Из чего сделать полки в гараже. Как сделать Стеллаж в Гараж или Сарай — Чертежи

  • Дата: 30.10.2019

Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.

Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций

Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.

Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.

По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:

  • разборные;
  • стационарные;
  • передвижные;
  • навесные;
  • вращающиеся.

Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.

Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.

Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.

Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.

Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.

Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.

Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.

Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.

Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.

Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.

Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.

Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.

Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.

Делаем металлический стеллаж с полками из дерева

Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.

Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.

Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.

Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:

  1. Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
  2. Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
  3. Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
  4. Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
  5. Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
  6. Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.

Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.

Деревянный стеллаж – все очень просто

Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.

Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.

Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).

  1. Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
  2. Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
  3. Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
  4. Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).

Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.

Организация рабочего пространства и эргономичной системы хранения в гаражном помещении позволяет не только эффективно использовать имеющееся пространство, но и обеспечить комфорт и порядок во время ремонта или обслуживания автомобиля.

С помощью сборных стеллажей для гаража возможно грамотно расположить все необходимые инструменты, автодетали, комплектующие и приспособления.

Существует возможность приобрести готовые конструкции, заказать изделие под определенные параметры или сделать стеллажи из дерева или металла самостоятельно. При любом варианте изначально следует определиться с месторасположением полок и решить, что на них будет храниться.

Располагать стеллажи требуется таким образом, чтобы автолюбитель имел свободный доступ к полкам. Мелкие детали, крепеж, расходные материалы следует расфасовать в боксы и коробки.

Как сделать стеллажи в гараже

Преимуществом собственноручного изготовления полок и стеллажей является возможность выполнить конструкцию в соответствии с собственными финансовыми возможностями, точными размерами, расположением ярусов.

Следует определиться с материалом, из которого будут изготовлены секции и полки, вид крепежных элементов, метод сборки и фиксации.

Выбор материалов

Каркас для стеллажей необходимо выполнить из прочного материала. Оптимальным вариантом являются сталь или алюминий. Полки лучше изготовить из сплошного полотна из обработанного металла или дерева.

Основные детали стеллажа:

  • стойки. Материалом служит профилированная труба, усиленный металлический профиль или уголок;
  • полки. Могут быть выполнены ил листовой стали, толстостенного алюминия, досок, ДСП или фанеры.

Для крепления полок к стойкам надежным вариантом станут саморезы или болты. Для изготовления стеллажа необходимы рулетка, уровень, шуруповерт, ножовка и машинка для резки металла (болгарка). После сборки каркаса и установки полок необходимо проверить надежность всех креплений.

Металлическое полотно должно быть обработано в заводских условиях цинкованием или окрашено полимерсодержащей краской. В результате образуется герметичный барьер, который защищает сплав от воздействия влаги и коррозийных процессов.

При изготовлении деревянного стеллажа следует все детали обработать антисептиками, которые уберегут древесину от образования плесневого грибка, воздействия химических реагентов в случае протечки.

Виды конструкций

Гаражные секции хранения классифицируют на напольные и навесные. Навесным полкам необходимо обеспечить надежное крепление конструкции.

Напольные стеллажи подразделяют на:

  • стационарные. Секции устанавливают на пол. Опоры фиксируются с помощью дюбелей;
  • мобильные (передвижные). Стойки стеллажей оснащаются колесиками. Достоинством варианта является возможность передвижения в случае необходимости (например, во время обслуживания или ремонта авто). Из недостатков следует отметить неустойчивость конструкции;
  • стеновые. Стеллаж монтируется вплотную к стене без возможности свободного перемещения. Стойки крепятся к потолку и полу.

Также конструкции могут быть закрытыми, оснащенными стандартными распашными дверцами или иметь откатный механизм.

Особенности конструирования стеллажей своими руками

Перед началом работ целесообразно выполнить замеры и подготовить эскиз будущей конструкции, на которой будут нанесены размеры. Фото стеллажей для гаража для подготовки чертежа в достаточном количестве можно найти на тематических форумах или других интернет-ресурсах.

Стеллаж не следует изготавливать в виде громоздкой конструкции. Компактные размеры сэкономят пространство. Оптимально, если ширина полок не будет превышать 1,5-2 м.

Глубина каждого яруса может быть в диапазоне от 20 до 40 см. Высота каждого ряда может быть от 20 до 100 см в зависимости от предназначения.

Преимущества стеллажей для гаража

Деревянные и оцинкованные или окрашенные металлические стеллажи для гаража имеют следующие преимущества:

  • прочность;
  • долговечность;
  • низкая стоимость;
  • небольшой вес;
  • способность выдерживать высокие нагрузки (полки из металла способны выдержать 300 кг, из дерева – до 120 кг);
  • доступность материалов;
  • возможность регулирования ярусов по высоте;
  • простота изготовления;
  • устойчивость к коррозии и химическим реагентам;
  • стойкость к перепадам температур и влажности;
  • простота в сборке и ремонте;
  • несложный уход.

При изготовлении стеллажа в гараж своими руками необходимо учесть нюансы по особенностям хранения гаражных принадлежностей.

Для тяжелых и объемных предметов следует сконструировать усиленные полки с толщиной материала не менее 50 мм. Оптимальным материалом для хранения шин, аккумуляторов, автодеталей, метизов станет металл.

Ярусы для автошин следует расположить с таким расчетом, чтобы уложить колеса с дисками в вертикальном положении, а резину без дисков – в горизонтальном положении.

Альтернативным вариантом для хранения шин может стать прочная балка вместо нижнего яруса или штанга, закрепленная под потолком.


Фото стеллажей для гаража

Невозможно себе представить гараж, в котором бы не стоял стеллаж. Он экономит место, позволяет компактно разложить инструменты, детали, всякий домашний скарб. И все это будет на виду и в секундной доступности.

Конечно, можно купить готовые стеллажи, однако ведь гораздо приятнее сделать все своими руками.

Кроме того, самостоятельная сборка позволяет собрать конструкцию, которая будет идеально соответствовать размерам гаража, вашим потребностям и эстетическим предпочтениям.

Прежде чем засучивать рукава, будет не лишним ознакомиться с теоретической базой.

По способу установки различают стационарные, разборные и передвижные стеллажи.

По материалу изготовления - деревянные, металлические, пластиковые, комбинированные. В гараже чаще всего встречаются конструкции из дерева и стали, первые дешевле и проще в самодельной сборке, вторые прочнее и долговечнее.

Что касается размеров, количества полок, то тут следует исходить из индивидуальных возможностей и потребностей. Общее правило - чем больше, чем вместительнее, тем лучше.

Если только собираетесь возводить гараж, советуем ознакомиться с тем, как , а также посмотреть в сторону более простого варианта, а именно в сторону , которые также могут быть с различных материалов.



Если хочется все произвести самостоятельно?

Лучше всего собирать конструкцию из стали. Она дороже обойдется, придется дольше возиться, но и служить она будет еще и вашим внукам.

Преимуществ у металлического стеллажа море:

А теперь подробнее остановимся на последовательности работ по сборке стеллажей:

Деревянные стеллажи дешевле, их проще собирать, но прочность и срок службы ограничены.

А еще дерево требует к себе больше внимания. Начинается все с выбора материала. Самый доступный - сосна, но прочность ее очень низкая.

Хорошо, если удастся раздобыть дуб или другие твердые породы.

Древесина должна быть сухой, без плесени и грибка, червоточин, сучков и трещин.

Для вертикальных стоек нужен брус - 100х100 или 100х50.

Для поперечин тоже можно использовать брус, только меньшего сечения или вообще взять доску.

Сами полки - доска или ДСП. Общий ход сборки своими руками такой же, как и в случае с металлом.

Но есть ряд отличий:

Еще одно неудобство дерева - из него сложно собирать нормальные разборные стеллажи. Поэтому, если вы намерены часто менять положение конструкции в гараже или перевозить ее, то целесообразнее использовать металлический каркас, а из дерева делать только полки, особенно, если они делаются незакрепленными.

Естественно, что сборный стеллаж не может быть сделан при помощи сварки, его можно только свинчивать.



Стоимость и расходы времени при самостоятельной сборке

Если есть весь необходимый инструмент, то на все работы - от снятия размеров до закрепления - уйдет всего несколько часов, вполне можно уложиться в два дня.

Давайте разберем поэтапно:

Возникают две загвоздки: можно потерять время, ожидая доставку металла с базы, а еще придется ждать высыхания грунтовки и краски.

Если бы не это, то можно было бы справиться и за один день.

Стоимость тоже получается довольно демократична.

В таблице приведен приблизительный расчет затрат на материалы для металлического стеллажа высотой 2 м, шириной 4 м, глубиной 50 см, шириной полки - 1 м, количеством полок - 4.

К этой сумме еще стоит добавить стоимость краски, грунтовки, электродов для сваривания или болтов для свинчивания.

Однако если вспомнить, что прослужит этот предмет десятки лет, то затраты вполне оправданы.

Материал Цена Количество Сумма
Брус дубовый 100х100 500р/пог.метр 10м 5000р
Брус дубовый 100х50 23р/пог.метр 42м 966р
Доска дуб 30мм 140р/м 2 10м 2 1400р
Итого 7300

Как видим, деревянный получается не сильно дешевле. Хотя можно взять более дешевую сосну и получится заметно экономнее.

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.

Ну, и для вдохновения…чтобы вообще все инструменты были на месте))

Со временем под крышей любого автомобильного гаража скапливается целый арсенал различных хозяйственных принадлежностей и предметов быта, которым не нашлось места ни в домашней обстановке, ни в кладовке.

Чтобы предотвратить образование хаотичной свалки, внутригаражное пространство необходимо грамотно организовать. А сделать это можно с помощью самодельной полочно-стеллажной системы. Она позволит аккуратно и рационально разместить хранящиеся в гараже вещи и тем самым создать максимально комфортные условия не только для ухода за авто, но и для решения повседневных хозяйственно-бытовых задач.

Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража

Основное назначение гаража - хранение автомобиля. А это значит, что первым делом автовладелец должен исключить возможные посягательства на хранящееся внутри имущество, то есть обеспечить безопасность последнего. Не менее важным вопросом является правильный климатический режим во внутригаражном пространстве - состояние машины ни в коем случае не должно зависеть от капризов погоды или аппетитов зловредных микроорганизмов вроде грибка или плесени. Ещё один из принципов организации обстановки в гараже - эргономичность - говорит о том, что всё находящееся под крышей сооружения должно всегда стоять, лежать или висеть на своём месте, не мешая проходу, проезду, уборке или процессу ухода за авто. При всём этом крайне необходимо, чтобы в помещении присутствовали чистота и порядок, которые являются залогом не только здоровья автовладельца, но и его безопасности при посещении гаража и выполнении всевозможных хозяйственных или ремонтных операций.

В соответствии с этими принципами на первом этапе обустройства гаража понадобится:

  1. Установить на воротах и окнах, если таковые имеются, надёжную запорную систему.
  2. Утеплить конструкцию сооружения или организовать качественный обогрев внутреннего помещения в холодное время года.
  3. Выполнить внутреннюю отделку надёжными, долговечными и легко чистящимися материалами.

После завершения отделочных работ можно приступать к заключительному этапу обустройства - организации внутренней обстановки гаража. Для этого нужно составить подробный план помещения и определить, что и как именно в нём будет храниться, помимо автомобиля.

План гаража для легкового автомобиля с расчётными размерами

Как правило, под стеллажи и полки отводится дальняя от въезда в гараж стена. Если габариты помещения позволяют, полками выгодно оборудовать и боковые стены. Отдельное внимание при нехватке свободного места в гараже стоит обратить на пространство под потолочным перекрытием, а также над самим автомобилем. Полки, оборудованные на верхнем уровне, позволят разгрузить нижнюю часть помещения, приняв на себя вещи, потребность в использовании которых возникает время от времени.

Деревянные полки на металлическом каркасе под потолком гаража

Конфигурация и габариты стеллажной системы зависят от размеров гаража и потребностей его владельца. Материалы, из которых будут изготавливаться полки, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес складируемых предметов. Например, ярусы можно выполнить из толстой фанеры или досок, а каркас - из металлических труб или уголков, но возможны и другие варианты.

Стеллажная система из дерева для гаражного помещения

Способ сборки и установки стеллажной системы зависит от материала, которым выполнена отделка в помещении гаража, а также конструктивных особенностей самого сооружения. Во многих случаях полки навешиваются на стены, а стеллажи устанавливаются непосредственно на пол. Впрочем, полки можно подвесить и к потолку, тогда как для повышения устойчивости отдельного стеллажа, его каркас нередко оснащают креплениями для стен, пола и потолочного перекрытия.

Открытая подвесная стеллажная система для гаража

При расчёте параметров стеллажной системы следует учитывать несколько моментов:

  1. Расстояние от нижней полки до пола принимается не менее 20 см. Это ощутимо упрощает процесс уборки в гараже.
  2. Ширина и высота полок должны соответствовать габаритам складируемых предметов.
  3. Полки целесообразно перфорировать с целью улучшения вентиляции, а также во избежание скопления пыли и грязи.

Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража

К обустройству гаражного помещения следует основательно подготовиться. Для этого понадобится:

  • выполнить расчёт конструкции;
  • подобрать и заготовить материалы;
  • собрать необходимые для конструирования, сборки и монтажа инструменты и средства.

При планировке стеллажной системы в первую очередь нужно составить хотя бы приблизительный список складируемых в гараже предметов, не забыв оценить их вес и габариты. Также следует начертить план гаража, на котором в масштабе с точностью до сантиметра требуется указать расчётные параметры конструкции (высота, ширина, толщина, шаг и количество полок). После остаётся тщательно продумать способ сборки и монтажа и фиксации полок или отдельного стеллажа.

Обратите внимание: Выбор типа полочно-стеллажной системы и способа её установки и крепления во многом зависит от свойств материалов, из которых изготовлен гараж. Так, если стены последнего металлические, с навесными полками придётся изрядно повозиться, тогда как самый простой приставной стеллаж избавит владельца гаража от сложных манипуляций с креплениями, гаражным утеплением и т.д. Самый удобный вариант - оштукатуренные кирпичные стены. В таком гараже можно дать волю фантазии и установить комбинированную стеллажную систему со множеством полезных в хозяйстве функций.

Выбор материалов: основные моменты

Материалы для создания стеллажной системы для гаража подбираются исходя из соображений удобства сборки, а также надёжности и практичности в эксплуатации. Так, для полок, предназначенных для хранения тяжёлых и габаритных предметов, понадобится усиленный каркас, для создания которого наилучшим образом подойдёт металлический уголок или же профилированная труба.

Но в этом случае владельцу гаража не обойтись без навыков резки, сверления и сварки металла. Кроме того, последний нуждается в защите от коррозии, а это связано с дополнительными финансовыми затратами.

В роли каркаса для гаражных полок или стеллажей можно использовать и деревянные бруски толщиной 40–50 см. Работать с деревом намного легче, чем с металлом, но позаботиться о защите материала от плесени, гниения, влажности и прочих агрессивных факторов эксплуатации всё же придётся.

Что касается материала для изготовления непосредственно полок, к наиболее практичным решениям стоит отнести:

  • доски толщиной от 2 см;

Обрезная доска - один из наиболее дешёвых и простых в обращении материалов. Полки в гараже, сделанные из досок, будут служить долгие годы. Но для повышения удобства в использовании и увеличения срока эксплуатации их необходимо отшлифовать и обязательно покрыть антисептиком и краской, которые защитят материал от механических повреждений, вредителей и гниения.

  • многослойную фанеру;

Фанера - практичный и недорогой материал, обладающий высокой прочностью и долговечностью, измеряемой десятилетиями. Работать с этим материалом несложно, однако, при изготовлении полок его следует отшлифовать мелким наждаком и покрыть защитным слоем краски или лака. Это предотвратит размокание, рассыхание и растрескивание фанеры под воздействием сырости, перепадов температуры и агрессивных химических веществ.

  • стружечные плиты.

ДСП - дешёвый и удобный в работе, но капризный в эксплуатации материал. При изготовлении полок из стружечной плиты с помощью лакировки или окрашивания необходимо защитить от повреждений и агрессивного воздействия не только рабочую (верхнюю) и нижнюю плоскости, но и торцы, а также отверстия под болтовые крепления и перфорацию. При этом, последние требуют повышенной аккуратности при выполнении ввиду особенностей структуры материала.

Обратите внимание: Быстрым, но довольно дорогим вариантом обустройства гаража является покупка готовых пластиковых или металлических перфорированных полок с заводскими креплениями либо сборного стеллажного каркаса. При отсутствии достаточных средств наиболее разумным решением будет самостоятельное изготовление конструкции из материалов, заготовленных по усмотрению владельца гаража.

Расчёт конструкции

Прежде всего необходимо определить месторасположения стеллажной системы. Если речь идёт о нескольких небольших полках, можно выполнить эскиз непосредственно на стене, тогда как чертежом каркасного стеллажа придётся заняться на бумаге.

Эскиз навесных полок на стене гаража

При планировке конструкции следует учитывать:

  • габариты и вес предметов, размещаемых на полках;
  • необходимый запас свободного места для прохода;
  • размеры промежутков между секциями и вертикальный шаг полок;
  • способы крепления полок к стенам или потолку гаража;
  • необходимость крепления стеллажной системы к полу или потолочному перекрытию.

Расчёт приставной стеллажной системы для гаража

Если в гараже устанавливается стеллаж, его высоту целесообразно подобрать по высоте помещения. Что касается настенных или подвесных полок, их расчёт удобно выполнять сверху вниз. Если габариты и планировка гаража позволяют, ширина стеллажного яруса подбирается по всей длине стены с 5–10 см запасом для удобства монтажа. Оптимальная глубина стеллажа составляет 50–60 см, хотя для габаритных предметов (автомобильных шин и дисков, запчастей, коробок и пр.) разумно будет предусмотреть более широкие полки.

Закрытый подвесной стеллаж для гаража

Высота яруса может быть различной и подбирается в соответствии с потребностями владельца гаража. Практично размещать самые широкие и глубокие полки внизу. Здесь удобнее хранить тяжёлые и громоздкие предметы, которые в случае необходимости легко достать. С другой стороны, глубокие полки можно установить и под потолком гаража. Ведь на верхнем ярусе очень удобно складировать габаритные, но лёгкие вещи или же редко используемые предметы. Кроме того, отдельные ярусы удобно разделять на секции, что облегчит сортировку складируемого.

Чертёж простой стеллажной системы для гаража

Обратите внимание: Нежелательно, чтобы ширина полок, особенно из тонкого материала, превышала 1–1,5 м. Это приведёт к снижению прочности конструкции и провисанию ярусов. Что касается длины, удобно отталкиваться от размера не менее 60–80 см, иначе полки будут неудобными для хранения длинных предметов. Вертикальный шаг стеллажной системы принимается по требуемой высоте складирования. К примеру, высоту нижнего яруса можно принять 70 см и отвести его под хранение автомобильных шин, колёсных дисков, большой тары и проч. Если добавить ещё яруса 2 по 50 см, то суммарная высота стеллажа составит 1,7 м. В гараже с потолком высотой 2,5 м самая верхняя полка такой конструкции будет иметь 60-см шаг с учётом 20-см расстояния от пола до нижнего яруса.

Инструменты и вспомогательные материалы

Для самостоятельного изготовления, сборки и установки стеллажной системы потребуется немалый арсенал инструментов, а также вспомогательные материалы. Инструментарий для выполнения поставленной задачи содержит:

  • строительный уровень;
  • рулетка и маркер;
  • шуруповёрт;
  • электродрель с функцией перфоратора;
  • электролобзик;
  • дисковая пила с дисками по металлу (если каркас стеллажа изготавливается из стального уголка или профильной трубы);
  • сварочный аппарат (для сварки элементов металлического каркаса стеллажа);
  • ручной инструмент (строительный уголок, плоскогубцы, молоток, отвёртки и гаечные ключи).

Обратите внимание: Сварной стеллажный каркас сложен в изготовлении, поэтому нередко сварке предпочитают болтовые соединения.

В список вспомогательных материалов следует внести:

  • дюбеля или анкера (для крепления деревянного или металлического каркаса к элементам конструкции гаража);
  • саморезы по дереву или металлу либо болты с гайками (для крепления полок к каркасу);
  • свёрла по бетону, дереву и металлу;
  • грунтовка и краска для металлических и деревянных элементов конструкции;
  • кисть для грунтования;
  • шлифовальная шкурка.

Обратите внимание: В некоторых случаях деревянные полки удобнее фиксировать на каркасе с помощью специального клея.

Изготовление стеллажной системы своими руками

Самостоятельное конструирование полок или стеллажа для гаражного хозяйства выполняется с последующей сборкой. Алгоритм работы следующий:

  1. С помощью дисковой пилы или электролобзика из стального уголка, профилированной трубы или деревянного бруска нарезаются элементы каркаса: стойки, поперечные и продольные перекладины, усилители.
  2. На вертикальных стойках стеллажа выполняется разметка для установки поперечных и продольных перекладин под полки.
  3. Если речь идёт о полках, на горизонтальных перекладинах, которыми они будут держаться на стене, отмечаются точки крепления дюбелями или анкерами. Далее, их необходимо перенести на стену и выполнить перфоратором отверстия соответствующего диаметра и глубины.
  4. На элементах каркаса под болтовые соединения с помощью дрели со сверлом по металлу выполняются отверстия необходимого диаметра.
  5. Если выбор пал на сварной каркас, элементы последнего нужно состыковать аккуратными швами.
  6. Металлический каркас шлифуется, грунтуется и окрашивается. Деревянную основу стеллажной системы тоже желательно отшлифовать, огрунтовать и покрасить для защиты от плесени и гниения.
  7. Из ДСП, фанеры или досок вырезаются полки нужного размера, после чего их поверхность нужно перфорировать.
  8. Полочный каркас крепится к стене или потолку гаража, после чего на нём с помощью клея, саморезов или болтов фиксируются полки.
  9. Сборка отдельного стеллажа проводится в несколько шагов:
  • монтаж боковых стоек;
  • крепление поперечных и продольных перекладин, а также усилителей;
  • установка полок на каркас.

Самодельная стеллажная система на металлическом каркасе и полками из ДСП

Как сделать полочки самостоятельно

Если для установки отдельного стеллажа свободного места в гараже недостаточно, помещение обустраивается полками. Последние могут быть:

  • подвесными;
  • навесными.

Подвесные полки рационально устанавливать в помещениях, стены которых выполнены из материалов, сложных в обработке либо неспособных нести дополнительные нагрузки. В этом случае полочный каркас, который изготавливается, как правило, из металла, будет крепиться к потолку. Последний должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес не только всей конструкции, но и складируемых на полках вещей.

Обратите внимание: Для снижения нагрузки на потолок, каркас конструкции желательно оснастить настенными креплениями.

Изготовление и монтаж подвесных полок выполняется в несколько этапов:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка или профильной трубы следует вырезать три элемента: основную продольную балку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. На основной продольной балке выполняются отверстия для крепления к потолку или боковым стенам гаража.
  3. К вертикальным стойкам привариваются или с помощью болтовых соединений фиксируются горизонтальные перекладины.
  4. С помощью сварки или болтовых соединений каркас прикрепляется к основной несущей балке, закреплённой под потолком.
  5. Горизонтальные перекладины, упирающиеся в стену, оснащаются креплениями (уголками) для надёжной фиксации.
  6. Из досок, фанеры или ДСП по заранее вычисленным размерам вырезаются полки. Перед установкой их необходимо перфорировать и оснастить отверстиями для крепежа к каркасу.
  7. С помощью болтов полки монтируются на каркас.

Система подвесных полок с несущей балкой, закреплённой на стенах гаража

Обратите внимание: Если потолок гаража выполнен из бетона или иного материала достаточной прочности, от несущей балки можно отказаться. Но в этом случае доведётся выполнить крепление к плоскости потолка каждой из вертикальных стоек каркаса.

Монтаж полочного каркаса на бетонный потолок

Навесные полки изготавливаются следующим способом:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка, профильной трубы или деревянного бруса вырезаются горизонтальные несущие балки под каждую полку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. Горизонтальные перекладины оснащаются крепёжными отверстиями и фиксируются на несущих балках.
  3. Балки монтируются на стену с помощью анкеров или дюбелей.
  4. На установленный каркас с помощью болтов или саморезов фиксируются полки, вырезанные из досок, фанеры или ДСП и предварительно отшлифованные и окрашенные.

Деревянные навесные полки из дерева, установленные на кирпичной стене

Обратите внимание: Для монтажа полочного каркаса на стену или потолок гаража удобно использовать специальные кронштейны, которые продаются в магазине. Деревянная основа стеллажа дополнительно усиливается в узлах с помощью металлических уголков или распорок.

Видео: самостоятельное изготовление стеллажной системы

Дополнительные удобства в гараже

Если гараж достаточно просторный, его можно использовать не только в качестве склада для запчастей, инструментов, строительных материалов и всевозможного хозяйственного хлама, но и в роли домашней мастерской. Для этого нужно добавить в обстановку приспособления, которые многократно повышают удобство выполнения различных технических операций. К таким приспособлениям можно отнести:

  • верстак;

Самодельный верстак для работы в гараже

Верстак - весьма полезная деталь обстановки в гараже, которая представляет собою стол, оборудованный ящиками, полками, тумбочками и техническими приспособлениями для выполнения различных хозяйственных или ремонтных работ (тисками, электрической розеткой, локальной подсветкой и пр.).

  • мойку;

Мойка и варочная панель в автомобильном гараже

Мойка - практичное и полезное решение, которое обеспечит бесперебойное водоснабжение в гараже, необходимое не только для мытья рук, но и для ухода за автомобилем, а также мероприятий, связанных с уборкой в помещении.

  • смотровую яму;

Гаражная смотровая яма своими руками

Смотровая яма - крайне необходимое приспособление для гаража, в котором автомобиль будет не только храниться, но и ремонтироваться.

  • овощехранилище (погреб);

Погреб (овощехранилище) в гараже

При недостатке свободного места в доме гараж можно обустроить овощехранилищем, в котором удобно хранить овощи, соленья или продукты, требующие особого температурного режима.

  • шкаф;

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже, позволит не только аккуратно разместить различные мелочи, инструменты или запчасти, но и ограничить к ним доступ.

  • вентиляцию, отопление и т.д.

Вентиляция и отопление в гараже необходимы в том случае, если помещение используется круглый год, причём не только для хранения авто, но и для выполнения ремонтных и хозяйственно-бытовых работ.

Обратите внимание: обустройство гаражного помещения всецело зависит от нужд и финансовых возможностей его владельца. При этом практически любое из необходимых приспособлений для ухода за авто или ведения домашнего хозяйства можно либо купить в готовом виде, либо изготовить и установить своими руками, значительно сократив денежные расходы.

Галерея решений

Универсальная стенка для хранения инструмента, автозапчастей и хозяйственного инвентаря в гараже Стеллажная система из дерева для обустройства гаражного помещения

Хранение электроинструмента в гараже на специальной полке

Многие полезные идеи рождаются непосредственно в процессе обустройства гаража. К примеру, стеллажную систему можно сделать разборной, оснастить некоторые из ярусов бортиками или секциями для хранения различной мелочи. Примечательно, что сразу спланировать всё то, что может понадобиться в процессе ухода за автомобилем и решения хозяйственных задач в помещении гаража, весьма непросто. Поэтому начинать стоит с самого необходимого, например, с полок или стеллажа, верстака или шкафа, которые позволят оптимизировать пространство в помещении и облегчат выполнение повседневных работ по уходу за авто и домашним хозяйством.