне может оказаться, что, после устранения мелких дефектов (пятен, трещинок) и очистки дерева составами, описанными выше, новая полировка и лакировка не понадобятся: традиционные технологии были рассчитаны на века. Работу это облегчит, расходов убавит, а вот ценности мебели, наоборот, прибавит. Но с таком случае придется быть особо внимательным на дальнейших этапах, чтобы не испортить оригинальное покрытие.

Совет: если мебель не лакирована и после всех очистительных процедур дерево кажется грязноватым, попробуйте его навощить воском в пиве, как дуб.

Если же лак никуда не годится и его нужно смывать, то делать это лучше нетоксичными поверхностно-активными (ПАВ) смывками типа СМ-1 или СМ-2. Лучший способ – жидкой смывкой в горизонтальном положении: на покрытии нацарапывают сетку с шагом 20-30 мм и наносят смывку. Обычные лаки снимаются пластом сразу, для акрилового нужно дать выдержку в полчаса, накрыв деталь пленкой. Снимают лак шпателем с притупленными гладкими углами, чтобы не поцарапать дерево. Процедуру можно повторять. Гелевые смывки пригодны для использования в вертикальном положении поверхности, но дороже и действуют не так равномерно.

Примечание: зачистку дерева шкуркой на деревянном бруске нужно отложить на крайний случай – и дерево съедается, и зеркально-ровной поверхности не будет.

Дефекты дерева

Большинство обнаружившихся на чистой поверхности дефектов дерева можно устранить своими руками:

  • Мелкие трещины затираются цветным воском после пропаривания.
  • Сколы и выбоины заполняются жидким деревом.
  • Следы гнили и деятельности вредителей выскребаются стамеской, о и заполняются жидким деревом.

Цель пропаривания – размягчить и разогреть дерево, тогда затирка как следует его пропитает; мелкие трещинки могут сойтись и склеиться сами собой. Для пропаривания идеально подходит бытовой парогенератор типа Vaporone, но стоит он немало и для чего-то еще, как бы его ни рекламировали, пригоден мало.

В домашних условиях неплохо пропаривать обычным чайником с плотной крышкой на электроплитке. Воды в него наливают немного, чтобы не закрывала сливные отверстия внутри, а на носик натягивают шланг из термостойкой резины или медицинский силиконовый, тоже термостойкий. После пропаривания обрабатываемый участок сушат бытовым феном и, пока не остыл, затирают воском. Остатки ваксы убирают тампоном, смоченным скипидаром.

«Травянки» на основе медного купороса, биоциды старых времен, токсичны и портят дерево. Ныне в продаже имеется широкий выбор биопрепаратов против гнили, плесени, жучка и комплексных. Большинство из них применяется однократно, но прежде шилом следует проверить степень поражения древесины: несколько дырочек с булавочную головку на поверхности могут вести в целый лабиринт ходов древоточца, из-за которых доску можно и пальцем проткнуть.

О старой фанеровке

Перед тем как браться за крепления, нужно определить, имеет ли ценность старая фанеровка и, если да, снять ее. Процедура снятия и выравнивания описана в начале статьи.

Крепления

Усиление креплений сводится чаще всего к рассверливанию имеющихся гнезд или отверстий от старого крепежа, а затем к установке в них новых нагелей из твердого стойкого дерева (дуб, самшит, кизил, акация, рябина) на клее ПВА – его предварительно закапывают в лунку – и клиньях, см. рис. Такой нагель сядет намертво на долгие десятилетия, нужно только, чтобы клинышек был ориентирован поперек волокон основы, см. рис. справа.

Примечание: если гнездо в торце пласти разбито, а доска расщеплена, сколы промазывают ПВА, сжимают пласть струбциной через фанерные прокладки, и только после полного высыхания ставят нагель.

Если нагель будет бобышкой, то его оставляют выступающим, а перед сборкой наживляют ответный клинышек; клинышки делают тоже их твердого дерева или стеклотекстолита 0,5-1 мм. Если же нагель пойдет под саморез или гнездо винта, то его срезают заподлицо и проходят шерхебелем.

Отверстия под саморезы и гнезда лучше просверлить сразу. Под гнезда – по диаметру их тел и глубиной по высоте. Под саморезы – диаметром в 2/3 тела самореза без резьбы и глубиной тоже в 2/3 длины его резьбовой части.

Примечание: этот способ усиления креплений пригоден также для венских стульев и других ажурных конструкций, но без подклинивания – нагели придется брать очень мелкие.

Совсем рассохшиеся усы и шипы (кроме ласточкина хвоста) подклеивают прокладками из тонкой фанеры или шпона на ПВА. Технология склеивания – обычная для дерева:

  1. Детали пропитывают водно-полимерной эмульсией и сушат феном 10-20 мин.
  2. Обе поверхности смазывают ПВА и дают ему просохнуть сутки-двое, до полного высыхания.
  3. На одну из поверхностей наносят ПВА, подсушивают до плотного отлипа (обычно 10-25 мин).
  4. Поверхности складывают и сжимают струбциной или гнетом; в пазы шипов и усов загоняют клинья, проложив полиэтилен, чтобы не приклеились.
  5. Сушат сутки, и готово.

Фанеровка

Высококачественная фанеровка делается в два слоя: испод из лущеного шпона деловой древесины и лицо – из строганного шпона ценных пород. К сожалению, при отслоении фанеровки оба слоя чаще всего сходят вместе, и их приходится разделять, а для этого нужно снять фанеровку со всей пласти и фанеровать ее заново.

Старый клей снимается ПАВ смывкой, но вот наклеивание имеет особенности:

  • Наложив лист испода для окончательного приклеивания, п. 4 в пред. списке, тут же выглаживают пузыри горячим чеканочным молотком: большие и удлиненные бойком, а мелкие округлые – обухом.
  • Выглаживают под 45 градусов относительно волокон шпона елочкой, т.е. попеременно в разных направлениях.
  • Как только пузыри спадутся, всю поверхность проглаживают горячим утюгом.
  • Пласть накрывают полиэтиленом, накладывают лист толстой ровной фанеры и сушат не менее 3-4 дней под тяжелым гнетом.
  • Если после просушки обнаружатся пузыри, впрыскивают в них шприцем эмульсию ПВА и повторяют выглаживание.
  • Точно так же наклеивают лицевой лист.

Примечание: выглаживать по-холодному бессмысленно – суть выглаживания не в ускорении высыхания клея, а в размягчении древесины.

Грунтовка и прокраска

Под масляные краски и лаки грунтуют олифой, разогретой до 60-70 градусов на водяной бане. Под другие лакокрасочные покрытия – ею же или водно-полимерной эмульсией комнатной температуры. Под вощение (см. далее) грунтовки не требуется; грунтовка под хохломскую роспись описана в соотв. разделе.

Прокраску для подчеркивания фактуры дерева делают морилкой или протравой; то и другое – по инструкции изготовителя. Анилиновые морилки разводят в воде при 70-80 градусов. Для яркости в готовый к употреблению раствор вводят несколько капель спирта.

Видео: смывка и покраска старого стула

Покраска и роспись

Покраска и художественная роспись мебели производятся масляными, гуашевыми или анилиновыми красками по соответствующей технологии и по грунту, описанному выше. Следует учесть, что гуашь и анилин не дадут на дереве плотного слоя, как и морилка; их чаще всего наносят на фон из масляной или клеевой краски.

Для мебели пригодна любая из традиционных русских техник: хохломская, городецкая, полхов-майданская. Разумеется, сюжеты совсем не обязательно брать исконно-мифологические; эти техники дают долговечную стойкую роспись, пригодную для покрытия лаком. Однако хохлома, самая совершенная и изысканная (см. рис), пишется особо:

  • Пласть покрывают очень жидко замешанной жирной глиной.
  • Обильно грунтуют горячей олифой.
  • Втирают фон – бронзовую, алюминиевую пудру или белила.
  • Расписывают масляными или яичными красками
  • Просохшую роспись покрывают олифой.
  • Запекают роспись при 110-120 градусов, до золотистого тона олифы.

Декор и состаривание

Поверхностное декорирование мебели, кроме художественной росписи,включает в себя следующие основные разновидности:

  1. Вощение.
  2. Декоративная обивка.
  3. Деревянная инкрустация.
  4. Резьба по дереву.
  5. Аппликации.

О резьбе говорить не будем, это отдельный и сложный предмет. Разберем то, что возможно новичку дома.

Вощение

Регулярное вощение оголенной древесины придает ей весьма изысканный облик. Выпускаются в широком ассортименте восковые мастики для мебели; пригодна для этой цели и любая политура с воском из описанных выше. Но вощить нужно регулярно, иначе мебель скоро потускнеет, и восстановить мягкость и теплоту тона поверхности будет трудно.

Декоративная обивка

Штофом или гобеленами мебель нынче не обивают: они пылятся, пачкаются, требуют тщательного ухода. Но зато теперь есть такой замечательный материал, как линкруста, изобретенная автором линолеума Фредериком Уолтоном.

Линкруста – это мягкий легкий линолеум, не пригодный для настила пола, но держащийся на вертикальных поверхностях. Линкруста выпускается рулонами белого цвета с тисненым рисунком, вплоть до многофигурных художественных сцен. Линкруста крепко садится на клей, и на нее прекрасно ложится краска. Используя технику патинирования мебели (см. ниже), можно получить покрытие, которое не отвергли бы и в Версале времен Людовика XIV, см. рис.

Инкрустация

Настоящая деревянная инкрустация – интарсия – для самостоятельного исполнения недоступна. Но ее может с успехом заменить мозаика из дерева – маркетри. Делают маркетри так:

  • На листе бумаги на ПВА из кусочков шпона, возможно, подкрашенного морилкой, собирают В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ рисунок.
  • По высыхании клея рисунок переворачивают бумагой кверху и наклеивают на пласть, как фанеровку.
  • Бумагу со слоем клея снимают мелкой, 220-240 номер, шкуркой на бруске.
  • Весь маркетри покрывают защитным лаком.

Аппликации

Самая простая и доступная из аппликаций по дереву – декупаж. Готовых наборов продается множество, да и техника проста: фрагменты из цветной бумаги наклеивают на основу ПВА или акрилом и затем покрывают лаком.

Состаривание

Многие желают состарить свою мебель. Основных способов два: кракелюр и патинирование. Патинирование мебели – совсем не создание искусственной патины на металле; его используют не только для состаривания, но и для поверхностного декорирования в прованском стиле, см. рис. справа. Нужно знать, что кракелюр на патинированной мебели вряд ли когда уместен: патинируют чаще всего под металл, а кто где когда видел бронзу или серебро в сетке мелких трещин? Но перейдем к технике.

Кракелюр

Кракелюр на мебели делается тем же самым лаком краке, что и на живописи или венецианской штукатурке. Краке наносят на схватившуюся, но еще влажную, дающую легкий отлип краску. Застывая, краке стягивается, тянет за собой еще мягкую краску, и на ней образуется сетка мелких трещин. Кракелюр можно покрывать защитным лаком.

Мебельная патина

Патинирование мебели – это последовательное нанесение на нее все съеживающихся слоев все светлеющей краски, так имитируется окислившийся потертый металл. Каждый слой растушевывается. Для патинирования под бронзу сначала наносят акриловую краску золотистый металлик, а по ней – ее же бронзовую или втирают бронзовую пудру. Патинирование под серебро, как на иллюстрации с линкрустой, можно делать алюминиевой, а затем цинковой пудрой.

Основной принцип – патинируют из впадин на выпуклости, ведь и реально рельеф стирается по вершинам. Техника такова:

  • На уголок плоской кисточки берут капельку краски первого слоя, вводят во впадину и начерно растушевывают той же кистью.
  • По схватывании лощилом, бархаткой или суконкой растушевывают начисто в сторону выпуклости, постепенно сводя тон к фону.
  • Так же наносят второй, и, если нужно, последующие слои.

При внешней простоте техника патинирования мебели требует серьезного навыка и твердой руки, поэтому осваивать ее нужно постепенно, тренируясь на разного рода обломках и отходах.

Видео: окраска дерева под старину

Лакировка и полировка

Для защитной лакировки мебели используют любые мебельные лаки. Состаренную мебель для вида лучше покрывать масляным лаком, но он долго сохнет и требует регулярного ухода полиролем с растительным маслом иди восковым со скипидаром. Все же лучшим мебельным лаком следует признать прозрачный или тонированный акриловый: он пригоден для любой поверхности, необычайно прочен и стоек и практически не требует ухода.

Полировка лаков «старых» типов делается суконкой, бархоткой или войлоком, но акрил они трут плохо, из-за его прочности. Акриловое покрытие полируют лощилом кожаным (так быстрее, но только ровные поверхности) или фетровым с пастой ГОИ. На лощило капают керосин до заметного увлажнения, натирают его ГОИ и затем полируют мебель. Пасты уходит немного: если полировка пошла туго, но зелень ГОИ еще видна на лощиле, просто капают еще керосин. Следы ГОИ на мебели легко стираются ветошью, слегка смоченной тем же керосином.

Обивка

Обить мебель заново, даже имея под рукой шаблоны в виде старой обивки, очень и очень непросто . Поэтому обивку оставляем напоследок, после всех работ по дереву. Вторая причина – краска, политура и лак могут попасть на обшивку. Начинать обивочные работы нужно тоже с самого простого – с мягкого стула.

Стулья

Обивка сиденья и спинки стула держится на фанерной доске – основе. К каркасу они прикрепляются либо винтами сквозь обивку с тыла, либо вкладываются в гнезда на нем. Ремонт стульев чаще всего и сводится к замене изношенной обивки, и это прекрасный случай наловчиться в обивочном деле. Последовательность работы такова:

  • Снимаем, поддевая отверткой скобы, старую обивку.
  • Удаляем ватин и старый поролон; холщовая подкладка на основе скорее всего еще вполне пригодна, разве что пропиталась жиропотом, тогда ее можно снять и выстирать.
  • Вырезаем по контуру основы с выпуском в 5-10% куски поролона марки 35-40 (пожестче) толщиной 40 мм и марки 20-25 (помягче) толщиной 20 мм.
  • Обтягиваем основу холстом, закрепляя его на исподе степлером; складки в углах расправляем веером в одну сторону.
  • На холст укладываем поролон жесткий, а на него – мягкий; можно закрепить несколькими каплями ПВА.
  • По старой обивке вырезаем новую с припуском в 10-15%.
  • Новую обивку по сторонам закрепляем на исподе степлером, по 3-4 скобы на сторону. По сторонам обивка закрепляется наперекрест с вытяжкой, нужно следить, чтобы рисунок не поплыл. Вдруг перекосился – выдираем отверткой скобы и перетягиваем.
  • Вытяжкой ткани формируем углы, как показано на рисунках, закрепляем степлером – готово!

Спинка перетягивается аналогично, но поролона нужен один слой 20 мм и средней жесткости, марки 25-30.

Видео: пример обивки старого стула

Кресло

Перетянуть кресло – это уже дело посерьезнее, нужно будет поработать с пружинным блоком и, если оно раскладное, с механизмом. Кроме спинки, обтягивать нужно будет и подлокотники.

А как быть, если обитая поверхность граничит с полированной? Вот с этой границы и нужно начинать лицевую обивку: выложить ее изнанкой вверх, закрепить степлером и отвернуть обратно на лицо, чтобы вышел подворот. Но не будем забегать вперед.

Разборка и механизм

Разборку кресла начинают с удаления подушек; в раскладном кресле после этого будет виден механизм, его нужно сфотографировать, чтобы потом правильно собрать. Затем снимаем боковины, они могут разниматься туго. «Раздирать» боковины нельзя: штыри-ползуны механизма могут поломаться; можно без большого усилия поддеть гвоздодером, монтировкой или фомкой.

Пружинный блок

После съема старой обивки нужно выправить каркас блока; вид его, вынутого из кресла, в котором еще можно сидеть, бывает иногда просто удивительным. Выправляют двумя пассатижами на весу в несколько нажимов, не допуская ненужного изгиба проволоки. Затем таким же способом правят пружины – их верхи должны составлять единую плоскость и не быть перекошены; чаще всего требуют правки средние пружины. Правку проще делать, не снимая блок с основы; его низ деформируется очень редко.

Примечание: полностью снимать блок обязательно придется, если войлочная подкладка под ним побита молью: это ее любимое гнездилище. В таком случае новую подкладку делают из синтетического войлока или шинельного сукна в два слоя.

Затем делают обвязку и усадку блока. На фабрике новый блок обвязывают сеткой или перекрещивающимися ремнями, но дома для этого лучше всего джутовый шпагат, см. рис. Его ветви по центрам пружин связывают прямыми узлами и блок усаживают на 1/5 высоты пружин.

Равномерной усадки старого блока можно добиться, применив обойные гвозди или канцелярские кнопки-грибки: их забивают не до конца, а на стержень накидывают 2-3 витка шпагата. Подтягивая-ослабляя его ветви и усаживают блок до ровного. Но не забивайте гвозди/кнопки в торец или в испод – от этого вся обивка быстро протрется! Только в верх основы!

Закончив усадку, гвозди/кнопки забивают до утапливания краев шляпок в дерево, а хвосты шпагата обрезают.

Обшивка

Обшивку начинаем с сиденья. Закончив ее (см. далее), ставим на место и отмечаем маркером на спинке и боковинах его контур. Зачем? Чтобы мягкую подкладку под лицевой обивкой спинки и подлокотников не доводить до этой линии на 30-40 мм, иначе сиденье потом не впихнешь на место, и раскладываться/собираться кресло не будет.

Надеваем на блок чехол, холщовый или из мешковины. Вертикальные углы придется подрезать с изнанки и прошить – вытяжкой ткани тут уже не обойтись. Шейте парусным швом – обшивка работает заодно с блоком, и от распустившегося шва все кресло перекосится.

Следующий слой – синтепон 10-20 мм толщиной по контуру сиденья с выпуском 10%. По нему также делают обвязку из шпагата, но натягивают слабо, лишь бы шпагат врезался в углы мата. Дальше – два слоя поролона, таких же, как на стуле, и лицевая обшивка с подрезкой и прошивкой углов с изнанки; раскрой лица делают по старому с запасом 10-15% на вытяжку.

Лицо накладывают в два этапа: сначала без подрезки и прошивки углов подтягивают по месту, временно закрепляя кнопками. Добившись правильного облегания, портняжным мелком отмечают линии углов. Далее чехол снимают, подрезают и с изнанки прошивают углы, выворачивают, надевают и закрепляют степлером.

Это самая мучительная для новичка часть работы: растреклятую тряпку от прошивки углов ведет и ведет, поэтому подрезку углов нужно делать с запасом. Лучше даже работать в три этапа: углы прошить без подрезки, крепить временно и подрезать окончательно, лишь добившись правильного облегания.

Подлокотники обшиваются, как спинка стула; на верх можно добавить мягкого поролона. А вот спинку обшивают двояко: если она пружинная, то как сиденье кресла, а если нет – как сиденье стула, с двойным поролоном.

Видео: полный цикл ремонта старого кресла

Диван

Диван – это растянутое в ширину кресло с ящиком, поэтому ремонт дивана имеет всего две особенности:

  1. Пружинные блоки подушек усаживают сначала по отдельности на 1/10 высоты, а затем все вместе еще на 1/10; соответственно, понадобятся две обвязки.
  2. Ящик лучше дополнительно подкрепить с испода двумя диагональными брусьями или металлическими уголками.

Примечание – шутка или всерьез, кто знает: вдруг обнаружится, что старые обвязки блоков и внутренних чехлов из китового уса (вроде как из полос гибкого пластика) – считайте, что вы сняли джек-пот в лотерею или нашли клад. Охота на китов давно полностью запрещена, а гладких китов, из которых этот самый ус и добывался, похоже, вовсе выбили. Поэтому за китовый ус дают неимоверные суммы, если, конечно, покупатель не жулик.

Сборка

Сборка мебели, если вы ее уже разобрали, не превратив в дрова, затруднений не представит, особенно если вы догадались сфотографировать разборку поэтапно. Дадим всего лишь четыре совета:

  • Сохраните и вновь используйте старый крепеж или полностью замените его новым: мебель на крепеже вразнобой потом держится плохо.
  • Саморезы взамен шурупов берите фосфатированные (черные), они хорошо держатся в дереве без посадки на клей.
  • Силуминовые резьбовые гнезда под винты замените современными латунными или пропиленовыми с металлическим вкладышем.
  • Не тревожьтесь, если с новой обивкой кресло или диван раскладываются/складываются туговато. «Прокачайте» несколько раз – пойдет, как миленький.

Итог

Реставрация мебели своими руками – занятие трудное и кропотливое, но благодарное. Старая мебель после реставрации способна прослужить еще очень долго. Она создает в доме уют, сердечную, дружескую атмосферу и приобретает большую ценность. Реставрация старой мебели осуществима в домашних условиях.

Видео: ремонт мебели, перетяжка, обивка своими руками

Мебель из ламинированной ДСП была и остается приоритетным вариантом покупки для подавляющего большинства нашего населения. Пожалуй, главным ее достоинством является доступная цена, которую удается получить, используя недорогую относительно других материалов (например, дерева) ДСП. Благодаря ламинации поверхности плиты мебель приобретает вполне пристойный внешний вид и неплохо вписывается практически в любой .

Однако, как и любым другим изделиям, такой мебели свойственны повреждения в процессе эксплуатации или транспортировки. Сейчас мы с вами рассмотрим, какие повреждения характерны для данного вида мебели, каким образом можно произвести реставрацию и ремонт.

Характерные повреждения

Опишем наиболее распространенные случаи повреждения ДСП, которые могут быть успешно устранены при небольших приложенных усилиях:

  • сколы;
  • царапины;
  • вмятины;
  • потертости;
  • трещины.

Операция «Ликвидация»

Устранение сколов

Чтобы произвести ремонт сколов на ДСП вам понадобятся:

  • ретуширующий фломастер (или обычный подходящего цвета);
  • твердый оттеночный воск;
  • воскоплавитель или зажигалка для плавки воска;
  • стамеска или шпатель;
  • войлочная ткань;
  • фиксирующий лак-спрей.

Сколы обычно появляются на углах и представляют собой небольшие углубления светлого цвета (цвета ДСП).

Процесс устранения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительная обработка скола . При этом стамеской необходимо обработать скол таким образом, чтобы его края стали прямыми.
  2. Заделка скола . Для этого твердый воск подходящего цвета расплавляют воскоплавителем или зажигалкой и наносят его на скол с небольшим запасом.
  3. Выравнивание поверхности . После подсыхания воска при помощи стамески, проработав каждую плоскость, аккуратно срезают лишний воск, формируя четкий прямой угол поверхности, производят легкую шлифовку войлочной тканью.
  4. Восстановление текстуры . Тонким ретуширующим фломастером наносят линии по сколу в соответствии с общей текстурой, каждый раз протирая бумажной салфеткой для легкого смазывания четких границ линий и большей правдоподобности.
  5. Вскрытие лаком . Для фиксации заделки и для придания восстановленной поверхности характерного блеска производят обработку лаком-спреем.

Устранение царапин

Особенно часто такие повреждения обнаруживаются . Для устранения царапин понадобятся те же инструменты для ремонта мебели, что и для заделки сколов, только вместо твердого воска удобнее будет воспользоваться мягким .

Как убрать царапины: последовательность работ

  1. Шпателем поперечно наносят на царапину воск, одновременно уплотняя и разравнивая его.
  2. Тонким ретуширующим фломастером дорисовывают недостающую текстуру.
  3. Для фиксации места заделки и выравнивания степени блеска поверхности наносят фиксирующий лак.

Царапина на ДСП

Совет! Для заделки трещин при недоступности воска можете воспользоваться специальным мебельным штрихом.

Восстановление потертой поверхности

Потертости, как и царапины, часто возникают на ламинированной ДСП по причине постоянного контакта с поверхностью посторонних предметов. К примеру, можно их обнаружить или кухне .

Вследствие этого истирается верхний защитный слой и частично или полностью слой краски.

Для того чтобы устранить уже появившуюся потертость, нужно проделать несколько нехитрых манипуляций:

    1. Натяните на палец салфетку из микроволокна и увлажните ее фломастером подходящего цвета.
    2. Салфеткой подкрасьте потертость, растирая вдоль расположения структуры поверхности.
    3. Несколькими тонкими слоями нанесите фиксирующий лак.

Устранение трещин

Трещины на мебели из ДСП зачастую появляются под воздействием влаги, тепла или неправильной эксплуатации в месте крепления дверей шкафа .

Чтобы осуществить ремонт корпусной мебели своими руками вам понадобится:

  • струбцины (регулируемые фиксаторы);
  • шприц с иглой;
  • клей ПВА.

Процесс ремонта:

  1. В шприц без иглы (для более легкого и быстрого проникновения) набирают клей ПВА и надевают иглу.
  2. При помощи шприца наполняют клеем весь внутренний объем трещины.
  3. Надевают на плиту струбцину по бокам от места трещины и стягивают ее.
  4. Удаляют излишки клея салфеткой и оставляют в таком положении минимум на сутки.

После высыхания клея элемент будет снова готов к эксплуатации.

Вкратце о материалах

Приклеивание кромки

Наиболее часто применяется твердый и мягкий воск, специальные ретуширующие и оттеночные фломастеры или маркеры, мебельный штрих, клей ПВА, ламинирующая кромка .

Мягкий воск отличается от твердого тем, что он в исходном виде сразу готов к использованию (его не нужно расплавлять), но при этом применим лишь на тех поверхностях, которые не подвержены механическим воздействиям.

Мягкий воск использовать удобнее, а твердый – надежнее.

Штрих используют для замазки мелких повреждений (царапин, мелких сколов, потертостей). Его нужно нанести на поверхность, дать слегка подсохнуть, а затем отшлифовать войлочной тканью.

Ламинирующие кромки клеят на изношенную торцевую поверхность плиты, предварительно удалив и отшлифовав старую кромку.

Кромку накладывают на торец и проходят по ней нагретым утюгом, отчего она приклеивается.

Подводя итоги

Надеемся, наша статья была для вас полезна. Для того чтобы более точно разобраться в технологическом и практическом вопросе, на нашем сайте представлена подробная фото- и видео-инструкция, в которой вы найдете полезную информацию по данному вопросу.

Ламинированное ДСП трудно подвергается реставрации. Дефекты, возникшие в процессе транспортировки или интенсивной эксплуатации зачастую можно только замаскировать, а не убрать полностью. Поскольку это недорогой материал, в ряде случаев проще заменить деталь с заметными царапинами и сколами на новую. Реставрация ДСП лишь уместна в некоторых случаях – рассмотрим их на примерах.

Как можно отреставрировать мебель из ламинированного ДСП?

Мебель из ламинированного ДСП есть в каждом доме и офисе. Это самый бюджетный и вполне достойный по внешнему облику вариант обстановки. В более дорогих вариантах мебели из ДСП изготавливается только корпус, фасадная же часть производится из МДФ с различными видами облицовки (ПВХ пленка, шпон, эмаль) и массива. Поверхности МДФ и массива также могут потребовать реставрации, но речь пойдет не о них. В данной статье информация о том, как отреставрировать ДСП с ламинированной поверхностью своими руками .

Реставрация ДСП своими руками может быть нескольких видов:

  • Восстановления окраски вытертой (истертой) поверхности.
  • Маскировка сколов и царапин на поверхности.
  • Реставрация сколотых торцов мебели из ДСП.
  • Реставрация мест с выдранным крепежом, петлями.

Каждый из дефектов требует своего подхода в восстановлении и разного набора подручных средств.

Реставрация мебели из ДСП: что может понадобиться

  • Воск мебельный мягкий (восковая шпатлевка). Используется для заделки сколов, царапин, трещин на деревянных и ламинированных поверхностях корпусной мебели, межкомнатных дверей, ламината и паркета. Обеспечивает влагостойкость отреставрированной поверхности.
  • Воск мебельный твердый (шпатлевка-расплав). Требует расплавки перед использованием (например, с помощью зажигалки, паяльника или газовой горелки). По применению аналогичен мягкому мебельному воску. Рекомендуется для реставрации ДСП поверхностей с высокой интенсивностью эксплуатации (столешниц, полок, напольных покрытий).
  • Ретуширующие средства – фломастеры или маркеры на спиртовой основе, вентильные и волокнистые. С их помощью дорисовывают фактуру материала на месте реставрации после обработки воском, чтобы сделать его менее заметным. Сгодятся и обычные фломастеры подходящих к мебели оттенков, штрих, краски, даже крем для обуви и йод.
  • Фиксирующие лаки, полироли (лучше всего в виде спреев и аэрозолей) для обработки поверхности после реставрации. Для покрытия после восстановления дефектов, возвращения поверхностям прежнего блеска, маскировки потертостей и мелких царапин.
  • Меламиновая кромка с клеем для замены торцовки.
  • Эпоксидный двухкомпонентный состав, ПВА, шканты (чопики), деревянные пробки для заполнения отверстий от вырванных петель и другого крепежа.
  • Инструменты – пластмассовый шпатель, наждачная бумага, шлифовальная абразивная губка (мелкая), канцелярский нож, фен или утюг, стамеска, нетканые салфетки и ветошь для финишной обработки.

Реставрация выцветших и истертых столешниц из ДСП

Нередко в процессе эксплуатации столешницы из ДСП, крышки тумб истираются.

Выцветшую от истирания столешницу без сильных дефектов на поверхности (глубоких царапин, трещин) восстановить можно следующим образом:

  • Подобрать по оттенку красящее вещество. Лучше всего использовать фломастеры – ими можно увлажнить ветошь и мягкими круговыми движения, втирая, пройтись по столешнице, пока она не приобретет равномерную окраску. Затем закрепить тонировку фиксирующим лаком.
  • В некоторых случаях достаточно обработать столешницу из ДСП полирующей мастикой с пигментом (в продаже есть для светлой и темной мебели) или полиролью для ламинированной мебели. После нанесения средства поверхность нужно отполировать специальными безворсовыми салфетками.

Реставрация сколов, царапин на столах, шкафах и тумбах из ДСП

Сколы на торцах крышек и столешниц, особенно на радиусах – не редкость для детской и офисной мебели.

Их можно убрать вовсе, если торец мебели обклеен меламиновой кромкой. Для этого нужно:

  1. Закупить новую меламиновую кромку с клеем нужного оттенка и толщины (она продается погонажем обычно там же, где реализуется ДСП, мебельная фурнитура).
  2. Снять старую кромку, прогревая торец с помощью утюга.
  3. Зашлифовать торец с помощью стамески и наждачной бумаги до исчезновения сколов.
  4. Наклеить новую меламиновую кромку с помощью утюга, аккуратно срезать излишки канцелярским ножом и зашлифовать губкой или мелкозернистой наждачкой.
  5. При необходимости пройтись по краю тонировкой – штрихом или фломастером.

Если сколы достаточно глубокие и сошлифовать их не получится, то такие дефекты можно только замаскировать:

  1. Обработать сколы, зачистить от загрязнений и придать им более правильную форму с прямыми краями с помощью стамески.
  2. Подобрать по оттенку мебельный воск. Иногда приходится смешивать несколько разных мелков, в чистом виде вряд ли удастся найти нужный цвет.
  3. Заполнить пластмассовым шпателем скол мебельным воском слегка с избытком, тщательно уплотнить.
  4. После подсыхания воска аккуратно срезать излишки с помощью шпателя или канцелярского ножа до выравнивания поверхности и прямого края.
  5. Зашлифовать ветошью, при необходимости восстановить текстуру, приближенную к общему рисунку ДСП с помощью ретуширующих фломастеров (короткими тонкими линиями, смазывая границы салфеткой). После – закрепить результат фиксирующим лаком.

Аналогичным способом поступают с царапинами и вмятинами – подбирают по оттенку воск или штрих, заполняют до выравнивания с поверхностью, зашлифовывают, ретушируют и обрабатывают фиксирующим лаком или полиролью.

Реставрация шкафа из ДСП

Реставрация шкафа из ДСП своими руками может понадобиться и в случае, когда от излишней нагрузки «выдирает» петли, другой крепеж из боковых стенок.

Поскольку петли нельзя перенести в другое место, приходится как-то укреплять, восстанавливать место вырванного крепежа и прикручивать заново. Это можно сделать следующими способами:

  1. Рассверлить место соединения сверлом диаметра 8 мм и вбить чопик. В него потом можно вкрутить саморез с крепежом, но только после засверловки тонким сверлом – иначе чопик может лопнуть. Если края скола не будут перекрываться фурнитурой, по аналогии с рассмотренными выше случаями заполнить их мебельным воском подходящего оттенка и отполировать.
  2. После рассверления места соединения, зачистки от крошащихся частей ДСП, можно заполнить его эпоксидным двухкомпонентным составом или клеем, смешанным со стружкой. После отвердевания можно вкручивать крепеж.

Реставрация фасадов из ДСП

Фасадная часть мебели из ДСП редко поддается восстановлению. Аналогичные процедуры по заполнению царапин, трещин и вмятин мебельным воском оказываются малоэффективными. Поскольку свет падает на поверхность по-другому, невозможно сделать дефекты малозаметными. Обычно прибегают не к реставрации поврежденных фасадов из ДСП, а фактическому обновлению всей фасадной части мебели:

  • Обклеивают обоями или обтягивают кожезаменителем. Для этого рекомендуется снять фасады, скрутить ручки – так получится аккуратней.
  • Используют фотопечать, техники ручной росписи и декупажа. Рисунок может наноситься именно на место дефекта, а не по всей поверхности фасада из ДСП.
  • Декорируют фасад с помощью самоклеющихся молдингов, различных накладок. Более подробно о декоре для мебели можно узнать .
  • Наклеивают полосами меламиновую ленту схожего или контрастного оттенка. Если продумать концепцию, такая маскировка повреждений может смотреться как дизайнерский прием.