Подвеска вок на опорах контактной сети. Волоконно-оптические линии связи (волс) на вл

  • Дата: 17.10.2019

При недостаточной несущей способности опор по устойчивости в грунте необходимо предусматривать установку оттяжек. Тип оттяжки ука­зывается в рабочей документации проекта.

3.11. Оценку состояния жестких поперечин следует производить на основании визуальных обследований и измерений степени коррозионного износа элементов конструкции. Допускается подвеска ВОК на жесткие поперечины, если уменьшение площади поперечных сечений поясов и элементов решетки вследствие коррозийного износа не превышает 20%. При большем уменьшении сечений жесткая поперечина должна быть за­менена или усилена.

3.12. Расчет кронштейнов необходимо производить аналогично расче­ту кронштейнов для проводов на нагрузки, возникающие из-за воздействия ветра и гололеда на ВОК, а также изменения его направления. Кроме того, должна учитываться монтажная нагрузка от массы монтера с инструмен­том, принимаемая равной 100 кг.

4. Организация и технология работ по подвеске и монтажу ВОК.

мероприятия по обеспечению качества работ.

4.2. Подготовительные работы перед подвеской ВОК

Минимальное расстояние от земли и других сооружений должны приниматься в соответствии с требованиями, предусмотренными п.2 на­стоящих Правил.

Для крепления к опорам должны использоваться хомуты или мон­тажные кронштейны. Крепление кронштейна к опоре должно осуществ­ляться с помощью винтов, болтов или хомутов, в том числе и ленточных.

После закрепления муфты на опоре, технологический запас может укладываться петлей и закрепляться на опоре в соответствии с рис.1 или рис 2.

При укладке технологического запаса в соответствии с рис.1, ВОК с одной стороны муфты сворачивается в петлю в одном направлении, а с другой стороны - в обратном. Затем петли соединяются и закрепляются на кронштейне. Возможен вариант укладки ВОК, когда оба его конца свора­чиваются одновременно в одном и том же направлении.

При укладке запаса в соответствии с рис.2, запас с каждой стороны от муфты подвешивается и закрепляется в пролете на расстоянии 10-15 м в каждую сторону от опоры. В обоих случаях при укладке ВОК должен быть соблюден минимальный радиус изгиба ВОК.

При укладке технологического запаса ВОК целесообразно использо­вать преимущественно схему рис.1, позволяющую уменьшить нагрузки на опоры и упростить обслуживание технологического запаса ВОК.

4.5.3. Выполнение необходимых специальных работ должно осуще­ствляться в соответствии с инструкциями, техническими условиями, стан­дартами и методическими указаниями, установленными для данных работ. Общие указания и требования по выполнению этих специальных работ предусмотрены в приложениях 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящим Правилам.

4.5.4. Для выполнения специальных работ организации, выполняющие эти работы, при необходимости, могут разрабатывать инструкции, указа­ния, правила, учитывающие особенности производства работ в условиях движения поездов при наличии напряжения в контактной сети и подве­шенных проводах. Разрабатываемые нормативные акты должны быть ут­верждены начальником железной дороги.

4.5.5. Конструкция вводов ВОК в узлы связи, места монтажа разъеди­нительных и разветвительных муфт, способ их закрепления определяется проектом.

https://pandia.ru/text/78/025/images/image003_6.gif" width="799" height="261 src=">

Рис 2. Схема раскладки технологического запаса ВОК в пролете.

4.6 Особенности подвески ВОК на опорах высоковольтных линий автоблокировки

4.6.1. Работы по подвеске кронштейнов, роликов и анкеровке ВОК при наличии подъездов целесообразно проводить с использованием гидро­подъемников, установленных на а&томобиле или тракторе. При отсутствии подъездов выполнение этих работ может быть осуществлено с использова­нием приставных лестниц, монтажных когтей и лазов, монтажных роликов и тросов для подъема материалов и изделий.

Доставка материалов, оборудования, механизмов и работников к мес­ту подвески ВОК может быть осуществлена автомобилями или автомотри­сами по железной дороге.

4.6.2.Работы по протяжке трос-лидера и ВОК следует выполнять с ис­пользованием механизированного комплекса на автомобильном или трак­торном ходу или с помощью комплекса механизмов (лебёдки, подъёмно-тормозное устройство, тормозные катушки).

При использовании таких комплексов работы проводятся в той же по­следовательности, что и при протяжке трос-лидера и ВОК по опорам кон­тактной сети, приведенной в пунктах 4.2-4.4 настоящих Правил.

4.7. Требования безопасности

4.7.1. При выполнении работ по подвеске ВОК на опорах контактной сети и ВЛ автоблокировки напряжением 6-10 кВ необходимо руководство­ваться следующими нормативными документами по технике безопасности:

Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах, утвержденными МПС России 22.09.95 г, № ЦЭ-346;

Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения ав­тоблокировки, утвержденными МПС СССР 20.02.87 г.,№ ЦЭ-4506;

Техническое обслуживание подвешенного на опорах контактной сети и автоблокировки ВОК, должно осуществляться в соответствии с правилами его эксплуатации.

Техническое обслуживание ВОК, подвешенного на опорах контактной сети и автоблокировки, должны осуществлять эксплуатирующие ВОЛС организации и дистанции электроснабжения железных дорог. На искусственных сооружениях организационные мероприятия по техническому обслуживанию ВОК осуществляют дистанции пути железных дорог.

Дистанции электроснабжения осуществляют техническое обслуживание кронштейнов, хомутов и деталей анкеровок, поддерживающих и натяжных зажимов, деталей крепления муфт на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, на мостах и в тоннелях, проверку габаритов подвески ВОК.

Эксплуатирующие ВОЛС организации осуществляют контроль состояния целостности ВОК, проверку требований по радиусам изгиба ВОК, техническое обслуживание вводов в служебные здания и подземных переходов ВОК, трубок с протянутым ВОК в тоннелях.

Дистанции пути производят обслуживание элементов мостов, к которым прикреплены кронштейны, специальных коробов с проложенным ВОК, тоннельной обделки в местах крепления кронштейнов.

При замене пролетных строений или реконструкции тоннелей эксплуатирующая ВОЛС организация обязана обеспечить демонтаж ВОК на период производства работ.

В состав работ, выполняемых дистанциями электроснабжения, должны включаться:

периодический осмотр и оценка состояния кронштейнов, поддерживающих и натяжных зажимов;

замена поврежденных кронштейнов, хомутов, поддерживающих и натяжных зажимов и других деталей крепления ВОК, проведение антикоррозийной покраски кронштейнов;

при обследовании кабельных муфт и технологического запаса ВОК на опорах по заявке эксплуатирующей ВОЛС организации производить отключение электроэнергии с контактной сети и проводов;

перемонтаж кронштейнов и зажимов ВОК при замене исчерпавших ресурс опор, а также при их повреждениях;

обеспечение габаритов подвески ВОК.

В состав работ, выполняемых эксплуатирующей ВОЛС организацией, должны включаться:

периодический осмотр поддерживающих и натяжных зажимов (без подъема на опоры, на мосты, к тоннельной обделке);

обследование соединительных и разветвительных муфт и технологического запаса ВОК на опорах;

осмотр целостности наружной оболочки ВОК (без подъема на опоры, на мосты, к тоннельной обделке);

устранение повреждений и обрывов ВОК;

обслуживание вводов ВОК в служебные здания;

обслуживание подземных переходов ВОК;

обслуживание трубок с протянутым ВОК в тоннелях;

устранение недопустимых изгибов ВОК в местах крепления, поворотов.

В состав работ, выполняемых дистанциями пути, должны включаться:

техническое обслуживание специальных коробов на мостах;

окраска элементов мостов в местах крепления ВОК при нарушении антикоррозионного покрытия.

Эксплуатирующие ВОЛС организации могут устанавливать периодичность работ по техническому обслуживанию ВОК, исходя из требований устойчивости работы ВОЛС. Электробезопасность при проведении указанных работ обеспечивают дистанции электроснабжения.

При осмотре кронштейнов, поддерживающих и анкеровочных зажимов и узлов их крепления следует определять:

состояние сварных и болтовых соединений;

неизменность положения анкеровочных зажимов на ВОК;

состояние подвески поддерживающих зажимов.

В сварных швах не допускаются трещины и разрывы швов. Кронштейны с трещинами в сварных швах и с разрывами сварных швов должны заменяться.

В болтовых соединениях не допускаются трещины и обрывы болтов. Дефектные болты должны заменяться.

В анкеровочных зажимах не допускается проскальзывание зажимов вдоль ВОК, обрывы проволок в спиралях.

Не допускаются также трещины и вмятины в поддерживающих зажимах, деформации крепежных деталей.

Техническое обслуживание вводов кабеля в дома связи, муфт, аппаратуры, обеспечивающее нормальное функционирование ВОЛС, а также ремонт опущенного ВОК при повреждениях, осуществляют организации, которым передано право их эксплуатации. Перечень работ по техническому обслуживанию ВОК и периодичность их выполнения устанавливает эксплуатирующая организация. В случае планового ремонта муфт, отдельных участков ВОК и необходимости обеспечения электробезопасности эксплуатирующие организации передают заявки в дистанции электроснабжения на проведение этих работ. На основании заявок дистанции выделяют необходимый персонал для обеспечения электробезопасного производства работ.

Работы по обслуживания ВОК дистанциями электроснабжения могут совмещаться с работами по обслуживанию контактной сети в соответствии с Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденными МПС России 25.06.93 г., N ЦЭ-197.

Работы, выполняемые совместно дистанциями электроснабжения и эксплуатирующими ВОК организациями, должны вестись по согласованному графику. График является основным документом для выделения персонала и материальных средств, необходимых для проведения работ по обслуживанию ВОЛС. Дистанции по заявке эксплуатирующей организации должны выделять персонал для обеспечения электробезопасности работ.

Каждое повреждение ВОК должно быть учтено, расследовано и проанализировано. При этом выявляются причины повреждений, правильность монтажа, условий эксплуатации, и разрабатываются меры по предотвращению подобных повреждений. Расследование и учет указанных случаев производит организация, эксплуатирующая кабель ВОЛС. В случае возникновения аварийной ситуации организация, эксплуатирующая ВОЛС, и энергодиспетчер обязаны проинформировать друг друга и ревизорский аппарат отделения железной дороги (при отсутствии отделения - ревизорский аппарат железной дороги) и принять оперативные решения о срочном восстановлении связи и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПТЭ.

Для восстановления связи при обрыве или повреждении ВОК создается бригада из 5-7 человек, которая обеспечивается необходимым оборудованием, запасом ВОК и средствами доставки к месту работы.

При повреждении ВОК, вызванном повреждением контактной сети, общее руководство по восстановлению контактной сети и ВОК осуществляет представитель дистанции электроснабжения.

При повреждении ВОК, не связанном с состоянием контактной сети, руководителя работ по восстановлению ВОК назначает эксплуатирующая ВОЛС организация.

При необходимости снятия напряжения передается заявка энергодиспетчеру на выполнение работ со снятием напряжения.

Представитель дистанции электроснабжения получает наряд и проводит на месте работ инструктаж бригады, производящей восстановительные работы в части электробезопасности.

На месте производства восстановительных работ бригада определяет последовательность их выполнения. При необходимости ВОК снимается с поддерживающих зажимов и опускается на землю, а остальной участок кабеля в обе стороны от места повреждения анкеруется с помощью натяжных зажимов. Подготавливаются рабочие места для проведения монтажно - сварочных работ, вырезается поврежденный участок ВОК и производится его сращивание со вставкой оптических муфт.

Восстановленный ВОК анкеруется и укладывается в поддерживающие зажимы. Муфты и запас ВОК закрепляются на опорах.

По окончании работ дается уведомление энергодиспетчеру, который подает напряжение в контактную сеть. Составляется паспорт восстановленного участка трассы кабеля.

Подготовительные работы и допуск к работе.

Накануне работ передать заявку энергодиспетчеру на выполнение работ со снятием напряжения в зоне работы с применением рабочей площадки автомотрисы (дрезины) и предоставление "окна" в движении поездов, с указанием времени и места работ.

Подобрать необходимый инструмент, монтажные приспособления, защитные средства и принадлежности, проверить их исправности и сроки испытаний.

Подобрать в соответствии с проектной документацией кронштейны, армировать их деталями крепления. Проверить внешним осмотром комплектность и качество изготовления всех деталей кронштейнов. На резьбовых соединениях прогнать резьбу и нанести на нее смазку.

Все кронштейны и детали крепления должны иметь антикоррозионное покрытие.

При монтаже на железобетонных опорах на участках постоянного тока кронштейны должны иметь изолирующую прокладку.

Подобранные кронштейны, инструмент и принадлежности погрузить на транспортное средство. Организовать их доставку вместе с бригадой к месту работы.

Получить приказ энергодиспетчера с указанием о снятии напряжения в зоне работы, закрытия железнодорожного пути для движения поездов, времени начала и окончания работ ("окна"). При работе на станционных путях согласовать ее выполнение с дежурным по железнодорожной станции, оформив запись в "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

После закрытия железнодорожного пути перегона или станции получить разрешение дежурного по железнодорожной станции на его занятие. На перегон автомотриса отправляется на правах хозяйственного поезда в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 02.10.93 г., N ЦД-206.

При прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности всем членам бригады с росписью каждого в наряде. Четко распределить обязанности между исполнителями.

Заземлить провода, с которых снято напряжение, переносными заземляющими штангами с обеих сторон места работы в соответствии с нарядом.

Подняться на автомотрису, поднять и закрепить перила ограждения, привести площадку в рабочее положение.

Схема последовательного технологического процесса

Остановить автомотрису у опоры, где устанавливается кронштейн. Развернуть рабочую площадку в сторону крепления кронштейна.

Поднять подготовленный кронштейн на рабочую площадку автомотрисы.

Установить кронштейн на заданной отметке и вставить концы полухомутов в отверстия в кронштейне. Наживить гайки на резьбовую часть полухомутов.

Затянуть гайки крепления кронштейна.

Отрегулировать горизонтальное крепление кронштейна, а также расположить в плоскости, перпендикулярной оси пути.

Подвесить раскаточный ролик и поводок на нем, закрепить низ поводка на опоре.

Перевести площадку в транспортное положение.

Переехать к следующей опоре и осуществить с той же последовательностью монтаж очередного кронштейна.

Окончание работ

Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, защитные средства.

Привести рабочую площадку в транспортное положение.

Снять заземляющие штанги.

Возвратить автомотрису на станцию примыкания на правах хозяйственного поезда в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 02.10.93 г. N ЦД-206.

Дать уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. При работе на станции сделать запись в "Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

Подготовительные работы

Накануне работ уведомить энергодиспетчера о выполнении работ вблизи частей под напряжением.

Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего наряд.

Подобрать необходимый инструмент приспособления, защитные средства и принадлежности, проверить их исправность и сроки испытаний.

Подобрать в соответствии с проектной документацией кронштейны, проверить их тип, комплектность, наличие шайб, гаек, качество сварки и антикоррозионной защиты. Прогнать резьбу и нанести на нее смазку.

Погрузить инструмент, приспособления, защитные средства и кронштейны в транспортное средство. Организовать доставку их вместе с бригадой к месту работы.

По прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности всем членам бригады с росписью каждого в наряде. Четко распределить обязанности между исполнителями.

Проверить целостность и исправность заземляющего устройства опоры и присоединения его к тяговому рельсу. При наличии в цепи заземления искрового промежутка или диодного заземлителя установить на них шунтирующую перемычку сечением 50 кв. мм, присоединив ее сначала со стороны рельса, а затем - со стороны опоры (работу выполнять в диэлектрических перчатках).

Осуществить допуск бригады к производству работ.

Схема последовательного технического процесса

Установить лестницу и закрепить ее.

Подняться исполнителю к месту работы на опоре.

С помощью удочки поднять кронштейн к месту установки.

Установить кронштейн в проектное положение, и затянуть крепежные гайки.

Проверить точность и правильность установки кронштейна на опоре.

С помощью удочки поднять раскаточный ролик, подвести его на кронштейне и пропустить через него поводок.

Повторить технологический процесс на других опорах.

Окончание работ

Отсоединить лестницу от опоры и опустить на землю.

В диэлектрических перчатках снять с цепи заземления опоры шунтирующую перемычку на искровом промежутке или диодном заземлителе, отсоединив ее сначала со стороны опоры, а затем - со стороны тягового рельса.

Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, защитные средства и погрузить их на транспортное средство.

Дать уведомление диспетчеру об окончании работы.

Возвратиться на производственную базу района контактной сети дистанции электроснабжения железной дороги.

К прокладке ВОЛС по опорам прибегают в тех случаях, когда использовать прокладку в канализации или траншейным методом нецелесообразно (либо невозможно). При строительстве внутризоновых и магистральных оптических сетей получило распространение использование оптического кабеля в грозозащитном тросе - это самый удобный и надежный способ подвески ВОЛС на ЛЭП напряжением 110 кВ и более. На внутризоновых и местных линиях применяется также подвеска самонесущего кабеля с креплением на нижнем траверсе. Этот вариант используется как на ЛЭП напряжением 110 кВ и выше, так и на воздушных линиях менее высокого напряжения (10 кВ и ниже) наряду с низковольтными линиями, линиями освещения, опорами контактных сетей железных дорог.

К числу достоинств прокладки ВОЛС по опорам можно отнести сокращение сроков строительства наряду со снижением капитальных и эксплуатационных затрат (необходимость отвода земель и согласований с заинтересованными организациями отсутствует), уменьшение масштабов возможных повреждений в местах городской застройки и промзонах, а также независимость от типов почвы.

И хотя воздушная прокладка оптических кабелей существенно проще подземной, нужно отметить и такие недостатки прокладки ВОЛС по опорам, как сокращение срока службы из-за влияния окружающей среды, подверженность повышенным механическим напряжениям при неблагоприятных погодных условиях, а также сложности расчета при воздействии нагрузок в различных условиях эксплуатации.

Для прокладки ВОЛС методом подвески к опорам в населенных пунктах часто используют подвеску оптоволоконного кабеля к стальному тросу, который натягивается между опорами на консолях. Применяется также подвеска оптоволоконного кабеля со встроенным тросом на консолях специальной конструкции.

При подвеске оптоволоконного кабеля к стальному тросу каждая консоль крепится к опоре с помощью специальных шурупов. С учетом нормальной стрелы провеса высота установки консолей должна быть такова, чтобы расстояние от уровня земли до самой нижней точки кабеля составлял 4,5 м и более. К тросу оптоволоконный кабель крепится с помощью подвесов, выполненных из оцинкованной тонколистовой стали. Такие подвесы должны свободно перемещаться по стальному тросу и плотно охватывать оптоволоконный кабель.

В случае подвески оптоволоконного кабеля, в который встроен несущий трос, применяется стандартная электросетевая арматура и поддерживающий зажим. Для натяжного крепления самонесущего оптоволоконного кабеля применяют спиральные зажимы (перемонтаж спиральных натяжного и поддерживающего зажимов запрещен).

Как упоминалось выше, среди недостатков прокладки ВОЛС по опорам - сложность расчета всех нагрузок, действующих на воздушно-кабельный переход. Что касается расчета несущего троса, то он включает расчет фактической силы натяжения в условиях эксплуатации (она не должна превышать предельной прочности троса на разрыв) и расчета расходуемой длины троса. Такие характеристики троса, как его предельная прочность на разрыв и удельный вес указываются в технической документации производителя. При расчете натяжения троса необходимо учитывать все составляющие нагрузки, способные повлиять на его растяжение в реальных условиях, следовательно, нужно подсчитать его полную весовую нагрузку. Ведь в самом худшем случае трос может растянуться под действием вертикальной составляющей нагрузки (собственный вес троса, вес кабеля и крепежной конструкции, а также вес намерзающего зимой льда). Кроме того, нагрузка на трос может увеличиваться под действием горизонтальной составляющей нагрузки (силы ветра). Таким образом, расходуемую длину троса нужно рассчитывать с учетом провеса, а он способен меняться в зависимости от колебаний силы натяжения и температуры.

Учитывать последнее нужно и при выборе конструкции соединительной муфты а также размера и конструкции сплайс-кассеты. Колебания температуры приводят к изменению длины кабеля. Это может привести или к появлению макроизгибов в сплайс-кассете.

Московский государственный университет

Путей сообщения (миит)

Кафедра «Автоматика и телемеханика

на железнодорожном транспорте.»

Курсовая работа

По дисциплине:

«Волоконно – оптические системы передачи.»

«Расчет механической прочности полностью

Диэлектрического самонесущего

Волоконно – оптического кабеля.»

Выполнил: студент группы ТУС–361 Осипов С.Е.

Волкова Е.С.

Москва – 2017

1. Описание конструкции кабеля A-D(T)2Y.

2. Описание работ производимых при подвеске самонесущего ВОК на опорах контактной сети.

3. Механический расчет самонесущего ВОК.

3.1.Расчет удельной нагрузки от собственной силы тяжести кабеля.

3.2.Расчет удельной нагрузки от воздействия льда при гололеде.

3.3.Расчет удельной нагрузки от собственной силы тяжести кабеля и силы тяжести льда.

3.4.Расчет удельной нагрузки от давления ветра на кабель (при отсутствии гололеда).

3.5.Расчет удельной нагрузки от воздействия ветра на кабель, покрытый гололедом.

3.6.Расчет удельной нагрузки от силы тяжести кабеля, покрывающего его льда и воздействия ветра.

4.Определение критической длины пролета.

5.Расчет стрелы провеса.

Описание конструкции кабеля CORNING ADSS A-D(T)2Y.

На рисунке приведена конструкция кабеля компании Corning ADSS A-D(T)2Y (диэлектрический самонесущий ВОК)

1. Диэлектрическая многоволокновая центральная трубка (D)

2. Концентрический элемент, несущий нагрузку на растяжение (арамид) (2Y).

3. Полиэтиленовая оболочка (Т)

К особым характеристикам относится:

Монтаж без отключения электроэнергии;

Большие длины пролёта;

Малый вес;

Малый наружный диаметр

Рабочая температура от -40 до +40ºС

Описание работ производимых при подвеске самонесущего ВОК на опорах контактной сети.

Работы по подвеске и монтажу ВОК могут быть начаты только при наличии утвержденного заказчиком рабочего проекта на строительство ВОЛС, альбомов типовых узлов и деталей и разрешения службы электроснабжения железной дороги на производство работ в зоне контактной сети и высоковольтной линии автоблокировки.



Для разработки проекта заказчик передает проектной организации исходные данные в составе задания на проектирование ВОЛС.

До начала монтажных работ по подвеске ВОК должны быть выполнены следующие работы:

изучена проектная документация;

проведено натурное ознакомление с трассой подвески ВОК и конструкциями опор;

установлены очередность и сроки замены опор, сроки установки новых и дополнительных опор;

произведена замена опор с недостаточной несущей способностью и установлены новые и дополнительные опоры в соответствии с проектом линий, а также требуемые по проекту оттяжки на опорах;

уточнены анкерные участки и установлена наиболее рациональная очередность и направление монтажа анкерных участков;

при необходимости проведена вырубка деревьев и кустарников;

подготовлены автодрезины, мотрисы, вагоны для работников, выполняющих работы по подвеске ВОК, механизмы для погрузки-выгрузки кабельной продукции, оборудования и места для сварочных работ, монтажа муфт;

подготовлены и проверены принадлежности, материалы, оборудование, инструмент, радиостанции и источники питания;

определены порядок и время доставки к месту работы работников, оборудования и инструмента;

определен порядок предоставления "окон".

При подвеске и монтаже ВОК должны предусматриваться "окна" продолжительностью не менее 3 - 4 часов в соответствии с порядком, утвержденным начальником железной дороги.

"Окна" для подвески и монтажа ВОК должны предоставляться, как правило, в светлое время суток. На участках, где "окна" в графике движения поездов предусматриваются в темное время суток, руководитель обязан обеспечить место производства работ в соответствии с установленными нормами.

При протяжке ВОК выполняются следующие работы:

протяжка диэлектрического трос-лидера;

протяжка ВОК.

Работы по протяжке ВОК могут вестись "с пути" со снятием напряжения и с занятием перегона, либо при наличии подъездов к пути и обеспечении электробезопасности - "с поля" без снятия напряжения.

По заранее подвешенным на кронштейны роликам протягивается трос-лидер. Для этого после занятия комплексом перегона и снятия напряжения один грузовой прицеп с катушками трос-лидера устанавливается в начале анкерного участка за 25 - 30 м от анкерной опоры, а второй прицеп в сцепе с автомотрисой начинает медленно двигаться к первой анкерной опоре. Напротив первой анкерной опоры автомотриса останавливается, монтажная люлька с двумя монтерами поднимается к кронштейну с роликом. Трос-лидер открепляется от люльки, пропускается через ролик и снова прикрепляется к люльке. В таком положении автомотриса медленно передвигается к следующей опоре. На следующей опоре трос-лидер снова пропускается через ролик и движение автомотрисы возобновляется. Таким образом трос-лидер протягивается по всему участку. После пропуска трос-лидера через ролик крайней анкерной опоры автомотриса с находящимся впереди нее прицепом с кабельными барабанами передвигается на расстояние 25 - 30 м за последнюю опору и останавливается. Во время протяжки трос-лидера монтеры, управляющие тягово-тормозным устройством с катушками, подтормаживают катушки, обеспечивая раскатку трос-лидера под натяжением.

В крайнем положении трос-лидер через устройство, препятствующее закручиванию ВОК, с помощью кабельного зажима "чулок" соединяется с ВОК, находящемся в барабане на грузовом прицепе. Автомотриса отцепливается от прицепа с кабельным барабаном и возвращается к первому прицепу со свободными от трос-лидера катушками. От автомотрисы с помощью гидропривода включаются двигатели тягового модуля и начинается медленная протяжка ВОК. При этом барабан, с которого раскатывается ВОК, притормаживается так, чтобы обеспечивались требуемые стрелы провеса ВОК в пролетах.

Следует отметить, что в условиях России требования к ВОК, встроенным в грозотрос, отличаются рядом особенностей. Эти особенности заключаются прежде всего в том, что климатические условия требуют обеспечения рабочего диапазона температур от –60° С до +70° С. Это означает, что гидрофобные заполнители модулей и сердечника кабеля должны сохранять свои параметры в указанном диапазоне. Кроме того, температурные коэффициенты расширения элементов кабеля и грозотроса должны быть очень близкими друг к другу.

Грозозащитный трос, имеющий один или два слоя из АSC и содержащий оптический сердечник, монтируется наверху ЛЭП и несет двойную функцию грозотроса и кабеля связи. Процесс строительства таких ВОЛС – сложная техническая задача, связанная с применением мощных натяжных механизмов, а скорость строительства и технология замены существующего троса на волоконно-оптический в очень сильной степени зависят от профиля ЛЭП, т. е. местности, по которой она проходит. При нормальных условиях рабочая бригада прокладывает до 5 км волоконно-оптичес- кого кабеля в день.

Основным преимуществом ВОЛС, реализованной по этой технологии, является высокая надежность линии связи, которая обусловлена мощными несущими элементами ЛЭП, рассчитанными на срок службы до 50 лет. Следует отметить, что при осуществлении первых проектов строительства ВОЛС в грозозащитном тросе по ЛЭП использовался ОК зарубежных производителей. Однако в настоящее время все больше применяется отечественный кабель типа ОКГТ производства «Сарансккабель оптика», «Моска- бель-Фуджикура» и других российских производителей.

Высокая надежность ВОЛС, реализованных на базе грозозащитного троса, объясняется тем, что несущие конструкции ЛЭП рассчитаны на длительный срок службы (до 50 лет) и выдерживают внешние разрушающие нагрузки, вплоть до ураганных. Кроме того, вряд ли возможны механические повреждения ВОЛС, которая расположена на высоте 10-этажного дома в очень прочной металлической оболочке. Этим объясняется их строительство в труднодоступных регионах, которых в нашей стране предостаточно.

5.3. Подвеска самонесущего ВОК на ЛЭП

Этот способ строительства нашел наиболее широкое применение на ведомственных сетях, таких как ЭЖД, «Газпром», «Энергосистем» и других ведомств. Обусловлено это тем, что сам способ строительства достаточно прост, а данные компании являются собственниками различного вида опор .

Для строительства ВОЛС методом подвески на опорах высоковольтных ЛЭП и железнодорожного транспорта используется диэлектрический самонесущий ОК при условии, что его несущая способность достаточна, а расположение самого ОК не препятствует нормальному техническому обслуживанию линии, на которой он подвешивается.

Указанный способ строительства используется в основном там, где длина пролетов невелика. Это контактные сети ЭЖД (Lпрол. ≈ 70 м), рас-

пределительные сети ЛЭП (Lпрол. – 50÷70 м), опоры ВЛС (Lпрол. – 50÷70 м). Для строительства магистральных ВОЛС, где в основном большие проле-

ты, используются кабели с усиленными механическими характеристиками, параметры которых должны определяться расчетом на основе данных по климатическим характеристикам региона, где будет расположена проектируемая ВОЛС.

Все работы по подвеске ОК на опорах выполняются в соответствии с действующими правилами, нормами и техническими условиями, заложенными в проектах.

Способ подвески ВОК на ЛЭП сопряжен с определенными трудностями, связанными в первую очередь с тем, что ЛЭП постоянно находится под напряжением. Поэтому при подвеске кабеля необходимо получить от владельцев ЛЭП разрешение на выполнение работ, в том числе и на отключение напряжения. Кроме того персонал должен быть обучен и иметь соответствующую группу по электробезопасности. Наиболее эффективной в этом случае является совместная работа строительных организаций связи и представителей энергетики, по опорам ЛЭП которых осуществляется подвеска ВОК.

Ведение строительных работ по подвеске ОК осуществляется при температуре не ниже –10 °С. Лишь в исключительных случаях допускается проведение работ при температуре ниже –10 °С, при этом необходимо соблюдать все меры предосторожности.

При строительстве ВОЛС по ЛЭП в настоящее время успешно применяются как новейшие технологии проектных изысканий, позволяющие обследовать линию с целью определения возможности подвески на них ВОК, выбрать маршрут подвески кабеля и его конструкцию, так и новейшее технологическое оборудование, которое позволяет в срок и качественно выполнять строительно-монтажные работы.

Проектирование и строительство ВОЛС по ЛЭП регламентируется следующими документами.

1. «Правила подвески и монтажа самонесущего волоконно-оптичес- кого кабеля на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки» (утв. МПС РФ 16.08.1999 N ЦЭ/ЦИС-677). Примечание : текст документа по состоянию на январь 2011 г.

2. «Правила проектирования, строительства и эксплуатации волокон- но-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напря-

жением 0,4–35 кВ.» СО 153-34.48.519-2002.

Раскатка и подвеска ВОК на ЛЭП производится под тяжением с предварительной протяжкой троса-лидера (каната) по раскаточным роликам. До начала выполнения работ по раскатке и подвеске ВОК нужно установить необходимые механизмы – тормозная и натяжная машина, передвижная монтажная лаборатория, – ЛИОК и проч.

Рис. 5.5. Натяжная и тормозная машина для самонесущего ВОК

На всех опорах участка ЛЭП, где подвешиваются ОК, монтируются узлы крепления кабеля, рядом подвешиваются раскаточные ролики, по которым протягивается диэлектрический трос-лидер. Ролики должны соответствовать диаметру ОК. Для подвески самонесущего ОК широко применяются ролики двух типоразмеров: малые, с внешним диаметром 200 мм и внутренним – 138 мм, и большие, с внешним диаметром 676 мм и внутренним – 604 мм.

Рис. 5.6. ЛИОК передвижная лаборатория

Раскаточные ролики должны иметь низкий коэффициент трения, обладать конструкцией, обеспечивающей легкую их установку. Они должны также обеспечить надежную защиту оптического кабеля от заклинивания в теле ролика и защиту от торможения ролика в случае касания его элементов крепления (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Монтаж самонесущего ВОК

В качестве трос-лидера, применяемого при подвеске ОК, используют специальный диэлектрический канатик, имеющий высокую прочность, малый коэффициент растяжения и низкий коэффициент кручения. Стандартная длина трос-лидера составляет 1 или 0,5 км, что позволяет при помощи специальных соединителей комплектовать его в соответствии со строительными длинами кабеля. При этом длина трос-лидера должна на одну стандартную длину превышать строительную длину ВОК.

Трос-лидер разматывается с барабана лебедки и на каждой опоре пропускается через желобки каждого ролика. Трос-лидер протягивается до тормозной машины, пропускается через нее и соединяется через вертлюг и кабельный чулок с концом ВОК на барабане, установленном на подъемнотормозном устройстве.

Протяжка троса-лидера с прикрепленным к нему ВОК производится лебедкой путем наматывания троса-лидера на барабан лебедки. При этом в процессе протягивания кабеля выполняется визуальный контроль за стрелой провеса и отсутствием закручивания ВОК по трассе.

Скорость протяжки составляет в среднем порядка 1,8 км/ч. При подходе, во время протяжки стыка троса-лидера и ВОК к раскаточному ролику, скорость протяжки снижают до минимума. Раскатка заканчивается, когда ОК пройдет через раскаточный ролик на концевой опоре на расстояние, равное высоте подвеса ролика, плюс 15–20 м.

После раскатки на опоре, около

которой расположен барабан с ОК,

кабель закрепляется с помощью на-

тяжного зажима (рис. 5.8). Путем на-

тяжения кабеля задается определенная

проектом стрела провеса ОК в проле-

тах, и кабель крепится к другой гра-

ничной опоре монтируемого участка

с помощью натяжного зажима.

Рис. 5.8. Применение

Тормозной машиной регулируется

натяжного зажима

усилие торможения, чтобы обеспечить

постоянное усилие, обеспечивающее

стрелу провеса. Стрела провеса ОК не должна выходить за пятипроцентный допуск в большую или в меньшую сторону от проектного задания.

После закрепления ОК на концевых опорах он снимается с роликов и крепится в поддерживающих зажимах.

Работы по закреплению ВОК в расчетном положении производят не позднее, чем через 48 часов после его раскатки. В ходе этих работ выполняют:

крепление ВОК на опорах натяжными зажимами;

перекладывание ВОК с роликов в поддерживающие зажимы;

укладка и закрепление на опорах технологических запасов длин ОК. Примеры крепления ОК в зависимости от типа опор и конструкции

арматуры приведены на рис. 5.9.

Рис. 5.9. Зажимы для крепления ВОК

Спуск ОК с опор ВЛ выполняется с целью обеспечения производства сварки оптических волокон и оптических измерений кабеля без подъема сварочной и измерительной техники. Спуски выполняются тем же кабелем, который монтируется на ВЛ. Кабель спуска крепится к телу опоры с помощью специальных конструкций с зажимами, высота расположения самой муфты должна быть не менее 5,0 м от земли.

Монтаж муфт выполняется аналогично монтажу ВОК, прокладываемых в грунт, в специально оснащенных автомашинах (рис. 5.6). Смонтированные муфты и технологический запас длины ВОК размещаются в защитных контейнерах, закрепленных на теле опоры на расстоянии не менее 6 м от уровня грунта. При спуске диэлектрический подвесной ВОК, вводимый в помещение объекта связи или переход на подземный ВОК, вводят в защитную пластмассовую (металлическую) трубу, закрепленную на теле опоры с герметизацией торцов трубы с кабелем с помощью термоусаживаемой трубки.

Оптические кабели для подвески по ЛЭП изготавливает ряд российских заводов. большой опыт в производстве самонесущих ВОК для подвески по ЛЭП имеет ЗАО «Народная фирма Электроповод» (Москва), одним из первых в России начавшее выпуск ВОК. Хорошо зарекомендовали себя самонесущие диэлектрические кабели, изготовляемые ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» (г. Самара) и «Трансвок» (г. Боровск, Калужская область) .

Типовая конструкция самонесущего ВОК представляет собой сердечник модульной скрутки, защищенный арамидными нитями, которые используются в качестве армирующих элементов (рис. 5.10). При этом ОВ находятся внутри трубок (модулей), выполненных из прочного полибутилентерефталата или полиамида, которые заполнены водоотталкивающим гелем. Различные компании используют, как правило, 5- или 6-элементную скрутку на центральный элемент, выполненный в виде стеклопластикового стержня. Поверх скрученных модулей накладывается полиэтиленовая оболочка типа ПЭВП или ПЭНП, в зависимости от необходимой стойкости к раздавливанию. На промежуточную оболочку накладываются арамидные нити, которые укладываются, как правило, в два слоя противоположного повива.

Рис. 5.10. Основные типы самонесущих ВОК:

а) кабель со стеклопластиковыми жгутами; б) кабель с арамидными нитями

Прочная внешняя оболочка обеспечивает защиту ВОК от внешних воздействий.

Предусмотрены варианты оболочки с повышенной стойкостью к электрическому пробою и агрессивным средам.